Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
материал на тему

Якимчик Елена Евгеньевна

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_yavlyaetsya_sostavnoy_chastyu_uchebno.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.

Профориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе.

В её содержание входит:

- изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся к определённым видам деятельности;

- ознакомление учащихся с наиболее распространенными профессиями и воспитание у них профессиональных намерений, соответствующих потребностям общества;

- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и устойчивой профессиональной направленности;

- педагогическая консультация учащихся по вопросам выбора профессии;

Профессиональная ориентация проводится в соответствии с возрастом учащихся.

В 5-6 классах стараемся развивать у детей способности и творческое мышление, развивать любовь и уважение к труду и людям труда, расширять их общий и политехнический кругозор и любознательность, закладывать основы научного мировоззрения и общую готовность к труду.

 В 7-8 классах возможности ознакомления воспитанников с разнообразными профессиями значительно расширяется.  Стараемся активно вовлекать учащихся в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия. Побуждаем их самовоспитанию и поиску своего призвания. Оказываем помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.

В 9 классе занимаемся уже углублённым изучением конкретных профессий.  Усиливаем работу по воспитанию у них профессиональных интересов чувства ответственности за правильный выбор профессии.  Говорим о реальных возможностях трудоустройства, поступлении в специальные учебные заведения. Знакомим с требованиями разных профессий к качествам человека.

Любая трудовая деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если индивидуальные качества человека соответствуют требованиям, которые предъявляет какая-либо профессия к человеку.  С этой целью мы проводим следующую работу: анкетирование, беседы, наблюдения, анализируем сочинения учащихся, медицинское обследование.

При анкетировании учащихся необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Вопросы должны быть конкретными, ясными и четкими.
  2. Необходимо предлагать несколько взаимно контролирующих вопросов
  3. Кроме вопросов профессиональных интересов, должны быть вопросы об учебных и других увлечениях, чтобы судить об общей направленности личности ученика
  4. Необходимо предоставлять учащимся достаточное время на обдумывание ответов во избежание их поспешности (Приложение №1)

При изучении учащихся необходимо учитывать следующие данные о них:

  1. Общие сведения об учащихся, образование, род занятий родителей, здоровье школьника, воспитательное влияние родителей на ребёнка и их помощь в выборе профессии
  2. Направленность личности учащегося. Интерес к учебным предметам, видам деятельности и профессиям; участия в общественной жизни и общественно полезной труде (степень активности, виды работ); внеурочные занятия (факультативная, кружкой, групповая и индивидуальная работа по интересам); моральные качества (дисциплинированность, трудолюбие и др.); кем хочет быть и т.п.
  3. Способности и достижения воспитанников.  Оценка результатов обучения в целом и по отдельным предметам, самостоятельности, сообразительность, умение глубоко понять связи между фактами, идеями, творческое использование знаний.
  4. Наличие выраженных специальных способностей: организаторских, педагогических, математических, технических, художественных, музыкальных, вокальных, артистических, литературных, исследовательских и других.  Практические успехи по развитию интересов, психологические качества, черты характера.
  5. Профессиональное самоопределение.  Выбрал ли профессию, обосновал ли выбор, его мотивы, подготовленность воспитанника к работе или обучению.

Проведение бесед или лекций о профессии.

  1. Беседа или лекция должны проводиться специалистами, хорошо знающими своё дело.
  2. Можно использовать факты биографии своей или других специалистов для того, чтобы рассказать о причинах успехов и неудач на пути к овладению профессией и т.д.
  3. Беседа не должна быть декларативной. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, фактами. Не следует придавать ей и агитационную направленность.

Вопросы:

  1. Значение правильного выбора профессии.
  2. Наиболее типичные ошибки при выборе профессии.
  3. Единство личных и общественных интересов при выборе профессии.
  4. Общие сведения о профессии:
  • место профессии в технологическом процессе производства;
  • предмет, средства и результат труда;
  • содержание и характер деятельности. Что должен знать и уметь специалист.

       5.    Условия работы и требования, предъявляемые к специалисту:

  • гигиенические условия;
  • психологическая характеристика труда;
  • социальные условия;
  • экономические условия.

       6. Система подготовки:

  • пути получения профессии;
  • связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
  • уровень и объём профессиональных знаний, навыков и умений.
  • перспективы профессионального роста;
  • где можно продолжить ознакомление с профессией, что читать о ней.

Проведение экскурсий на предприятии.

Примерный перечень вопросов для воспитанников при проведении экскурсии  на предприятии.

  • Как строится технологический процесс данного предприятия.
  • Какая техника используется на предприятии.
  • Основные профессии на предприятии.
  • Требуемое образование для работы по профессии.
  • Какие знания и умения, получаемые в школе, особенно необходимы при работе по профессии.
  • Какие требования к личным качествам работника предъявляются профессией
  • Характер творчества и встречающиеся трудности в работе.
  • Какие возможности имеются на предприятии для овладения профессией

Приложение №1

АНКЕТА

Опроса учащихся 5 -6 классов.

Класс  __________                   Дата  заполнения____________________

  1. В каком кружке или секции ты занимаешься?  Где и в какое время?
  2. В каком кружке или секции ты думаешь заниматься в новом (этом) учебном году?
  3. Назови самые интересные, по твоему мнению, дела, которые проводились в классе и в школе в этом (прошлом) учебном году.
  4. Почему они тебе понравились?
  5. Назови своё любимое занятие в свободное время.
  6. Укажи, какие книги, журналы и газеты ты любишь читать.
  7. Что ты предлагаешь провести в классе и в школе в этом (будущем) учебном году?
  8. Что, по твоему мнению, нужно сделать; чтобы школьная жизнь стала интереснее?
  9. Назови профессии, которые тебе нравится.
  10. Кратко расскажи, что ты знаешь о своей любимой профессии.
  11. Откуда ты узнал о своей любимой профессии?
  12. Какую профессию тебе советуют избрать твои родители?
  13. Чем они объясняют?
  14.  Какие у тебя обязанности по дому и как ты их выполняешь?
  15. Сведения о родителях (образование, место работы, кем работают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...

Организация профориентационной работы в школе.

Презентация  разработана для выступления на районной конференции по обмену опытом в работе по профориентации....

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...

Методические рекомендации по организации профориентационной диагностики и профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями

Методические рекомендации по организации профориентационной диагностики и профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями предназначены для специалистов и руководителей учр...