Социокультурный проект «С заботой и вниманием» (Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)
статья по теме

В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально -  значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_timurovtsy.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Ново-Курбинская основная общеобразовательная школа»

671339, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Курба, ул. Школьная, 65, тел. 58-1-64

                        

Социокультурный проект «С ЗАБОТОЙ и ВНИМАНИЕМ»

(Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)

                      Выполнили:        Будаева М.Б.,

учитель русского языка и       литературы

                                                     Козлова С.М., учитель начальных                                                                                     классов

                

2012

Содержание

1. Актуальность проекта…………………………………………………..…..…3

2. Цели  и задачи…………………………………………………….…...………4

3. Содержание проекта, план и механизм его реализации………………….5

4.Ожидаемые результаты от реализации проекта……………….…………13

5.Список использованной литературы…………………………….………...…15

Актуальность.   В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации детей подростков.

Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались.  Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям.   Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей.

В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально -  значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...».

 Считая  необходимым возрождение утраченных духовно - нравственных  традиций, мы решили, что в условиях сельской малокоплектной школы  наиболее приемлемо такое направление детского движения, как  тимуровское.

Поэтому нами было принято решение  разработать проект  «С заботой о старших».

Предметом данного проекта является детское движение на селе.

Объект предлагаемого проекта – подростки 5 - 7 классов и учащиеся 3-4 классов.

Цели, которые мы преследуем: воспитание детей на принципах гуманизма,  создание условий для развития их  духовных, физических способностей,формирование у подрастающего поколения  активной гражданской позиции и  мотивации  на принятие созидательной социальной роли.

 Основные задачи:

- направлять усилия всех детей на выполнение добрых и полезных дел;

- формировать духовно – нравственные ценности у детй;

-  изучать историю и культуру своей страны;

Содержание проекта, план и механизм его реализации

   В сложившихся реалиях, когда множество школ в стране отказались от внеклассной воспитательной работы, детские объединения и движения объективно выступают компенсирующим фактором, предоставляющим дополнительные возможности для педагогического влияния на развитие личности ребенка. Деятельность детских общественных организаций направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтерской, тимуровской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, через подключение к решению серьезных и важных проблем в социуме, а также через содействие развитию и реализации личных инициатив и творческого потенциала.

 В России уже несколько лет идет возрождение тимуровского движения. Тимуровское движение - организованная, а иногда и стихийная деятельность, направленная на оказание помощи всем нуждающимся, особенно пожилым людям, ветеранам войны и тыла. Название свое получило после выхода в свет книги А. Гайдара «Тимур и его команда».

Тимуровцы – гайдаровцы являются примером для других ребят, не имеют вредных привычек, противостоят нарушителям порядка, вовлекают в добрые дела других людей, помогают в учебе слабоуспевающим ребятам.Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи.

Девиз тимуровцев: «Ни дня без добрых дел».

Мы живём на земле дедов и прадедов, богатой историей, традициями, культурой. От нас зависит будущее нашего края, школы, семьи. Основой содержания направлений нашей деятельности является приобщение к духовным ценностям своего Отечества, формирование чувства национальной гордости и веры в будущее страны, воспитание любви к России, малой родине, семье, школы.

Проект «С заботой о старших» - комплексная программа развития детского тимуровского движения. Программа основана на деятельностном подходе, включающем гуманное отношение к пожилым людям, а также  к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, воспитание детей через коллективную трудовую деятельность.   

В отрядах тимуровцев ребята учатся быть самостоятельными и ответственными. Участники движения занимаются благоустройством села, охраной природы, приводят в порядок памятник солдатам Великой Отечественной войны, проявляют уважение к труду и к старшим.  

Через участие в деятельности детских общественных организаций дети и подростки окружают заботой и вниманием ветеранов войны и труда, берут шефство над памятником  погибшим воинам, заботятся о досуге младших школьников, получают знания о здоровом образе жизни,  учатся целесообразно и с пользой проводить своё свободное время -  продолжают добрые традиции нашего народа.

Основные  направления проекта

Для реализации цели и задач деятельности необходимо осуществить работу по ряду направлений:

1. Информационно – аналитическая деятельность, направленная на изучение характера социальных проблем в с. Новая Курба.

2.  Социально значимая деятельность;

3.  Шефская помощь;

4.  Пропаганда тимуровского движения на селе.

Основные принципы

      Проект основывается  на  принципах:

- комплексности  (совместная деятельность МБОУ «Ново – Курбинская основная

общеобразовательная школа» и заместителя главы СП«Новая Курба» по социальным вопросам);

-адресности помощи к конкретным людям, семьям;

-гарантированности помощи;

-оперативности помощи;

-коммуникативности и корректности в отношениях с людьми;

- учета возрастных, индивидуальных особенностей;

- непрерывности  и системности в деятельности;

- ценностных ориентиров.

Приоритетное внимание в своем проекте  мы уделяем работе с незащищенными слоями населения: ветеранами труда,  одинокими инвалидами  престарелыми  людьми.

Социальная аудитория

В с.Новая Курба  30% населения составляют пенсионеры, инвалиды, одинокие престарелые  люди.

В настоящее время в силу сложившихся социальных условий, 90% трудоспособного населения  относится к числу безработных,  отсюда и число малоимущих семей с детьми.  

Участники проекта

В реализации проекта участвуют дети младшего школьного возраста и школьники   среднего звена в возрасте от 9 до 12 лет.

Классные руководители: Козлова Светлана Ивановна, Спиридонова Татьяна Витальевна, руководитель проекта Будаева Майя Батожаповна, социальный работник СП «Ново - Курбинское» Иванова СветланаНиколаевна.                                                  

Формы работы

Проект «С заботой о старших»  предусматривает различные формы работы с социально незащищенными слоями населения: различные социальные акции («Собери ребенка в школу»,  «Рождественские подарки от Деда Мороза», «Дети  – Детям»,  «Доброе утро, ветеран!» и т. д.),  ярмарки,  трудовые десанты, шефскую помощь, пропагандистскую  работу.

Срок реализации проекта:

        Реализация проекта рассчитана на 1 года: с 2012 по 2013 год.

Первый этап – организационный – предполагается реализовать в 2011 году.

Второй этап – организационно – практический  (2011 -2012г.) - связан с непосредственной работой с социально незащищенными слоями населения во всех указанных направлениях.

Третий этап – заключительный (2013 г.). На этом этапе планируется провести анализ деятельности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта.

План реализации основных направлений проекта «С заботой о старших»

Основные направления.

Мероприятия.

Сроки

Исполнители

Информационно – аналитическая деятельность

1.

Познакомить современных детей с жизненными фактами А.П.Гайдара, писателя и боевого командира. Прочитать книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда», обсудить ее с позиций современного школьника на уроках внеклассного чтения.

Апрель 2011г

Классные руководители

2

Разработка системы взаимодействия с семьями

Апрель – май 2011г

Участники проекта

Руководитель проекта

Админстрация МО СП

3

Провести тематические классные часы, родительское собрание (анкетирование родителей о согласии в участии в тимуровском движении их детей)

Апрель – май 2011г

Участники проекта

Руководитель проекта

Классные руководители

Социально значимая деятельность

1

Организация и проведение акции «Собери ребенка в школу»

Август 2011г

Участники проекта

Руководитель проекта

Админстрация МО СП

3

Проведение акции «Доброе утро, ветеран!»

Май 2011г

Участники проекта

Админстрация МО СП

4

Организация и проведение акции «Дети – детям»

Изготовление игрушек своими руками

Июнь 2011г

Участники проекта

Руководитель проекта

Родители

5

Организация и проведение ярмарки

2013г

Участники проекта

Руководитель проекта

Шефская деятельность

1

Ремонт палисадников, изгородей.

2011 -2013гг

Участники проекта

Руководитель проекта

Классные руководители Админстрация МО СП

2

Косметический ремонт дома.

2011 -2013гг

Участники проекта

Руководитель проекта

3

Организованный вывоз мусора. Уборка дворовых территорий.

2011 -2013гг

Участники проекта

Руководитель проекта

Админстрация МО СП

4

Покупка продуктов, товаров первой необходимости в магазине,  необходимых лекарств.

2011 -2013гг

Участники проекта

Кл.рук - ли

5

Доставка воды.

2011 -2013гг

Участники проекта

6

Расколка дров и их укладка

2011-2013гг

Участники проекта

Пропаганда тимуровского движения в районе

1

Призыв к учащимся о возрождении тимуровского движения через районную газету «Вперёд»

2011г

Участники проекта

Руководитель проекта

2

Публикация статей тимуровцев о своей деятельности  в школьной, в районной газетах.

2011 -2013гг

Участники проекта

Руководитель проекта

Механизм реализации проекта

В « Штабе Тимура» создаются группы разведчиков полезных дел, имен людей, нуждающихся в помощи и заботе. Создаются звенья и  бригады, выбираются  командиры, разрабатываются задания, устанавливаются сроки их выполнения. К каждой бригаде будут прикреплены определенные категории людей, семей. Все члены движения будут вовлечены в посильную им деятельность, включающую спектр  социальных мероприятий  и трудовых дел.Работа во всех направлениях будет вестись в свободное от учебы время.

Финансовое обеспечение

Деятельность по реализации любой гражданской инициативы, нашедшей отражение в формате социального проекта, неизбежно связана с материальными затратами. Даже если все исполнители проекта — добровольцы, остается необходимость покрывать организационные расходы,  решать вопросы обеспечения деятельности необходимым оборудованием, транспортом, раздаточными материалами и т.д.

В качестве организаторов программы выступают представители социальной защиты населения, учителя школы, ученики, представители муниципалитета. Реализация мероприятий проекта будет осуществляться за счет спонсорских и благотворительных средств. Магазин «Олимп» ИП Аюшеева  Н.Б., ИП Райковский Ю.В., глава МО СП «Новая Курба», Депутат Народного Хурала Стопичев.

Ожидаемые  результаты от реализации проекта

1. Разработка и реализация программ поддержки социально незащищенных семей населения.

2. Обобщение и систематизация материалов тимуровского движения;

3. Увеличение  числа участников тимуровского объединения;

4. Реальная адресная помощь социально незащищенным слоям населения;

5. Укрепление связей школы и общественности.

Эффективность реализации программы развития можно определить, используя количественные и качественные показатели:

  1. Количественные показатели:

- количество субъектов образовательно-воспитательного процесса участников реализации проекта (учителей, учащихся, родителей);

- количество социальных партнеров, участвующих в реализации проекта;

- количество жителей села, изъявивших желание участвовать в реализации проекта;

- количество партнеров, предлагающих инициативы.

2.Качественные показатели:

- позитивное общественное мнение к предложенному проекту;

- открытость школы к происходящим изменениям;

- активность деятельности органов самоуправления;

- промежуточная динамика позитивных изменений.

Реализация мероприятий проекта будет способствовать расширению возможностей занятости детей в свободное время;  увеличению числа людей, заботящихся о социально незащищенных слоях населения; людей, пропагандирующих тимуровское движение;  повысит уровеньдуховно – нравственного, патриотического воспитания.

Достоверность результатов проекта будет обеспечена  публичными отчетами и докладами о реализации  данного проекта перед родительской общественностью, перед общественностью села.

Список использованной литературы

1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 122 с.

2. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. К 16 М.: педагогическое общество России, 2007-608 с.

3. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу: Организация досуговой деятельности школьников среднего подросткового возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий: 5 – 8классы – М.: 5 за знания, 2009. – 192. – (Классному руководителю).

4. Марш – начало твоих дорог. Сборник. – М.: Мол.гвардия, 2008. – 112. – (Для тех, кто работает с пионерами).

5. Мир детства. Подросток /Под ред.А.Г. Хрипковой. Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд. доп. – М.: Педагогика, 2010. – 2888 с.: ил. – (Б-ка для родителей).

6. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: походы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009 – 136 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»

Доклад на тему "Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»...

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...