Презентация "Стили педагогического общения"
методическая разработка на тему

Михайлова Ольга Анатольевна

Материал к докладу  "Стили педагогического общения" на МО вопитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое общение.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. 

Стили педагогического общения: 

- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение,  в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится  меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.


 Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили педагогического общения

Слайд 2

Автократический единоличное управление коллективом учащихся последовательное предъявление требований к учащимся жесткий контроль за их исполнением

Слайд 3

Авторитарный возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками

Слайд 4

Д емократический внимание и учет учителем мнений учащихся; стремление понять их, убедить, а не приказывать; ведение диалогического общения на равных.

Слайд 5

Игнорирующий стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся; устранение от руководства ими; ограничение формальным выполнением обязанностей и передачи учебной и административной информации.

Слайд 6

Конформный устраняется от руководства группой учащихся, идет на поводу их желаний

Слайд 7

Алогичный осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик» появление конфликтных ситуаций

Слайд 8

Негативная и позитивная установка НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии

Слайд 9

Профессионально важные качества педагогического общения интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения; способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой; способность к спонтанной коммуникации; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; хорошие вербальные способности; владение искусством педагогических переживаний; способность к педагогической импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

«Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет

выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе

Педсовет направлен на  совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.  Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...