Открытое занятие "Пляска - один из основных жанров казачьего танца"
методическая разработка на тему

Голданова Ирина Витальевна

Методическая разработка открытого занятия по народному танцу. Четвертый год обучения. На занятии дается краткая характеристика вида пляски и показ обучающимися. Так же  используется  показ видео материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plyaska_-odin_iz_osnovnykh_zhanrov_kazachego_tantsa.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого занятия по народному танцу

(4 год обучения)

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»

(региональный компонент)

                                                                               

                                                                       Педагог дополнительного    

                                                                       образования:                      

                                                      Голданова Ирина Витальевна

г. Белая Калитва 2014 г.

Характеристики занятия

Уровень образования: дополнительное образование детей

Целевая аудитория: педагог дополнительного образования

Тип занятия: комбинированное (было дано опережающее задание)

Конспект открытого занятия по хореографии

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»

Цель занятия: познакомить детей с основным жанром казачьего танца - пляска

Задачи:

   1. ОБУЧАЮЩИЕ:

  • формирование навыков правильного и выразительного;

движения в области казачьего танца;

  • формирование навыков красивой осанки;
  • расширение уровня знаний.

                         

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • обучение детей приёмам самостоятельной и коллективной работы;
  • самоконтроля и взаимоконтроля;
  • организация поиска новых познавательных ориентиров;
  • развитие творческого мышления;
  • улучшение моторико - двигательной и логической памяти;
  • обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности.

    3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

  • воспитание бережного отношения к наследию прошлого;
  • формирование общей культуры личности ребёнка;
  • воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре казачества.

План занятия

Вводная часть

  • приглашение детей в зал;
  • поклон;
  • историческая справка о казачьей пляске.

Основная часть занятия:

  • экзерсис у станка;
  • ходы и движения по кругу на середине;
  • комбинации разученных движений;
  • казачья пляска и ее виды;
  • просмотр по видео казачьей групповой пляски ансамбля «Вольный Дон»;
  • разучивание казачьего этюда вместе с детьми и приглашенными хореографами.

Заключительная часть занятия:

  • исполнение казачьей пляски «Трава, моя трава» учащимися;
  • подведение итогов;
  • поклон (благодарим друг друга – аплодисменты).

Необходимое оборудование:

  •  музыкальный центр
  • аудиокассеты
  • DVD плеер
  • телевизор
  • DVD диски
  • СD
  • фортепиано

Описание занятия

                                                                               

Дети под музыку входят в хореографический класс. Поклон.

Учитель.

Дети, тема нашего открытого занятия «Пляска – один из основных жанров казачьего танца». Окунемся немного в историю.

Период конца XX – начала XXI века ознаменовался возрождением казачества. Цель концепции государственной политики в отношении российского казачества возрождение и развитие духовно-культурных основ, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей.

Танцевальная этнокультура казачества,  исполнительские традиции,  представляет самобытное, яркое явление.

 Казачий танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории казачества, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие казачьему характеру.

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с основным видом казачьего танца – пляской. Пляска является одним из основных жанров народного танца. Это наиболее распространенный и любимый вид танца казачества. Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют национальный колорит и отражают отдельные черты характера русского человека.

Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и  т. д.   Пляска – это, прежде всего радость, сила, здоровье, это выход энергии пляшущего человека.

Дети, скажите, для того чтобы овладеть искусством народного танца, техникой и выразительностью движений, что необходимо делать?

Ученики.

Нужно делать специальные упражнения – экзерсис у станка и на середине

класса.

Дети исполняют экзерсис народного танца у станка и выходят на середину класса.

  • Plie
  • Battemtnts tendus
  • Battemtnts tendus jetes
  • Подготовка к веревочке и упражнение бедра
  • Rond de jambe par terre
  • Battements foundus
  • Дробная комбинация
  • Flic-flac
  • Zapateado
  • Par tortie
  • Battements developpe
  • Grand battemtnts jetes

Дети выходят на середину класса и выполняют ходы и движения по кругу и на середине, различные комбинации из разученных движений.

1. Основной шаг        11. Дробная дорожка

2. Шаг с притопом        12. Дробь с подскоком

3. Скользящий шаг        13. Ключ: а) простой, б) сложный

4. Шаг на ребро каблука                                         14. Дробь с продвижением в сторону

5. Мелкий на полупальцах        15. Дробь с отбрасыванием ног

6. Переменный шаг        16. Молоточки и моталочка

7. Тройной шаг        17. Веревочка  

8. Гармошка                                                              18. Комбинации из разученных

9. Припадание                                                          движений.

        10. Шаг-бег

 Учитель.

 А теперь давайте поговорим о казачьей пляске. Прежде чем приступать к изучению казачьих плясок, надо изучить положения и позиции рук характерные для казачьих плясок, различные движения, своеобразные жесты, особенности манеры исполнения. Для того чтобы лучше знать культуру казачества, надо знакомиться с традициями, обычаями, культурой и историей, посещать музеи, концерты, театры.

Сейчас я хочу у вас спросить, какие разновидности русской пляски вам знакомы?

Ученики.

Одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая пляска.

Учитель.

Все правильно. В казачьем сословии так же существует много видов плясок. Остановимся на наиболее распространенных, устоявшихся, имеющих вековые исполнительские традиции и прочно вошедших в быт казаков.  

А теперь скажите, что такое одиночная пляска?

Ученики.

Это когда танцует один человек парень или девушка, мужчина или женщина.

Учитель.

        Правильно. Сейчас мы дадим точную характеристику сольной пляске.

Ученица.

Сольная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Каждый исполнитель, внося в одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

Учитель.

А теперь подумайте и скажите, что такое парная пляска?

Ученики.

Это когда танцует пара, парень с девушкой или мужчина с женщиной.

Учитель.

Правильно. Сейчас ученица расскажет о парной пляске.

Ученица.

Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

В казачьих хуторах в начале XX в. среди молодежи становятся популярными молодежные вечера. Обычно для таких вечеров снимали просторную комнату, договариваясь с хозяйкой об оплате. Там устраивали игры и танцы. Чаще других танцевали «Барыню», «Вальс» и «Парочку».  «Парочка» - это что-то вроде «Русской». Кавалер выходил на середину комнаты и кланялся сидящей с краю девушке. Протанцевав 2-3 мин., девушка садилась на место, а парень приглашал следующую девушку. И так продолжалось до тех пор, пока кавалер не перетанцует со всеми девушками. Очень популярными были на таких вечерах состязания на лучшего танцора. В таких состязаниях принимали участие самые лучшие плясуны. Тому танцору, который побеждал, то есть перетанцовывал другого, доставался самый лучший приз. Его подходили и целовали все присутствующие девушки.

Учитель.

А сейчас хорошо подумайте и скажите, как называется такое состязание плясунов?

Ученики.

Это перепляс.

Учитель.

Правильно. Сейчас ученица расскажет подробнее о переплясе.

Ученица.

Перепляс - это состязание в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений. В основе исполнения перепляса лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения.

Перепляс прочно вошел в репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей перепляса. Есть переплясы, исполняемые одними парнями, или одними девушками, но бывают и смешанные переплясы. При этом задача и характер исполнения народного парного перепляса сохраняются.

Учитель.

Интересное описание перепляса дает исследователь Дона А. А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые, став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое колено – фигуру. Этим «коленам» и счету нет: пляшут на ногах, пляшут на животе, пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение разные фигуры…»

А сейчас мы с вами узнаем более подробно о массовом плясе.

Ученица.

В массовом плясе нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Все исполнители без исключения пляшут темпераментно, лихо, с большим увлечением. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса, не дожидаясь его окончания в любой момент. Массовый пляс возникал на различных празднествах и гуляниях и был связан с различными событиями: встречей весны, проводов зимы, свадьбой, удачной охотой. Массовый пляс часто можно увидеть и в наше время на вечерах в клубах и дворцах культуры, массовых гуляниях, свадьбах и т. д.

Учитель.

Что же такое групповая пляска? Об этом нам расскажет ученица.

Ученица.

Групповая пляска имеет определенное количество участников. Различные фигуры и перестроения должны быть четко отработаны исполнителями. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками. Исполняются групповые пляски под популярные в народе песни и плясовые мелодии.

Групповые пляски очень разнообразно представлены как в самодеятельных, так ив профессиональных хореографических коллективах. Каждая область, каждая местность выносит на суд зрителей обработанную с учетом сцены свою традиционную самобытную пляску. Перенесенные на сценическую площадку, эти пляски доставляют радость и эстетическое наслаждение зрителю. Изучая казачьи пляски, мы бережно сохраняем самобытность, манеру исполнения, больше познаем жизнь, обряды и обычаи своего народа.

(Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент групповой казачьей пляски в исп. анс. песни и пляски «Вольный Дон»).

Учитель.

Мы с вами познакомились с основными видами пляски. И сейчас я приглашаю всех детей и хореографов разучить небольшой казачий этюд.

Разучивание казачьего этюда на мелодию казачей песни «Варенька»

Учитель.

Мы с вами живем на донской земле, поэтому должны знать и любить свою культуру. В заключение нашего занятия  мы покажем казачью девичью пляску.

Участники хореографического ансамбля «Островок» танцуют казачью групповую пляску «Трава, моя трава».

Учитель.

Подведем итог нашего занятия.

С какими видами плясок вы познакомились?

(ученики называют)

Учитель.

Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями.

Дети исполняют поклон и под музыку выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»

Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: « ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО ТАНЦА»

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры,бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей....

Жанры казачьих песен.

Конспект урока разработан с целью создания условий для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен, развивать музыкально-языковое мышление учащихся, создать условия для углубления патр...

Методические рекомендации.Тема занятия "Детектив как один из популярных жанров литературы"

Знакомство с лексикой по теме "Преступления" и чтение детективного рассказа...

Методическая разработка открытого занятия Тема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»

Методическая разработка открытого занятияТема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»...