Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».
материал на тему

В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt3.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Саратовской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2 VIII вида г. Энгельса»

Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».

Подготовила: воспитатель ГС (К)ОУ «С(К)ОШИ №2 VIII вида г. Энгельс» Евлоева Лейла Суламбековна

        

                                                Энгельс, 2015 год

         За последнее время произошли большие изменения во внедрение информационных технологий в жизнь общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение. 

Одним из приоритетных  направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.            

Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру,  все задания должны носить занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности.

Задачи ИКТ в коррекционном воспитании:

– развитие психических функций учащегося: мышления  внимания, памяти, воображения, воли;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация воспитания;

– использование компьютера как средства познания.

Возникает вопрос, где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке и во внеурочное время.

                Подробнее остановимся на вопросе использование ИКТ во внеурочное время. ИКТ позволяет расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности детей с ОВЗ, повышает интерес воспитанников и активизирует их деятельность. Современные информационно- коммуникационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества воспитательного процесса в самых разных сферах. ИКТ могут быть использованы на любых этапах подготовки и проведения мероприятия. Применение ИКТ в воспитательной работе сейчас очень актуально и востребовано.

Я работаю в  коррекционной школе – интернате №2 VIII вида г. Энгельса воспитателем и стараюсь использовать ИКТ в полном объёме. Наша школа-интернат имеет все необходимые ресурсы для использования ИКТ в воспитательском процессе: компьютерный класс, интерактивную доску. Использование ИКТ в своей работе даёт мне возможность представить наглядно тот материал, который невозможно продемонстрировать другими способами, создать положительную атмосферу, активизировать познавательную деятельность воспитанников. Самой  распространённой формой подготовки  к внеклассным мероприятиям в моей работе является создание мультимедийных презентаций. Одним из таких мероприятий был фестиваль национальных культур «Народов много – страна одна». Наша «семья» представляла республику Ингушетию. Воспитанники моей группы принимали активное участие в создание презентации. Ребята были разделены на три группы. Первая группа занималась поиском информации в интернете, а именно знакомились с достопримечательностями республики, с национальной кухней, костюмом.  Затем после подбора материала под моим контролем вторая группа создавала презентацию. Третья группа демонстрировала готовый материал. По такому же принципу проходила подготовка и показ проекта «Моя школьная форма». Воспитанники разделились на три группы: историки, журналисты, оформители. Историки собирали материал, используя интернет, о возникновении школьной формы и её изменениями в течение времени. Журналисты познакомились со школьной формой детей из разных стран мира и провели опрос среди ребят группы, какую бы школьную форму хотели носить они. Третья группа – оформители по собранному материалу составляли коллаж. Кроме мультимедийных презентаций я провожу занятия в компьютерном классе. На занятиях под моим руководством воспитанники в интернете находят  кроссворды, пословицы, стихи, загадки, заполняют анкеты, проходят тестирование на заданную тему, учатся набирать текст в Worde, работать с интерактивной доской. Например, на занятии «Школа вежливых наук» ребята выполняли задание на интерактивной доске «Найди вежливые слова». На  занятии «Письмо другу» дети учились печатать письмо на компьютере. Старшие ребята составляли самостоятельно текст, а младшие печатали письмо по образцу. С удовольствием воспитанники пользуются электронными журналами http://www.klepa.ru и http://www.detgazeta.ruНа их страницах ребята находят много интересных рассказов, сказок, головоломок, игр, викторин, загадок и многое другое. Воспитанники моей группы принимают участие в пополнении материалами школьного сайта: выставляют свои рисунки, фотографии, сочинения, поделки.
Благодаря таким занятиям дети приобретают навыки работы на компьютере, у них появляется осознание того, что им доступны те знания, о которых они не ведали ранее. Ни  одно мероприятие не обходится без музыкального сопровождения. Это могут быть как песни под фонограмму, так и танцы. Ребята сами ищут музыку, фонограмму, песни в интернете скачивают на флешкарты. Кроме этого воспитанники в интернете ищут фильмы про войну, дружбу, животных, детские сказки, поучительные мультфильмы по ПДД и пожарной безопасности. Ребята моей группы  принимают участие в дистанционных конкурсах, например  в Первом международном творческом конкурсе рисунков «Мой друг, спасибо, что ты есть». Особое внимание на занятиях с применением компьютера уделяю здоровьесберегающим технологиям. С целью предотвращения перегрузки воспитанников и сохранения их здоровья провожу физминутки, гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение (звуки природы, пение птиц ).  

 В этом году была опробирована инновационная технология общения «Интерактивный видео-мост». В декабре в группе прошёл час общения по скайпу с Дедом Морозом. К встрече дети готовились заранее. Творческая группа, состоящая из трёх старшеклассников, подготовила и представила презентацию «История возникновения праздника Новый год». Ребята разучили стихи, приготовили подарки для Деда Мороза. В ходе общения каждый ученик рассказал о своих успехах, неудачах и планах на будущий год. Для воспитанников данная форма общения была необычной, они долго обсуждали встречу и делились впечатлениями. Применение информационно- коммуникационных технологий не ограничивается только демонстрацией презентаций, компьютер используется как средство хранения информации (фото, видео) и как средство коммуникации (сайт, почта).

                В заключение хочу сказать, что в результате применения ИКТ в нашей школе - интернате значительно повысился интерес педагогов и детей в использовании новых технологий. Воспитанники научились элементарным навыкам работы на компьютере: работать в Worde, создавать презентации, находить нужную информацию в интернете. Видя результаты своей работы, у детей возросла заинтересованность в конкурсах, мероприятиях и проектах. Применение ИКТ способствовало повышению мотивации, развивает познавательную активность, позволяет расширить сферу самостоятельной деятельности, проявить свою индивидуальность, расширяет детский кругозор ребёнка, воспитывает творческую личность. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс.

Список использованных источников:

http://novainfo.ru/archive/19/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-vospitatelnom-processe

http://xn----dtbqybamjef.xn--p1ai/2012/section/206/94931/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/01/20/doklad-na-temu-ispolzovanie-ikt-v-praktike-raboty-uchitelya

http://skshiizb.dagschool.com/stranichka_zamdirektora_po_ikt.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Доклад на тему:"Использование информационно-комуникционных технологий на уроках математики" был заслушан на районных педагогических чтениях...

«Активизация познавательной деятельности во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида»

Некоторые виды работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

      С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...

Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".

В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уров...