Развитие здоровьеформирующей образовательной среды в сельской малокомплектной школе
статья на тему

Горина Наталья Константиновна

В последнее десятилетие образовательные организации стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении. В связи с этим в школах все настой­чивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания та­кой педагогической системы, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного разви­тия ребенка способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, мотивации и понимания основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освое­ние навыков сохранения и укрепления физического, психиче­ского и нравственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorina.dok_.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие здоровьеформирующей образовательной среды в  сельской малокомплектной школе

Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

учитель истории, обществознания

gorina.natalya@mail.ru

В последнее десятилетие образовательные организации стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении. В связи с этим в школах все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой педагогической системы, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, мотивации и понимания основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

В целях реализации комплексных мер по формированию здорового образа жизни в нашей образовательной организации была разработана модель здоровьеформирующей среды, которая  состоит из следующих блоков:

  • здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;
  • здоровьесберегающая   организация   учебно-воспитательного процесса;
  • медико-социально-психологическое сопровождение;
  • технология обучения, формирования и укрепления здоровья;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • оздоровительные технологии.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что фундаментальной основой любой работы по обеспечению здоровьеформирующего пространства образовательной организации являются два базовых блока: здоровьесберегающая инфраструктура и здоровьсберегающая организация учебно-воспитательного процесса ОО.

Здоровьесберегающая инфраструктура ОО - это наличие, состояние и обеспеченность материально-технической базы ОО, которая создает базовые условия для формирования культуры здоровья обучающихся. Основные усилия администрации нашей школы направлены на поддержание и укрепление материально-технической базы ОО. Именно этот блок создает надежный фундамент, который обеспечивает эффективность проводимых мероприятий по обеспечению здоровьеформирующей среды в нашей школе.

Реализация мероприятий блока по здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса создает условия для снятия перегрузки, чередования учебного труда и активных физкультурно-оздоровительных двигательных мероприятий в режиме дня, повышает эффективность учебного процесса, создает условия для системного функционирования ОО.

Необходимыми ступеньками в нашей работе является организация медицинского обслуживания, социально-психологическое сопровождение обучающихся и организация рационального питания. Для осуществления активно-деятельностного подхода в формировании культуры здоровья обучающегося нами апробируются следующие технологии:

  • технология обучения здоровью;
  • технология формирования и укрепления здоровья;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • оздоровительные технологии.

Основу технологии формирования и укрепления здоровья составляет комплекс мероприятий по повышению двигательной физической активности, привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, система занятий по расширению и углублению знаний по вопросам мотивации ЗОЖ.

В рамках урочной и внеурочной работы используются различные формы и методы по приобретению, совершенствованию и укреплению практических навыков физического и психического оздоровления. Системная работа по профилактике вредных привычек, правонарушений, асоциального поведения, ПДД, работе по расширению и углублению знаний по ОБЖ составляет основу реализации здоровьесбергающей технологии. Широкий спектр комплексных системных мероприятий в этом направлении и высокая результативное доказывает эффективность проводимой работы.

И, наконец, оздоровительные технологии, где акцент  по укреплению и сохранению здоровья переносится в медицинско-профилактическую диагностику. Особое внимание в этом направлении мы уделяем вопросам профилактики нарушения осанки, плоскостопия.

Вопросы обеспечения здоровьеформирующей среды остаются актуальными и являются базовой основой для проводимых мероприятий по реализации задач по повышению качества и эффективности образования. Продолжается работа по приобщению обучающихся к разработке различных проблем по мотивации здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Таким образом, на сегодняшний день мы уверены, что наша модель системы комплексной работы по формированию культуры здоровья школьника, укреплению и сохранению его здоровья, способствует развитию его физических, интеллектуальных и духовных возможностей, способствует совершенствованию психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы обучающегося, что, в конечном итоге, дает возможность выпускнику нашей школы быть полноправным, здоровым гражданином нашего общества.

Список использованной литературы:

  1. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: «Просвещение», 1982 год.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004 год.
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инновационной образовательной среды в МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина....

Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"

В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...

Развитие информационно-образовательной среды современной школы.

Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)

Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном  обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды  школ...

Проект "Создание информационно-технического центра как условие развития воспитательно-образовательной среды школы"

Цель проекта   Создание условий для развития воспитательно-образовательной среды школы, обеспечивающей становление и развитие социально-активной личности.Задачи, решаемые в результате внедре...

Инклюзивное образование и здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе, или требования ФГОС к управлению уроком

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное  образован...