Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
материал на тему

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._2012-13_uch_g_osobennosti_korrektsionnoy_raboty.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

   Особенности коррекционной работы

коррекционно-развивающей работы

в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида

               САО города Москвы

           Коррекционный курс представлен разделом «Индивидуальные и групповые занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения». Формирование произношения и развитие слухового восприятия является важнейшей коррекционной задачей специальных школ для слабослышащих и позднооглохших детей, а также важнейшим условием формирования словесной речи, необходимой для социальной адаптации и интеграции в слышащее общество. Эта работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс в школе-интернате II вида № 52. Центр Слуха и Речи, в котором проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее – РСВ и ФП), работает в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», уставом школы-интерната, на основании следующих нормативных документов:

- Положение о работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (утверждено Министерством образования РФ 13 октября 1995 года);

-  Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995 г № 14-а-169-б);

- Приказ Министерства Просвещения о работе по развитию слухового восприятия в школах для глухих и слабослышащих от 1975 года;

- Учебный план ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида  САО г. Москвы

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения, Москва, «Просвещение», 2003.

             Конечной задачей всего учебно-воспитательного процесса  в школе слабослышащих является социальная адаптация неслышащего ребенка. С этой целью сурдопедагоги (учителя по РСВ и ФП) совместно с учителями  классов, воспитателями оптимизировали процесс обучения и воспитания детей с недостатками слуха, применяя новые педагогические технологии, используя дифференцированный подход, развивая познавательную деятельность слабослышащих и глухих учащихся, творчески применяя новые методики, используя компьютерные технологии, широко используя в процессе обучения развивающие комплексы типа «Спектра», «Лего-dacta» и т. д.  

     Учителя по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее – РСВ и ФП) проводят занятия в соответствии с Программными требованиями, изложенными в следующих разделах Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида:

- Программа. Развитие слухового восприятия. 1-е отделение (варианты 1,2);

- Программа. Развитие слухового восприятия. 2-е отделение (варианты 1,2);

- Программа. Обучение произношению.1-е и 2-е отделения;

а также опираясь на Программы по общеобразовательным предметам, реализуя, тем  

самым,  дидактический принцип межпредметных связей.

Ведущей формой целенаправленной работы по формированию произношения и развития слухового восприятия являются индивидуальные занятия, которые проводятся  во всех классах: от подготовительного, и далее  с 1- по 12 классы. Продолжительность занятия, проводимого в одном из 12 специально оборудованных кабинетах Центра Слуха и Речи, составляет 20 минут (0,5 академического часа): в течение первых десяти минут проводится обучение произношению, вторые десять минут идет работа над РСВ. Начиная с третьего класса, на индивидуальном занятии вводится в соответствии с Программными требованиями, одновременная работа с двумя учениками (занятия парами); в этом случае время занятий удваивается и распределяется следующим образом: первые десять минут идет работа над ФП с одним учеником, затем в течение 20 минут идет работа над РСВ с двумя учениками, после чего со вторым учеником в течение десяти минут идет коррекция произношения. В соответствии с учебным планом занятия  с учащимися средней школы проводятся индивидуально по ФП и группами – по РСВ. В учебном плане школы-интерната № 52 выделяются дополнительные часы на работу с наиболее трудными категориями учащихся с учетом их физических и социальных условий развития, т.к. часы выделяются на класс. Это позволяет варьировать длительность занятия.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении учащихся создаются два отделения: I и II.

Первое отделение – для детей, получивших дошкольную подготовку в полном и неполном объеме, имеющих сохранный  интеллект, повышенную мотивацию обучения, самостоятельную развитую речь, но допускающих нарушения в лексико-грамматическом строе речи, а также дефекты произношения.

Целью обучения является коррекция звуков речи,  коррекция слухоречевых нарушений, максимальное расширение речевой практики, формирование коммуникативных навыков.

Второе отделение – для детей с сохранным интеллектом, прошедших дошкольную подготовку в неполном и полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи: фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса, не использующих свои слуховые возможности для речевого общения.

Целью обучения является  формирование правильного произношения и развитие слухового восприятия, накопление и расширение  словарного запаса, уточнение и коррекция звукового состава речи, грамматической системы языка, необходимой для формирования коммуникативных навыков.

В школе-интернате обучаются следующие категории детей:

               1.  Слабослышащие и позднооглохшие:

1)   I – II степени тугоухости;

2)   III степени тугоухости;

3)   слабослышащие, имеющие по медицинской классификации IV степень сенсоневральной тугоухости;

4)   учащиеся, имеющие пограничную между глухотой и тугоухостью (очень тяжелую) степень снижения слуха с незначительными остатками слуха;

                       2.  Глухие с остатками слуха и необходимыми речевыми навыками

                                                                                       (различные группы глухоты).

                       3.   Учащиеся, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (КИ)

                       4. Учащиеся со сложной структурой дефекта. В особые  группы выделены дети, имеющие сочетание двух и более первичных дефектов: недостатки слуха у таких детей сопровождаются вторичными дефектами (остаточные явления ДЦП, ЗПР, дизартрия, дислексия, дисграфия, дефицит внимания и др.), иногда нарушениями со стороны ЦНС.

   Обучение проводится в соответствии со следующими принципами: 

  1. Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушением слуха, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

3.        Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению;

4.        Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

                      В основном, дети с недостатками слуха, учащиеся школы-интерната, являются инвалидами детства. Представление о количественном соотношении учеников по степени снижения слуха, наличии у них инвалидности, о наличии имплантированных детей (КИ), и о количестве спротезированных индивидуальными слуховыми аппаратами (далее – ИСА) на оба уха (далее – биноурально)  дают следующие статистические таблицы за последние 3 учебных года (2010-2013 гг):

                    2010 – 2011 учебный год

Классы

Уч-ся кол-во

Инвалид-ность

I-II ст. т/у

Потеря сл (по степ. тяжести)

II-III ст. т/у

III-IV ст. т/у

IV ст. т/у – глу-хота

КИ (импланти-рованные)

Слухопротезирован

ИСА

биноурально

1-е

17

14

1

1

4

11

5

12

2-е

19

13

1

5

6

7

5

12

3-и

19

18

0

8

3

8

5

13

4-е

16

11

2

3

7

4

2

14

5-е

26

22

2+1N

4

6

13

1

22

6-е

25

24

2

4

6

13

3

17

7-е

27

24

1+1N

5

7

13

4

15

8-е

21

20

2

2

4

15

2

19

9-е

19

16

1N

4

8

6

0

14

10-е

24

21

0

6

7

11

0

14

11-е

25

14

1

5

11

8

1

9

12-е

12

9

2

3

3

4

0

9

37 кл

252

206

17

50

72

113

28

170

2011 – 2012 учебный год

Классы

Уч-ся кол-во

Инвалид-ность

II-III ст. т/у

III-IV ст. т/у

IV ст. т/у - глухота

КИ (импланти-

рованные)

Слухопротезирован

ИСА

биноурально

1-е

17

13

6

6

5

3

9

2-е

32

29

10

10

12

6

23

3-и

27

23

9

3

15

3

22

4-е

16

10

7

3

6

1

8

5-е

24

22

5

9

10

0

20

6-е

15

12

6

3

6

2

10

7-е

20

19

1

4

15

3

12

8-е

17

14

3

8

6

1

8

9-е

20

10

1

10

9

1

9

10-е

20

20

2

6

12

0

9

11-е

9

8

0

1

8

0

9

12-е

22

20

4

6

10

2

10

34 кл

239

200

54

69

114

22

149

2012-2013 учебный год: данные на сентябрь 2012 года

Классы

Уч-ся кол-во

Инвалид-ность

I-II ст. т/у

Потеря сл (по степ. тяжести)

II-III ст. т/у

III-IV ст. т/у

IV ст. т/у- глухота

КИ (импланти-

рованные)

Слухопротезирован

ИСА

биноурально

1-е

18

13

1

1

4

12

0

15

2-е

17

13

1

4

5

7

5

10

3-и

31

29

0

8

3

20

5

13

4-е

26

26

3

1

7

15

2

22

5-е

23

22

2+1N

3

5

12

1

16

6-е

23

24

2

4

6

11

3

17

7-е

25

24

1+1N

4

6

13

4

15

8-е

20

20

2

1

3

14

2

12

9-е

18

14

2N

3

8

5

0

12

10-е

23

21

0

6

6

11

0

14

11-е

22

14

1

2

11

8

0

9

12-е

8

8

0

0

1

7

0

8

31 класс

254

228

4N+13

37

65

135

22

163

2012-2013 учебный год: данные на январь 2013 года

Классы

Уч-ся кол-во

Инвалид-ность

I-II ст. т/у

Потеря сл (по степ. тяжести)

II-III ст. т/у

III-IV ст. т/у

IV ст. т/у - глухота

КИ (импланти-

рованные)

Слухопротезирован

ИСА

биноурально

1-е

18

13

1

1

4

12

0

15

2-е

17

13

1

4

5

7

5

10

3-и

32

29

0

8

3

21

5

13

4-е

27

26

3

1

7

16

2

22

5-е

24

22

2+1N

3

5

13

1

16

6-е

24

24

2

4

6

12

3

17

7-е

24

24

1+1N

4

6

12

4

15

8-е

21

20

2

1

3

15

2

12

9-е

16

14

2N

2

7

5

0

12

10-е

22

21

0

5

7

10

0

14

11-е

20

14

1

2

9

8

0

9

12-е

8

8

0

0

0

8

0

8

31 класс

253

228

4N+13

36

62

139

22

163

                   В зависимости от степени выраженности дефекта (дефектов) разрабатывается образовательный маршрут для каждого из обучающихся, определяется в каком из двух отделений и по какому из вариантов будет обучаться ребенок. В течение школьной жизни в случае положительной динамики варианты меняются, так как  вариант образовательного маршрута ребенка зависит от уровня общего и речевого развития в данный период, а также индивидуальных особенностей обучения и воспитания.  

Продолжительность основной формы целенаправленной коррекционной работы, а именно занятий по РСВ и ФП,  – 0,5 академического часа (то есть 20 минут) как при групповой, так и  индивидуальной форме. Охвачено занятиями по РСВ (развитию слухового восприятия) и  ФП (формированию произношения)  253 ученика, то есть 100% обучающихся в ГБОУ СКОШИ № 52. Частота посещений занятий детьми (в зависимости от возрастной категории и степени тяжести основного дефекта: степени снижения слуха) – 3-5  раз в неделю. Распределение часов индивидуальной работы производится на класс в зависимости от отделения (первое-второе отделения  при обучении учащихся для обеспечения дифференцированного подхода в зависимости от степени выраженности первичного и вторичных дефектов). Выделены дополнительные часы на работу с наиболее трудными категориями учащихся. Создана специальная группа для дополнительной слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

Для осуществления дифференцированного подхода учащиеся обучаются по следующим вариантам учебного плана.

I отделение, вариант №  1, сроки обучения 1-4 года. (В каждом варианте количество часов коррекционных занятий по развитию слуха и формированию произношения  указано на класс.) Этот вариант предназначен для детей, получивших дошкольную подготовку в полном объеме. Эти дети имеют незначительные нарушения произношения, но допускают ошибки в грамматическом оформлении речи, затрудняются в использовании слуха для речевого общения.

Количество часов в неделю

I  ступень

II ступень

III  ступень

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во часов

20

20

18

18

15

10

10

10

10

5

5

5

Занятия проводятся как в индивидуально, так и в групповой форме.

В 10-ых, 11-х, 12-х классах занятия проводятся в индивидуально-консультативных формах. При неполном комплектовании оставшиеся часы используются на работу с детьми, имеющими значительное снижение слуха.

I отделение, вариант №  2, сроки обучения 1-5 года.

Этот вариант предназначен для детей, получивших дошкольную подготовку не в полном объеме, имеющих сохранный интеллект и незначительное нарушение темпа психической деятельности, связанное с не резко выраженными дисфункциями головного мозга. Они владеют самостоятельной речью с аграмматизмами, затрудняются в использовании остаточного слуха.

Наполняемость класса  до  10 человек.

Количество часов в неделю

I  ступень

II ступень

III  ступень

классы

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во часов

20

20

20

18

18

15

10

10

10

10

5

5

5

     В данном варианте количество часов в неделю указано на класс.

II отделение, вариант № 1, сроки обучения 1- 4 года.

Для детей с высоким уровнем мотивации обучения и интеллектуального развития, но имеющими самостоятельную речь с грубыми аграмматизмами, не использующими свои слуховые возможности в силу социальных и депривационных условий развития.

Данный вариант используется для детей, имеющих тяжелую степень поражения слуха и нуждающихся в интенсивной коррекционной работе.

Количество часов в неделю

I  ступень

II ступень

III  ступень

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во часов

20

20

20

18

18

8

8

8

8

5

5

5

Наполняемость классов 6 человек. Количество часов в неделю указано на класс.

II отделение, вариант №  2, сроки обучения 1-5 года.

Данный вариант учебного плана предназначен для детей с интеллектом «норма», прошедших дошкольную подготовку в полном  объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи: фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса, не использующих свои слуховые возможности.

Наполняемость классов – 6 человек.

Количество часов в неделю

I  ступень

II ступень

III  ступень

Классы

подгот

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во часов

18

20

20

20

18

18

18

8

8

6

6

5

5

5

Этот вариант предполагает создание подготовительного класса для детей

6 – 7  лет, не получивших дошкольной подготовки в полном объеме. В подготовительном классе занятия проводятся по 3 часа в неделю с каждым ребенком. Главными задачами на этом этапе являются развитие речевого слуха, повышение степени овладения  словесной речью, изучение психофизических особенностей учащихся.

       С 6 по 9 класс занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. В 10,11,12 классах – в индивидуально-консультационной.

С 1 по 5 класс выделяется по 3 часа на ребенка. В 1-3 классах имеются дополнительные часы с учетом контингента учащихся. С 7 по 10 класс занятия ведутся  по рекомендациям предыдущего варианта.

II отделение, вариант № 3, сроки обучения 1- 6 года.

Данный вариант учебного плана предназначен для детей, имеющих сочетание нескольких первичных дефектов: нарушение слуха и нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха и нарушение зрения или речевых отделов головного мозга, не прошедших дошкольную подготовку в полном  объеме, но имеющих отдельные элементы речи, не использующих свои слуховые возможности.

Количество часов в неделю

I  ступень

II ступень

Классы

подгот

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во часов

18

18

18

18

18

18

18

16

8

8

5

5

5

Данный вариант  предполагает получение основного общего образования за 12 лет.

Выбор правильного образовательного маршрута, соответствующего образовательным потребностям обучающегося, обеспечивает дифференцированный индивидуальный подход в коррекционно-развивающем воздействии.

                       Отдельное расписание занятий по РСВ и ФП соответствует учебному плану, составлено заместителем директора по учебной работе и утверждено директором школы. Содержание, предусмотренное учебными программами по развитию слухового восприятия и формированию произношения, соответствует содержанию календарно-тематического и поурочного планирования. Расписание предусматривает смену характера деятельности обучающихся, защиту от перегрузок, сохранению их физического и психологического здоровья. Оформление графиков работы и индивидуального расписания каждого сурдопедагога с необходимыми изменениями в течение учебного года соответствует требованиям. Графики работы выдержаны во времени согласно штатному расписанию.  Индивидуальные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня, групповые занятия по РСВ и ФП проводятся во второй половине дня.

                    В школе-интернате работают 12 учителей по развитию слухового восприятия и формированию произношения, все они имеют высшее педагогическое образование по специальности «Дефектология» и квалификации сурдопедагог, учитель по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 10 сурдопедагогов имеют высшую квалификационную категорию, звание «Почетный работник общего образования РФ» присвоено 4 учителям. Все 12 учителей по РСВ и ФП прошли систему повышения квалификации и переподготовки в МИОО,  2011 г. с 18 января по 24 мая  по теме "Особенности коррекционной работы с учащимися, имеющими патологию слуха"

в объеме 72 часа; МИОО, 2012 г. с 15 марта по 14 июня по теме «Информационные технологии в проектной деятельности на базе мобильного класса Macintosh” в объеме 72 часов. Учителя по РСВ и ФП участвуют в проведении методических объединений, окружных, городских, республиканских круглых столов, мастер-классов, семинаров, конференций. Принимали участие в городском Московском Педагогическом Марафоне учебных предметов: «Инклюзия, интеграция, специальное образование. Инновационные технологии реабилитации и образования детей с ОВЗ», март 2012 года– 8 сурдопедагогов. 1 сурдопедагог принимал Участие в Первом Международном конгрессе по вопросам реабилитации глухих, слабослышащих детей и детей с КИ (Австрия, май 2012 года). 2 учителя по РСВ и ФП были участниками Первого Всероссийского Конгресса по слуховой имплантации с международным участием (октябрь 2010 года, г. Санк-Петербург),  2 учителя по РСВ и ФП были участниками  Второго  Всероссийского Конгресса по слуховой имплантации с международным участием (октябрь 2012 года, г. Санк-Петербург). Кроме этого, 5 сурдопедагогов обучались на Всероссийском научно - практическом семинаре  в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова (центр слуха и речи "Верботон  - М+") с 19 по 23 октября 2009 г. по теме "Перспективы использования верботонального метода реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовании, психолого-педагогическом сопровождении" в объеме 40 часов. 3 учителя по РСВ и ФП прошли подготовку во время проведения Всероссийского  научно-практического семинара «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство России», на обучающем  семинаре «Верботональный метод в обучении детей с нарушениями слуха и речи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и МО РФ, 13-17 октября 2008 года (Кисловодск, Россия) в объеме 40 часов. 1 сурдопедагог прошел стажировку на рабочем месте в ЛОР-НИИ г. Санкт-Петербурга по программе: «Слухо-речевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации» (июнь 2011 года), что позволило этому педагогу создать на базе школы-интерната особую группу для занятий с детьми в послеоперационный после КИ  период для формирования речевого слуха и развития речи особого контингента недавно имплантированных детей.

            Ежегодно педагогическую практику на базе Центра Слуха и Речи интерната проходят студенты 3 курса факультета «Дефектология» отделения сурдопедагогики МГПУ. Проводятся открытые занятия  в рамках городских семинаров и в рамках мероприятий МИОО.

           Документация ведётся всеми специалистами в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ. Разработана и создана компьютерная единая база документации сурдопедагога школы-интерната второго вида. Планы работы на год, перспективные планы, индивидуальные и групповые, разработаны с учётом современных достижений отечественной науки и практики в области сурдопедагогики и логопедии, учитывают направления работы с каждым обучающимся и каждой группой и соответствуют поставленным целям и задачам. Журналы регистрации обучающихся на индивидуальных и групповых занятиях, протоколы обследования слуха и произношения  ведутся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

             Учителя по РСВ И ФП при планировании и проведении занятий по РСВ и ФП опираются на программные требования, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, на содержание общеобразовательных предметов для возможности закрепления речевых умений и навыков на актуальном для обучающихся речевом материале.  Главный принцип педагогической деятельности – реализация дифференцированного подхода к обучению детей-инвалидов, детей  с тяжелой патологией слуха, имеющих как вторичные дефекты, так и сочетанную патологию. Учителя определяют  цели и ставят образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи  занятий по РСВ и ФП как в соответствии с  нормативными документами (программой),  так и с учетом индивидуальных речевых, психологических, возрастных и физиологических особенностей учащихся.

  Коррекционно-развивающая работа в школе-интернате направлена на преодоление индивидуальных речевых нарушений, развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность, развитие моторики артикуляционного аппарата в соответствии  с клинической формой речевого нарушения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа, работа над нарушениями в письме и чтении, обогащение и активизация словаря, работа над связной речью, речемыслительной деятельностью, совершенствованием коммуникативных навыков и других видов речевой деятельности. Формирование устной речи происходит на слухо-зрительной и слуховой основе. В первую очередь формируются умения воспринимать знакомые по значению  слова, простые, короткие фразы. Речевой материал тесно связан с изучением общеобразовательных предметов, хотя значительное место занимает формирование обиходно-разговорной речи.

Развитие слухового восприятия осуществляется  как без использования, так и с использованием звуко-усиливающей аппаратуры (как индивидуального пользования, так и стационарной). Отдельные кабинеты для коррекционных занятий имеют звуко-изоляцию, оборудованы речевой аппаратурой «Унитон» («ИНТОН-М» - «Унитон-ТК»: полисенсорные речевые тренажеры для развития речевого слуха; «Унитон»-ТРС-И – тренажер для развития речевого слуха; звуко-усиливающая аппаратура стационарного типа  на основе эквалайзера 2\3  октавного фирмы Behringer; аппаратами АВКГ-Д-ОТ «Глобус» для работы со слабослышащими; речевыми тренажерами «Дельфа -142», мультимедийными компьютерами учителя Формоза СЕL D-346 для восприятия речи на слух и обратной связи с комплектом соответствующих компьютерных обучающих программ по типу «Видимая речь» и другими). Школа-интернат полностью оснащена всеми видами звуко-усиливающей аппаратуры и речевыми тренажерами.

В работе по коррекции нарушенных функций используются разнообразные программы, дидактический материал, специальное оборудование и специально разработанные комплексы упражнений, а также специальные компьютерные программы и

методические пособия, как рекомендованные Министерством Образования, так и разработанные усилиями членов трудового коллектива Слухового Центра. Все сурдопедагоги владеют компьютерными технологиями и используют их в ежедневной работе с детьми-инвалидами. Учителя по РСВ и ФП широко используют не только новые компьютерные, но и  новые педагогические технологии путем реализации метапредметного подхода интегрированных  и  элективных курсов обучения, успешно воплощают дидактический принцип межпредметных связей, таким образом подбирая речевой материал для занятий, чтобы ежедневно осуществлялась связь с общеобразовательными предметами.

          Высокую результативность коррекционной работы доказывает положительная динамика развития восприятия устной речи на слух учащимися школы. На основе сравнительного анализа ежегодных  материалов развернутого обследования восприятия каждым  учащимися на слух слов, фраз, текстов как с использованием звуко-усиливающей аппаратуры, так и без использования ИСА, сводные данные доказывают устойчиво положительную динамику развития речевого слуха.

                          Динамика развития восприятия устной речи на слух учащимися

                                             (с использованием ИСА)

  по данным обследования слухового восприятия 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013

                                                 учебных годов

Ступень обучения

2010-2011

сентябрь

2010-2011

май

2011-2012

сентябрь

2011-2012

май

2012-2013

сентябрь

2012-2013

январь

1-4(5) классы

(начальная школа)

56%

 60%

 58%

 64%

 60%

62%

5-9 классы

(средняя школа)

 68%

 70%

68%

74%

70%

74%

10-12 классы (старшая школа)

78%

 80%

 80%

86%

82 %

84%

         В результате целенаправленного, творчески организованного педагогического воздействия учащиеся овладевают достаточно внятной, хорошо интонированной, грамматически и фонетически правильно оформленной речью, что ведет к более успешной социальной адаптации детей с нарушениями слуха.

         Динамика овладения навыкам фонетически правильно оформленной связной

                                устной самостоятельной речью учащимися

        по данным обследования речи 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебных годов

Ступень обучения

2010-2011

сентябрь

2010-2011

май

2011-2012

сентябрь

2011-2012

май

2012-2013

сентябрь

2012-2013

январь

1-4(5) классы

(начальная школа)

68%

 72%

72%

 74%

 72%

76%

5-9 классы

(средняя школа)

 68%

 74%

72%

78%

76%

82%

10-12 классы (старшая школа)

78%

 86%

 82%

88%

86 %

88%

                       Анализ результатов обследования состояния произношения учащихся показал высокую результативность работы учителей по РСВ и ФП. Учащиеся говорят

достаточно внятно, эмоционально окрашено, с единичными аграмматизмами, хорошо понимают речь незнакомых людей. Данные ежегодных проверок уровня слухового восприятия (в %) доказывают устойчивую динамику улучшения восприятия устной речи детьми со слуховой депривацией. Ведется большая работа по восприятию на слух неречевых звучаний, голосов незнакомых дикторов, восприятию речи с использованием телефона, телевизора, магнитофона.

                  Высокого качества образования удается достигнуть не только благодаря высокому профессионализму учителей по РСВ и ФП, правильной комплектации классов 1 и 2 отделений, связи работы сурдопедагога, учителя, воспитателя, но и благодаря технической оснащенности учебного заведения.  Все кабинета Центра Слуха и Речи оборудованы в соответствии с требованиями, оснащены звуко-усиливающей аппаратурой стационарного типа, интонографами, системами «Видимая Речь», комплектами «Лего-Дакта», дидактическим материалом комнаты психологической разгрузки, музыкальными центрами. Кабинеты имеют звукоизоляцию. Дидактический материал учителей систематизирован. Создана компьютерная база документации учителя по РСВ и ФП, компьютерная база по планированию ФП и РСВ, речевому материалу по РСВ.

 Требования, предъявляемые к процессу обучения  Программами по РСВ и ФП для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения (Москва, «Просвещение», 2003), выполняются полностью и в соответствии с программными требованиями  по общеобразовательным предметам по речевому развитию и социализации учащихся.  Навыки, полученные детьми на занятиях по РСВ и ФП, закрепляются не только на уроках, но и во внеурочное время:  на экскурсиях, при посещении театров, на различных внеучебных мероприятиях.

          Основными направлениями коррекционно-развивающей  работы являются:

                      1.  Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением слуха, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает        раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации и комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушением слуха, выявление его резервных возможностей; изучение личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

       2.     Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением слуха; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает:1) Выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением слуха коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; 2)        Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; 3) Коррекцию и развитие высших психических функций (в школе-интернате № 52 создана психологическая служба: психологи тесно сотрудничают с учителями по РСВ и ФП, проводят совместные методические объединения, вырабатывают единую стратегию коррекции познавательной деятельности неслышащих учеников).

          3.   Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением слуха и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.   Консультативная работа включает разработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением слуха и консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с нарушением слуха.

        4.   Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
 Информационно-просветительская работа предусматривает: 1 ) Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды и др.), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса -обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с нарушением слуха;

2) Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с нарушением слуха.

                К  основными формам организации коррекционно-развивающего обучения, кроме индивидуальных и групповых занятий по РСВ и ФП, следует отнести также:

- коррекция произношения, развитие слуха, развитие речи на общеобразовательных уроках и во внеурочное время; - восприятие различных звучаний, работа над голосом, темпом, интонацией на уроках ритмики (просодика речи);- наблюдение у психоневролога; - обследование и занятия у психолога;- развивающие различные стороны  психологического статуса ребенка занятия в кружках;- организация оздоровительных мероприятий;- медицинский контроль и помощь (в том числе, стоматологическая);

- регулярные аудиологические обследования слуха.   В школе-интернате два  раза в году в сотрудничестве с Сурдоцентром при детской городской поликлинике № 80 проводятся объективные исследования состояния слуха обучающихся и настройка индивидуальных слуховых аппаратов учеников школы. Учебное заведение сотрудничает с «Унитоном», «Аудио-Истоком», «Мелфоном» в подборе ИСА для учащихся, а также в подборе звуко-усиливающей аппаратуры для школы,  установке, настройке, регулировке этой стационарной аппаратуры коллективного пользования.

             Скрининг-диагностика показала, что дети свободно владеют устной речью, допуская негрубые ошибки; группой аудиторов устная речь детей оценена как близкая к достаточно внятной; слабослышащие и глухие ученики  воспринимают речь незнакомого диктора; хорошо считывают с губ. То есть, данные скрининг-диагностики свидельствуют о высоком качестве коррекционно-развивающего обучения в ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате второго вида № 52 второго вида  САО г. Москвы.

              Для дальнейшей социальной адаптации неслышащих в социуме в интернате созданы все условия для постоянного нахождения ребенка-инвалида по слуху в речевой среде. Система коррекционной работы в школе-интернате настолько эффективна, что выпускники поступают в вузы наравне со слышащими, что говорит о том, что работа по  социальной адаптации детей-инвалидов  проводится методически правильно, результативно.

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...