Роль современного естественнонаучного кабинета и набора трёх «Т» (таланта, терпения, труда) как основных инструментов для всестороннего изучения ВПКН.
статья по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_natali_evgenevny_2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль современного естественнонаучного кабинета и набора трёх «Т» (таланта, терпения, труда) как основных инструментов для всестороннего изучения ВПКН.

Цикл естественнонаучных дисциплин близок и интересен детям во многом, потому что это фундаментальные науки, которые включают элементы практической и экспериментальной деятельности. В этом кабинеты химии, физики и биологии являются незаменимыми. Известно, что пространство, в котором находишься, определённым образом влияет на настроение.

Наши кабинеты занимают особое место среди других школьных кабинетов. Они должны быть частичкой природы и отражать частицу ВПКН, которое мы изучаем и стараемся сохранить. В их оформлении должен быть отражён видовой состав флоры и фауны данного региона, те экологические проблемы, с которыми сталкиваются жители СПб и Лен. Области. В наших кабинетах проводятся не только уроки, но и внеклассные мероприятия, олимпиады, научные конференции, дискуссии. Всё это требует такого оснащения, которое позволило бы широко использовать технические средства обучения, проводить демонстрации опытов, самостоятельные, лабораторные и практические работы, работы с книгой и раздаточным материалом.

Сегодня для учителя и учеников открывается широкий доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам, музеям, памятникам культуры. Учитель является тем проводником, который откроет возможность для развития, самообразования, содержательного общения, совершенствования. А накопленный опыт помогают вместить наши кабинеты. Изучение ВПКН нельзя свести к простому посещению музея, поэтому наши ученики сами создают виртуальные экскурсии естественнонаучной направленности, в каб. Биологии разработаны такие экскурсии в Ботанический сад, Кунсткамеру, Пулковскую обсерваторию, Зоологический музей, ВМА, в Петербургский зоопарк.

С помощью информационных технологий мы можем демонстрировать процессы, которые были открыты нашими петербургскими учёными. Например, мы можем моделировать изучение выработки условных рефлексов у животных так, как

Это делал И.П. Павлов, в медицинской академии.

В каждом кабинете есть уголок, посвящённый изучению ВПКН. В кабинете химии он посвящён жизни и работе Д.И. Менделеева в СПб. В кабинете физики конструкции петербургских мостов. В кабинете биологии развитию медицины и биологии в СПб. Например, рассматривая тему «Происхождение культурных растений», сообщаем ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством Н. И. Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), который находится у нас в СПб. Поэтому мировая коллекция семян культурных и дикорастущих культур хранится у нас в СПб. Несмотря на это, побывать там, не имея учёного звания, невозможно, зато кабинет биологии и урок вмещают эту информацию.

Учебный кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим учебную деятельность каждого ученика. Всю работу кабинета мы стараемся направить на развитие познавательного интереса детей в процессе обучения, в связи с чем стремлюсь как можно рациональнее использовать пространство кабинета. Современные учебники уделяют большое внимание биографиям и достижениям учёных. Поэтому в наших кабинетах созданы электронные коллекции презентаций учеников о жизни и работе петербургских учёных.

Школьные дисциплины естественнонаучного цикла выстраиваются в стройную систему знаний, если они объединены научными понятиями и основополагающими идеями науки, главными из которых выступают историческое развитие природы, её многообразие и взаимодействие природы и человека. Биология, физика, химия должны формировать научное миропонимание, эмоционально-ценностное отношение к живому миру, развивать экологическую культуру личности. Поэтому в оформлении кабинетов выделены 4 содержательных блока: «Единство многообразия живого», «Охраняемые объекты природы», «Вклад петербургских учёных в развитие науки» и «Практическая направленность предметов». При создании кабинетов мы стремились обеспечить необходимые условия для организации учебного процесса и успешного обучения биологии и оформить интерьер кабинета таким образом, чтобы он способствовал воспитанию у учащихся любви к природе.

Одной из ведущих задач экологического образования, которое осуществляется учителями нашего методического объединения, в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических знаний, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе. Сохранность ВПКН начинается с малого, с правильного отношения к школе, к кабинету. Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния кабинета. В этом году в школе работает экологический кружок, который в качестве экспериментальной работы составит экологические карты кабинетов естественнонаучного цикла. В течение 6 лет у нас работает проект «Экологический мониторинг микрорайона школы», результаты которого уже традиционно занимают первые места на экологической олимпиаде.

Одна из важнейших задач, стоящих передо мной как учителем биологии, - обеспечение уроков живыми объектами. При подборе растений для кабинета биологии в первую очередь исходим из того, насколько данные объекты могут быть использованы в учебном процессе.

Кроме этого учитываем декоративность растений и их неприхотливость к условиям содержания. Комнатные растения составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Но любовь к комнатным растениям – это не просто увлечение, это ещё возможность пополнить знания о живой природе. Мы используем комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса ботаники, при формировании биологических понятий. В паспорте кабинета приведёт список видов комнатных растений в кабинете биологии нашей школы и указаны биологические понятия, при формировании которых используются эти растения.

Вместе с ребятами и родителями наших учеников мы занимаемся озеленением пришкольной территории, весной выращиваем рассаду, осенью высаживаем многолетние растения, проводим ботанические и экологические экскурсии на пришкольной территории. Именно здесь ребята понимают, что от того, как мы сохраним наше природное наследие, зависит наша жизнь и жизнь наших потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорная таблица по основным народным промыслам и современным прикладным техникам с набором иллюстраций-наклеек

Таблица предназначена для обзорного ознакомления с категориями и видами народных промыслов и техник декоративно-прикладного искусства и содержит в себе игровой момент, любопытный для учеников. В пусты...

ИКТ – основной инструмент современного урока

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандар...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья: « Физический эксперимент - как основной инструмент мотивации и наглядности при изучении физики».

Роль физического эксперимента в изучении физики. Использование эксперимента в качестве мотивации, на этапе закрепления материала, воспроизведения эксперимента учащимися в ходе практических/ лабораторн...

Семинар - практикум для педагогов "Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников"

Мастер - класс помогает расширить представления педагогов о нейропсихологических. технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников. Научиться применять их на практике....