Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)
учебно-методический материал по теме

Васильева Татьяна Николаевна

Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форма урока понравилась всем присутствующим и принесла пользу учащимся. Урок  дал возможность переступить рамки классной комнаты и воочию увидеть слышанное ранее на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бинарный урок88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

        

Календарно - обрядовые праздники

зимние святки и закликание весны

бинарный урок

 теоретического и фольклорного отделений

                       Педагоги

   Цыбуля Елена Васильевна

Васильева Татьяна Николаевна

2016 г.

-Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас  необычный урок, мы в гостях у фольклорного ансамбля «Любысток».

(звучит колядка «З неба ангел»)

-Что вы услышали?  Какой это жанр? (песня). Вы правы, но это не просто народная песня. У нее есть свое особое предназначение.

Это календарно - обрядовая песня.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Обряды были приурочены к каждому времени года.

Самыми долгими и яркими были празднования в зимнее время года. Это было связано с рождением молодого солнца (21 декабря самая длинная ночь и затем солнышко поворачивалось к лету, световой день начинает прибавляться). Ну и времени для празднования у славян зимой больше.

Зимние святки праздновали с 24 декабря по 6 января (по старому стилю).     25 декабря был большой зимний праздник Коляды. Название его произошло от латинского слова «календэ», обозначавшего у римлян первый день месяца, а также праздник Нового года.

Любимое народное развлечение на святки – рядиться и колядовать. Молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяевам дома. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками.

Накануне Рождества отмечали Щедрый вечер. И снова юноши и девушки ходили от дома к дому, желали хозяевам щедрого вечера, хорошего здоровья, богатого урожая. На шесте несли звезду. Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

(звучит щедривка «Василько»)

А вот рождественское действо, не связанное с легенддой о Христе.

Обряд этот возник в глубокой древности. Существовал он у многих славянских народов как неотъемлемая часть земледельческого календаря. Когда новый год приходился на весну - пору сева зерновых, в некоторых  песнях рассказывалось: коза идет в поле, значит жито будет «колосисто и ядристо».

Где коза ходит,

Там жито родит.

Где коза - хвостом,

Там жито - кустом...

При изменении византийского календаря, когда Новый год стал приходиться на зиму, магический характер действа постепенно исчез и перестал выражать какие-либо религиозные символы. Смыслом колядного обряда «Коза» стало пожелание хорошего урожая, счастья, благополучия... Все это напоминало чудесный народный театр, полный выдумки, изобретательности и обаяния.

Надо заметить, что подбор «действующих лиц» происходил очень серьезно. На роль Козы, как правило, выбирался невысокий, щупловатый парень, умелый танцор, изобретательный импровизатор. Его одевали в овчинный тулуп или покрывали овчинной шкурой и давали в руки маску козы. Маску изготовляли задолго до праздника. Была она добротно и мастерски сделана. Дед, который Козу водил, наоборот, был из рослых юношей, с острым чувством юмора. Его также наряжали в кожух, надевали маску из бересты, приклеивали льняную бороду, давали соломенную плеть или палку. В эту артистическую группу входил один или несколько музыкантов, подыгрывавших танцам Козы. Действующие лица в разных местах дополнялись то Цыганом, то Молодицей или другими яркими персонажами.

(звучит щедривка «Коза»)

-А кто может назвать какой праздник следовал за зимними святками?

Правильно, Масленица.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Для этого существует обряд, который называется закликание весны.

(звучит веснянка «Да тепер»)

-Кто знает как называются такие песни?

-Да, их называют веснянками, гаивками — обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

-Как вы думаете, зачем забирались на пригорки?

-Правильно, чтобы быть ближе к солнышку. Обязательным атрибутом праздника были испеченные в виде жаворонков и куликов булочки или печенья. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух, как бы  показывая солнышку что уже прилетели первые вестники весны, пора и ему почаще заглядывать на землю.

«Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными.

При этом дети пели веснянки, которые должны были призвать, приблизить весну.

(звучит веснянка «Сонечко»)

Начало исполнения веснянок приходится на разные даты. В некоторых областях их начинают петь на Пасху, где-то на Сретение, а в некоторых областях и на Благовещенье.

Но чаще всего праздник закликание весны приходится на дни весеннего равноденствия 21-22 марта. Весенние  обряды  исполнялись  в дни  главного  в году  Великого  поста,  поэтому  они почти не имели праздничного игрового характера. Но в них гармонично объединились песня и танец, хоровод и диалог исполнителей.

(звучит  «Подоляночка»)

Некоторые песни настолько были любимы, что композиторы использовали их в своих сочинениях.

Так, например, песню «Журавель» П.И.Чайковский использовал в финале своей Симфонии № 2.

(звучит «Журавель»)

 
Сегодняшний урок, посвященный «календарно-обрядовым праздникам» (зима, весна),  был очень интересным и увлекательным. Мы с вами увлеченно наблюдали элементы аутентических обрядовых действий, уходящих своими корнями в далекое прошлое, которые так талантливо исполнили на сцене учащиеся фольклорного ансамбля «Любысток». Коллектив под руководством Васильевой Т.Н. бережно хранит народные этнические традиции, что и позволило нам увидеть сегодняшнее действо. Надеемся на новые интересные совместные встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"

Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека.  Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....