"Логические основы математики" факультативный курс 10-11 кл.
рабочая программа (11 класс) на тему

Чижова Марина Владимировна

"Логические основы математики" факультативный курс 10-11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logich_osn_mat_fak_10-11.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка.

Формирование логической культуры учащихся – важнейшее условие гуманитаризации образования.  Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приёмов доказательного рассуждения.

Логическая культура не является врождённой, её надо воспитывать,  причем уже в начальной школе. Её повышению эффективно способствует изучение основ логики  как предмета образования. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение ложных. Правильному мышлению свойственны определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Цель курса - дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимы е для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной деятельности.

Курс «Логические основы математики» призван способствовать решению следующих задач.Образовательные: 1) дать четкие научные знания и навыки по основным темам логики; 2) акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов; 3) выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными ими  в художественной и учебной литературе.

Развивающие:  1.Увязать изучение логики с эристикой (искусством спора) и риторикой (ораторским искусством), а также с эстетикой. 2. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.

Воспитывающие: развить культуру логического мышления учащихся

Программа курса «Логические основы математики» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 128 часов. Предполагается изучение данного курса по  2 часа в неделю (68 часов в 10 классе и 60 часов в 11 классе). Оставшиеся 8 часов в 11 классе рекомендуется использовать для подготовки к ЕГЭ. Рабочая программа составлена на основе методического пособия к элективному курсу А. Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А. Д. Гетманова.-М. Дрофа, 2005, - 176с. – (Элективный курс. Математика).

Календарно-тематический план

А. Д. Гетманова.                Логические основы математики.            

Тема.

кол. час.

дата

1

2

3

4

5

6

7

8,9

10

11

12

13,14

15,16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30,31

32,33

34,35

36,

37

38

39

40

41

42

43

44,45

46

47

48

49,50

51

52

53

54

55,

56

57,58

59
60

61

62

63,64

65

66,67

68

1,2

3

4

5

6

7

8,9

10

11

12

13,14

15,16

17

18

19,20

21

22,23

24,25

26

27

28

29,30

31

32,33

34

35,36

37

38

39

40,41

42,43

44

45,46

47,48

49,50

51

52

53,54

55

56

57,58

59

60

61-68

Факультативный курс 10 класс

I. Предмет и значение логики.

§ 1. Формы познания.

1. Формы чувственного познания.

2.Формы абстрактного познания.

§ 2. Язык, мышление , речь.

3. Функции языка и речи. Виды речи.

4. Семантические категории.

§ 3.Возникновение логики. Значение логики.

5. Как возникла и развивалась логика.

6. Роль логики в повышении культуры мышления и в образовании.

Домашняя контрольная работа № 1.

II. Понятие.

§ 4. Понятие как форма мышления.

7. Основные логические приёмы формирования понятий.

8. Содержание и объём понятия. Омонимы и синонимы.

§ 5. Виды понятий.

9. Общие и единичные. Конкретные и абстрактные. Относительные и безотносительные.

10. Положительные и отрицательные. Собирательные и несобирательные.

§ 6. Отношения между понятиями.

11. Совместные понятия.

12. Несовместные понятия.

§ 7. Определение понятий.

13. Реальные и номинальные определения в математике. Правила явного определения понятий.

14. Ошибки, возможные в определении понятий.

15. Приёмы, сходные с определением понятий.

§ 8. Деление понятий. Классификация.

16. Виды деления. Правила деления понятий.

17. Классификация в математике.

§ 9. Ограничение и обобщение понятий.

18. Ограничение понятий.

19. Обобщение понятий.

§ 10. Операции с классами (объёмами понятий).

20. Объединение классов и пересечение классов. Основные законы логики классов.

21. Вычитание классов. Дополнение к курсу А.

22. Зачет по теме ΙΙ «Понятие».

III. Суждение (высказывание).

§11. Простое суждение. Структура и виды простых суждений. Объединённая классификация простых суждений по качеству и количеству.

§12. Распределённость терминов в категоричных суждениях.

§13. Сложное суждение и его виды.

§14. Построение таблиц истинности.

§15. Логическая структура вопроса и ответа.

24. Виды вопросов. Предпосылки вопросов. Правила постановки простых и сложных вопросов.

25. Логическая структура и виды ответов.

Зачёт по теме «Суждение» в виде контрольной работы № 3.

IV. Законы (принципы) правильного мышления.

§16. Основные характеристики правильного мышления.

26. Определённость, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

§17. Законы правильного мышления.

27. Закон тождества и его применение в математике.

28. Закон непротиворечия.

29. Закон исключённого третьего. Специфика его действия при наличии «неопределённости» в познании. Отсутствие этого закона в конструктивной математике и логике.

30. Закон достаточного основания.

31. Использование формально-логических законов в обучении.

32. Устный зачёт по теме «Законы правильного мышления».

V. Дедуктивные умозаключения.

§18. Общие понятия  об умозаключении и его виды.

33. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением (выводы).

34. Виды умозаключений.

35. Понятие дедуктивного умозаключения.

36. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение, противопоставление предикату).

§19. Простой категорический силлогизм.

37. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема).

38. Полисиллогизмы. Сориты.

§20. Выводы логики высказывания. Прямые выводы.

39. Условные умозаключения. Чисто-условные. Условно-категорические умозаключения.

40. Разделительные умозаключения. Чисто-разделительные и разделительно-категорические умозаключения.

41. Дилеммы. Трилеммы.

42. Зачёт по теме в виде контрольной работы № 4.

Повторение.

Резерв.

Факультативный курс 11 класс

VI.  Математическая (символическая) логика. Современная дедуктивная логика.

§21. Операции с классами (объёмами понятий).

§22. Исчисление высказываний (пропозициональная логика).

43. Построение исчисления высказываний.

44. Наиболее часто употребляемые схемы правильных рассуждений (умозаключений).

45. Отрицание сложных суждений (высказываний).

§23. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.

§24. Логическое следствие.

46. Равносильные формулы. Доказательство законов, выражающих эквивалентную замену.

47. Доказательство эквивалентности двух выражений путём эквивалентных преобразований.

48. Доказательство тождественной истинности формул приведением их к  КНФ.

49. выведение всех простых следствий из данных посылок методом Порецкого-Блэка.

50. Приложение логики высказываний к анализу и синтезу контактных и электронных схем.

§25. Элементы логики предикатов.

51. Язык логики предикатов. Кванторы общности и существования. Примеры записи простых суждений в логике предикатов.

52. Запись суждений А, Е, Ι, О на языке логики предикатов.

53. Правила отрицания кванторов. Запись отрицания простых категорических суждений в логике предикатов (« логический квадрат»).

§26. Многозначные логики.

54. Понятие о неклассических логиках. Отношение между однозначными и двузначной логикой. Трёхзначная логика Я. Лукасевича и трехзначная логика А. Гейтинга.

55. Проблема интерпретации многозначных логик, m-значная логика Э. Поста.

56. Бесконечно-значные логики А. Д. Гетмановой как обобщение логики Э. Поста.

Зачёт по теме в форме контрольной работы №5.

VII. Индуктивные умозаключения.

§27. Виды индукции.

57. Полная, неполная и математическая. Использование их в математике.

58. Индуктивные методы установления причинных связей.

59. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.

VIII. Умозаключения по аналогии.

§28. Виды аналогии.

60. Аналогия свойств и аналогия отношений.

61. Строгая, нестрогая и ложная аналогии.

§29. Роль аналогии в познании.

62.Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.

63. Использование аналогии в процессе обучения на уроках физики, математики, астрономии, биологии и др. учебных предметов.

Д. Пойа о примерах применения аналогии в математике.

IX. Искусство доказательства и опровержения.

§30. Структура и виды доказательства.

64. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Роль доказательств в школьном обучении, в том числе в математике

65. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике.

§31. Правила доказательного рассуждения по отношению к тезису, к аргументам, к форме доказательства.

§32. Логические ошибки в доказательстве.

§33. Понятие о логических парадоксах, паралогизмах и софизмах, в том числе математических.

Зачёт по теме в форме проведения диспута на морально-этическую тему.

X. Гипотеза.

§34. Виды гипотез: общие, частные, единичные.

§35. Построение гипотезы и этапы её развития.

66. Способы подтверждения гипотез и способы опровержения гипотез.

Урок на тему «Роль логики в математике, в познании, в жизни».

Резерв.

Подготовка к ЕГЭ

68

6

2

1

1

2

1

1

2

1

1

-

21

3

1

2

3

2

1

4

3

1

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

12

2

2

2

2

3

2

1

1

9

1

1

6

1

1

2

1

1

1

17

6

3

1

1

1

4

2

2

7

2

2

2

1

2

1

68

28

2

12

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

7

3

1

3

7

4

1

1

1

5

5

2

1

2

6

3

1

2

3

1

2

13

5

2

3

2

2

3

1

7

3

1

2

1

1

8

                                                      Содержание курса

Тема 1. Предмет и значение логики

Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы абстрактного мышления ( понятие, суждение, умозаключение).

Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры мышления. Знание логики - рациональная основа процесса обучения, в том числе математике.

Описательные и логические термины: логические связки, кванторы. Составление формул для сложных суждений.

Тема 2. Понятие:

  • Понятие как форма мышления
  • Виды понятий
  • Определение понятия
  • Деление понятий
  • Обобщение и ограничение понятий.

Тема 3.Суждение (высказывание):

  • Общая характеристика суждения
  • Виды простых суждений
  • Простое суждение и его состав
  • Сложное суждение и его виды.

 Тема4.  Законы (принципы) правильного мышления

 Тема 5. Дедуктивные умозаключения:

  • Понятие дедуктивного умозаключения
  • Умозаключения непосредственные и опосредованные
  • Простой категорический силлогизм
  • Вывод логики высказываний
  • Условные умозаключения
  • Разделительные умозаключения.

 Тема 6. Символическая логика. Современная дедуктивная логика:

  • Операции с классами(объемами) понятий
  • Исчисление высказываний
  • Выражение логических связок
  • Логическое следствие
  • Равносильные формулы
  • Доказательство эквивалентности
  • Элементы логики предикатов
  • Многозначные логики.

Тема 7. Индуктивные умозаключения:

  • Понятие индуктивного умозаключения и его виды
  • Индуктивные методы установления причинных связей.

Тема 8. Умозаключения по аналогии:

  • Аналогия и её структура.

Тема 9. Искусство доказательства и опровержения:

  • Структура и виды доказательств
  • Прямое и косвенное доказательство
  • Правила доказательного рассуждения
  • Логические ошибки
  • Опровержение.

 Тема 10. Гипотеза:

  • Гипотеза как форма развития знаний
  • Построение гипотезы и этапы её развития.

             Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения данной программы «Логические основы математики» учащиеся 10-11 классов должны знать:

  1. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
  2. Законы (принципы) правильного мышления:

а) закон тождества;

б) закон непротиворечия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

      3. Способы доказательства и опровержения ( прямые и косвенные).

      4. Виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

      5. Знать виды гипотез: общие, частные, единичные.

      6. Владеть основными знаниями из раздела математической (символической) логики.

Учащиеся должны уметь:

  1. Иллюстрировать различные виды понятий, суждений и умозаключений новыми примерами, найденными в художественной литературе и в учебниках по математике для средней школы.
  2. Записывать структуру сложных суждений и ряда дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики( на языке исчисления высказываний).
  3. Находить отношения между понятиями, используя круги Эйлера, в том числе между математическими понятиями.
  4. В художественной литературе находить понятия и суждения. Дать логический анализ математических текстов.
  5.  Практически владеть навыками аргументации, доказательства и опровержения.
  6. Выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений ( дедуктивных, индуктивных, по аналогии), в доказательстве и опровержении.
  7. Уметь вскрывать ошибки в математических софизмах.
  8. Уметь решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и математики и занимательные задачи по логике.

                  Формы и средства контроля

В ходе изучения курса предполагается проведение:

  • 6 зачётов по темам «Понятие», «Суждение», «Законы правильного мышления», «Дедуктивные умозаключения», «Математическая логика», «Искусство доказательства и опровержения».
  • 2 домашних контрольных работ по темам: «Предмет и значение логики»; «Понятие».

Перечень учебно-методические средств обучения

« Логические основы математики» 10-11 классы, методические рекомендации. Автор А.Д.Гетманова. Дрофа Москва -176с.  (Элективный курс. Математика.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы логики и логические основы компьютера

Основы логики и логические основы компьютера....

Элективный курс "Логика и логические основы компьютера"

Курс «Логика» рассматривается как элективный для классов старшей ступени, в которых информатика не является профилирующей дисциплиной, с целью углубления базового курса информатики в объеме 17 часов....

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.

В презентациии представлены базовые логические элементв:логическое отрицание;логическое умнодение;логическое сложение.В презентации предложены задания для выполнения:построение таблиц истинности по ло...

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Логические основы математики"

В курсе Логические основы математики рассмотрены общие законы логики, которые лежат в основе любого учебного процесса. Логические знания (формы абстрактного мышления и законы правильного мышления) поз...

Элективный курс по алгебре и началам анализа "Логические основы математики"

Какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Люди стремятся к истине, получению н...

элективный курс 10 класс Логические основы математики

Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование...

элективный курс 11 класс Логические основы математики

Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план...