Главные вкладки

    Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
    статья по теме

    Богодухова  Ольга Витальевна

    Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государственной политикой, направленной на духовно-нравственное развитие личности.

    Особенность курса «ОРКСЭ» заключается в том, что он безотметочный.  Объектом оценивания становится нравственная и культорологическая компетентность ученика, оценить которую с помощью отметки довольно сложно.

    При переходе от отметочной системы к оценочной необходимо ответить на несколько вопросов: Кто оценивает? Где отражать результаты? Что, а главное, как оценивать?

    Материал был опубликован в журнале "Практика административной работы в школе" (№7, 2015г.) Электронная версия журнала расположена по адресу http://praktika.direktor.ru/archive/2015/07

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система оценки достижения планируемых результатов

    освоения содержания учебного курса

    «Основы религиозной культуры и светской этики»

    Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ").

    Введение данного предмета продиктовано новой государственной политикой, направленной на духовно-нравственное развитие личности. 

    Особенность курса «ОРКСЭ» заключается в том, что он безотметочный.  Объектом оценивания становится нравственная и культорологическая компетентность ученика, оценить которую с помощью отметки довольно сложно. 

    Отсутствие отметочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в сложную ситуацию. С одной стороны, безотметочная система имеет массу плюсов:

    •   освобождает учителя от излишней назидательности;
    •   развивает  у детей самостоятельность, ответственность,  навыки самооценки;
    •   снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.

    С другой стороны, имеет один, но существенный минус: наблюдается снижение мотивации  учащихся.  

    При переходе от отметочной системы к оценочной необходимо ответить на несколько вопросов: Кто оценивает? Где отражать результаты? Что, а главное, как оценивать?

    Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки. Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь, а ученик – в лист оценивания в своей тетради.

    Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ.

    В разных источниках предлагаются разнообразные формы и методы оценки; одни сложны в обработке, другие трудны для понимания учеников. Остановлюсь на наиболее продуктивных.

    Альтернативой отметочной может стать бальная система оценки достижений учащихся в ходе изучения курса ОРКСЭ.

    Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы,  и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении как отдельных тем, так и курса  в целом.

    На первом занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания по курсу ОРКСЭ. Число строк в таблице равно количеству занятий.

    Лист оценивания по курсу ОРКСЭ

    Дата

    Работа на уроке

    Выполнение домашнего задания

    Участие в групповой работе

    Всего

    1 балл – работал(а) по мере необходимости;

    2 балла – принимал(а) активное участие в работе на уроке;

    3 балла - предлагал(а) нестандартное решение учебной задачи.

    1 балл - при выполнении учебной задачи использовал(а) материал учебника;

    2 балла – исполь-зовал(а) дополнительную литературу в ходе решения учебной задачи;

    3 балла - предложил(а) нестандартное решение учебной задачи.

    1 балл – работал(а) по мере необходимости;

    2 балла – при-нимал(а) активное участие в работе группы;

    3 балла - пред-лагал(а) нестан-дартное решение учебной задачи.

    06.09.14.

    13.09.14.

    На разных этапах урока учитель и одноклассники оценивают работу ученика, который  данные заносит в таблицу. В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участия в изучении темы, что, в свою очередь, мотивирует школьника, способствует развитию познавательной активности. К тому же бальная система понятна и родителям, и ученикам, и учителю.

    Самооценка деятельности учащихся на уроке осуществляется через заполнение листов самооценки, которые раздаются в начале года или в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много.

    Предлагаю один из образцов листа самооценки учащихся [3, с.29]. Он прост в обращении, понятен четвероклассникам, наглядно показывает учителю уровень участия каждого ученика в уроке.

    Базовые критерии достаточно просты:

    • я хорошо выполнил свою работу на уроке;
    • я мог выполнить работу значительно лучше;
    • я плохо работал на уроке.

    В конце каждого урока ученики оценивают свою работу и вносят результат в таблицу.

    Лист самооценки

    Дата

    Я хорошо выполнил свою работу на уроке

    Я мог выполнить работу значительно лучше

    Я плохо работал

    на уроке

    06.09.14

    +

    13.09.14

    +

    Графический знак («+») можно заменить цветовыми сигналами: зелёный  цвет – в ходе работы ошибок не было, ученик доволен собой; желтый  - допущены неточности; синий  - надо постараться, и успех придет.

    В безотметочном курсе ОРКСЭ особая роль отводится составлению портфолио. В портфолио ученик собирает творческие работы, материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и т.д. Портфолио позволяет ученикам оценить свою деятельность в ходе изучения курса ОРКСЭ.

    Предметные результаты изучения курса отслеживаются через тестовые работы, которые позволяют отследить уровень усвоения теоретических понятий и владения ими. Тесты оцениваются словами «молодец», «спасибо», «старайся» или «зачтено/не зачтено». Для успешной сдачи теста необходимо выполнить более 70% заданий верно.

    Изучение курса завершается  работой над творческим проектом. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает  в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно.

    Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке.

    Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели  подготовки, результатов и презентации проекта [3,с. 31].

    Критерии и показатели оценки проекта (для учителя)

    Критерии

    Показатели

    Индикаторы

    1

    2

    3

    4

    5

    Оценка работы по подготовке проекта

    Обоснованность выбора темы

    Полнота раскрытия темы, самостоятельность

    Структурированность информации

    Новизна в раскрытии темы

    Степень актуальности и значимость работы

    Ссылки на источники информации

    Разнообразие форм деятельности

    Оценка результата проекта

    Практическая направленность (наличие результата)

    Качество оформления отчета: эстетичность оформления, структурированность информации, соответствие требованиям

    Анализ проделанной работы

    Оценка презентации проекта

    Соответствие представленного материала проблеме проекта

    Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность)

    Степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала)

    Уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы)

    Степень доступности восприятия материала аудиторией

    Соблюдение регламента

    Можно предложить  ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания.

     

    Критерии и показатели оценки проекта (для ученика)

    Показатели

    Индикаторы

    1

    2

    3

    4

    5

    Объём и глубина знаний по выбранной теме

    Наглядность

    Умение отвечать на вопросы

    Культура речи выступающего

    Соблюдение регламента

    Работа над проектом, а затем и его защита покажет, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.

    Оценка усвоения курса ОРКСЭ предполагает не только оценку учебной деятельности, но и оценку результатов развития личностных качеств, что очень важно при решении воспитательных задач курса ОРКСЭ.

    Проследить динамику развития личностных качеств ученика позволяет педагогическое наблюдение. Данный метод позволяет фиксировать и оценивать разные аспекты формирования социальных навыков. Аспекты для наблюдения учитель формулирует сам в зависимости от целей наблюдения.

    Правильно организованная система оценивания на уроках ОРКСЭ позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.

    Литература

    1.        Демидова М. Ю. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009. - 216с.

    2.        Левитский А. В. Методологические особенности преподавания ком-плексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»– Екатеринбург: Институт развития образования Свердловской области, 2010. -73с.

    3.        Оценка уровня обученности учащихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: методические рекомендации/сост. С.В. Арещенко – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2014.- 36с.

    4.    Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ [Электронный ресурс] // URL: http://uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/364-sistema-otsenki-dostizheniya-planiruemykh-rezultatov-osvoeniya-kursa-orkse83468 (дата обращения: 10.10.2014).

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре...

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

    "Влияние интерактивных методов обучения на формирование коммуникативных УУД при изучении учебного курса "Основы мировых религиозных культур"

    В статье проведен анализ возможностей использования интерактивных методов обучения с целю формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур». Раскрыто по...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

    Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

    СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...