Памятка по адаптации специалиста на новом рабочем месте
консультация на тему

Сырова Ольга Степановна

Человек на протяжении своей жизни проходит множество этапов. С самого раннего детства он сталкивается с разными людьми, обществами. Не у всех это знакомство и дальнейшее общение проходит благоприятно. Памятка разработана в помощь специалисту проходящему период адаптации в новом учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация на новом рабочем месте

Человек на протяжении своей жизни проходит множество этапов. С самого раннего детства он сталкивается с разными людьми, обществами. Не у всех это знакомство и дальнейшее общение проходит благоприятно. В научной литературе используется для обозначения этого явления термин «адаптация». Адаптация (лат. adapto - приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

В нашем случае можно использовать такой термин, как социальная адаптация (поскольку профессиональная, трудовая адаптация является частью социальной адаптации) — процесс активного приспособления индивида к условиям  социальной среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечает А.Я. Кибанов, «трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха».

Человек сталкивается с адаптацией с самого детства. Первая ступень - детский сад, затем школа, далее профессиональное образование и, наконец, трудоустройство (точнее сказать, трудоустройства). Однако в более раннем возрасте трудности новых знакомств и поиски наилучших отношений с новыми людьми проходят легче. Но чем старше становится человек, тем труднее ему найти общий язык в новом коллективе. Социальные психологи считают, что взрослый человек адаптируется не менее 3х месяцев (для сравнения, у детей этот период сокращается до 1-2 недель.).

Адаптация на новом рабочем месте является одним из важнейших испытаний для тех, кто решил сменить место работы или ищет её впервые. Каждый по-разному переносит адаптационный период: кто-то легко включается в новую деятельность, для кого-то это время большого напряжения. Успешность прохождения адаптационного периода зависит от многих факторов: от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и т. д.

В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением проблемы адаптации только в отношении молодых специалистов. Учитывая, что для любого человека, даже для многоопытного профессионала, адаптация на новом рабочем месте - это всегда стрессовая ситуация, для вчерашних выпускников она связана с полной сменой образа жизни, режима дня, уровня требований и ответственности. Поэтому так возрастает степень актуальности и значимости данного этапа в жизни молодого человека.

Выделяют следующие цели адаптации сотрудника:

  • Уменьшение стартовых издержек. Первое время работник плохо знает свое рабочее место, рабочее пространство, следовательно, он работает менее эффективно.
  • Решение нестандартных и конфликтных ситуаций, возникающих в трудовом процессе.

Снижение периода «озабоченности» (неопределенности) старых сотрудников в связи с принятием нового сотрудника, быстрое вхождение новичка в коллектив:

  • Обеспечение приспособления потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией;
  • Ускорение сроков приближения нового сотрудника к высокой продуктивности и качеству выполняемых работ;
  • Сокращение текучести рабочей силы.
  • Развитие позитивного отношения к работе, мотивации, развитие чувства удовлетворенности работой.

Как адаптироваться на новом рабочем месте

Процесс адаптации включает 3 периода:

1. Период острой адаптации (длится 1-2 месяца). Часто он связан с чувством тревоги, неуверенности в себе, ощущением, что Вы ошиблись или ошиблись в Вас. Новая работа многим кажется совсем не такой, какой она представлялась. Производственные задачи вызывают много вопросов, но человек не хочет выглядеть некомпетентным, пытается решить их самостоятельно, часто неудачно. Идет постоянное сравнение того, что есть, с тем, что было в пользу последнего. Чем более неуверенным и одиноким ощущает себя человек, тем труднее ему быть самим собой. Человек переживает глубокое психологическое напряжение. Этот период заканчивается тогда, когда возникнет ощущение, что Вы справляетесь с порученной работой и что ситуация на работе предсказуема, что среди коллег есть те, кто рады видеть Вас на рабочем месте и Вам доверяют как специалисту.

2. Период оптимизма (спустя 3-4 месяца со времени трудоустройства). Он характеризуется тем, что напряжение первых дней уходит и, успокоившись, человек думает, что он стал «своим» в коллективе и все задачи, связанные с должностными обязанностями, без усилий может выполнить. Наступает расслабление и вот тут-то очень часто совершаются ошибки, связанные и с профессиональными задачами,  и с тонкостями взаимоотношений. Человек что-то делает не так, потому что постигает в первый период адаптации лишь самые общие, формальные стороны, касающиеся его работы и новых коллег. В этот период человек чувствует себя непонятым, а если ему указывают на какие-то недочеты в работе или возникают трудности в отношениях, то испытывает обиду, несправедливость обвинений, человеку кажется, что он попал «не туда», что его недооценивают. Иногда это приводит к глубокому кризису, за которым следует увольнение. Если же человек умеет анализировать, признавать свои ошибки, отодвигать эмоции, он преодолевает этот кризис и становится более компетентным  в выстраивании отношений и реализации своего профессионального опыта.

3. Период  вторичной  адаптации (спустя  6 месяцев после трудоустройства). Человек усваивает все правила и традиции, принятые в данной  организации, успешно  реализует  себя как специалист, становится полноправным членом коллектива. По сути это уже не адаптация, а  закрепление  на  рабочем  месте.

Каждый человек по-своему переносит адаптационный  период: кто-то легко включается в новую деятельность, для кого-то это  время  большого  напряжения. То, как пройдет адаптационный период, зависит от многих факторов: от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок  и  т.д. В  любом  случае  каждый, кому пришлось столкнуться с необходимостью перемены работы, должен понимать, что с ним происходит  и  быть  готовым  успешно  пройти этот  непростой  период  жизни.

 Полезные советы:

 Приходите  на  работу  вовремя.

· Помните, что Вам будет необходимо быстро усвоить большой поток информации: имена, фамилии, телефоны, расположения кабинетов, порядок действий, распорядок дня и т. д. Для лучшего запоминания заведите ежедневник для записей, тогда Вы ничего не забудете!

Организуйте своё рабочее место и рабочее время в соответствии с принятыми в компании нормами и правилами.

Постарайтесь четко определить свои функции и обязанности, согласуйте их с непосредственным  начальником.

Полезно выяснить, в чем заключаются обязанности других членов коллектива, чтобы вы  смогли  определить, как  наилучшим  образом  взаимодействовать  с  остальными  работниками  к  взаимной  пользе.

Если  Вы  не  знаете, как  поступить, не стесняйтесь  задавать  вопросы. Лучше спросить, чем  допустить  ошибку.

·Запланируйте на следующий день даже больше, чем успеете сделать – это Вас «подгонит». Такой практике следуйте в дальнейшем.

· Очень важно вести себя так, чтобы у окружающих составилось мнение, что Вы пришли на работу полноценно трудиться, а не просто коротать время. Необходимо до минимума свести личные беседы по телефону, перекуры, кофе-паузы, общение в социальных сетях и личную переписку. Не закачивайте в рабочий компьютер игры.

Будьте  готовы  к  обучению. Каждый человек на новом рабочем месте проходит стадию  ученичества, т.к. даже если новая работа  соответствует по профилю и содержанию  предыдущей  деятельности, она  все  равно  имеет свою конкретную специфику.

Если Вас критикуют, постарайтесь использовать  критику  себе  во  благо: попробуйте действовать в соответствии с замечаниями и  попытайтесь исправить те ошибки, которые  сделали  Вас  уязвимыми.

О Ваших ошибках начальство должно узнавать от Вас, а не от кого-то другого. Не ищите оправданий, предлагайте, как исправить положение.

Постарайтесь больше слушать и меньше говорить. Тогда Вы произведете впечатление тактичного  и  внимательного  человека.

Соблюдайте поведенческие стандарты, сложившиеся  в  коллективе: время прихода и ухода, манера одеваться, содержание рабочего места, обед, проведение  праздников  и  т.д.

·Уделяйте людям не меньше внимания, чем Вашим должностным обязанностям. Установление хороших отношений в новом коллективе  не  менее  важно, чем  качество  Вашей  работы.

Следует помнить, что сведения о заработке считаются конфиденциальной информацией, обсуждать которую считается неприличным.

Не поддерживайте разговоров, содержащих критику в чей-то адрес, особенно за спиной отсутствующего.

Не будьте слишком открыты в вопросах, касающихся  Вашей  личной  жизни: неизвестно, как эта информация может отозваться Вам в  дальнейшем.

Не забывайте составлять ежедневные отчеты о проделанной работе, даже если на новом месте это не принято. Через пару недель наступит предварительный «разбор полетов», они вам помогут четко ответить на все вопросы, связанные с проделанной работой. Организованный и уверенный в себе работник всегда производит благоприятное впечатление.

Помните, что сначала человек работает на репутацию, а  потом  уже  репутация  работает  на  человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации о молодых коллегах в СМИ на 1-й конкурс "Очерки о молодых специалистах". которая заняла 1 место. Название статья "Молодо - не всегда зелено!"

Это статья на конкурс о молодых специалистах, моём последователе. Статья заняла 1  место в 1 региональном конкурсе " Молодой педагог Тамбовской области"...

Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

Научить обучающихся добывать и использовать информацию – одна из важнейших целей современного образования. Достижению этой цели способствует применение компетентностных подходов в обучении. Зада...

Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)

Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по теме «Автоматизированное рабочее место специалиста» УД «Информатика»

Данный методический материал является разработкой учебного занятия на тему «Автоматизированное рабочее место специалиста»  по учебной дисциплине ОУД.09 «Информатика» профе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия Тема: «Автоматизированное рабочее место специалиста» Учебная дисциплина ОУД.09 «Информатика»

Данный методический материал является разработкой учебного занятия на тему «Автоматизированное рабочее место специалиста»  по учебной дисциплине ОУД.09 «Информатика» профе...

«Наставничество как традиционный прием адаптации молодого педагога на рабочем месте»

Выступление на педчтениях  из опыта работы МБУ ДО "Агнес"  по наставничеству  . Материал включает описание  опыта работы по программе "Первые шаги в профессию"...