Понятие и смыслы культурологической компетенции
статья по теме

В статье говорится о том, что школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Частью гуманитарного знания является культурология как наука. Существующие образовательные стандарты предполагают изучение гуманитарных наук обособленно друг от друга. Однако, именно в рамках культурологии возможна интеграция исторических, философских, социологических знаний, необходимая для осуществления целостного подхода к изучению гуманитарных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_i_smysly_kulturologicheskoy_kompetentsii.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и смыслы культурологической компетенции

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача - подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.                                                                         Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Частью гуманитарного знания является культурология как наука. Существующие образовательные стандарты предполагают изучение гуманитарных наук обособленно друг от друга. Однако, именно в рамках культурологии возможна интеграция исторических, философских, социологических знаний, необходимая для осуществления целостного подхода к изучению гуманитарных дисциплин. Такого рода интеграция способствует становлению у школьников нравственных, эстетических, социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личных успехов, так и для деятельности в интересах общества.                                                                         Основным содержанием гуманитарного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное  развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии.                                                                                         Образование, трактуемое как приобщение к культурному наследию, культурная самоидентификация личности, детерминирует выбор адекватных способов и методов познания действительности исходя из личностных и общественных запросов. Ключевым звеном в ее становлении является создание специальных образовательных программ, соответствующих ценностно-целевым установкам современного образования.                         В соответствии с Декларацией прав ребенка, принятой ООН, ребенок должен получать образование, «которое способствовало бы его общему культурному развитию, благодаря которому он мог бы развивать свои способности, личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».                                 Одним из ключевых положений федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения является культурно - исторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.        Л. С. Выготский определяет культурное развитие как развитие форм деятельности, приемов и способов мышления, направленных на формирование личности и подготовку к зрелой жизни культурного человека.  Ведущими факторами культурного развития ребенка на всех его стадиях является развивающее, формирующее, обучающее и воспитывающее воздействие семьи, окружающих ребенка людей, среды и, с определенного момента, - образования как процесса педагогически организованной социализации и инкультурации  личности. Культура, ее ценности, преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Процесс обретения человеком общей культурной компетентности по отношению к установлениям и нормам того общества, в котором он живет, носит название инкультурации.                                                                                                 Сюда входит освоение:                                                                

- систем ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе,

- этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях,

- более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям,

- определенных познаний в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрении, обычаях, обрядах,

- обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях, распространенных в данном обществе, и т.п.                                                         Важны и знакомство человека с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства и пр.                                                                Инкультурация – это процесс ориентирования человека:                         - в доминирующих гуманитарно-ценностных предпочтениях и нормах жизнедеятельности, актуальных в этнической, политической, социальной, конфессиональной и историко-культурной среде его проживания,                 - в допустимых формах и содержаниях собственных культурных манифестаций в этой среде,                                                                          - в предпочитаемых интерпретациях наблюдаемых явлений и событий, соответствующих местным традициям и ментальностям.                                 Общее культурное развитие личности мы можем рассматривать как процесс освоения индивидом традиционных для культуры, к которой он принадлежит, способов мышления, деятельности, общезначимых символов, идей, ценностей, обычаев, норм и правил поведения, верований и традиций — всего, посредством чего представители данной культуры организуют свою жизнедеятельность. Культурное развитие личности определяется социально-культурным контекстом ее существования, влиянием исторически развивающейся культуры.                                                                         Таким образом, главным условием национального развития являются гуманистические традиции воспитания и обучения с ее ценностным этнокультурным потенциалом.

        

Список литературы

1. Архипова О. В. Гуманитарное образование как интенция современной культуры: сущность, смыслы, идеи /О.В .Архипова // Третий Российский культурологический  конгресс. СПб:Эйдос, 2010.

2. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии.1994. № 1.

3. Иконникова С. Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах // Тезисы докладов международной научно- практической конференции. Санкт – Петербург. СПб., 1994.

4. Костина А. В. Национальная культура этническая культура - массовая культура /А.В. Костина. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

5. Костина А. В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики /А.В. Костина. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

        

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

«Формирование культурологической компетенции на уроках литературы через интеграцию с искусством, историей, географией»

Обобщение опыта содержит детальную характеристику интегрированного урока литературы, демонстрирует технологию интеграции литературы с искусством, историей, географией....

Экологическое образование как основа формирования культурологической компетенции учащихся

« Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение челове...

Формирование культурологической компетенции учащихся на уроках русского языка на основе диалога культур

Язык — форма и зеркало национальной культуры.Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учр...

Один из способов формирования культурологической компетенции обучающихся

В данной статье представлены этапы работы над составлением толкового культурологического словаря школьников к классическим литературным произведениям и пример из толкового словаря к произведениям Н.В....

Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.

Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, пе...