Особенности работы педагога-организатора
материал на тему

Данный материал поможет педагогу-организатору не только при работе с детьми в школе, но и при работе в летнем, спортивном, оздоровительном лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_pedagoga-organizatora.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы в работе педагогов-организаторов с подростками.

Наблюдая и изучая трудности молодых педагогов, имеющих малый опыт работы с подростками, можно выделить ряд проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности:

  • установление и удержание контакта «педагог — ребенок», «педагог — коллектив»;
  • замкнутость отдельных подростков, их недоверие к взрослым;
  • неумение распределить и уделить внимание каждому ребенку;
  • развитие собственной наблюдательности, умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка педагога;
  • управление конфликтными ситуациями;
  • умение увлечь детей каким-либо делом;
  • проблемы дисциплины во временном детском объединении, в условиях детских оздоровительных лагерей.

Существует необходимость оказания помощи начинающему педагогу-организатору в овладении основами педагогического общения, в повышении его профессионально-педагогической компетентности во взаимоотношениях и взаимодействиях со своими воспитанниками, коллегами. Необходимо также добиваться психологической готовности педагогов к свободному и ответственному общению с ребенком.

Составляющие готовности работы с детьми.

Психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному взаимодействию с детьми имеет несколько составляющих:

  • внутренняя личная свобода самих взрослых и собственная интернальная позиция по отношению к жизни;
  • знание психологических особенностей конкретных детей;
  • овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»1.

Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог-организатор содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.

Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие педагога с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Опытные педагоги «Орленка» издавна пользуются системой методов и приемов, при которой достигается конструктивное взаимодействие.

Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей.

Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Ведущим фактором продуктивности общения педагога и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности. Таковыми в нашей практике выступают клубы по интересам.

Необходимые педагогические навыки.

В личностно-ориентированной педагогике, основанной на принципах гуманистической психологии, педагогу необходимо овладеть следующими навыками:

  • в общении с подростками, с коллегами признавать права каждого на собственное мнение, собственные убеждения;
  • безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;
  • сопереживать успехам и неудачам;
  • постоянно развивать собственную наблюдательность;
  • признавать и подчеркивать уникальность каждого;
  • придерживаться сотруднического типа отношений.

Правила поведения специалиста

1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.

2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничиваться только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз», ведь даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.

6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе

7. Уметь слушать детей.

8. Стремиться ощущать их настроение в процессе общения.

9. Не забывать, что у детей могут быть конфликты и что можно спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках, стараться быть тактичным.

11. Быть инициативным в общении.

12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям.

14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

15. Чаще улыбаться детям.

16. Стараться, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам.

18. Запоминать отношения с каждым ребенком, изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стратегию разговора.

20. Помнить, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

21. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на культуру и технику речи.

23. Педагог-психолог должен владеть организаторскими способностями.

24. Опыт актерского влияния может пригодиться педагогу-психологу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алиев В.Г. Теория организации. М. 2003.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1993.
  3. Должностная инструкция педагога-организатора.
  4. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном  процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1998.
  6. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем социальном учебном заведении. М. 2001.
  7. Кричевский Р.Л., Маршине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев. 1991.
  8. Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000.
  9. Маркова А.Н. Психология труда учителя. М. 1993.
  10. Немов Р.С. Психология М. 1995.
  11. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М. 1983.
  12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
  13. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л. 1981.
  14. Попова М.П. Теория и практика воспитания. Великий Новгород. 2002.
  15. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М. 2002.
  16. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1996.
  17. Селевко П.к. Современные преподавательские технологии. М. 1998.
  18. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Критерии оценки работы педагога- организатора"

В помощь работе педагогу- организатору....

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...

Особенности деятельности педагога-организатора

Эта статься для тех, кто хочет познакомиться с деятельностью педагога-организатора...