Календарно-обрядовые праздники в экологическом воспитании подростков
статья по теме

Вышквыркина Любовь Владимировна

Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования. Выпуск 6 [Текст]: / сборник научно-практических и научно-методических статей // под ред. профессора, доктора педагогических наук В.И. Волынкина. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015.

Вышквыркина Л.В.

воспитатель ГСКУ АО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Юность"

Календарно-обрядовые праздники в экологическом воспитании подростков

На рубеже XX и XXI вв. общество открыло для себя новый феномен - этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

Особое место занимают исследования Г.Н. Волкова, сформировавшего самостоятельную область научного знания - этнопедагогику. Г.Н. Волков изучает национально-региональную и этническую культуру воспитания и выделяет национальную педагогику как условие развития духовной культуры человека.

Сложную неразрывную связь человека со средой его обитания отмечали многие ученые (Ф. Боас, В.О. Ключевский, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Ю.А. Веденин, B.C. Мухина, А.В. Мудрик и др.).

В.О. Ключевский отмечал: «...внешняя природа нигде и никогда не действует на все человечество одинаково всей совокупностью своих средств и влияний. Ее действие подчинено многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, болезней, - даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей». Ф. Боас отметил сложную и неоднозначную взаимосвязь природных условий и культуры: «Культурная жизнь во многих и важных отношениях, несомненно, ограничена географическими условиями. Многие конкретные черты той или иной культуры связаны с благоприятными географическими условиями».

Современный отечественный исследователь К.А. Веденин отмечает, что «отношения культуры и природы оказываются далеко неоднозначными, но, безусловно, закономерными. Пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство».

Жизнь человека в контексте национальной культуры неразрывно связана с различными традициями, праздниками, обрядами и ритуалами, которые как в своей целостности, так и своими отдельными актами, атрибутами, действиями являют собой огромное и сложное ценностно-символическое пространство.

Изучением различных аспектов русских календарных праздников занимались Д.К. Зеленин, В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Г.Г. Шаповалова, Л.А. Тульцева, Т.А. Бернштам, Г.С. Маслова.

Рассмотрим подробнее основные интересующие нас понятия.

Традиция. В большой советской энциклопедии дается следующее определение традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени, охватывают объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования, его способы.

Традиции являются одним из мощных средств воздействия на человека. Развитие общества идет от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, поэтому в обществе, с одной стороны, всегда живут традиции, в которых сконцентрирован опыт ушедших поколений, с другой - рождаются новые традиции, концентрирующие опыт сегодняшнего дня, соответствующие новому мировоззрению.

Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычаи, праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни, проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому.

В состав праздничной культуры включается обычаи, который можно трактовать как совокупность культурно-санкционированных и стереотипных действий. Он всегда дает детальное предписание поступка в конкретной ситуации. Социальное назначение обычаев сводится к сохранению утвердившихся отношений порядка повседневной жизни.

Из толкового словаря русского языка Ожегова узнаем: «Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения».

Обычай - более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Исполнение обычая не обеспечено государством. Он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.

Одним из традиционных проявлений в русской культуре является обряд. 

Сила обряда и его преимущество по сравнению с традициями и обычаями воспитательного воздействия состоит в том, что обрядовые действия, особенно в праздничной форме, ярко переживаются детьми младшего школьного возраста, живо воспринимаются и глубоко запечатлеваются в их душе.

Обряд является одним из способов существования традиций. Обрядность - составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Термин «обряд» происходит от глагола «обрядить», «обряжать» - украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызывать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается.

Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.

В каждый обряд вкладывается свое социальное содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе. Это символическое и эстетическое выражение коллективных связей общества, коллективной сущности человека, связей, не только соединяющих человека с современниками, но и объединяющих его с предками. Обряд создается как выражение духа, привычек, традиций, уклада жизни общества, в нем получает отражение реальная жизнь человека, его связи и отношения с обществом, с окружающими людьми.

Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда, символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды - это коллективные ритуальные действия, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрируя свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в единое целое. Пение, игра на инструментах и танцевальные движения не просто сопровождали ритуальные тексты, но активно включали человека в процесс переживания родства и единения с природой. Назначение музицирования в обряде - «помочь» природе через энергию собственных телесных усилий.

Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому отводились свое место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых. Действо, в котором дети и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Следующее интересующее нас понятие – праздники. Праздники в первобытном обществе - своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Условно-символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая за ней, носила мистический характер, являясь выражением зависимости человека от окружающего мира и неразгаданных сил природы. Праздники явились одной из форм передачи от одного поколения к другому сложившихся моральных норм.

Праздники диктовали нормы поведения людей задолго до появления нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Праздники являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность. К отличительным чертам праздника относится:

-глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего;

-эмоциональная подготовка (эмоциональный настрой), способствующая более глубокому восприятию основной идеи торжества, более полному ее усвоению;

-использование традиционных, повторяющихся, ставших характерными только для данного обряда элементов, яркая торжественность, зрелищность, нарядный, праздничный церемониал.

Праздники являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.

Итак, праздник - торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Аристотель относит праздник к области воспитания, формирования и просвещения, потому что человеческая природа требует от нас не только умения хорошо трудиться, но и способность быть праздными, ибо праздность есть свобода, как начало всех начал, когда речь идет о человеке и его жизни. Поэтому праздник предпочтительнее труда и есть цель последнего. Праздник и высокое наслаждение им даруемое, завершают длительность, придают ей законченность.

На Руси было три вида праздников. Первый - событийный, к нему можно отнести дни рождения, поминки. Второй - родовой, например - рождение детей, свадьба. Это одновременно можно было назвать и событием и праздником и обрядом. Третий вид праздников – природный.

Выделим следующие праздники:

1) проводы русской зимы, праздник русской березки;

2) праздник первой борозды, праздник урожая;

3) с элементами фольклора - Рождество, посиделки;

4) пролонгированные, которые сложились в социалистический период, не утратили свою ценность и продолжают свою жизнь в современных условиях - День молодежи, День города, 8 Марта, профессиональные праздники;

5) традиционные, которые на протяжении нескольких столетий сохраняют свои основы - Новый год, дни рождения.

Есть календарные праздники. Жизнь русского народа сопровождалась праздниками, к ним приурочено и огромное большинство народных сказаний, поверий, обычаев. И на протяжении столетий они передавались из поколения в поколение, постоянно дополняясь все новыми деталями. Праздники были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментами производственного года охотника, пастуха или земледельца.

Народные праздники и обряды всегда связаны с русским земледельческим календарем, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.

Народный календарь - это энциклопедия народной этики и эстетики. В нем нашли отражение практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические, астрономические и агрономические знания.

Симонова Л.Б. определяет календарно-обрядовый праздник как художественно-образную деятельность по переработке ценностей и переводу их из социальной в личностную сферу.

Календарные праздники выполняли эмоционально-психологическую, регулятивную и идеологическую функции, являясь одновременно ориентирами в потоке времени. Изучение обрядов, совершаемых во время праздничных дней, позволило определить функциональную направленность отдельных праздников. Цель святочного и масленичного календарно-обрядовых циклов состоит в обеспечении благополучия на весь предстоящий год с помощью продуцирующих и обереговых действий. Основной функциональной направленностью весенних праздников следует считать обеспечение быстрейшего расцвета природы, стимуляцию роста хлебов, сохранение здоровья, упрочение сил животных и человека, а также усиление положительных эмоций. Функции летнего праздничного цикла заключены в ускорении роста, плодоношения растительности и сохранения урожая, передаче могущественных сил природы человеку, предохранение от неблагоприятного воздействия природных стихий и вредительства нечисти. Летние праздники должны были дать психоэмоциональную зарядку человеку на весь предстоящий зимний период.

Мы выделяем общие закономерности построения календарно-обрядовых праздников, ориентированных на воспитание ценностного отношения к природе у детей.

  1. Среда, окружение ребенка, жизненный мир (природа) - основные аспекты, которые мы учитываем при разработке календарно-обрядовых праздников как инструмента развития личности, ориентированного на воспитание ценностного отношения к природе.
  2. Календарно-обрядовые праздники обогащаем литературно-музыкальными, художественно-документальными, театрализованными, игровыми и пр. композициями, напрямую связанных природой.
  3. Используемые при проведении календарно-обрядовых праздников приемы, методы и формы должны учитывать такие критерии, как: гармоничность, праздничность, красота, экологичность, сопричастность, культуросообразность, а также возрастные особенности детей.
  4. При содержательном наполнении календарно-обрядовых праздников следует опираться на следующие принципы:

Целесообразность. Современный период стагнации праздничной системы, отождествление разнородных начал в результате игнорирования различий и противоположных элементов приводит к разработки календарно-обрядовых праздников с указанием не только дат, но и приемов, методов и форм проведения праздника применительно к условиям каждой сферы жизнедеятельности.

Ситуативность. В ходе подготовки и проведения праздника целесообразно учитывать потребности, запросы, интересы детей в реализуемых праздничных формах.

Вариативность. Использование разнообразных подходов в построении праздника предостережет от поверхностного и частичного подбора фактов; однообразной схемы подачи материалов.

Диалогичность. Формирование необходимого и достаточного спектра приемов активизации детской аудитории на основе использования индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Импровизационность. Разработка художественного образа и включение его в основу сценарной композиции позволит одному и тому же празднику звучать по-разному, в зависимости от поставленных задач, поможет усилить эффективность воспитания ценностного отношения к природе.

Таким образом, календарно-обрядовые праздники обеспечивают усвоение, закрепление и передачу ценностей детям, помогают накопить знания, получить опыт о природе и ее ценностях.

Список литературы

  1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. – М., 2009. С. 128 - 129.
  2. Исаенко В.П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. - М.: ОДИ -International - 2008.
  3. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.: Наука, 2008.
  4. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М.: Изд-во РЭФИА, 2006.
  5. Шахмарданов З.А. Современное состояние и задачи экологической педагогики в начальной школе. -  Махачкала, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Календарно-обрядовый праздник «Катерина-санница»

Презентация на тему "Календарно-обрядовый праздник «Катерина-санница»" Цель- знакомство с праздником....

Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)

Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...

Календарно-обрядовые праздники. Масленица

Масленица- один из самых любимых обрядовых праздников русского народа. Мы каждый год с ребятами широко отмечаем этот праздник. Поем колядки, водим хороводы вокруг чучела , играем в различные игры. Ито...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Презентация календарно-обрядового праздника "Пасха".

Цель урока сформировать знания об истории возникновения, обрядах и играх праздника Пасхи; научить выполнять традиционные украшения к празднику....