Организация и технология подготовки к ЕГЭ: опыт, проблемы, выводы.
материал (11 класс) на тему

Якушкина Лариса Евгеньевна

Выступление на педагогическом совете по итогам года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org_anizatsiya_i_tekhnologiya_podgotovki_k_ege.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Орг анизация и технология  подготовки к ЕГЭ: опыт, проблемы, выводы.

 Курс на улучшение качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение привели к необходимости введения независимых форм контроля над знаниями учащихся. Изменение формы контроля соответственно повлекло за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?». Расскажу о  своем опыте работы по подготовке выпускников к ЕГЭ.

Затруднения при подготовке испытывают учащиеся с низким уровнем вычислительных навыков; учащиеся с завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку. В основу всей подготовки к ЕГЭ  положено целостное повторение, обобщение и систематизация курса школьной алгебры.  Для организации эффективной подготовки, снижения физических и эмоциональных затрат ученика и учителя, в работе с учащимися использовала различные способы, приемы, методы, технологии: индивидуальные консультации, работу в малых  группах и парах, ИКТ

Тематическую подготовку начинаю в 10 классе. Перед началом изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме.  В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в группах,  уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь. Эта форма эффективна и при работе с тестами, т.е. тест,  дается не индивидуально каждому, а паре учащихся.  Класс условно делится на три группы. Для себя я эти группы называю А, В, С. (Группа С - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи продвинутого уровня. Группа В –самостоятельно могут решать задачи среднего уровня. Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.) Задания для каждой группы различны.

Первый этап в подготовке к ЕГЭ – работа с демоверсией. Познакомила учащихся с демоверсией кратко, характеризуя каждое задание. Затем стала проводить работу с каждым заданием. Задания В1-В12 рассмотрели с учащихся всего класса во время уроков, задания С1-С6 - с сильными учениками на факультативных занятиях. Такой подход позволил создать комфортные условия для учащихся с различной математической подготовкой и дало возможность каждому ученику определить для себя те задания, которые ему под силу выполнить и затем выстроить индивидуальный маршрут подготовки. Далее совместно с учащимися для образца заполнили одну из пошаговых карточек: записали решение каждого задания отдельными элементарными шагами, для каждого шага выделили математические знания и умения, необходимые для его реализации; актуализировали соответствующие математические понятия, их свойства, алгоритмы и правила; привели примеры применения выделенных правил и алгоритмов. Это позволило учащимся определить свой индивидуальный график повторения определенной темы, организовать самоподготовку. Были сформированы  группы, в которых осуществлялась работа над общим заданием, т.к.сильные учащиеся были заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале.

Все учащиеся приобрели сборник для подготовки к экзамену.При подготовке к экзамену очень помогла рабочая тетрадь Крутицких, в которой собрано много тренировочных и диагностических работ по каждому заданию части В. Задания для самостоятельной работы предлагала из тренировочных работ, а задания для домашней  работы  формировала, используя открытый банк заданий ФИПИ.  Затем решали диагностическую работу и сдавали  для проверки. Задания выполняются в специальных тетрадях для подготовки к экзамену. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками .

Центральное место в подготовке к ЕГЭ занимала работа по повышению качества и оперативности вычислительных навыков учащихся, так как на экзамене нужно получить как можно больше верных ответов. Каждый урок начинала с устного счета, на котором проводила тренинги по формированию вычислительных навыков учащихся. Для этого использовала карточки для устного счета. Устный счет чаще всего проводила по цепочке. Для этого карточки с заданиями раздавала каждому ученику, и они, решая примеры, по очереди давали ответы, при этом навык работы со всеми типами заданий доводился до совершенства, то есть вычисление нужно было провести верно и рациональным способом, в соответствии со свойствами чисел, выражений и алгоритмами работы с ними.  Здесь приведены примеры карточек для устного счета:

Основная сложность в подготовке к ЕГЭ слабоуспевающих учащихся заключается в том, чтобы добиться своевременного выучивания ими формул, определений, алгоритмов решения базовых задач. Зачет – наиболее эффективная форма контроля знаний учащихся. В течение всего периода подготовки к ЕГЭ проводила тематические зачеты, мини-зачеты.  Пример зачетной карточки по теме «Логарифмическое уравнение»:

  1. Что называется логарифмом?
  2. Дайте определение логарифмического уравнения.
  3. Перечислите свойства логарифмов.
  4. Алгоритм решения логарифмического уравнения.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, У меня в кабинете имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ разных лет. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В течение учебного года в10- 11 классе проводятся репетиционные ЕГЭ : в начале года входныеи в конце каждой четверти. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности . После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. Результаты заносятся в листы индивидуальных   достижений. Таким образом, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы.

Помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ :совершенствование вычислительных навыков; ликвидация пробелов в типологии выражений и методах решения уравнений, неравенств, текстовых задач на движение, проценты, смеси и сплавы, систематизация геометрических знаний; неоднократная репетиция ситуации экзамена ; отработка навыков решения заданий всех вариантов, которые были включены в диагностическую работу; проведение уроков разноуровневого обобщающего повторения ;тренировка учащихся в заполнении бланков; позитивный настрой на экзамен, формирование адекватной самооценки своих знаний (психологический настрой); совместные советы (учитель-родитель-ученик) по координации действий, направленных на повышение мотивации в подготовке к ЕГЭ и на ее правильную организацию. 

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн, видеоразборы заданий.

Проводимая работа позволила всем слабым учащимся моего класса перейти порог и получить аттестат. Минимальное количество баллов -24, максимальное-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в педагогических коллективах вузов Хабаровского края. Опыт. Проблемы

Приведен фрагмент доклада-презентации представителя Хабаровского края, директора Музея истории и развития тихоокеанского государственного университета, Калугиной С.А. на Всероссийской научно-пра...

Опыт,проблемы подготовки учащихся к ГИА по математике

Здесь я рассказываю   как провожу подготовительную работу   к ГИА по математике  и о том какие проблемы существуют....

«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»

В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных наро...

Организация профориентационной работы: опыт, проблемы, перспективы

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда уч...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...