Главные вкладки

    Доклад на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    статья на тему

    Двойнова Марина Валерьевна

    Доклад на тему:"Использование информационно-комуникционных технологий на уроках математики" был заслушан на районных педагогических чтениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskie_chteniya.rar79.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Двойнова М.В.

    МОУ Снежногорскя СОШ

    Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. Системное, эффективное формирование данной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

    Изменения, происходящие обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования.

    Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

    Общепризнанно, что математика является учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной.

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, на уроках необходимо активно использовать информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

    Цели использования компьютера на уроках математики следующие:

    • развитие межпредметных связей математики и информатики;
    • формирование компьютерной грамотности;
    • развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
    • реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

    Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

    Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования.

    Процесс организации обучения учащихся с использованием ИКТ позволяет:

    • сделать этот процесс интересным за счет новизны, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
    • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
    • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
    • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
    • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую активность.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
    при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

    Приведу в качестве примеров виды деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения.

    1.На этапе усвоения новых знаний возможно и желательно использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации.  Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. При объяснение нового материала я использую электронное пособие «Кирилл и Миффодий», «Открытая геометрия» презентации.

    2.Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты. Все это также может быть представлено в виде презентации, а так же  я использую электронное пособие «Витаминный курс математики», «Тесты по математике» . В реализации это один из самых простых  этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект: быстрое получение результатов, отсутствие субъективного фактора.

    3.Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от  информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.

    К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации о применении изучаемого материала. Например в этом учебном году учащиеся 9 класса самостоятельно исследовали некоторые объёмные фигуры и представляли на уроке свой доклад с сопровождением мультимедийной презентации. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться  полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности.

        Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому  использование на уроках геометрии в 10-11 классах УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся.

    На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков.

    Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять  экспериментально - исследовательскую  деятельность, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

    Таким образом, преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело он умеет организовать работу с учебной информацией. Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких уроков, но и своим ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.

    Литература

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
    2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

    Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

    Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».

    В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий....

    Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

    Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

    Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

    Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...

    Проектная работа на тему "Использование новых информационных технологий на уроках математики"

    ВВЕДЕНИЕ      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяже...