Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
статья по теме
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».
Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.
В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями. Представленный опыт работы с родительской общественностью может быть использован педагогическими коллективами общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт взаимодействия с родителями в сельской малокомплектной школе. | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».
Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.
В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями. Представленный опыт работы с родительской общественностью может быть использован педагогическими коллективами общеобразовательных школ.
Габрусевич С.Н.
МКОУ «Таскатлинская СОШ»
Колосовского муниципального района
Организация эффективного взаимодействия семьи и
образовательного учреждения
(Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».
Однако мир меняется, и с ходом истории меняются и взаимодействия всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания, образования своих детей.
В образовательных программах, разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, прописаны обязанности и права Родителей, обязанности и права Школы, закрепленные в договоре о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями
Педагогические проблемы, которыми обременена современная российская школа не могут быть решены без участия родителей. Эти проблемы таковы:
- выбор образовательной программы для ребенка;
- мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;
- формирование интересов, ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности;
- выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивности в познавательно-развивающих делах классного коллектива;
- выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- индивидуальный подход как одно из условий развития, образования личности;
- достижение учеником благоприятного статуса в классном коллективе;
- предупреждение асоциального поведения детей и подростков;
- совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления;
- совместная работа по здоровьесбережению детей (физического и психического)
- формирование жизненных планов и выбор профессии;
- взаимопонимание между поколениями;
- совместная деятельность по созданию в школе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата, что исключает возможность школы стать просто «присутственным местом» (С.Т. Шацкий)
Важно строго соблюдать правило: сначала готовим «почву» для организации взаимодействия с родителями, а потом «приглашаем» родителей.
Первое направление (подготовка педагога) можно представить в пошаговых действиях.
- Выработка основных принципов взаимодействия с семьей. Самое главное на этом этапе – продумать, какие социально-педагогические условия надо создать для преодоления отчуждения родителей от школы.
- Самодиагностика педагога – изучение своих собственных ресурсов (установок, возможностей). Иными словами, это попытка посмотреть на себя со стороны. Работникам школы кажется естественным тот порядок и тот стиль общения, которые сформировались в процессе работы, однако, с точки зрения родителей, не все может быть так замечательно.Ниже приведен опросник для работников школы (библиотекарь, повар, рабочий по обслуживанию помещений, гардеробщица, технический персонал, педагоги).
- Доброжелательны ли вы по отношению к родителям?
- Легко ли им попасть в школу?
- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?
- Легко ли родителям найти нужный кабинет?
- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?
- Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), занятий дополнительного образования для родителей и жителей и др.?
- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?
- Проводим ли мы обучение родителей?
-Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?
- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей в школу были регулярными?
3. Определение путей достижения эффективного взаимодействия.
На данном этапе необходимо вычленить приоритетные задачи, требующие скорейшего решения. Для нашего образовательного учреждения – это низкий уровень психолого-педагогической компетентности (не только родителей, но и самих педагогов).
Очень важной характеристикой учителя является его современность, знание и понимание тех тенденций, которые существуют и в молодежной субкультуре, и в области трудоустройства, и даже внешнего облика. Именно социальная неадекватность, статичность педагога тормозит развитие эффективных взаимоотношений с родителями обучающихся. Образованные родители хотели бы видеть в учителе прежде всего человека, способного сориентировать их ребенка в изменяющемся мире, а не декларировать приверженность социальным технологиям, потерявшим свою актуальность.
- Выработка критериев эффективности проделанной работы, способ оценивания результата.
Это формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, повышение активности, ориентация на сотрудничество, повышение уровня социальной защищенности и уровня компетентности (педагогической - для родителей, методической - для учителей, образовательной - для обучающихся).
- Публичное обсуждение, корректировка, утверждение предполагаемых действий. Подобное обсуждение эффективнее всего проводить в форме «круглого стола».
- Реализация стратегии (системы работы, отдельных этапов, мероприятий)
- Анализ проведенной работы.
Второе направление – вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (проведение мероприятий, организацию внеурочной деятельности детей).
Взаимодействие с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании. В нашей школе у каждого классного руководителя составлен так называемый социально-демографический портрет семьи каждого ученика, в котором содержится следующая информация:
- состав семьи;
- фамилии отца и матери, их возраст;
- род занятий родителей и других членов семьи (трудовая деятельность родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации);
- материальная обеспеченность семьи;
- оседлость;
- культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга, отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи; круг интересов.хобби членов семьи,
- образ жизни семьи.
Также в поле зрения педагогов нашей школы находятся такие вопросы как организация и принципы семейного воспитания:
- внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых;
- воспитательная позиция; преобладающие методы и формы воспитания, уровень педагогической культуры и образование родителей
Учащиеся нашей сельской малокомплектной школы воспитываются в 27 семьях. Образование 50 родителей выглядит следующим образом:
Высшее | Средн. спец. | Среднее | Основное |
3 чел. – 6% | 6 чел. – 12% | 16 чел. – 32% | 25 чел – 50%. |
Образовательный уровень родителей невысок. Постоянное место работы имеют 24 родителя. Остальные заняты личным подсобным хозяйством.
Количество семей, воспитывающих 1 ребенка – 8, что составляет 29,6%, воспитывающих двух детей – 16, что составляет 59,2% и три семьи имеют трое детей, что составляет 11,1%. Таким образом, особенностью нашей школы являются малодетные семьи, что предопределяет серьезные трудности в воспитании обучающихся. Нравственно-воспитательная обусловленность семьи, имеющей более двух детей, полностью совпадает с социально-экономической потребностью нашего общества в естественном приросте населения. Поэтому в настоящее время важное значение в повышении рождаемости приобретает разъяснительная работа с супругами, ограничивающими себя одним-двумя детьми, поднятие авторитета и престижа многодетных семей.
Для первичной оценки семей своих учеников в нашей школе существует следующая классификация стилей отношений к ребенку в семье:
- семья с высокой ответственностью за ребенка и сознательным отношением за его воспитание; в условиях такой семьи растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких (это наиболее привлекательный стиль для наших педагогов);
- семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке: дети в таких семьях одинокие, несчастные существа (это боль любого педагога, привлечь, заинтересовать подобных родителей школьной жизнью – первоочередная задача);
- семьи с авторитарным отношением к ребенку, отличающиеся неукоснительным требованием выполнения всех указаний, допущением физических наказаний: в таких семьях вырастают или неуверенные в себе невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей;
- семьи с попустительским отношением к ребенку, которые строят свои отношения с ним на принципе вседозволенности – в подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист;
- гиперопека ребенка – детям в таких семьях присуще инфантильное и зависимое поведение;
Задача учителя – подобную классификацию довести до сведения родителей, просветить их, инициировать к анализу стилей воспитания в семье. Хорошие результаты по просвещению родителей по классификации стилей воспитания дает следующая форма работы: родители (в основном это мамы) читают предложенную педагогом литературу, а затем идет обсуждение за «круглым столом», обмен мнениями, мамы приводят примеры своих семейных ситуаций. К сожалению, в маленьких школах нет психологов, которые в значительной степени оказали бы помощь родителям и педагогам. В селе есть семьи, родители которых в лице мам обращаются за помощью к педагогам с просьбой помочь разобраться в сложных ситуациях по поводу поведения, отношения к выполнению домашних заданий, домашних обязанностей и т.д.
Особенностью нашего школьного сообщества является активность педагогов, и, как следствие, активность ребят и их родителей: малочисленная школа принимает участие во многих конкурсах, фестивалях, проектах, акциях. А внеклассная, внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется при непосредственном участии родительской общественности. В школе функционирует кружок «Традиции народной культуры». Ребята-кружковцы стабильно участвуют в фестивалях детского игрового творчества «Васильковое лето», этнографических коллективов «Рождественские вечерки» как на муниципальном уровне, так и на областном. Изготовление костюмов, организация поездок осуществляется с непосредственным участием родителей. Родительская общественность оказала помощь в сборе экспонатов для школьного краеведческого музея. В школе сложилась традиция проводить совместно с родителями фольклорные праздники: Проводы Масленицы, День Наума-Грамотника, конкурс «Самая народная. Неоценимую помощь оказали родители учащимся 2-5 классов в составлении своей родословной. Наши - ребята постоянные участники и победители районного конкурса «Я росинка твоя, Россия», фестиваля «Красота спасет мир», ежегодно школа представляет участников на муниципальные конференции НОУ «Поиск», также родители спонсируют участие своих детей в таких конкурсах как «Русский медвежонок», «Пони», «Через тернии к звездам», в турнире им. М.В. Ломоносова, вместе со своими детьми они участвуют в акциях «Подарок солдату», «Поделись игрушкоюсвоей», «Чистый школьный двор», «Школьная клумба».
Традиционными стали новогодние конкурсы с командным участием родителей с одной стороны, педагогов с другой и обучающихся с третьей, а также спортивные состязания, КВНы. Подготовка кподобного рода мероприятиям очень сплачивает детские и взрослые коллективы, способствует налаживанию контактов, доброжелательному общению. Надо сказать родители – частые гости в школе и в качестве участников мероприятий, и в качестве зрителей.
Более того, наш педагогический коллектив взаимодействует не только с родителями обучающихся, но и их бабушками, дедушками. Уже стало традицией проведение в стенах учебного заведения Дня пожилого человека, встречи с сиротами ВОВ, тружениками тыла.
Несмотря на скромные доходы большинства семей, дети всегда готовы к школе, имеют все необходимые письменно-канцелярские принадлежности, оказывают посильную помощь в ремонте не только учебных кабинетов, но и школьных коридоров, спортзала, в уборке урожая картофеля.
Говоря о взаимодействии семьи и школы, нельзя не сказать о проблеме, существующей в нашем школьном коллективе: взаимодействуют у нас в основном мамы учащихся. Из 50 родителей только четверо мужчин участвуют в общественной жизни школы, внеклассной работе.
Каждый классный руководитель имеет план взаимодействия с родителями. Однако современные условия диктуют и новые формы планирования взаимодействия семьи и школы. Назрела необходимость в создании программы «Родители и созидательное сообщество детей и взрослых в школе», реализация которой выведет взаимодействие с родительской общественностью на новый уровень.
На педагогических советах педагоги анализируют участие родителей в жизни школьного сообщества, классные руководители ежегодно представляют родителей своих учеников к награждению Почетными грамотами, Благодарственными письмами, которые вручаются по окончании учебного года на школьной линейке.
Таким образом в нашей школе созданы организационно-педагогические условия для участия родителей в жизни сообщества детей и взрослых, для взаимодействия семьи и школы. Центральным связующим звеном в этом деле является классный руководитель, его инициатива, компетентность, современность.
Заявка на участие в муниципальном смотре-конкурсе методических материалов по организации взаимодействия семьи и школы
Фамилия | Габрусевич |
Имя | Сергей |
Отчество | Николаевич |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Место работы | МКОУ «Таскатлинская средняя общеобразовательная школа» |
Муниципальный район | Колосовский |
Контактный телефон | 8 381 60(25338) |
Факс | |
Е-mail | taskatly@mail.ru |
Номинация | Методические рекомендации по организации взаимодействия с родительской общественностью по вопросам воспитания детей и молодёжи |
Тематика авторской разработки | Опыт взаимодействия с родительской общественностью в сельской малокомплектной школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
Развитие здоровьеформирующей образовательной среды в сельской малокомплектной школе
В последнее десятилетие образовательные организации стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении. В связи с этим в школах все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки созда...
Социокультурный проект «С заботой и вниманием» (Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)
В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе ...
Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе
Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»
Доклад на тему "Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»...