ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
методическая разработка на тему

Мушарапова Ильвира Фаридовна

ПРОГРАММА

поликультурного образования

и воспитания обучающихся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

на 2011-2020 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_shkola_no175_programma_polikult._obr._i_vosp.-1.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                        «Утверждаю»

Председатель профкома                                                 Директор школы №175

                Р.Н.Билялова.                                                                           А.С.Валеева.

                                                                            Приказ № ____от _________

ПРОГРАММА

поликультурного образования

и воспитания обучающихся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

на 2011-2020 годы

       Принято на заседании

Педагогического совета школы №175

/Протокол №1 от 26.08.2011 г./

  1. Введение.

Нормативно-правовой и методической основой программы поликультурного образования и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Концепция поликультурного образования и воспитания.

Программа   поликультурного воспитания направлена на формирование уважения и сохранения культурного многообразия;  поддержку равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Стратегия  поликультурного воспитания  в рамках данной Программы выстроена в русле общей стратегии культурного диалога и культурно-цивилизационного роста,  с учетом конкретных особенностей и возможностей функционирования национального языка, должной социальной, религиозной и психологической аргументации. Нравственный смысл Программы  заключается в том, что в ее основе лежит   формирование уважения к свободе другого и осознания того, что свобода не является вседозволенностью,  и  что   свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого.  Воспитание в  духе поликультурного диалога  направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим,  оно  способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Цель программы

Согласно Концепции развития  поликультурного образования, целями поликультурного  воспитания являются:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в  условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Задачи программы

Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи:

  • Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
  • Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося).
  • Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.
  • Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).

Сроки и этапы реализации программы:

Этапы

Сроки

Контингент учащихся

1 этап

2011-2013

1- 4 классы

2 этап

2014-2018

1-9 классы

3 этап

2019-2020

1-11 классы

Планируемые результаты поликультурного образования и воспитания

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур.  Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской  идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство. Программа поликультурного воспитания призвана изменить восприятие учащимися  иных культур и религий; научить взвешенно подходить к оценке событий в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.

Высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:

  • знаний истории культур народов России, Республики Татарстан;
  • качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;
  • культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,
  • коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия.

  1. Принципы и особенности организации содержания поликультурного образования и воспитания

Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования:

  • Принцип преемственности.  
  • Принцип дифференциации и разнообразия.
  • Принцип креативности.
  • Принцип культурной целостности.
  • Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.

Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:

  • принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов",  развитие целостного поликультурного мировоззрения;
  • принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;
  • принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

В основе содержательных компонентов Программы:  

  • взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
  • гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
  • одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;
  • последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
  • творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Программа поликультурного воспитания  взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и  является единством четырех блоков:

Знаниевый

Реализуется информация  культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции   в русской культуре; русский и иностранные языки – на коммуникативную, география – межэтническую,  история – политическую составляющие и т.д.

Отношенческий

Реализуется через школьные предметы: через литературу –  отношения к классическому наследию страны, историю – к историческому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д.

Деятельностный

Реализуется через организацию совместной работы учащихся, подведение итогов деятельности,  создания  ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других,  внести реальный вклад в общее дело и др

Воспитательный

Реализуются через организацию внеклассной работы, направленных на развитие  у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: 

  • социокультурной идентификации личности;
  • освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению;
  • развития навыков социального общения.

Личностно-ориентированные технологии в реализации  Программы поликультурного образования и  воспитания направлены на:

личность

помощь семье в поликультурном воспитании

развитие компетентности педагога

  • методика решения проблемы поликультурного воспитания средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности;
  • психологическая диагностика проблем личности;
  • обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения;
  • обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния   и др.).

  • технология помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям);
  • анализ  психологических условий развития толерантности у родителей;  
  • механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от национальных особенностей и  религиозной направленности семьи).

  • пути  развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей;
  • развитие    готовности  реализовать концепцию  поликультурного образования,   углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по поликультурному воспитанию, расширение  профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).

В основу Программы поликультурного образования и воспитания заложено   формирование базовых компетентностей:

  • социальная компетентность: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, толерантность, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;
  • коммуникативная компетентность, относящаяся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни;
  • информационная компетентность, связанная с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, массмедийными средствами и рекламой;
  • образовательная компетентность, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» и др.

Программа ориентирует также на  формирование, среди прочих, таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности.

  1. Реализация Программы поликультурного образования и воспитания

Реализация Программы поликультурного образования и воспитания:

в начальной школе направлена на:

  • расширение кругозора учащихся;
  • выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание   ценности самобытности этнокультур;
  • воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.                                    

в основной школе направлена на: 

  • формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;
  • развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
  • формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

в средней (полной) школе направлена на:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в  условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

На уровне учебной деятельности

  • корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Республики Татарстан, профилизация образования, информатизация учебного процесса.

На уровне воспитательной работы:

  • формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

  • проведение родительских лекториев
  • проведение совместных дел, праздников
  • индивидуальная работа с родителями

На уровне профессионального образования педагога:

  • повышение квалификационного уровня
  • разработка методики составления авторских программ
  • создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания

Воспитательная работа в рамках   Программы   включает следующие направления:  

  • формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;
  • воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
  • воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
  • формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
  • осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
  • целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
  • развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради  уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
  • осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
  • формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
  • формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
  • пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
  • изучение национальных традиций и обычаев;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
  • изучение основ религиозной культуры разных народов;
  • раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
  • освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

В решении поставленных задач большое  значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать  приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться  к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Родительская  семья  является  своеобразным  транслятором  особенностей  этнического  сознания.  Традиционно  именно  она  формирует  идеалы,  общественно-социальные  установки  через  комплекс  этико-нравственных  понятий,  составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая  из  поколения  в  поколение  объективно-субъективные  ценности  и  осуществляется  связь  времён,  «спиралевидное  восхождение  человеческой  духовности,  наследование  социально-генетического  кода,  социальной  памяти  народа» (Гершунский Б.С.).

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Причины возникновения конфликтов  у детей
  • Как учить детей общаться?
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
  • Этика семейного общения у детей.
  • Воспитание терпимого отношения к людям других наций и      вероисповедания.

Примерные  вопросы  для  дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми? 
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Нужно ли властвовать собой?
  • Возможно ли жить без конфликтов?

  1. План мероприятий по  реализации Программы.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Организационные мероприятия

1

Заседание педагогического совета  «Поликультурное образование как часть педагогической культуры учителя».

Март 2011г.

Директор школы Валеева А.С.

2

Ознакомление и обсуждение Программы поликультурного воспитания.

Педагогический совет от 29.08.2011 года

Зам. директора по УР по вопросам нац.-го обр.-ния Багавиева Г.М.

3

Проведение цикла лекций для учителей по вопросам поликультурного воспитания

Ежегодно

Зам. директора по УР

II. Учебно-воспитательный процесс

1

Включение компонента национальной культуры в изучении школьных предметов

Ежегодно

Зам. директора по УР

2

Проведение внеклассных мероприятий на двух государственных языках РТ

Постоянно

Зам. директора по УР

3

Организация кружков дополнительного образования, внеурочной деятельности с комплексным включением компонента национальной культуры

Ежегодно

Зам. директора по УР

III. Работа с учащимися

1

Проведение классных часов, бесед, дискуссий, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей национальностей, проживающих в Татарстане

Ежегодно

Классные руководители

2

Проведение ролевых, деловых, образовательных игр по поликультурному образованию и воспитанию

Ежегодно

Классные руководители

3

Проведение соревнований с использованием национальных игр,

викторин на знание национальных  культур.

Ежегодно

Классные руководители

4

Организация и проведение заочных путешествий, экскурсий в музеи, к историческим местам и памятникам

Ежегодно

Классные руководители

5

Организация и проведение акций милосердия

Ежегодно

Зам. директора по УР, классные руководители

6

Анкетирование участников образовательного процесса по определению уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся

Ноябрь 2011г.

Зам. директора по УР, классные руководители

7

Консультативная помощь детям в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, учителями.

Постоянно

Классные руководители, школьный психолог

8

Проведение тренингов по групповой сплоченности, снятию личностной и ситуативной тревожности.

Постоянно

Классные руководители, школьный психолог

9

Обучение умению выхода из конфликтной ситуации и ее предотвращения.

Постоянно

Классные руководители, школьный психолог

10

Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Постоянно

Классные руководители

11

Приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

Постоянно

Учителя

12

Организация и проведение фестиваля «Дружбы народов»

Ежегодно в феврале

Зам. директора по УР, классные руководители

13

Проведение классных часов: «Как помогают родителям?»,   «Чем   помочь   родителям? «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п., с целью создания атмосферы повышенного внимания  к родителям, заботы о них

Постоянно

Классные руководители

14

Проведение  сочинений,   тематика  которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя  семья»,   «Как  трудятся  мои  родители»,   «Моя родословная»  и др.)

Постоянно

Классные руководители, учителя русского языка и литературы

15

Организация  поздравлений  с  праздникам днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей)

Постоянно

Классные руководители

IVРабота с родителями

1

Проведение бесед, занятий, направленных на формирование взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье. 

Постоянно

Зам. директора по УВР; классные руководители

2

Знакомство родителей  с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями  каждого члена семьи,  распределение   обязанностей   между   родителями   и детьми)

Постоянно

Классные руководители

3

Проведение творческих  встреч   с родителями,   рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах  на актуальную  проблему

Постоянно

Зам. директора по УВР; классные руководители

4

Организация выставок результатов труда родителей.

Постоянно

Зам. директора по УВР; классные руководители

5

Организация семейных конкурсов в школе и классе — «Спортивная семья», «Дружная  семья»,   «Читающая  семья»,   конкурс семейных газет и др.

Постоянно

Зам. директора по УВР; классные руководители

6

Представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ)

Постоянно

Классные руководители

7

Проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.)

Ежегодно

Зам. директора по УВР; классные руководители

8

Выполнение  творческих  семейных  заданий при  подготовке  мероприятий  (оформление наглядности,  выступление,  представление проекта и т. п.).

Постоянно

Классные руководители

Тематический план мероприятий и формы реализации Программы

Тематика

Начальная

школа

Основная школа

Старшая школа

«Я и другие»

занятия с применением элементов кросс-культурной психологии

сочинения на заданную тему, выставка работ, выполненных своими руками

тренинг «Я и другие»

«Мой дом, моя семья»

совместные с родителями мероприятия (в т.ч. выездные)

совместные с родителями мероприятия (в т.ч. спортивные),

детско-родительские праздники

конкурс фотографий, генеалогическое древо

«Мир вокруг»

реальный и вымышленный мир, театр, цирк

разбор политических, социальных, нравственных ситуаций

«Краеведение»

«Грамматика общения»,

«Основы конструктивного взаимодействия»

«Национальные языки России»,

тренинги общения

цикл классных часов, бесед

«Основы нравственности»

тренинг «Основы конструктивного взаимодействия»,

 индивидуальные консультации

«Все разные – все равны»

диспуты, дискуссии, обсуждение фильмов, реальных ситуаций

«Национальный язык», «Национальная литература»,

цикл бесед по неформальным субкультурам

участие в молодежных акциях, диспуты,

«Человек и природа»

экскурсии, конкурсы рисунков

составление рассказов о природе, доклады и выступления

путешествия по родному краю, по России, по миру

«Человек и общество»

устное народное творчество

«Введение в этнологию»,

«Информационная культура»

Основы государственности

«Человек и история»

путешествия в историю, чтение и обсуждение исторической литературы

Политические информации, обзор событий в мире,

мировая история, имена в мировой истории

конкурсы исследовательских проектов

«Человек и мир»

развивающие игры и упражнения,

«Дом, в котором мы живем»

цикл классных часов, бесед на раскрытие духовных и культурно исторических ценностей

цикл классных часов, бесед

«Основы нравственности»

Трансляция полученных  в ходе реализации Программы   результатов может осуществляться следующим образом:

  • обсуждение опыта работы и результатов на совещаниях, педсоветах, семинарах, круглых столах;
  • подготовка докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях разного уровня;
  • подготовка и раздача методических материалов на конференциях, семинарах, круглых столах;
  • разработка рекомендаций для педагогов образовательных учреждений и родителей, подготовка рекомендаций для печати;
  • публикация научных и практических материалов в журналах и сборниках;
  • разработка рекомендаций для учащихся по проблемам, выявленным в ходе реализации программы
  • выступления на родительских собраниях, проведение тематических родительских собраний, индивидуальное консультирование родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Поликультурное образование и воспитание в школе.

Из опыта работы ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга...

Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"

Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов  малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем с...

Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Берегите природу – наш дом родной»

Обучающие:дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;научиться применять на практике полученные знания.Развивающие:развивать у воспитанников эс...