Основные требования к проекту
методическая разработка по теме

Петрова Алёна Ивановна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_trebovaniya_k_proektu.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект — это «шесть П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация - Портфолио.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность педагога

1 . Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов.  

Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.      

2. Планиро-

вание

Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и     синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости).    Наблюдает.                    

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует                              

4. Выполне-ние

Работа над проектом. Оформление

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.

5. Защита проекта.

Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа.

Организация работы над проектом складывается из шести этапов.

Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:

- экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;

- изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;

- конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);

- заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы;

- недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.

Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести студентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного проектирования.

Организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).

Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе

определяются:

- возможные источники информации;

- способы сбора и анализа информации;

- способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);

- критерии оценки продукта;

- обязанности участников творческой группы.

Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).

Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.

Этап 5-й, оформление и представление (защита)  проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовление макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.

Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:

  1. групповую рефлексию авторов проекта;
  2. анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.

Основные правила по использованию метода проектов:

- не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; проект - это план, замысел, в результате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

- метод проектов должен использоваться не вместо систематического предметного обучения, а как его органический компонент;

- необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;

- определение тематики проектов должно вестись с учетом учебных ситуаций по конкретным дисциплинам;

- проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;

- процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов  должны управляться педагогами;

- тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей предстоящей деятельности студентов.


ТИПОЛОГИЯ  ПРОЕКТОВ

Вид проекта

Краткая характеристика процесса

По доминирующей деятельности студентов

Практико-ориентированные

Изготовление продукта, который можно использовать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.

Исследовательские

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.

Информационные

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Творческие

Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.

Ролевые

Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.

По комплексности

Монопроекты

Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний.

Межпредметные

Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности

Мини - проекты

Укладываются в одно занятие

Краткосрочные

Требуют выделения 4 – 6 занятий

Недельные

Выполняются в ходе проектной недели

Годичные

Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время.


Выход проектной деятельности и ее оценка.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

— Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

— Атрибуты несуществующего государства;

— Бизнес-план;            

— Видеофильм;

— Видеоклип;              

— Выставка;

— Газета;

— Действующая фирма;

— Журнал;

— Законопроект;

— Игра;                          

— Карта;

— Коллекция;                  

— Макет;

— Модель;

— Мультимедийный продукт;

— Оформление кабинета;

— Пакет рекомендаций;

— Письмо в ...;

— Праздник;

— Публикация;

— Путеводитель;

— Серия иллюстраций;

— Система студенческого самоуправления;

— Сказка;                      

— Справочник;

— Сравнительно-сопоставительный анализ;

— Статья;

— Сценарий;

— Учебное пособие;                

— Экскурсия.


Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

— четко организовать работу каждого участника проектной группы;

— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

— Деловая игра.

— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Диалог исторических или литературных персонажей.

— Защита на Ученом Совете.

— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

— Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

— Научная конференция.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.            

— Путешествие.

— Ролевая игра.                        

— Спортивная игра.                  

— Экскурсия.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

— Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

— Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10).

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей и т.д.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем примерный перечень критериев:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.


Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

5. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

6. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  1. умение отвечать на незапланированные вопросы.


Роль преподавателя

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов студентов, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому преподаватель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.

Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

4)руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).

Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.

Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный  статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за   счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

В целом при работе над проектом преподаватель:

  • помогает       студентам в       поиске       источников,       способных помочь       им работе над проектом;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет студентов;
  • поддерживает        непрерывную        обратную        связь, чтобы способствовать продвижению студентов в работе над проектом.
  • реализует деятельностный подход;
  • обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;
  • реализует требования принципа проблемного обучения;
  • содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • обучает взаимодействию в групповой деятельности;
  • -формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;
  • содействует связи теории с практикой;
  • повышает мотивацию учения и труда;
  • учит способам самостоятельного познания;
  • формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;
  • учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлексии, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.

Приступая к организации проектной деятельности, преподаватель должен ответить на вопросы:

  1. какая проблема вызовет интерес у студентов?
  2. Сколько свободы дать студентам при принятии решений?
  3. Какие результаты можно ожидать?
  4. Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
  5. Какие материалы потребуются для выполнения проекта?
  6. Какие знания будут необходимы?

Несмотря на то, что проектная методика предполагает самостоятельное решение проблемы студентами, весьма эффективны методические рекомендации или инструкции, в которых указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.

Студент:

  1. определяет цель своей деятельности;
  2. открывает новые знания;
  3. экспериментирует;
  4. выбирает пути решения возникающих проблем;
  5. несет ответственность за свою деятельность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к проекту

Методическое пособие...

Основные требования к проекту

Методическое пособие...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Метод проектов. Основные требования и классификация

Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам,...

Основные требования к использованию метода проектов.

Основные требования к использованию метода проектов...

Основные требования к использованию метода проектов

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформл...

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в по...