Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ (деятельностный подход)
учебно-методический материал по теме

Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ (деятельностный подход) таблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etalon_formirovanie_uud_na_uroke_onz_v_tdm.doc489 КБ

Предварительный просмотр:

[Выберите дату]

Эталон_Формирование УУД на уроке ОНЗ в ТДМ

[Введите подзаголовок документа]


Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода.

Этап урока ОНЗ

Требования к этапу

 Перечень УУД, формирующихся на данном этапе

I Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

 самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

− целеполагание (П);

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− извлечение необходимой информации из текстов (П);

использование знаково−символических средств (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− подведение под понятие (П);

− определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

− разрешение конфликтов (К). 

IV Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

 самоопределение (Л);

− смыслообразование (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

планирование (Р);

− прогнозирование (Р);

− структурирование знаний (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

− разрешение конфликтов (К).

V Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

 смыслообразование (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

познавательная инициатива (Р);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− поиск необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

− нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

осознание ответственности за общее дело (Л);

− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

− разрешение конфликтов (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− извлечение из текстов необходимой информации (П);

− моделирование и преобразование моделей разных типов (П)

− использование знаково−символических средств (П);

− подведение под понятие (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

− достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

− управление поведением партнёра (К);

− осознание ответственности за общее дело (Л);

− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− извлечение из текстов необходимой информации (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− подведение под понятие (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− доказательство (П);

− контроль (Р);

− коррекция (Р);

− оценка (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VIII Включение в систему знаний

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

− подведение под понятие (П);

− моделирование, преобразование модели (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− выведение следствий (П);

− самостоятельное создание алгоритмов действий;

− выполнение действий по алгоритму (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− контроль, коррекция, оценка (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

− достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

− постановка вопросов (К);

− адекватное использование речевых средств для решения коммукационных задач (К);

− управление поведением партнёра (К);

− осознание ответственности за общее дело (Л);

− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

IX Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 рефлексия способов и условий действия (П);

− контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

− самооценка на основе критерия успешности (Л);

− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

− планирование учебного сотрудничества (К);

− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода в специальной (коррекционной) школе VI вида

В публикации представлен опыт учителей начального звена специальной (коррекционной) школы VI вида по организации коррекционного урока в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...