Главные вкладки

    Использование информационных педагогических технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
    статья на тему

    Кутузова Екатерина Борисовна

    Особенности использования компьютерных технологий в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

           Стремительное развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью внедрения различных инноваций. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Необходимо менять и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно,  учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, что бы общаться на одном языке с ребенком. Одной из таких технологий и является новая информационная (компьютерная) технология.

           Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых являются современные технические средства (компьютеры, проекторы (графопроекторы, слайд-проекторы), интерактивные доски (приставки).

           Современный учитель использует в своей деятельности информационные технологии для:

    • проведения уроков;
    • создания наглядных пособий, проверочных и контрольных работ;
    • создания компьютерных тестов;
    • диагностики и коррекции знаний;
    • обмена опытом (Internet)

           Все мы знаем, что нашим учащимся, в силу своих познавательных особенностей, бывает сложно понять, осмыслить и усвоить новый материал на уроках. Поэтому сложный материал урока представляется скучным и  интерес ребенка к предмету постепенно истощается. Для лучшего усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. В этом нам и помогут компьютерные технологии.

          Основными целями использования информационных технологий в специальных (коррекционных) классах являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса.

           В изучении школьных курсов можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

    • наглядное представление объектов или явлений;
    • использование анимации, моделирования;
    • система тестового контроля, самоконтроля;
    • использование виртуальных экскурсий.

           Существует несколько форм применения компьютерных технологий, которые могут быть использованы в коррекционной школе:

    • презентации
    • видеоматериалы
    • системы электронного тестирования (созданные самостоятельно в программе Excel или c помощью готовой программы “My Test”, “Test Onlain” и др.)
    • прикладные программные продукты (на дисках издательств “Просвящение”, “1C” “Кирилла и Мефодия” и из Интернет-базы информационно-образовательных ресурсов)
    • интернет – уроки (поиск информации)

           Использование компьютерных технологий наиболее оправдано на уроках научно-естественного направления. Предмет география как раз относится к этому направлению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, не может наблюдаться учащимися, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, поэтому очень велико значение наглядности для формирования представлений и понятий.

    В своей педагогической деятельности из представленных форм компьютерных технологий я использую презентации, видеоматериалы и готовые электронные продукты.

           В связи с тем, что существующие электронные продукты ориентированы на массовую школу их использование возможно лишь выборочно, обычно в качестве дополнительной углубленной информации.

           Для обеспечения интереса к изучаемой теме мною используются видеофрагменты. Еще Л.В. Выготский писал: “Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". Так же, когда изучаются принципиально новые для учащихся понятия, соответствующие объекты должны быть представлены в естественной, наглядной форме, и лучший способ предоставления информации это видеофрагменты.

           Презентация, является самой распространенной формой. Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (на уроках географии это работа с картой, с учебником, выполнение заданий в тетрадях или к.картах). Включение в презентацию заданий, вопросов позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению школьниками самопроверки.

           Использовать презентацию можно на любом этапе урока:

    • на организационном этапе;
    • этапе актуализации знаний, умений и навыков;
    • этапе изложения новых знаний;
    • этапе закрепления, обобщения и систематизации;
    • и этапе контроля знаний.

           Рассмотрим возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока:

    Этапы урока        

    Содержание         

    презентации

    Цели        

    Организационный        

    Интригующая заставка        

    Подготовить (настроить) учащихся к работе на уроке

    Актуализация опорных знаний

    Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу        

    Восполнить недостающие  у учащихся  знания, вспомнить необходимые опорные знания

    Формирование новых понятий

    Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

    Демонстрация нового учебного материала

    Контроль и учет знаний

    Задания разного уровня сложности

    Организация контроля и самоконтроля

           Использование информационных технологий на уроках повышает мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
    1. Повышает эффективность учебного процесса;
    2. Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
    3. Сокращает время на подачу учебного материала;
    4. Развивает познавательную активность и самостоятельность учащихся;
    5. Способствует развитию и коррекции психических процессов учащихся.

    Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. К сожалению, пока очень часто компьютеру отводят роль дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел.

     

    Помните, что наша задача – превратить учебу в живое, интересное и увлекательное сотрудничество педагога и ученика. А новые технологии – добрые помощники  нам в этом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

    Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

    Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

    Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

    Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

    Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

    В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

    Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

    В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

    Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».

    В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий....

    Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".

    В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уров...