программа предмета регионального компонента "Сказы земли Сибирской" 5класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Гостяева Татьяна Викторовна

В число предметов и курсов  регионального (национально – регионального)  компонента государственного стандарта общего образования  на основании приказа Минобрнауки Новосибирской области № 1573 от 01.07.2014 года  в 5-х классах второй ступени образования  включен предмет  с региональным содержанием на выбор ОУ. 

Рабочей группой учителей-предметников  составлена рабочая программа краеведческой направленности по предмету «Сказы земли Сибирской» с  использованием  программы «Люби и знай родной край» под ред. Б.Я. Табачникова.  Программа,  разработана на основе ФГОС, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики построения учебного процесса, задач формирования у школьников системы знаний о духовных, исторических и культурных ценностях народов, населяющих родной край, Сибирский регион.

Значение предмета заключается в создании у учащихся представлений о духовных, исторических и культурных ценностях народов, родного края, Сибири,  России; развитии у учащихся способностей к самостоятельному анализу культурного наследия, событий прошлого, раскрытии  причинно-следственных связей;  развитии творческих способностей в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, опыт поколений;

в формировании способности учащихся  к восприятию региональной культуры и традиций как неотъемлемой составляющей общей культуры и традиций народов РФ и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости; воспитании гуманизма, уважения к традициям и культуре народов Сибири.

Предмет  ведется в объеме  35 ч. в год (из расчета 1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazy_zemli_sibirskoy._5_kl.doc409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

 история 5 класс.

Рабочая программа  «Сказы земли Сибирской» предназначена для учащихся 5 класса основной школы. Входит в региональный компонент учебного плана школы на 2014 - 2015 учебный год,  соответствует возрастным возможностям учащихся.

Данный курс систематизирует и объединяет исторические, культурологические, ценностные аспекты регионального компонента. Это мировоззренческий курс, представляющий широкие возможности для развития личности обучающегося. В процессе его изучения решается задача социализации школьника, происходит обогащение опыта взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся прослеживают связь действий, поступков с изменениями, происходящими в окружающем мире; соизмеряют свое поведение с лучшими образцами прошлого и настоящего, многовековыми социальными нормами; познают и усваивают этический опыт предков, их традиции, нормы морали.

Общая характеристика учебного курса.

Цель программы — формирование у школьников системы знаний о духовных, исторических и культурных ценностях народов, населяющих родной край, Сибирский регион,  Россию; обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств.

Задачи курса

- создание у учащихся представлений о духовных, исторических и культурных ценностях народов, родного края, Сибири,  России;

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу культурного наследия, событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;

- развитие творческих способностей в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, опыт поколений;

- формирование способности учащихся  к восприятию региональной культуры и традиций как неотъемлемой составляющей общей культуры и традиций народов РФ и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;

- воспитание гуманизма, уважения к традициям и культуре разных народов РФ и Сибири.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса. При изучении учебного курса «Сказы земли Сибирской» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами, такими как: история, обществознание, литература. Это позволяет реализовать предъявляемые требования, подготовить учащихся к изучению истории, глубокому постижению культурного наследия прошлого, приобщить ребенка к социокультурным ценностям на краеведческом материале. Актуальность данного предмета вытекает из стратегической цели гуманизации школы, ориентированной на целостное развитие и саморазвитие личности ребенка, в том числе, положительную самоидентификацию и успешную социализацию, становление личности как патриота своей малой и большой Родины.

Принципы обучения:

• диалогическое взаимодействие;

• приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

• актуальность;

• опоры на самостоятельность мышления учащихся;

• вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

• деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

• соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

• органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Содержание предмета способствует воспитанию у детей любви к русскому языку, побуждает искать и понимать смысл слов, пословиц, изречений мудрецов, привлекает внимание к нравственным категориям и качествам личности, помогает осознать и прочувствовать, что в мире представляет наибольшую ценность, воспитывает ответственное отношение к семье, школе, родному краю, его людям и тому, что ими создано.

Воспитание купинца — гражданина России направлено на  приобщение ребенка к категориям и ценностям семьи в контексте культуры своего народа.  Способствовать  осознанию ребенком себя частью этноса, формированию активной  жизненной позиции, обеспечить эмоционально-образное восприятие детьми ценностей культуры региона, которые рассматриваются как базис и фон любой человеческой культуры. «Любой из нас, думая о своей стране, в частности, о России, не представляет себе нечто обширное и туманное, а, наоборот, ясные, знакомые ему, конкретные и любимые места в России — свою подлинную Родину — Родину своего сердца» (К. Г. Паустовский). Интегрировать ценности и достижения региональной культуры в общероссийский контекст и в мировую культуру.

Курс «Сказы земли Сибирской» систематизирует и объединяет исторические, культурологические, ценностные аспекты регионального компонента. Это мировоззренческий курс, представляющий широкие возможности для развития личности учащегося. В процессе его изучения решается проблема социализации школьника, происходит обогащение опыта взаимодействия с окружающим миром: с людьми, природой, искусством. Учащиеся соизмеряют свое поведение с лучшими образцами прошлого и настоящего, многовековыми социальными нормами; познают и усваивают этический опыт предков, их традиции, нормы  морали.

Изучение курса базируется на требованиях ФГОС основного общего образования:

- первоначальные представления о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии родного края, его достижений и культурных традиций;

- знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и Сибирского региона;

- знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Сибирского региона, Новосибирской области;

- получат представление об искусстве, литературе  народов России, Сибири;

- формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости;

- формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам России и своего региона;

- формирование эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности;

- формирование уважения к другим народам и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- осознание основ гражданской идентичности личности;

- готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию.

Основу курса составляют следующие содержательные линии:

«Россия – наша Родина». Что такое Родина? Моя большая Родина — страна Россия. «Река времени» российской истории.

«Города культурно-исторические центры Российской Федерации». История и достопримечательности. Искусство на улицах города.  Древние соборы. Узорочье теремов. Памятники архитектуры. Обычаи и традиции в различных городах. Народные праздники, фольклор. Культурное наследие.

«Моя Сибирь».  Вхождение в состав России. Этимология. Сибирь  на карте России (74% территории РФ). Представители коренных народов Сибири: ненцы, ханты, манси, эвенки, селькупы, качинцы, татары, алтайцы, кумандинцы.  История. Духовная культура. Религия. Фольклорные сказания коренных народов. Сказы, сказки для детей в литературном творчестве писателей-сибиряков.

«Новосибирск – столица Сибири» Новосибирск – областной центр Купинского района. История, символика, этапы развития. Литературная карта Новосибирска.

«Купино – моя малая Родина».  Моя малая Родина — мой дом, город. История заселения и развития Купино. Известные люди, прославившие город. География, архитектура города. Символика. Неразрывная связь человека с родной землей как дерева, сросшегося с ней корнями. Отражение многовековой любви и уважения к Родине в пословицах и поговорках: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Святая забота каждого — хранить, беречь, уважать свой дом, свою Родину. Чувство сопричастности к судьбам Родины, ответственности за ее будущее.

Используемые технологии, методы, формы работы

Преподавание  строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

           Большое внимание на каждом уроке  уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся. Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе используется электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  произведения художественной литературы.  В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий.

     Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса «Сказы земли Сибирской» являются:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, родной край, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, традиций, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов России, Сибири, родного края;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных  форм регуляции своих эмоциональных состояний;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• наличие мотивации к труду, работе, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными  результатами изучения курса являются:

• овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

• определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными  результатами изучения курса «Сказы земли Сибирской» являются:

 • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, народ, родной край, семья, — как основы культурной традиции многонационального народа России;

• знакомство с основными традициями, обычаями, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, морали, внутренних  духовных качеств, которыми руководствуется человек в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных, установившихся обычаях, мифологии, о традиционных религиях народов России, Сибири и родного края, их роли в культуре, истории и современности России;

• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

• осознание, оценка исторического прошлого во всем его многообразии. «Память - для прошлого, сознание - для будущего»

• знакомство с народным творчеством, всякого рода историческими преданиями,  сказаниями, легендами, героическим эпосом, сказками, составляющих неотъемлемую часть истории Родины

•формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох, народных традиций.

Требования к уровню подготовки учащихся по программе

Ученик должен знать/понимать:

- основные понятия: Отечество, малая Родина, долг, толерантность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- основы традиционного уклада, этического опыта предков, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- первоначальное представление о историческом развитии России, Сибири, родного города, традиционной этнографической культуре и их роли в истории и современности России;

- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Уметь:

- представлять образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,  воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- осуществлять логические  действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- готовить сообщения по выбранным темам;

- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общие цели и пути их достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество часов

Россия – наша Родина.

 3

1

Вводный урок. Моё Отечество.

1

2

Путешествие по «реке времени» российской истории.

1

3

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

1

Главные города РФ.

6

4

Киев. Обычаи и традиции.

1

5

Владимир. История и достопримечательности.

1

6

Псков. Культурное наследие.

1

7

Ярославль. Золотое кольцо.

1

8

Москва златоглавая.

1    

9

Проект «Наш общий дом»

1

Моя Сибирь.

8

10

Сибирь  на карте России.

1

11

Коренные народы Сибири.

1

12

Ни́вхи - "люди на веслах"..

1

13

Народы Алтая. Тюркская группа.

1

14

Ненцы – самодийский народ.

1

15

Народы Югры: ханты, манси.  

1

16-17

Писатели-сибиряки.  

1

Новосибирск – столица Сибири

10

18

Рождение города. Этапы развития Новосибирска.

1

19

Символы Новосибирска. Флаг, герб города.

1

20

Новосибирск – столица Сибирского Федерального округа. Крупнейшие сибирские города.

1

21

Выдающиеся Новосибирцы.

1

22

Новосибирск – город сибиряков-героев

1

23

Музеи и памятные места. Памятники архитектуры. Храмы и церкви Новосибирска.

1

24

Улицы и площади города. Парки и скверы. Зоопарк.

1

25-26

Литературная карта Новосибирска.

2

27

Обобщающее повторение по теме «Город Новосибирск»

1

Купино – моя малая Родина

9

28

Заселение края.

1

29

Возникновение города Купино. Первые переселенцы.

1

30

Имя города.  Флаг. Герб. Гимн.

1

31

Вехи истории. Основные даты.

1

32

История в лицах.

1

33

Улицы и площади.

1

34

Архитектурные памятники и памятные места города Купино.

1

35

Купино – город школьников и студентов. Моя школа.

1

36

Посещение краеведческого музея города Купино

1

Содержание программы.

1. Вводный урок. Моё Отечество.

Страна Российская Федерация. Государственные символы России - герб, флаг, гимн. Родина, Отечество. С чего начинается Родина (видео +обсуждение). Пословицы о Родине. Работа с картой (где живут мои друзья и родственники, места где бывал, где хотел бы побывать). Россия — многонациональная страна. Народная культура. Традиции.

Домашнее задание: Регистрация на странице класса «Сказы Земли Сибирской». Письменная работа «Что такое Родина для тебя?»

2.Путешествие по «реке времени» российской истории. 

Древняя Русь. Московское государство. Российская империя. СССР. Современная Россия.  Игра в сервисе интеллектуальных игр LearningApps.org .

Домашнее задание: Создание совместной онлайн-карты в Google Maps.

3.Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

Связь времен. Происхождение фамилии в русской именной формуле. Поколение - родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Поколение - совокупность людей, родившихся в один и тот же период. Родословное древо.

Домашнее задание: Составить родословное дерево семьи.

4.Киев. Обычаи и традиции.

Общие предки – древние славяне. Киев – «мать городов русских». Крещение Руси. Князь Владимир. Памятники  культуры, искусства и архитектуры. Народные художественные промыслы и ремесла. Художественный разбор сказки «Ловись рыбка». Cоздание и составление  паззла  на www.flash-gear.com.

Домашнее задание: Подобрать ключевые слова к сказке, составить облако слов в Сервисе  Imagechef.  Поместить на странице сайта.

5.Владимир. История и достопримечательности.

Городские легенды. Владимирская земля славится выдающимися полководцами, художниками, зодчими. Александр Невский. А.В. Суворов «Наука побеждать». Андрей Рублев.  Храм – «хранитель культуры». Успенский собор. Фрески. Икона. Монах. Летопись. Древнерусская азбука. Художественный разбор сказки «Ну, вот ещё!»

Домашнее задание: Лента времени. Расставь даты в хронологическом порядке.

6. Псков. Культурное наследие.

Псков - город-памятник, один из древнейших городов России. Ледовое побоище. Александр Невский. Троицкий собор, Псковская крепость, Мирожский монастырь, Поганкины палаты  входят в список культурного наследия РФ. Живопись древнего Пскова.  Фрески. Псков в живописи и музыке. Народное творчество и ремесла. Художественный разбор сказки «Большой петух»

Домашнее задание: создать коллаж фотографий по теме  «Знаменитые горожане» в сервисе Loupe, результат разместить на сайте класса.  

7.Ярославль. Золотое кольцо.

Символика. История. Ярослав Мудрый. Памятники архитектуры. Федор Волков и первый русский театр.  Творчество литераторов: В. И. Майков, Н. А. Некрасов, Л. Н. Трефолев, М. А. Кузмин. Портретная живопись и пейзажные акварели. Изразцы и народный лубок.  Художественный разбор сказки «Про Ивана-дурака»

Домашнее задание: составить виртуальную экскурсию по городу «Пешие прогулки»

8. Москва златоглавая. Герб Москвы. Кремль – «сердце Москвы, сердце России». Спасская башня. Храм Василия Блаженного. Памятники, музеи, дворцы города. Глиняные игрушки. Сказки московской гончарной слободы. «Глинька», «Егорий Храбрый». Русские духовные стихи.  Художественный разбор произведения.

9. Проект «Наш общий дом»

Создание совместной ментальной карты  в cacoo.com.

Моя Сибирь.

10. Сибирь  на карте России.

Происхождения слова «Сибирь». Границы. Площадь. Крупнейшие реки Сибири — Енисей, Обь, Ангара, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра — Байкал, Таймыр и Убсу-Нур. Города-миллионники: Новосибирск, Омск, Красноярск. Крупнейшие города: Тюмень, Барнаул, Иркутск, Новокузнецк, Томск, Кемерово, Улан-Удэ. Высочайшая точка внутриконтинентальной Сибири — гора Белу́ха (Горный Алтай).

Домашнее задание: выучить наизусть «Сибирь не любит насаждений» А. Твардовский

11.Коренные народы Сибири.

Народы западной Сибири: ненцы, ханты, манси, эвенки, селькупы, качинцы, татары, алтайцы, кумандинцы.  Территория расселения. Историко-этнографическая карта Сибири. Практическая работа. Образ жизни. Традиционные занятия. Продвижение русских в Сибирь. Ермак. Русские летописи.

Домашнее задание: найти значения слов коренных народов Сибири.

12. Нивхи - "люди на веслах".

История. Духовная культура. Религия. Нивхский писатель и исследователь фольклора. Легенды и сказания в литературной обработке.  Громкое чтение  Фольклорные сказания (тылгунд). Художественный разбор сказки «Как обманули зверя».

Домашнее задание: рисунок-иллюстрация к сказке «Как обманули зверя».

13.Народы Алтая.

Тюркская группа. История освоения. Археологические находки. Скифы. Этнические группы. Духовная культура и традиционные верования. Алтайские горы. Белуха. Рерих. Художественный разбор сказки «Лягушка и муравьи».

Домашнее задание: сделать музыкальную открытку (плэйкаст) сказки «Лягушка и муравьи».

14.Ненцы – самодийский народ.

«Дети оленя». Традиционное занятие. Хозяйственная культура. Народные игры. Ненецкие игрушки. Ненецкий фольклор: эпические сказания сюдбабц и ярабц. Художественный разбор сказки «Майма долгожданный».

Домашнее задание: сочинение «В гостях у ненецкого народа»

15.Народы Югры: ханты, манси.  

Ханты-Мансийск. Символика. Язык и письменность. Культура и традиции. Быт. Мифология. Традиционная религия. Праздник весны «Вороний день» у народа манси  и «Праздник трясогузки» («Вурщик хатл») у народа ханты. Художественный разбор, обсуждение сказки «Пумасипа» и «Проделки лиса»

Домашнее задание: составить таблицу - сравнительный анализ сказок народов ханты и манси (сходства и различия)

16.Писатели-сибиряки.  

Знакомство с биографией и творчеством писателей сибиряков. Дедов П.П. трилогия «Светозары», историческая  повесть о гражданской войне в Сибири — «Чалдония». Иванов А.С. рассказ «Алкины песни» чтение по  ролям. Якубовский А.П. фрагмент повести «Дом».

Домашнее задание: составить сообщение о писателе-земляке или его книге.

17.Писатели-сибиряки.

Урманов К.,  Шамов В.В., Магалиф Ю.А. «Приключения Жакони» чтение отрывка, Никульков А.В. «Школьники»

Домашнее задание: составить сообщение о писателе-земляке или его книге.

Новосибирск – столица Сибири

18.Рождение города. Этапы развития Новосибирска.

Основание города. Строительство железной дороги и моста через Обь. Кривощёковская слобода. Рост города. Война и революция (1914-1923). Город  - опорная база страны за Уралом в годы ВОВ. Новосибирск - исторический город,  центр науки и культуры Сибири (статус присвоен в феврале 1990 года). Создание ленты времени с использованием  сервиса  Dipity.com. или timetoast.com.  В 2014 г. Новосибирску исполняется 121 год. Рисунок в подарок городу.

19.Символы Новосибирска. Флаг, герб города.

Имя города. Александровск – Новониколаевск – Новосибирск. Флаг города: народный и официальный. Нарисуй и раскрась. Герб города. Раскрась по описанию. Символика герба. Заимствования с исторического герба Сибири.

Домашнее задание: Самостоятельно подобрать информацию для сообщения «История гербов Новосибирска». Герб советского периода. Герб 1993 года. Герб 2004 года. Описание. Символика.

20.Новосибирск – столица Сибирского Федерального округа. Крупнейшие сибирские города.

Новосибирск – столица Сибирского Федерального округа. Представительство Президента России в Сибирском федеральном округе. Крупнейшие города Сибири: Тюмень, Красноярск, Новокузнецк, Томск, Омск, Иркутск. Виртуальная экскурсия. Работа со схемой.

Домашнее задание:

Нарисуй свой «портрет» Новосибирска. Поясни свой замысел.

21.Выдающиеся Новосибирцы.

Рассказ об известных людях, оставивших глубокий след в истории города Новосибирск. Герои Советского Союза и России, знаменитые артисты театра и кино, почетные граждане города, просто хорошие люди, родившиеся или долгое время проживавшие в Новосибирске. Интеллектуальная игра в сервисе LearningApps.org . Почетные жители города Новосибирска: трижды Герой СССР, маршал авиации А.И. Покрышкин, академик М .А. Лаврентьев, основатель Новосибирского НИИ патологии кровообращения Евгений Николаевич Мешалкин, В.А. Толоконский.

Домашнее задание: создать коллаж из подобранных по теме   фотографий в сервисе Loupe, результат разместить на сайте класса.

22.Новосибирск – город сибиряков-героев

Памятники, посвященные Великой отечественной войне. «Монумент Славы», стела «Штыки». Музей Александра Покрышкина - станция метро - музей (единственная в России). Улица Сибиряков-Гвардейцев (названа в честь воинов 22-й (150-й) Сибирской добровольческой дивизии)

Домашнее задание: Провести экскурсию по памятным местам  для гостей Новосибирска.

23.Музеи и памятные места. Памятники архитектуры. Храмы и церкви Новосибирска. Виртуальная экскурсия с одновременным созданием совместной презентации по историческим  местам города:  Театр оперы и балета (символ города),  «Новосибирск-Главный» (1939 г.), Собор Александра Невского, Городской торговый корпус (ныне областной краеведческий музей), Стоквартирный дом, Дом им. В. И. Ленина (ныне Новосибирская филармония), театр «Красный факел» (построен в 1914 году),  Новосибирский музей железнодорожной техники, Новосибирский метромост,  Музей Солнца (единственный в России музей, посвящённый знакам и символам Солнца), Памятник Александру III,  Памятник Владимиру Ильичу Ленину на площади им. Ленина. Открыт 5 ноября 1970 г. Игра-закрепление «Знаете ли вы город?» в сервисе интеллектуальных игр LearningApps.org . Игра «Городские названия».

Домашнее задание: Заполнить словарик  «Мой Новосибирск: от А до Я».

24.Улицы и площади города. Парки и скверы. Зоопарк.

Административное деление города. Схема районов Новосибирска. Практическая работа: закрась район, в котором ты бывал, напиши его название. Вставь пропущенные буквы в названия улиц и площадей Новосибирска. Узнай изображенные места и здания. Реши задачи. Центральный сибирский ботанический сад — крупнейший в азиатской части России (площадь более 1000 га); Новосибирский зоопарк, обладающий коллекцией более чем в 700 видов животных. Работа с кроссвордом: «Мой любимый Новосибирск».

Домашнее задание: Написать или выучить наизусть стихотворение о Новосибирске.

25-26.Литературная карта Новосибирска.

Рассказ об известных новосибирских детских писателях и их произведениях.   Гончаров С.С.,  Журавлев К.И., Ильина Е. Ю., Кабардина С. В., Шалин А.Б., Шамов В.В. и др. Создание совместной онлайн-карты в Google Maps.

Домашнее задание: прочесть и презентовать одно из произведений писателя Новосибирска.

27. Обобщающее повторение по теме «Город Новосибирск»

Купино – моя малая Родина.

28. Заселение края.

На Кулундинских просторах. Заселение озерного края. Чумашки. Лягушье. Заозерка. Куликовка. Мальково. Яркуль. Киргинцево. Костылево. Происхождение названий. Хлебопашество, ремесло, быт.  Местные  сказы и легенды.

Домашнее задание:

29. Возникновение города Купино. Первые переселенцы.

1886 г. – дата основания. Переселенцы из Нового Оскола и Купина Курской губернии. Работа над проектом  «Мой город» в Windows Movie Maker. Воспоминания старожилов. Подарок городу Купино с добрыми словами о нем. Реши задачи.  

Домашнее задание: Предложи свой «портрет» Купино, поясни свой замысел. Создание в группах слайд-шоу о г. Купино. Размещение на странице класса.

30.Имя города.  Флаг. Герб. Гимн.

Наш город несколько раз менял свое имя. Три версии о происхождении названия города. Легенда о неопалимой купине. Нарисуй и раскрась флаг Купино. На каком здании  можно увидеть этот флаг. Символика герба.  Выбери и раскрась  по описанию современный герб Купино. История гимна, его создатели. Прослушивание, разучивание и совместное исполнение гимна г. Купино.

Домашнее задание: создание по группам слайд-шоу о г. Купино. Размещение на странице класса.

31.Вехи истории. Основные даты.

Опытное поле и В.А. Янчевский. Первая церковно-приходская школа. Строительство железной дороги. Первая больница. Гражданская война. П.Ф. Аксёнов,  И.М. Соловьев. Как создавались колхозы. ВОВ: на полях сражений и труд в тылу. Промышленная горка. Купино сегодня. Создание ленты времени с использованием  сервиса  Dipity.com.

Домашнее задание:  Создание ленты времени «Я и моя семья в истории города»

32.История в лицах.

Первый врач (Россов В.Н.).  Его фамилию носит село (Лукошин С.Е.). Хирург И.И. Велькер. Герои Советского Союза: И.И. Мычко, И.С. Мартынов, А.И. Бельский, М.Г. Матюнин, А.И, Ершов. Игра в сервисе интеллектуальных игр LearningApps.org .

Домашнее задание: написать мини-сочинение о человеке, оставившем  след в истории города

33.Улицы и площади.

История города в названиях улиц. Работа с картой города. Количество улиц города. Игра-аукцион по названиям улиц. Топонимика. Улицы, названные именами известных людей. Составление таблицы.  На какой улице ты живешь? Почему она так названа? Игра-закрепление «Знаете ли вы город?» в сервисе интеллектуальных игр LearningApps.org . Игра «Городские названия».

Домашнее задание: мини-исследование своей улицы. Количество домов, самый красивый, старый, необычный дом. Красивый полисадник. Животные, птицы. Административные здания, памятники, театры, стадионы, памятные места. Чем славится улица. Старожилы, известные люди нашей улицы. Создание презентации, фоторепортажа.  

34.Архитектурные памятники и памятные места города Купино.

Виртуальная экскурсия с посещением Храма св. Луки, кинотеатра «Сибирь» и РДК им. Кирова, спорткомплекса «Олимп». Лондон. Местная достопримечательность элеватор – «корабль в степи». Памятники героям гражданской войны и погибшим в годы ВОВ. Игра «Купино – город чудес»

Домашнее задание: Подбери прилагательные и составь характеристику г. Купино.

35.Купино – город школьников и студентов. Моя школа.

Рассказ о школах и техникумах г.Купино. Посещение школьного музея. Практическая работа: заполни паспорт школы, нарисуй свою школу.

Домашнее задание. Придумай задачу про школу или свой класс и реши её.

36.Посещение краеведческого музея города Купино

Средства контроля.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. 

Учебно-методические средства обучения.

Программа   ориентирована на использование литературы:

  • Брат А. Сказ о городе. – Новосибирск, 1998. – 48 с.: ил.
  • Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом (кон. XIX – нач. XX в.) / Ин-т истории СО АН СССР; Отв. ред. А.П.Окладников. – Новосибирск: Наука, 1978. – 296 с.: ил.
  • Зверев В. А., Баяндин В. И. История Сибири и основы краеведения: программа курса. Новосибирск, 2003.
  • Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану/под общей ред. Т. Б. Табардановой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 г
  • Крестелев В. На Купинской земле: из истории района. – Новосибирск. ГП. «Новосибирский полиграфкомбинат», 2004. – 284с.
  • Лихачев Д.С. Земля родная.-М., 1983.
  • Мой Новосибирск: Книга воспоминаний / Авт.-сост. Т.Иванова. – Новосибирск: СО Дет. лит., 1999. – 363 с.: ил.
  • Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Х.Х.Мелеск (отв. ред. и авт. текста) и др. – М.: Роскартография, 1993. – 119 с.: ил., карт.
  • Новосибирск. 100 лет. События. Люди / Отв. ред. Л.М.Горюшкин. – Новосибирск: Наука, 1993. – 472 с.: [40] л. ил.
  • Цыплаков И.Ф. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска / Сиб. независим. ун-т. Каф. истории города. – Новосибирск: Горница, 1997. – 302 с.: ил.
  • http://infomania.ru/map/?p=2832 Литературная карта Новосибирска
  • http://www.maxlib.ru/lib.php?item=125 Новосибирские писатели
  • Хлыгина О.М., В.И. Баяндин «Путешествие с Городовичком по столице Сибири: рабочая тетрадь. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.
  • Дидактический раздаточный материал.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Компьютер, видеопроектор

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.

Гора самоцветов: мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов, 2005-20012.

Город, где я. Студия LBL-СИБИРЬ при поддержке «Юнитон-Медиа» и ФПГ «Неоград», 2008

Колыбельные мира: мультипликационный сериал, 2005-2006.

Новосибирск параллельный.

Русский Герой Александр Покрышкин. Издательский дом «Сибирская горница», 2011.

Читая Д.С. Лихачёва: учебно-методическое пособие. Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирск, 2006.

Это Новосибирск 1975 г. Документальный фильм о самом большом городе Сибири.

Учебно-тематическое планирование:

Тема урока

(тип урока)

Цель урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

УУД

Формы контроля достижения планируемых результатов

Домашнее задание

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Россия – наша Родина.

1.

Вводный урок. Моё Отечество. (Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

учащихся)

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

1

Знание достопамятных событий истории  России и родного края

Умеет описывать достопамятные события родного края

Развитие чувства преданности и любви к Родине, ее традициям.

(Л): самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с известными историческими  личностями;

формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий

(Р): определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебника;

(П): нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; установление причинно-следственных связей

Выборочный пересказ текста.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Мини-сочинение  «Что такое Родина для тебя?»

2.

Путешествие по «реке времени» российской истории. ( Комбинированный)

Формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями

Древняя Русь. Московское государство. Российская империя. СССР. Современная Россия.  Получение первоначального навыка самостоятельной работы в он-лайн сервисе  на примере составления ленты времени

1

Умеет изучать и систематизировать информацию

Умеет работать с учебной информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

(П): научатся определять понятия  Древняя Русь. Московское государство. Российская империя. СССР. Современная Россия; осуществление выбора оснований и критериев для сравнения, классификации понятий;

(Р): умение ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество, рабочие отношения в группе;

умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Создание совместной онлайн-карты в Google Maps.

3

Твои родные и твоя Родина в потоке времени. (комбинированный)

Осознание связи времен.  Знакомство с происхождением фамилии в русской именной формуле. Построение родословного древа.

1

Научатся определять: 1. Поколение - родственники одной степени родства по отношению к общему предку. 2.Поколение - совокупность людей, родившихся в один и тот же период.

Воспроизводят по памяти информацию

Проявляют учебно-познавательный интерес

(П): формулирование ответов  на вопросы учителя

(Р): умение ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): развитие умения постановки вопросов – инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выделить  2-3 важные даты в истории своей. Объяснить связь истории своей семьи и истории Города, страны.

Составить родословное дерево семьи.

Главные города Российской Федерации.

4.

Киев. Обычаи и традиции. (комбинированный)

Формирование понятий  Киев – «мать городов русских». Крещение Руси. Князь Владимир. Знакомство с  памятниками   культуры, искусства и архитектуры. Народные художественные промыслы и ремесла. Художественный разбор сказки «Ловись рыбка». Совместная работа  над составлением паззла по сказке  на www.flash-gear.com.

1

Познакомятся с понятиями:  Киев – «мать городов русских». Крещение Руси. Князь Владимир. Знакомство с  памятниками   культуры, искусства и архитектуры. Народные художественные промыслы и ремесла.  

Планируют решение учебной задачи

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

(П): умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы;

(К): оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

практическая работа

Подобрать ключевые слова к сказке, составить облако слов в Сервисе  Imagechef.  Поместить на странице сайта.

5.

Владимир. История и достопримечательности. (комбинированный)

Знакомство с легендами г. Владимира, выдающимися полководцами, художниками, зодчими. Храм – «хранитель культуры». Успенский собор. Фрески. Икона. Монах. Летопись. Древнерусская азбука. Художественный разбор сказки «Ну, вот ещё!»

1

Узнают чем знаменит город Владимир

Получат представление о православном храме как хранителе культуры.

Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости; преобразовывают информацию из одной формы в другую (научно-популярный текст в хронологическую таблицу и ленту времени)

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий;

формирование основ гражданской идентичности через знакомство с культурными традициями г. Владимира.

(П): формулирование  ответа на вопросы учителя; умение самостоятельно предполагать какая информация понадобится для решения учебной задачи;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): владение монологической и диалогической формами речи;  овладение умением работать в паре;

принимают другое мнение и позицию.

Самостоятельная работа учащихся.

На ленте времени расставить даты в хронологическом порядке.

6.

Псков. Культурное наследие. (комбинированный)

Псков - город-памятник, один из древнейших городов России. Ледовое побоище. Александр Невский. Живопись древнего Пскова.  Фрески. Псков в живописи и музыке. Народное творчество и ремесла. Художественный разбор сказки «Большой петух»

1

Знакомство с историческим и культурным наследием Пскова.

Получат представление о нравственных ценностях на примере сказки «Большой петух»

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Адекватно понимают причины успешности  (неуспешности) учебной деятельности.

Учатся  принимать правильное решение, уметь различать добро и зло,  формирование  чувства  ответственности.

(П): формулирование  ответа на вопросы учителя

(Р): умение ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): принятие  другого мнения  и позиции.

Самостоятельная работа учащихся.

создать коллаж фотографий по теме  «Знаменитые горожане» в сервисе Loupe, результат разместить на сайте класса.  

7.

Ярославль. Золотое кольцо. (Изучение нового материала)

Символика. История. Ярослав Мудрый. Памятники архитектуры. Федор Волков и первый русский театр.  Творчество литераторов: В. И. Майков, Н. А. Некрасов, Л. Н. Трефолев, М. А. Кузмин. Портретная живопись и пейзажные акварели. Изразцы и народный лубок.  Художественный разбор сказки «Про Ивана-дурака»

1

узнают значение  в города Ярославля в историческом и культурном аспекте развития государства; получат представление происхождении  символики города,; познакомятся с лучшими представителями живописи, литературы, музыки.

Самостоятельно выделяют и формулируют цели, формулируют ответы.

умеют  строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; владеют навыком  соотносить известные факты с новым материалом; навыки коллективной деятельности;

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения

(Л) Умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать; умение эмоционально откликаться на содержание материала урока;

(П): осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

(К): умение аргументировать свою точку зрения; адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

самостоятельная работа учащихся

составить виртуальную экскурсию по городу «Пешие прогулки»

8.

Москва златоглавая. (комбинированный)

Герб Москвы. Кремль – «сердце Москвы, сердце России». Спасская башня. Храм Василия Блаженного. Памятники, музеи, дворцы города. Глиняные игрушки. Сказки московской гончарной слободы. «Глинька», «Егорий Храбрый». Русские духовные стихи.  Художественный разбор произведения.

2

Познакомится  с событиями, связанными со столицей нашей родины -  Москвой. Знакомство с  народным творчеством на примере сказок.

Умеет самостоятельно составлять рассказ,  описывать достопамятные события

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям

Проявление уважительного отношения  к сверстникам

(П): прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; извлечение информации, представленной в разных формах;

(Л): формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными традициями России; формирование эстетических ценностей;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

9.

Проект «Наш общий дом» (комбинированный)

Создание совместной ментальной карты  в cacoo.com.

2

Уяснят общность в культурном и историческом развитии разных городов государства. Научатся  коллективной работе.

Умеет анализировать и обобщать факты;

умеет обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьника

Сознает положительное отношение к культурному наследию прошлого;

осознает, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям; формируется духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строить  логические рассуждения; переработка и преобразование информации из одной формы в другую

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

(Л): умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;

Ответы на подготовленные вопросы. Закрепление основных понятий урока.

Моя Сибирь.

10

Сибирь  на карте России (комбинированный)

Формирование  Происхождения слова «Сибирь». Границы. Площадь. Крупнейшие реки, озера Сибири.  Города-миллионники: Новосибирск, Омск, Красноярск. Крупнейшие города: Тюмень, Барнаул, Иркутск, Новокузнецк, Томск, Кемерово, Улан-Удэ.

1

знакомство с географией Сибири. основные города – очаги культурного развития народов сибирского региона

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строить  логические рассуждения; переработка и преобразование информации из одной формы в другую (пересказ, составление плана);

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение высказывать свое мнение

(Л): умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;

самостоятельная работа

выучить наизусть «Сибирь не любит насаждений» А. Твардовский

11

Коренные народы Сибири.  (комбинированный)

Народы западной Сибири.  Территория расселения. Историко-этнографическая карта Сибири. Образ жизни. Традиционные занятия. Продвижение русских в Сибирь. Ермак. Русские летописи.

1

знакомство  с народами западной Сибири. Слияние культур при освоении территорий русскими. Отражение исторических событий в русских летописях.

Умеет анализировать и обобщать факты.  Умеет самостоятельно составлять рассказ.

Умеет сотрудничать со сверстниками.  Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий.

(П): умение давать определение понятиям, объяснять традиционные установки  гражданского общества;

(Р): умение ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи;

беседа

найти значения слов коренных народов Сибири.

12

Ни́вхи - "люди на веслах" (комбинированный)

История. Духовная культура. Религия. Нивхский писатель и исследователь фольклора. Легенды и сказания в литературной обработке.  Фольклорные сказания. Разбор сказки «Как обманули зверя».

1

Научатся понимать культурные традиции народов севера на примере народа «нивхи»

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает положительное отношение к культурному наследию прошлого. Формирование неравнодушия  к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивать  явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

рисунок-иллюстрация к сказке «Как обманули зверя».

13

Народы Алтая. Тюркская группа.  (Изучение нового материала)

Формирование представления  о народах Алтая.  История освоения. Археологические находки. Скифы. Этнические группы. Духовная культура и традиционные верования. Художественный разбор сказки «Лягушка и муравьи».

1

Знакомство с духовной культурой и традиционными верованиями народов тюркской группы  заселяющими Алтай

Умение анализировать и обобщать факты.

Приобретение нравственного – этического опыта взаимодействия с окружающими.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

(П): построение  логически обоснованных рассуждений - на простом и сложном уровне;

(Р): планирование учебной  деятельности;

 (Л): осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов

коллективная рефлексия

сделать музыкальную открытку (плэйкаст) сказки «Лягушка и муравьи».

14

Ненцы – самодийский народ.  (комбинированный)

Традиционное занятие. Хозяйственная культура. Народные игры. Ненецкие игрушки. Ненецкий фольклор: эпические сказания сюдбабц и ярабц. Художественный разбор сказки «Майма долгожданный».

1

Знакомство  с особенностями хозяйственной культуры «детей оленя»,

 формирование представления  о фольклоре, играх, сказаниях  ненцев;

развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с литературным творчеством на примере сказки  «Майма долгожданный»

Умеет самостоятельно составлять рассказ,  выделяют и формулируют цели, формулируют ответы.

Применяют правила делового сотрудничества, взаимодействия, работы в группах;  

проявляют  устойчивый интерес к получению новых знаний

(П): построение  логически обоснованных рассуждений - на простом и сложном уровне;

(Р): планирование учебной  деятельности;

 (К): умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственного  мнения под воздействием контраргументов;

(Л): осознание целостности мира и многообразия взглядов на него

Коллективная работа

сочинение «В гостях у ненецкого народа»

15

Народы Югры: ханты, манси.   (комбинированный)

Ханты-Мансийск. Символика. Язык и письменность. Культура и традиции. Быт. Мифология. Традиционная религия. Праздник весны «Вороний день» у народа манси  и «Праздник трясогузки» («Вурщик хатл») у народа ханты. Художественный разбор, обсуждение сказки «Пумасипа» и «Проделки лиса»

1

Получат возможность научиться описывать и сравнивать культурные традиции на примере югорских народов;

развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с литературными памятниками югорской культуры

Выявляют особенности быта, традиций и т.д.,  умеют  сравнивать и приводить  примеры в качестве доказательства

Выражают положительное отношение к процессу познания.

(П): умение давать определение понятиям,  сравнение  явлений и понятий;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

составить таблицу - сравнительный анализ сказок народов ханты и манси (сходства и различия)

16-17

Писатели-сибиряки  (комбинированный)

Знакомство с биографией и творчеством писателей сибиряков. Дедов П.П. трилогия «Светозары», «Чалдония». Иванов А.С. рассказ «Алкины песни» чтение по  ролям. Якубовский А.П. фрагмент повести «Дом».

2

Умеет соотносить литературные персонажи с их создателями,

 использует тексты первоисточника как источник знаний

Умеет анализировать и обобщать факты

Выражают положительное отношение к процессу познания. Осмысливает социальный опыт предшествующих поколений

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Беседа, сообщение учащегося по теме

составить сообщение о писателе-земляке или его книге.

Новосибирск – столица Сибири

18

Рождение города. Этапы развития Новосибирска.

(комбинированный)

Основание, рост  города. Война и революция (1914-1923). Город  - опорная база страны за Уралом в годы ВОВ. Новосибирск - исторический город,  центр науки и культуры Сибири. Создание ленты времени.  

1

Умеет анализировать исторические факты, формирует несложные выводы, пересказывает содержание научно-популярного текста

Умеет выбирать эффективные способы решения задач, формировать  логические связи, причины и следствия, умеет делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем

Осмысливает социальный и культурный  опыт предшествующих поколений

(К): умение  работать в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

(Р): умение работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;

(Л): аргументирование оценивание своих и чужих  поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях

Беседа, работа с исторически документом

Рисунок в подарок городу.

19

Символы Новосибирска. Флаг, герб города. (комбинированный)

Имя города. Флаг города: народный и официальный. Герб города. Символика герба. Заимствования с исторического герба Сибири.

1

Знакомство с топонимикой и  официальной символикой Новосибирска, историей ее создания.

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Умеет сотрудничать со сверстниками;  Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

(П): строить  логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирование учебной  деятельности;

 (К): корректирование мнения под воздействием контраргументов;

): осознание  мотивации учения

решение творческих задач

Подобрать информацию для сообщения «История гербов Новосибирска». Герб советского периода. Герб 1993 года. Герб 2004 года. Описание. Символика.

20

Новосибирск – столица Сибирского Федерального округа. Крупнейшие сибирские города. (комбинированный)

Новосибирск – столица Сибирского Федерального округа. Представительство Президента России в Сибирском федеральном округе. Крупнейшие города Сибири: Тюмень, Красноярск, Новокузнецк, Томск, Омск, Иркутск. Виртуальная экскурсия. Работа со схемой.

1

Знакомство со структурой власти Сибирского Федерального округа. Обзорное знакомство с городами Сибири.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

(П): выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;

(К): умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности;

(Л): осознавать мотивацию учения

Выборочный контроль, ответы на вопросы, работа с текстом

Нарисуй свой «портрет» Новосибирска. Поясни замысел.

21

Выдающиеся Новосибирцы  (комбинированный)

Рассказ об известных людях, оставивших глубокий след в истории города Новосибирск. Герои Советского Союза и России, знаменитые артисты театра и кино, почетные граждане города, просто хорошие люди, родившиеся или долгое время проживавшие в Новосибирске.

1

Знакомится  с известными людьми города Новосибирска. Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события.

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивать явления,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Коллективная беседа

создать коллаж из подобранных по теме   фотографий в сервисе Loupe

22

Новосибирск – город сибиряков-героев  (комбинированный)

Памятники, посвященные Великой отечественной войне. «Монумент Славы», стела «Штыки». Музей Александра Покрышкина - станция метро - музей. Улица Сибиряков-Гвардейцев (названа в честь воинов 22-й (150-й) Сибирской добровольческой дивизии)

1

Знакомство с подвигами, совершенными сибиряками в годы ВОВ. Изучение памятников.  Осознание

того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого

Формирует  навык работы с историческим материалом, составляет рассказ, используя   изученный материал

Опыт творческого отношения к фактам истории. Формирование  ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию;  внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с поступками героев.

(П): классифицирование  (группирование, установка иерархии) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливание причинно-следственных связей - на простом и сложном уровне.

(К): изложение своего мнения (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

(Р): определение цели, проблемы в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

(Л): осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывание собственной  мировоззренческой позиции

Коллективная беседа

Провести экскурсию по памятным местам  для гостей Новосибирска.

23

Музеи и памятные места. Памятники архитектуры. Храмы и церкви Новосибирска (комбинированный)

Виртуальная экскурсия с одновременным созданием совместной презентации по историческим  местам города

1

Умеет анализировать и представлять исторические, культурные места города.

Умеет проводить поиск основной и дополнительной информации  в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете.  Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность

Уважительное отношение  к материальным и духовным ценностям;

уважение к традициям и историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Закрепление основных понятий урока.

Заполнить словарик  «Мой Новосибирск: от А до Я».

24

Улицы и площади города. Парки и скверы. Зоопарк  (комбинированный)

Знакомство с административным делением города. Схема районов Новосибирска. Центральный сибирский ботанический сад — крупнейший в азиатской части России; Новосибирский зоопарк, обладающий коллекцией более чем в 700 видов животных. Работа с кроссвордом: «Мой любимый Новосибирск».

1

Умеет  отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы

Навык смыслового чтения и анализа текста

нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

(П) формировать умений оценивать услышанное и увиденное;

(К) формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

 (Р) формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному.

Работа с документом, с текстом учебника

Написать или выучить наизусть стихотворение о Новосибирске.

25-26

Литературная карта Новосибирска (комбинированный)

Рассказ об известных новосибирских детских писателях и их произведениях.   Гончаров С.С.,  Журавлев К.И., Ильина Е. Ю., Кабардина С. В., Шалин А.Б., Шамов В.В. и др. Создание совместной онлайн-карты в Google Maps.

2

Знакомство с творчеством известных писателей-сибиряков

Умеет аргументировано

доказывать своё мнение, определяет нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивает их с современными

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к сюжетному развитию литературного произведения.

(К)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 (Р) определение цели деятельности на уроке с помощью учителя

(Л) эмоционально-личностная оценка;   самоопределение и самопознание, смыслообразование.

(П)  осуществлять синтез, составлять целое из частей, делать выводы на основе анализа объектов, строить речевое высказывание в устной форме.

Беседа

прочесть и презентовать одно из произведений писателя Новосибирска.

27

Обобщающее повторение по теме «Город Новосибирск» (применение знаний и умений)

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Город Новосибирск»

1

Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

тест

Купино – моя малая Родина

28

Заселение края (комбинированный)

Сформировать представление об основании  Купино, первых деревнях, об этимологии  их названий. Чумашки. Лягушье. Заозерка. Куликовка. Мальково. Яркуль. Киргинцево. Костылево. Хлебопашество, ремесло, быт.  Местные  сказы и легенды.

1

Умеет анализировать исторические документы, делает выводы, самостоятельно строит рассказ, дает устный отзыв на ответы других учащихся

Формирует  навык работы с исторической картой, составляет рассказ, используя   изученный материал.

Развивает навык смыслового чтения и анализа текста,

 навыки выражения своего мнения через устную речь

- Опыт творческого отношения к фактам прошлого

-Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним

-Умеет аргументировать  свое мнение

(П): классифицирует  (группирует, устанавливает иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливает причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

(К): излагает своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

(Р): определяет цели, проблемы в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

(Л): осознает целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывает собственные мировоззренческие позиции

Беседа, работа с исторически документом.

29

Возникновение города Купино. Первые переселенцы  (комбинированный)

Ознакомить учащихся с  воспоминаниями старожилов города.

Работа над проектом  «Мой город» в Windows Movie Maker. Подарок городу Купино с добрыми словами о нем. Реши задачи.  

1

Умеет работать с историческими документами и использовать средства ИКТ в учебной деятельности

Развивает навык смыслового чтения и анализа текста,

 навыки выражения своего мнения через устную речь

Навык самостоятельного поиска, анализа информации

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивать явления,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Беседа, работа с исторически источником, тест

Предложи свой «портрет» Купино, поясни свой замысел.

30

Имя города.  Флаг. Герб. Гимн.

(комбинированный)

Знакомство с версиями о происхождении названия города. Легенда о неопалимой купине. Изучение символики города:  флаг Купино, герб, гимн. История гимна, его создатели. Прослушивание, разучивание и совместное исполнение гимна г. Купино.

1

Умеет изучать и систематизировать информацию

-Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

-Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

-Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия родного края, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Система практических заданий

создание слайд-шоу о г. Купино

31

Вехи истории. Основные даты.

(комбинированный)

Опытное поле и В.А. Янчевский. Первая церковно-приходская школа. Строительство железной дороги. Первая больница. Гражданская война. П.Ф. Аксёнов,  И.М. Соловьев. Как создавались колхозы. ВОВ: на полях сражений и труд в тылу. Промышленная горка. Купино сегодня.

1

Умеет  работать с лентой времени и схемами; сравнивать историческое развитие города и страны в целом, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела

Навыки самостоятельной и групповой работы

Целостное представление об историческом развитии города

(П): умение давать определение понятиям,  сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Система практических заданий

Создание ленты времени «Я и моя семья в истории города»

32

История в лицах.

(комбинированный)

Знакомство с биографией известных людей города. Первый врач (Россов В.Н.).  Его фамилию носит село (Лукошин С.Е.). Хирург И.И. Велькер. Герои Советского Союза: И.И. Мычко, И.С. Мартынов, А.И. Бельский, М.Г. Матюнин, А.И, Ершов.

1

Умеет выявлять причинно-следственные связи,  вести сравнительный анализ, обрабатывать учебную и дополнительную информацию, и представлять ее в виде таблицы

Владение навыками составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Творческое задание

Написать мини-сочинение о человеке, оставившем  след в истории города

33

Улицы и площади   (комбинированный)

История города в названиях улиц. Работа с картой города. Топонимика. Улицы, названные именами известных людей. Составление таблицы.  Игра-закрепление «Знаете ли вы город?»

1

Умеет работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

Умеет анализировать и обобщать факты.

Выявляют особенности жизни  местного населения, приводят примеры в качестве доказательства.

Осмысливает социальный опыт предшествующих поколений.  Применяют правила делового сотрудничества.

(П): строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

 (К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов;

): осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывает собственные мировоззренческие позиции.

Беседа, работа с исторически документом

Мини-исследование своей улицы. Создание презентации, фоторепортажа.  

34

Архитектурные памятники и памятные места города Купино (комбинированный)

Виртуальная экскурсия с посещением Храма св. Луки, кинотеатра «Сибирь» и РДК им. Кирова, спорткомплекса «Олимп». Памятники героям гражданской войны и погибшим в годы ВОВ. Игра «Купино – город чудес»

1

Умеет работать с картой города, текстом учебника и историческими источниками.   Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях.

Формирует  навык работы с картой, составляет рассказ, используя   изученный материал.  Развивает навык смыслового чтения и анализа текста,

 навыки выражения своего мнения через устную речь

Опыт творческого отношения к фактам прошлого

(П): умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение опре-делять цель, проблему в деятельности;

(Л): осознавать мотивацию учения 

Творческое задание

Подбери прилагательные и составь характеристику г. Купино.

35

Купино – город школьников и студентов. Моя школа (комбинированный)

Рассказ о школах и техникумах г.Купино. Посещение школьного музея. Практическая работа: заполнение паспорта школы.

1

Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом  города

П): умение давать определение понятиям,  сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Творческое задание

Придумай задачу про школу или свой класс и реши её.

36

Посещение краеведческого музея города Купино

Знакомство с наиболее интересными страницами истории школы №80

1

Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  исторических экспонатов музея.

(Л) Умение работать в группе при обсуждении увиденных исторических документов и материалов.

Всего: 34  часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Рабочая программа по Региональной экономики

Рабочая программа по дисциплине Региональная экономика...

Рабочая программа Основы регионального развития 10-11 кл.

Рабочая программа по основам регионального развития разработана для 10-11 классов по УМК Молодцовой И.В. (для Красноярского края). Рассчитана на 140 часов. Содержит титульный лист, пояснительную запис...

Рабочая программа по региональной экономике

Рабочая программа предназначена для Вологодской области. Реализуется в 7-9 классах. Содержит, кроме стандартных разделов, разработанные мною тесты для промежуточной аттестации по предмету в каждом кла...

Рабочая программа по учебному предмету «География» География Земли 6 класс

Рабочая программапо учебному предмету «География»География Земли   6  класс...

Мониторинг качественной успеваемости по предметам регионального компонента

Приоритетным направлением деятельности с детьми остается повышение мотивации учащихся к углубленному изучению родного языка и создание условий реализации их творческого потенциала. Привлечение ребят к...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...