Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
статья по теме

Габрусевич Сергей Николаевич

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».

Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма  провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.

В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями. Представленный опыт работы с родительской общественностью может быть использован педагогическими коллективами общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».

Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма  провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.

В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями. Представленный опыт работы с родительской общественностью может быть использован педагогическими коллективами общеобразовательных школ.

                 

    Габрусевич С.Н.

                                            МКОУ «Таскатлинская СОШ»

                                                              Колосовского муниципального района

Организация эффективного  взаимодействия семьи и  

образовательного учреждения

(Опыт работы в сельской малокомплектной школе)

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».

Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма  провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.

В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями

Педагогические проблемы, которыми обременена современная российская школа не могут быть решены без участия родителей. Эти проблемы таковы:

 - выбор образовательной программы для ребенка;

 - мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;

 - формирование интересов, ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности;

 - выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивности в познавательно-развивающих делах классного коллектива;

 - выявление одаренности и развитие способностей ребенка;

 - индивидуальный подход как одно из условий развития, образования личности;

 - достижение учеником благоприятного статуса в классном коллективе;

 - предупреждение асоциального поведения детей и подростков;

 - совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления;

 - совместная работа по здоровьесбережению детей (физического и психического)

 - формирование жизненных планов и выбор профессии;

 - взаимопонимание между поколениями;

 - совместная деятельность по созданию в школе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата, что исключает возможность школы стать просто «присутственным местом» (С.Т. Шацкий)

Важно строго соблюдать правило: сначала готовим «почву» для организации взаимодействия с родителями, а потом «приглашаем» родителей.

Первое направление (подготовка педагога) можно представить в пошаговых действиях.

  1. Выработка основных принципов взаимодействия с семьей. Самое главное на этом этапе – продумать, какие социально-педагогические условия надо создать для преодоления отчуждения родителей от школы.
  2. Самодиагностика педагога – изучение своих собственных ресурсов (установок, возможностей). Иными словами, это попытка посмотреть на себя со стороны. Работникам школы кажется естественным тот порядок и тот стиль общения, которые сформировались в процессе работы, однако, с точки зрения родителей, не все может быть так замечательно.Ниже приведен опросник для работников школы (библиотекарь, повар, рабочий по обслуживанию помещений, гардеробщица, технический персонал, педагоги).

- Доброжелательны ли вы по отношению к родителям?

- Легко ли им попасть в школу?

- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

- Легко ли родителям найти нужный кабинет?

- Гостеприимны ли люди, встречающие  родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

- Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), занятий дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

- Проводим ли мы обучение родителей?

-Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей в школу были регулярными?

 3.  Определение путей достижения эффективного взаимодействия.

На данном этапе необходимо вычленить  приоритетные задачи, требующие скорейшего решения. Для нашего образовательного учреждения – это низкий уровень психолого-педагогической компетентности (не только родителей, но и самих педагогов).

Очень важной характеристикой учителя является его современность, знание и понимание тех тенденций, которые существуют и в молодежной субкультуре, и в области трудоустройства, и даже внешнего облика. Именно социальная неадекватность, статичность педагога тормозит развитие эффективных взаимоотношений с родителями обучающихся. Образованные родители хотели бы видеть в учителе  прежде всего человека, способного сориентировать их ребенка в изменяющемся мире, а не декларировать  приверженность социальным технологиям, потерявшим свою актуальность.

  1. Выработка критериев эффективности проделанной работы, способ оценивания результата.

Это  формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, повышение активности, ориентация на сотрудничество, повышение уровня социальной защищенности и уровня компетентности (педагогической  - для родителей, методической  - для учителей, образовательной -  для обучающихся).

  1. Публичное обсуждение,  корректировка, утверждение предполагаемых действий. Подобное обсуждение эффективнее всего проводить в форме «круглого стола».
  2. Реализация стратегии (системы работы, отдельных этапов, мероприятий)
  3. Анализ проведенной работы.

Второе направление – вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (проведение мероприятий, организацию внеурочной деятельности детей).

Взаимодействие с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании. В нашей школе у каждого классного руководителя составлен так называемый социально-демографический портрет семьи каждого ученика, в котором содержится следующая информация:

- состав семьи;

- фамилии отца и матери, их возраст;

- род занятий родителей и других членов семьи (трудовая деятельность родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации);

- материальная обеспеченность семьи;

- оседлость;

- культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга, отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи; круг интересов.хобби членов семьи,

- образ жизни семьи.

  Также в поле зрения педагогов нашей школы находятся  такие вопросы как организация и принципы семейного воспитания:

- внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых;

- воспитательная позиция; преобладающие методы и формы воспитания, уровень педагогической культуры и образование родителей

  Учащиеся нашей сельской малокомплектной школы воспитываются в 27 семьях. Образование 50 родителей выглядит следующим образом:

Высшее

Средн. спец.

Среднее

Основное

3 чел. – 6%

6 чел. – 12%

16 чел. – 32%

25 чел – 50%.

Образовательный уровень родителей невысок. Постоянное место работы имеют 24 родителя. Остальные заняты личным подсобным хозяйством.

Количество семей, воспитывающих 1 ребенка – 8, что составляет 29,6%, воспитывающих двух детей – 16, что составляет 59,2% и три семьи имеют трое детей, что составляет 11,1%. Таким образом, особенностью нашей школы являются малодетные семьи, что предопределяет серьезные трудности в воспитании обучающихся. Нравственно-воспитательная обусловленность семьи, имеющей более двух детей, полностью совпадает с социально-экономической потребностью нашего общества в естественном приросте населения. Поэтому в настоящее время важное значение в повышении рождаемости приобретает разъяснительная работа с супругами, ограничивающими себя одним-двумя детьми, поднятие авторитета и престижа многодетных семей.

Для первичной оценки семей своих учеников в нашей школе существует следующая классификация стилей отношений к ребенку в семье:

- семья с высокой ответственностью за ребенка и сознательным отношением за его воспитание; в условиях такой семьи растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких (это наиболее привлекательный стиль для наших педагогов);

- семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке: дети в таких семьях одинокие, несчастные существа (это боль любого педагога, привлечь, заинтересовать подобных родителей школьной жизнью –  первоочередная задача);

- семьи с авторитарным отношением к ребенку, отличающиеся неукоснительным требованием выполнения всех указаний, допущением физических наказаний: в таких семьях вырастают или неуверенные в себе невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей;

- семьи с попустительским отношением к ребенку, которые строят свои отношения с ним на принципе вседозволенности – в подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист;

- гиперопека ребенка – детям в таких семьях присуще инфантильное и зависимое поведение;

Задача учителя – подобную классификацию довести до сведения родителей, просветить их, инициировать  к анализу стилей воспитания в семье. Хорошие результаты  по просвещению родителей по классификации стилей воспитания дает следующая форма работы: родители (в основном это мамы) читают предложенную педагогом литературу, а затем идет обсуждение за «круглым столом», обмен мнениями, мамы приводят примеры своих семейных ситуаций. К сожалению,  в маленьких школах нет  психологов, которые в значительной степени оказали  бы помощь родителям и педагогам. В селе есть семьи, родители которых в лице мам обращаются за помощью к педагогам с просьбой помочь разобраться в сложных ситуациях по поводу поведения, отношения к выполнению домашних заданий, домашних обязанностей и т.д.

Особенностью нашего школьного сообщества является активность педагогов,  и, как следствие, активность ребят и их родителей: малочисленная школа принимает участие во многих конкурсах, фестивалях, проектах, акциях. А внеклассная, внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется при непосредственном участии родительской общественности. В школе функционирует кружок «Традиции народной культуры». Ребята-кружковцы стабильно участвуют в фестивалях детского игрового творчества «Васильковое лето», этнографических коллективов «Рождественские вечерки» как на муниципальном уровне, так и на областном. Изготовление костюмов, организация поездок осуществляется с непосредственным участием родителей. Родительская общественность оказала помощь в сборе экспонатов для школьного краеведческого музея. В школе сложилась традиция проводить совместно с родителями фольклорные праздники: Проводы Масленицы, День Наума-Грамотника, конкурс «Самая народная. Неоценимую помощь оказали родители  учащимся 2-5 классов в составлении  своей родословной. Наши - ребята постоянные участники и победители районного конкурса «Я росинка твоя, Россия», фестиваля «Красота спасет мир», ежегодно школа представляет участников на муниципальные конференции НОУ «Поиск», также родители спонсируют участие своих детей в таких конкурсах как «Русский медвежонок», «Пони», «Через тернии к звездам», в турнире им. М.В. Ломоносова, вместе со своими детьми они участвуют в акциях «Подарок солдату», «Поделись игрушкоюсвоей», «Чистый школьный двор», «Школьная клумба».

Традиционными стали новогодние конкурсы с командным участием родителей с одной стороны, педагогов с другой и обучающихся с третьей, а также спортивные состязания, КВНы. Подготовка кподобного рода мероприятиям очень сплачивает детские и взрослые коллективы, способствует налаживанию контактов, доброжелательному общению. Надо сказать родители – частые гости в школе и в качестве участников мероприятий, и в качестве зрителей.

Более того, наш педагогический коллектив взаимодействует не только с родителями обучающихся, но и их бабушками, дедушками. Уже стало традицией проведение в стенах учебного заведения Дня пожилого человека, встречи с сиротами ВОВ, тружениками тыла.

Несмотря на скромные доходы большинства семей, дети всегда готовы к школе, имеют все необходимые письменно-канцелярские принадлежности, оказывают посильную помощь в ремонте не только учебных кабинетов, но и школьных коридоров, спортзала, в уборке урожая картофеля.

Говоря о взаимодействии семьи и школы, нельзя не сказать о проблеме, существующей в нашем школьном коллективе: взаимодействуют у нас в основном мамы учащихся. Из 50 родителей только четверо мужчин участвуют в общественной жизни школы, внеклассной работе.

Каждый классный руководитель имеет план взаимодействия с родителями. Однако современные условия диктуют и новые формы планирования взаимодействия семьи и школы. Назрела необходимость в создании программы «Родители и созидательное сообщество детей и взрослых в школе», реализация которой  выведет взаимодействие с родительской общественностью на новый  уровень.

На педагогических советах педагоги анализируют участие родителей в жизни школьного сообщества, классные руководители ежегодно представляют родителей своих учеников к награждению Почетными грамотами, Благодарственными письмами, которые вручаются по окончании учебного года на школьной линейке.

Таким образом в нашей школе созданы организационно-педагогические условия для участия родителей в жизни сообщества детей и взрослых, для взаимодействия семьи и школы. Центральным связующим звеном в этом деле является классный руководитель, его инициатива, компетентность, современность.

Заявка на участие в муниципальном смотре-конкурсе методических материалов по организации взаимодействия семьи и школы

Фамилия

Габрусевич

Имя

Сергей

Отчество

Николаевич

Должность

Учитель истории и обществознания

Место работы

МКОУ «Таскатлинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный район

Колосовский

Контактный телефон

8 381 60(25338)

Факс

Е-mail

taskatly@mail.ru

Номинация

Методические рекомендации по организации взаимодействия с родительской общественностью по вопросам воспитания детей и молодёжи

Тематика авторской разработки

Опыт взаимодействия с родительской общественностью в сельской малокомплектной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

Развитие здоровьеформирующей образовательной среды в сельской малокомплектной школе

В последнее десятилетие образовательные организации стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении. В связи с этим в школах все настой­чивее ведется поиск и предпринимаются попытки созда...

Социокультурный проект «С заботой и вниманием» (Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)

В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе ...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»

Доклад на тему "Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»...