"Твори, выдумывай, пробуй"
рабочая программа на тему

Герасимова Светлана Николаевна

"Твори, выдумывай, пробуй" - программа для одарённых детей по литературному творчеству и азбуке журналистики. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.  К сожалению, в школе вести  работу с одарёнными детьми учителю весьма сложно по причине загруженности, большого количества учеников и т.д. Поэтому именно система дополнительного образования детей дает огромные возможности для воспитания личности творческой, самостоятельно мыслящей, с активной гражданской позицией.

 Многие дети пишут стихи, прозаические произведения, а заниматься литературным творчеством в нашем селе негде. Необходимо как можно раньше уделить внимание развитию их творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной адаптации. Родителям и педагогам, заметившим в ребёнке литературные способности, важно постараться создать или найти подходящую среду для его развития.

Первая удача подтолкнула к дальнейшему творчеству.  И я поняла, что  дети могут развивать свои литературные  способности дальше, им только нужно помочь.  Так и появилась на основе многолетнего опыта  и наблюдения программа "Твори, выдумывай, пробуй".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Твори, выдумывай, пробуй247 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  администрации  Романовского  района  по  образованию

МБОУ  ДОД «Романовский детско-юношеский центр»

Романовского района, Алтайского края.

Утверждена решением

 педагогического  совета                                                                                                                                              

                                                                                « ____ » ____________________2013 г.

Протокол № _____                                            

                                                                                        Директор ДЮЦ                Липская С.Г.                                          

«Твори, выдумывай, пробуй!»

 

(дополнительная индивидуальная образовательная программа

по   развитию литературных и журналистских способностей

 одарённой и творческой молодёжи)

3 года обучения

Автор: Герасимова С.Н., 

педагог дополнительного образования

 МБОУ ДОД «Романовский ДЮЦ»

С. Романово 2013 г.

Введение

Более двадцати пяти лет я работаю в учреждении дополнительного образования детей, учу их бисероплетению, вязанию крючком и на спицах, вышивке крестиком, изонити и др.  Детям нравится заниматься  декоративно-прикладным творчеством, хочется сделать своими руками много красивых и полезных в повседневной жизни вещей.  

Дети – народ любознательный, им всё интересно. Во время занятий любят  слушать занимательные истории,  беседовать с педагогом на различные темы, рассказывать о разных случаях и событиях, произошедших в их жизни, делиться впечатлениями,  размышлять и дискутировать. А как ребятишки любят своих домашних питомцев! Они столько замечательных историй  рассказали о своих любимцах, их повадках и проделках. Слушая их, заметила, что у многих богатое  воображение, большой словарный запас, развитая речь.  У некоторых ребят получились настоящие литературные миниатюры. Собрав все рассказы и отредактировав вместе с детьми, я отправила их в  «Алтайскую правду» -  в рубрику «4 лапы». Как радовались дети, когда  прочитали свои  работы в  январском  и мартовском номерах  газеты (2007).  

         В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.  К сожалению, в школе вести  работу с одарёнными детьми учителю весьма сложно по причине загруженности, большого количества учеников и т.д. Поэтому именно система дополнительного образования детей дает огромные возможности для воспитания личности творческой, самостоятельно мыслящей, с активной гражданской позицией.

 Многие дети пишут стихи, прозаические произведения, а заниматься литературным творчеством в нашем селе негде. Необходимо как можно раньше уделить внимание развитию их творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной адаптации. Родителям и педагогам, заметившим в ребёнке литературные способности, важно постараться создать или найти подходящую среду для его развития.

Первая удача подтолкнула к дальнейшему творчеству.  И я поняла, что  дети могут развивать свои литературные  способности дальше, им только нужно помочь. А помочь смогу и я, ведь моя специальность  – учитель русского языка и литературы. Так родилась идея о создании детского объединения «Золотое пёрышко». Учебно-тематический план программы был рассчитан на 1 год  (68 час.) и включал в себя  только общие (поверхностные) сведения по основам литературного творчества и журналистики.

В объединение   пригласила всех желающих. Для того, чтобы богатый творческий потенциал школьника раскрылся, необходимо создать определённые условия, прежде всего, ввести его в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Поэтому на начальном этапе  вместе с детьми играли в  литературные, лингвистические, интеллектуальные  игры, участвовали в различных мероприятиях  объединения, учреждения. Выпускали тематические  газеты с рассказами, стихами и поздравлениями собственного сочинения,  составляли сценарии, беседовали со сверстниками,  педагогами и брали у них интервью, пробовали себя в роли ведущих, чтецов на районных конкурсах. Это позволяло воспитанникам проявлять свои способности, а мне наблюдать за ними и отбирать среди различных систем работы с одарёнными детьми те методы и приёмы, которые способствовали бы развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Я прочитала  много специальной  литературы по работе с одарёнными и способными учащимися, познакомилась с принципами, методами, формами работы, приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;   изучила стратегию и условия успешной работы с одарёнными детьми.

 Для определения уровня развития творческого мышления воспитанников применяла тесты Торренса, опросник креативности Джонсона, воспользовалась «Картой одарённости» А. И. Савенкова.

Наблюдения показали, что у одних детей – склонность к творчеству только в одном виде деятельности, а у других, их меньшинство, поразительные результаты во всех сферах деятельности. Интеллект у таких детей характеризуется быстротой и точностью выполнения умственных операций, прекрасной оперативной памятью, сформированностью логического мышления, стремлением рассуждать, обобщать, выделять главное, богатством словаря, быстротой и оригинальностью словесных ассоциаций. У них  особый склад ума, развитость творческого мышления и воображения. Эти детям необходима  смена впечатлений, новая информация. Чем больше узнают, тем больше хочется знать.

          Первые мои  воспитанницы занимались  в очно - заочной школе НОУ при АКДЮЦ (секция «Литературное творчество и журналистика»). Дети с большим удовольствием выполняли присланные задания. В 2008 году три девочки были участниками профильной смены «Формула успеха» в краевом государственном оздоровительно-образовательном лагере «Берёзка», где узнали много нового и интересного.

          Участие детей в районных, межрайонных,  краевых и российских конкурсах литературного и журналистского  творчества показало неплохие результаты:

  • Дорошенко Алёна, Диплом за творческие достижения в краевом    литературном конкурсе «Золотое пёрышко» в номинации «Проза»,июнь, 2007 г.  
  • Елизарова Алина, Диплом за 1 место в конкурсе рассказов «Письмо, которое храню», проводимого в рамках празднования Международной недели письма Мамонтовским почтамтом, 2008г.
  • Моргач Надя, ценный приз за лучшую работу в конкурсе рассказов «Письмо, которое храню», проводимого в рамках празднования Международной недели письма Мамонтовским почтамтом, 2008г.
  • Лундовская Таня, краевой конкурс литературных работ « Вдохновение», Диплом в номинации «Проза», июнь 2008г.
  • Горелкина Оксана, краевой конкурс литературных работ « Вдохновение», Диплом в номинации «Поэзия», июнь 2008г.
  • Дорошенко Алёна, Диплом лауреата, краевой конкурс «Пожарная ярмарка» в номинации «Печатная продукция», май 2008г.
  •  Коверник Настя, Свидовская Настя, Диплом за участие в окружном этапе краевого конкурса детских театральных коллективов «Позови меня в даль светлую…», апрель 2009г.
  • Дорошенко Алёна, краевой конкурс творческих работ по журналистике «Точка зрения», Диплом за оригинальное раскрытие темы,  2009г.
  • Богомья Женя, краевой конкурс творческих работ по журналистике «Точка зрения», Диплом за оригинальное раскрытие темы,  2009г.
  • Свидовская Настя, краевой конкурс творческих работ по журналистике «Точка зрения», Диплом за оригинальное раскрытие темы,  2009г.
  • Пяткова Яна, Благодарность в номинации «Лидер чтения»,  районный конкурс, посвящённый юбилею В.М. Шукшина, май 2009г.
  • Богомья Женя,  Благодарность в номинации «Лидер чтения», районный конкурс, посвящённый юбилею В.М. Шукшина, май 2009г.
  • Дорошенко Алёна, Благодарность в номинации «Лидер чтения», Благодарность «Лучший чтец»,   районный конкурс, посвящённый юбилею В.М. Шукшина, май 2009г.
  • Скульбеда Яна, Диплом за 3-е место  в краевом конкурсе творческих работ «Моя законотворческая инициатива» в номинации «Если бы я была депутатом», сентябрь 2009г.
  • Дорошенко Алёна, Диплом, всероссийский конкурс творческих работ «Гагарин в  судьбе моей страны», 2009г.
  •  Костенко Таня, Диплом за 1-е место в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации «Не для славы, для Победы»,  июнь 2010 г
  • Дорошенко Алёна, Диплом за 2-е место в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации «Не для славы, для Победы»,  июнь 2010г.
  • Моргач Надя, Диплом за творческие достижения в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации  «Не для славы, для Победы», июнь 2010г.
  •  Скульбеда Яна, Диплом за творческие достижения в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации «Не для славы, для Победы», июнь 2010г.
  • Свидовская Настя, Диплом за творческие достижения в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации «Поэзия», июнь 2010г.
  • Аверина Саша, Диплом за 1 место в окружном конкурсе «Вдохновение», Диплом за творческие достижения в краевом, в номинации «Поэзия» 2011г.
  • Аверина Саша, Диплом за 1-место в районном конкурсе «Вдохновение» в номинации «Поэзия», 2012г.
  • Костенко Таня, Дипломы за 1-место в районном, окружном конкурсе «Вдохновение» в номинации «Проза», Диплом за 2-место в окружном  конкурсе «Точка зрения» и Диплом за творческие достижения – в краевом, 2012г
  • Скульбеда Яна, Дипломы за 2-е место в районном, окружном и краевом конкурсе «Вдохновение», в номинации «Проза», 2012 г.

     Работы моих воспитанников также печатались в районной газете «Горизонт», «Алтайской правде», сборнике «Радуга профессий», в книге «Наш общий дом – Романовский район».

Таким образом, я выявила одарённых детей, творческие способности которых выходили за рамки программы детского объединения, и поняла, что для них необходима специальная программа.

Пояснительная записка

Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы.

«Одаренные дети» — это особый мир детства, и задача педагога - понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность, которая выступает в самых разных формах: потребность во впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность, острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

 Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г., Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления (Голлах, Коган и др.)

 Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело, выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
         Стратегической целью  целевой программы «Одаренные дети - будущее России» является создание социально-образовательной среды, в условиях которой гарантируется реализация творческого потенциала ребенка на основе свободного выбора и освоения индивидуальных маршрутов развития в широком спектре образовательных программ и социальных практик.

         Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

         

Программа художественно - эстетической направленности «Твори, выдумывай, пробуй», созданная на основе многолетнего опыта работы с талантливыми детьми в системе дополнительного образования, поможет реализовать творческие способности детей в соответствии с их литературными способностями. То обстоятельство, что программа реализуется именно в  Детско-юношеском центре, дает определенную свободу, позволяет находить всё новые и новые идеи, содержание и формы работы и является альтернативной поурочной системе традиционной школы.

        Нормативно-правовой базой индивидуальной  программы являются следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.1996г №3266-1 «Об образовании», Распоряжение  Правительства  Российской Федерации от 29.12.2002 N 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 21.03.2007), Всероссийская  научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (распоряжение  Правительства РФ от 20.05.1998), программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4» на 2011-2015 годы  (приказ от 31 августа 2011г. № 454).

          Научно-методическая основа программы - Федеральная целевая  подпрограмма «Одаренные дети», Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

         Приоритетная идея программы создание оптимальных  социально-педагогических условий для гармонического развития одарённых детей и их творческой самореализации.

Цель программы «Твори, выдумывай, пробуй»:

 - создание благоприятных условий для самореализации и самовыражения способных детей,  как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей;

Задачи:

   -  развитие литературных способностей и  интереса к художественному тексту, обучение опыту создания первых лирических и прозаических произведений, формирование профессиональных интересов в области литературы и журналистики

  - развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

 -  развитие способности к точному, образному и яркому обозначению понятий и образов художественной литературы и окружающей жизни;

- формирование личности будущего журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-  расширение кругозора, словарного запаса, приобщение к миру художественной литературы и журналистики;

- развитие умений и навыков работы с учебной и научно-популярной литературой.

- педагогическая и психологическая поддержка литературно одарённой и     творческой молодёжи; 

              С самого начала участники программы «Твори, выдумывай, пробуй» ориентированы на создание своих работ, что в процессе деятельности стимулирует раскрытие литературных способностей, внутреннего потенциала, способствует самовыражению и реализации творческой активности. Стимулом для дальнейшего развития творчества служат публикации авторских произведений в СМИ, формирование ситуации успеха. Программа поощряет любую инициативу детей и их самостоятельность. Кроме того, освоение программы улучшит речевые навыки, расширит словарный запас, увеличит скорость чтения и усвоения информации; будет способствовать развитию образного мышления, овладению искусством слова и знаниями в литературе.

 Важными условиями успешного развития литературных способностей у детей является поддержка их инициативы во всех творческих начинаниях, участие в общественно-значимых мероприятиях, где они получают общественное признание и общественную оценку. Приобщение к самостоятельному творчеству необходимо ребенку для понимания своей сопричастности ко всему историческому процессу развития человечества, для осознания себя и своего места в современном мире. Программа «Твори, выдумывай, пробуй» составлена с учётом индивидуальных особенностей пишущих детей и пожеланий родителей, рассчитана на 3 года обучения.

 В программу включены наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации литературно-одаренных детей. Школьники приобретают дополнительные знания и новый социальный опыт, а благодаря общению и различной деятельности становятся коммуникабельными, уверенными в себе, целеустремленными.

                Литературное творчество школьников – составная часть воспитательного процесса, основной задачей которого является самовыражение творческой личности. 

              На занятиях ведется творческий разговор о том, что мы видим и слышим вокруг себя, какие проблемы затрагивают всех, дети в доступной форме знакомятся с различными  лирическими и прозаическими произведениями, их особенностями и различиями,  а также с некоторыми жанрами журналистики.  На практических занятиях учатся писать собственные произведения на основе пройденного материала. Затем проводится чтение авторских работ,    индивидуальное обсуждение   и редактирование.

            Очень важен анализ работ. При анализе акцентируется внимание на положительном. Задача педагога - открыть неуверенному в себе подростку его способности, вселить в него уверенность.

              В задачи педагога входит также совместное с ребенком обнаружение и преодоление недостатков,  закладывание практических навыков - умения самостоятельно, без помощи наставника, находить недочеты в произведениях и исправлять их. Каждое написанное тем или иным ребенком, единично, по-своему уникально, требует сугубо частного подхода и вдумчивой работы над ошибками (наиболее часто встречающиеся из них: стилевые небрежности, бессюжетность,  просчеты в использовании того или иного литературного компонента, повторы, «затертые» метафоры, ритмические перебои в стихах и др.)  

          Большое внимание  уделяется лексике и орфографии. В программу включены занимательные разминки, литературные и лингвистические игры.

           Спектр игровой работы на занятиях широк: акростих, буриме, строчки в рифму, литературные экспромты, аукцион-ассоциации, перевертыши,  мини-викторины, всевозможные словесные микроигры и упражнения, загадки, сказки-наоборотки и т. д.

Литературные способности на индивидуальных занятиях развиваются с использованием следующих  методов (методы устного изложения знаний: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, дискуссии, диалоги) и форм  обучения  (словесная дуэль, чтение басен, стихов по ролям, викторины, импровизированное сочинительство, творческие конкурсы, игры в слова и рифмы, проба пера в различных жанрах, конкурсы чтецов, уроки фантазии, участие в написании сценариев, словесные образы к прозаическим произведениям, литературные упражнения, составление кроссвордов по литературным терминам, именам, фамилиям писателей, названиям произведений, экскурсии и т. д.).

Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально-коммуникативные тренинги, деловые, ролевые, интеллектуальные игры, практическая работа по написанию статей и выпуску газет и др.), пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами.

С каждым ребёнком ведётся индивидуальная работа, которая направлена на развитие творческих способностей юных авторов и оказание педагогической, профессиональной поддержки.  

 Творческая направленность является ведущей на занятиях. Показателем творчества являются следующие критерии:
-    умение соединить необычное с обычным, идеальное с реальным и т.д.;
-    чуткое восприятие мира;
-    самостоятельность поведения, суждений;
-    активность;
-    высокая степень обучаемости;
-    способность к прогрессу;
-    умение выразить идею;
-    конкретный творческий процесс.

Неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми является участие в районных, межрайонных и краевых конкурсах литературного и журналистского  творчества.

Отражение и учёт результативности идёт через принципы:

1. Гуманизма (учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.)  

2. Демократизма (развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов).

3. Научности и интегрированности (обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.)

4. Индивидуализации и дифференциации (вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.)

 5. Природосоответствия - учёт многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.

 6. Социализации  (исследование проблемы, как педагогического явления.)

7. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

Для контроля по качеству образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся.

Программа рассчитана на детей в возрасте 10-15 лет, продолжительность обучения - 3 года.

Программа является открытой, что позволяет варьировать количество часов на прохождение отдельных тем в зависимости от уровня подготовки детей и усвоения программы в целом.

Учебно-тематический план индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Литературное и журналистское творчество (1-ый год обучения, 36 ч.)

№ п/п

Название   темы

теория

практика

Общее количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Вводное занятие. Знакомство  с планом работы. Обсуждение, дополнение.

 Беседа на тему «Как я

провела летние каникулы».

Развитие навыков общения и взаимодействия.

Развитие навыков  самооценки и понимания других.

Развитие навыков творчества.

Загадки. Игры.

 Сказки.

 Рассказы.

Литературные игры.

Рассказы о забавных случаях из жизни животных.

Практическая работа над заданиями  очно-заочной школы НОУ.

Встречи и беседы с интересными людьми.

Экскурсии в архив, библиотеку, музей.

Участие в  районных, окружных и краевых конкурсах литературного творчества. Оформление работ.

Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

3

2

2

2

2

3

3

2

          1

2

2

2

3

4

4

2

3

2

3

3

2

1

 

Итого:

36 ч.

Содержание 1-го года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, обсуждение, предложения, дополнение.

Инструкция по пожарной безопасности и здоровому образу жизни.

Беседа на тему «Как я провела лето». Устные рассказы.

Развитие навыков общения и взаимодействия.

Беседа « Для чего нужно общение? Почему нужно учиться навыкам общения?». Обсуждение темы. Правила общения.  Дискуссия на тему «Из чего  состоит наше общение?» Разные виды упражнений: «комплимент», «обезьяна», «корабль». Литературный пересказ текста. Понятие «взаимодействие» на основе игры с несколькими вариантами. Вывод о данному понятию.

Развитие навыков самооценки и понимания других.

 Познание себя – познание других. Что такое самооценка? – дискуссия.

Параметры самооценки по уровню: высокая - низкая, по соотношению с реальной успешностью:  адекватная – неадекватная. Тренировочные упражнения: « Что я знаю о себе», «Перевоплощение», «Я такой же как ты», «На что похоже наше настроение», «Я не люблю», «Похвала». «Если бы я был тобой». Беседа «Учимся слушать себя и видеть других».

Развитие навыков творчества.

         Дискуссия на тему «Что такое творчество?». Зачем развивать креативность? Что для этого необходимо? Шаги творчества: 1 – Сформулируй проблему; 2 – Проанализируй имеющийся опыт. Попробуй решить проблему в рамках этого опыта; 3 – Предложи новые, неизвестные способы решения проблемы; 4 – Проверь истинность новой идеи, осуществи её.

Практические упражнения: «Новое качество». «Самопохвала», «Скульптор». «Я хочу сказать «спасибо».

Загадки.

 Определение загадки. Жанровое своеобразие загадок. Виды загадок: прямые, загадки- обманки, на образное мышление, математические, сюжетные, логические.

         Загадки на разные темы. Чтение и отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок на заданную тему, свободную тему. Составление кроссворда по загадкам. Игра: загадки с подсказками. Игра-развлечение: загадки с подвохами.

Сказки.

          Сказка как жанр фольклора. Определение понятия сказки. История возникновения сказок. Жанровое своеобразие. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые. Авторские сказки.

Чтение сказок. Литературные игры. Сказки-наоборотки. Старая сказка с новым завершением. Сочинение собственных сказок на заданную тему. Написание сказок на свободную тему.

Чтение, обсуждение, редактирование. Составление кроссвордов по сказкам.

Рассказы.

           Рассказ – малый эпический жанр. Определение рассказа как жанра. Характерные черты. Литературный герой в рассказе. Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событий, диалоги героев. Сюжет.

Композиция. Автор и рассказчик.

 Рассказы о случившемся с автором. Рассказы на основе увиденного и услышанного. Выдуманные рассказы. Юмористические рассказы. Чтение рассказов. Обсуждение.

Тренировочные упражнения: продолжить рассказ по его началу, сравнить с авторским продолжением; Написание юмористического рассказа по данному сюжету. Написание начала рассказа по заключительной части.

Литературные игры.

 Занимательный эксперимент «Весь рассказ на одну букву». Игра-задание: «Узнай пословицу по её перевёртышу». Импровизация «Рассказ по очереди». Тренировка логического мышления: «Заверши фразу», «Допиши слово». Игра на внимание «Тексты с ошибками». Игра – задание «Найди синонимы».

Рассказы об интересных случаях из жизни животных.

Беседа «Наши меньшие братья». Интересные факты о домашних любимцах. Четвероногие лекари. Отношение человека к животным. Домашние животные в мировой культуре: стихи и проза о животных, памятники.

Устные рассказы о забавных случаях с любимцами. Написание рассказов. Обсуждение, редактирование.

Практическая работа над заданиями  очно-заочной школы НОУ.

Знакомство с заданиями. Сбор информации на заданные темы, изучение, обсуждение примеров. Консультации.  Самостоятельная работа над заданиями. Исправление ошибок. Оформление работы.

Встречи и беседы с интересными людьми.

Цель встречи. Суть беседы. Согласие на встречу. Подготовительный этап.  Сбор информации из различных источников: личная страница в интернете, СМИ, круг друзей, соседей, коллег. Составление вопросов к беседе. Стиль, манера общения. Предупреждение собеседника о цели встречи. Встреча. Беседа. Обработка полученного материала. Написание рассказов.

Экскурсии в библиотеку, музей, архив.

Цель экскурсии. Знакомство с темой. Основные требования к экскурсии. Правила поведения. Встреча со специалистами. Проведение экскурсии. Вопросы к экскурсоводу. Обсуждение. Обработка материалов.

Игра-задание: «Мы пришли в музей», «В библиотеку».

Участие в конкурсах.

Знакомство с положениями районных, окружных и краевых литературных конкурсов. Отбор лучших работ. Коррекция. Оформление работ. Участие  в конкурсах.

Итоговое занятие.

Тест: «Чему я научился за год?». Предложения для коррекции тематического плана. Оглашение результатов конкурсов. Награждение детей. Игры.

О Ж И Д А Е М Ы Й   Р Е З У Л  Ь Т А Т

Сформированные компетенции к концу 1 года обучения:

Базовые знания, умения и навыки.

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

- правила общения и взаимодействия;

- жанровое своеобразие, виды загадок;

- стилистические возможности лексики;

- порядок слов в предложении, повтор, инверсию, антитезу;

- средства художественной изобразительности;

- отличительные особенности сказок, виды сказок;

- композицию рассказа;

- виды рассказов, их отличительные особенности;

- кроссворды, правила составления;

- новые слова и термины, их значение.

Должны уметь:

- собирать материал на заданную тему;

-описывать предметы, местность, природу;

- различать виды загадок, сказок, рассказов;

- составлять кроссворды по темам;

- самостоятельно сочинять загадки, сказки, рассказы;

- находить в тексте средства художественной изобразительности;

- выразительно читать и пересказывать;

- описывать реальные предметы по личным ощущениям;

- закреплять знания при помощи тренировочных упражнений, игр;

- поддерживать беседу;

- подбирать синонимы, омонимы, антонимы;

- играть в литературные игры;

- работать со словарями;

Учебно-познавательная компетентность:

- интерес к литературному творчеству на уровне любопытства;

- проявление инициативы, идеи с помощью педагога;

- умение видеть проблему, решить нестандартно  вместе с педагогом;

- усвоить теоретические знания и практические навыки программного материала;

- умение самостоятельно сочинять сказки, загадки, рассказы;

- способность решать творческие задачи на уровне импровизаций;

- обогащение словарного запаса;

-  участие в проведении мероприятий на уровне учреждения, района.

Информационная культура:

- умение добывать информацию из разных источников самостоятельно и с помощью педагога, родителей;

- умение пользоваться компьютерными источниками с помощью взрослых;

- умение  пользоваться разными видами словарей.

Способность к социализации:

         - научиться первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

         - доброжелательно и уважительно строить своё общение со  сверстниками и взрослыми;

         - формировать собственное мнение и позицию;

         -  научиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнёром.

Саморазвития и самоорганизации. Направленность личности на общекультурные общечеловеческие ценности:

         - уметь организовывать свое рабочее место;

         - научиться радоваться успехам других детей, выстраивать позитивные отношения;

        - стараться добиваться поставленных целей;

        - с уважением относиться к творческим людям старшего поколения;      

        - ориентироваться в духовно- нравственных основах жизни человека;

        - уметь видеть художественную ценность и духовную природу литературы и искусства;

        - заботиться о своём здоровье, выполнять рекомендации педагога по здоровьесберегающим технологиям на занятиях и перемене.

Учебно-тематический план индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Литературное и журналистское творчество (2- ой год обучения, 36 ч.)

№ п/п

Название темы

теория

практика

Общее количество часов

      13.

      14.

Вводное занятие.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Лирическое произведение, его особенности.

Основы стихосложения.

Поэтические  игры.

Акростих.  

Верлибр.

Сонет, своеобразие. Чтение сонетов.

Знакомство с алтайскими поэтами, писателями, их произведениями для детей.

  «Никто не забыт, ничто не забыто»

Знаменательные даты года. Проба пера.

Участие в районных и краевых конкурсах литературного творчества.

Экскурсии в музей

Итоговое занятие.

                     

                           ИТОГО:

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

2

1

1

2

4

2

2

2

1

2

2

5

3

2

1

2

3

5

3

3

3

1

36 часов

Содержание 2-го года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год, обсуждение, предложения, дополнение.

Инструкция по пожарной безопасности и здоровому образу жизни.

Беседа на тему «Вот и лето прошло». Устные рассказы. Игры.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Положительные и отрицательные эмоции, их воздействие на человека. Знакомство с рядом эмоций: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, стресс, дистресс.

Тренировочные упражнения и задания: «Комплимент», «Раскрась свои чувства», «Пульс», «Ярость», «Радость», «Самопохвала».  

Рефлексия: «Что я узнал нового о себе самом?».

Лирическое произведение, его особенности.

Виды лирики. Своеобразие языка лирического произведения. Лирический герой. Композиция лирического произведения. Образ-переживание в лирике. Своеобразие поэтического языка.

Чтение лирических произведений. Анализ. Игра:  «Попробуй стать поэтом», «Шутливое двустишие».

Основы стихосложения.

Главное свойство стихотворной речи. Русский классический стих. Стопа. Стихотворные размеры. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Строфа. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства. Словесные, звуковые повторы, приём контрастного изображения. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Типы стихотворных интонаций.

Тренировочные упражнения: игры-рифмовки.

Проба пера. Пишем стихи самостоятельно. Чтение, редактирование.

Поэтические игры.

О пользе поэтических игр. Знакомство с некоторыми из них.

Буриме – игра-головоломка. Своеобразие буриме. Знаменитые поэты – любители буриме. Сочинение своих четверостиший. Каламбур. Юмористический эффект каламбура - в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. Логогриф – игра – загадка. Монорим – стихотворение, строящееся на рифмах данного слова. Центон –  составление стихотворения из заготовок, заимствованных из разных поэтических произведений.

Шарады. Ребусы, правила отгадывания. Самостоятельная работа. Обсуждение.

Акростих.

Акростих – стихотворная игра-загадка. Своеобразие. Варианты акростиха: мезостих и телестих. Отличительные особенности. Чтение готовых акростихов, обсуждение. Самостоятельное сочинение акростихов  на данную и свободную темы.

Верлибр.

Что такое верлибр. История. Русскоязычные верлибристы. Чтение их творчества. Своеобразие верлибра. Самостоятельное творчество: сочинение своих верлибров.

Сонет.

Сонет - твёрдая поэтическая форма. Структурные признаки классического сонета. Основные – количество строк, строф, повторяемость рифмы, система рифмовки, размер. Дополнительные – синтаксическая законченность каждой строфы, интонационное различие катренов и терцетов, точность рифм, чередование  мужских и женских рифм, отсутствие повтора слов. Вариация сонетного канона. Чтение сонетов.

Знакомство с алтайскими поэтами, писателями, их произведениями для детей.

Писатели Алтая – детям.  Знакомство с произведениями. Викторина по произведениям алтайских писателей.

Экскурсия в районную библиотеку. Беседа с библиотекарем о поэтах нашего села, района. Знакомство с биографиями, со сборниками стихов.  Чтение стихов. Обсуждение.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Беседа с детьми на тему «Никто не забыт, ничто не забыто». Герои Советского Союза в нашем районе. Их подвиги. Экскурсия в районный архив.

Сбор материала на тему «Военное детство наших бабушек и дедушек».

Написание лирических и эпических произведений на основе воспоминаний родных и близких. Чтение, обсуждение, редактирование.

Знаменательные даты года.

Юбилейные события в стране, крае, районе, селе. История знаменательных дат. Сбор материала. Обработка  материалов, написание стихов, рассказов на основе услышанного и увиденного.

Участие в литературных конкурсах.

Знакомство с положениями районных, окружных и краевых литературных конкурсов. Отбор лучших работ. Редактирование. Оформление работ. Участие  в конкурсах.

Экскурсии в музей.

Экскурсии в районный музей на выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Впечатления об увиденном. Обсуждение Написание отзывов.

Итоговое занятие.

Тест: «Чему я научился за 2-ой год обучения?». Победы и неудачи. Предложения для коррекции тематического плана. Оглашение результатов конкурсов. Награждение детей. Игры.

Сформированные компетенции к концу 2-го года обучения.

Базовые знания, умения и навыки.

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

- жанровые особенности поэтических произведений (басня, сонет, акростих, верлибр);

 - основы стихосложения;

- своеобразие поэтического языка;

- отличительные особенности поэтического произведения и прозаического

- ребус, шарады, анаграмму, кроссворды, их особенности;

 - новые слова и их значение;

- алтайских писателей и поэтов;

- поэтов, проживающих в нашем районе, селе.

 

  уметь:

 - различать прозаические и поэтические произведения;

- формулировать основную мысль автора в данном текте;

- выразительно читать по ролям;

- находить в тексте и употреблять в речи средства художественной изобразительности;

- уметь выделять в любых формах речи неясные по значению слова;

- ответственно относиться к сказанному слову;

- вести диалог с педагогом, сверстниками;

- составлять устные высказывания на предложенные темы;

- составлять  и разгадывать шарады,  ребусы, кроссворды;

- пользоваться орфографическими словарями с целью предупреждения ошибок в написании слов;

- играть в  литературные игры, составлять самостоятельно;

Учебно - познавательная активность

-углубить   интерес к изученным видам литературного творчества, сформировать интерес к новым видам;

- пробовать сочинять стихи, акростих, верлибр;

- употреблять в речи специальную терминологию;

- усвоить теоретический и практический объём знаний программного материала;

- подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

- сформировать навык  самостоятельной работы при выполнении практических работ;

- проявлять инициативу, предлагать идеи;

- осваивать особенности художественно- выразительных средств, применяемых в прозе и поэзии;

- подбирать слова и выражения с учётом различных целей, задач, ситуации общения при подготовке собственного высказывания;

- редактировать и оформлять творческие работы;

- участвовать и добиваться значительных результатов в районных, окружных и краевых конкурсах литературного творчества.

Информационная культура

- самостоятельно осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе;

- уметь пользоваться компьютерными источниками.

Способность к социализации

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, уметь работать в паре, команде, доброжелательно строить свои отношения со сверстниками и взрослыми;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- самостоятельно уладить кофликт;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Саморазвитие и самоорганизация. Направленность личности на общекультурные и общечеловеческие ценности:

-  развивать художественный вкус как способность чувствовать  и воспринимать многообразие видов и жанров литературного творчества;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- доводить начатое дело до конца;

- вдеть собственные проблемы, ставить цели для их решения;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- ориентироваться в духовно-нравственных основах жизни человека, общества;

- воспитывать в себе трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, уважение к результатам своего и чужого труда, культурному наследию;                  

- любить и уважать своих родных и близких;

- вести здоровый образ жизни, участвовать в походах, экскурсиях на природу.

Учебно-тематический план индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Литературное и журналистское творчество  (3 - ий год обучения, 36 часов).

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

1.

2.

3.

3.1.

3.2

3.3.

4.

4.1

4.2.

4.3.

5

5.1

5.2.

6.

6.1

6.2.

7.

8.

8.1

8.2.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие

Развитие навыков работы с информацией

Первые шаги журналиста и редактора

Каким должен быть журналист.

Что такое редактирование заметки?

О чём можно писать в газете?

Информационные жанры:

Интервью

Анкетирование

Репортаж

Аналитические жанры:

Корреспонденция

Статья

Сатирические жанры:

Фельетон

Юмореска

Письмо

Литературно-художественные жанры:

Зарисовка, виды  зарисовок.

Очерк

Лингвистические игры, кроссворды по темам.

Участие в конкурсах

Экскурсии в архив, музей, библиотеку.

Итоговое занятие.

                                     Итого: 36 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

1

1

1

1

1

2

1

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

1

3

3

2

1

2

4

1

1

2

8

3

2

3

2

1

1

3

1

2

1

4

2

2

4

3

3

1

Содержание 3-го года обучения

Вводное занятие

Вот и стали мы на год взрослей. Впечатления от прошедшего лета. Рассказы об интересных событиях на летних каникулах.

Знакомство с планом работы на новый учебный год. Предложения.

Инструкции по пожарной безопасности и ЗОЖ.

Развитие навыков работы с информацией.

Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент развития программы жизненно важных навыков и умений. Восприятие и анализирование информации. Выработка собственного мнения и обоснование его. Умение строить доказательство и умозаключение. Ясное и конкретное выражение своих мыслей.

Тренировочные задания и упражнения: «Веришь – не веришь», «Подобрать синонимы», «Пожелание», «Пять строчек по правилам (Синквейн)», «Дискуссия с вопросами» и др.

Первые шаги журналиста и редактора.

         Каким должен быть журналист? Качества, которыми должен обладать журналист. Имидж. Роль в обществе. Этика журналистики. Требования к журналисту.

Что такое редактирование заметки? Внимательное прочтение заметки. Соответствие заметки на ответы к главным вопросам: кто? что? где? когда? как? и пр. Последовательность изложения. Доказательность мысли. Чёткость, простота изложения. Сокращения.

 Тренировочные упражнения. Написание заметки.

О чём можно писать в газете? Отслеживание событий сегодняшнего дня, анализ вчерашнего.  Своя точка зрения на события. Пишем то, о чём лучше всего знаем. Многообразие тем, проблем. Своя тема и заданная редактором. Саморедактирование.

Рассматривание газет, журналов, фото.

Информационные жанры

Интервью. Что такое интервью? Формы: интервью-монолог, интервью-диалог, пресс-конференция, диалог, круглый стол. Ролевая игра «Интервью».

 Встречи с интересными людьми. Взятие интервью на свою тему. Редактирование. Написание интервью.

         Анкетирование. Понятие слова анкетирование. Выбор темы. Разработка анкеты. Вводная часть –преамбула. Основная часть: разработка вопросов (открытые и закрытые); ошибки при разработке; размещение вопросов в анкете, содержание  и структура. Заключительная часть анкеты.

Составление собственной анкеты на любую тему. Проведение опроса. Просчёт полученных ответов. Представление полученных результатов.

Репортаж. Что такое репортаж. Виды репортажа: событийный, аналитический, познавательно-тематический, репортаж- комментарий. Нахождение разных видов репортажа, чтение, обсуждение.

Ролевая игра «Новости». Самостоятельная работа. Написание своего репортажа. Обсуждение.

Аналитические жанры

Корреспонденция. Что такое корреспонденция, какие вопросы решает? Осмысление факта, события, ссылка на документы. Мнения других людей.

Статья. Построение статьи. Анализирование на конкретных примерах.

Знакомство с корреспонденцией и статьёй из газет и журналов Обсуждение.

Сатирические жанры.

Фельетон. Определение фельетона. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения), художественное начало и действенность фельетона. Фельетон как художественно-публицистический жанр. Сходство фельетона с сатирическим рассказом и их различия. Композиция фельетона.

Чтение фельетона. Обсуждение.

Юмореска. Юмореска – шуточная миниатюра. История появления в России. Признанные авторы прозаической юморески. Основные объекты сатиры. Популярность в наши дни.

Чтение юморесок. Проба пера. Обсуждение.

Письмо.

Письмо как жанр журналистики. Письмо – инструмент воздействия на широкий круг читателей. Композиция и художественные возможности письма. Темы и проблемы в письмах. Письмо как обращение к руководителям государства.

Чтение писем в газете. Пробуем писать сами.

Литературно-художественные жанры.

Зарисовка. Что такое зарисовка? Особенность зарисовки. Виды: литературный портрет, пейзажная зарисовка. Знакомство с данными жанрами на примерах.

Самостоятельное творчество.

Очерк. Очерк как жанр журналистики. Особенности написания путевых заметок. Отличия очерка от других жанров журналистики. Виды очерка: социологический, публицистический, художественный.

Чтение очерков. Обсуждение.

Лингвистические игры, кроссворды.

Дидактические возможности игровой методики. Познавательные и занимательные игры. Роль игры. Кроссворды. Правила составления.

Игры: «Винегрет из газет», «Помоги теледикторам», «Исправь ошибки в тексте», «Рассыпанные пословицы и поговорки», «Хочешь стать журналистом?  и др.

Самостоятельное составление кроссвордов на свободную тему.

Участие в конкурсах.

Знакомство с положениями журналистских конкурсов. Выбор темы. Написание работ. Редактирование. Оформление. Участие.

Экскурсии в архив, музей, библиотеку.

Экскурсии на творческие выставки в музей и библиотеку, в архив  - для сбора материала для написания работ.

Итоговое занятие.

Тест: «Чему научился за три года?». Подведение итогов. Награждение. Вручение удостоверений детям, закончившим обучение.

Сформированные компетенции к концу 3-го года обучения.

Базовые знания, умения и навыки.

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

- каким должен быть журналист;

- о чём можно писать в газете;

- как писать материал;

- основы компьютерной грамотности;

- источники информации;

- как сократить материал;

- принцип расположения заметок на полосе;

- навыки работы с информацией;

- информационные, аналитические, сатирические, литературно-художественные жанры;

- письмо, как жанр;

-основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики;

- теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского текста;

- методы работы с текстом;

- нормы и правила  газетных публикаций;

Уметь:

-  задавать вопросы собеседнику;

-  различать жанры в области журналистики;

 - взять интервью;

 - провести блиц-опрос, репортаж;

- составлять вопросы для анкетирования;

- употреблять в речи специальные слова;

- собирать и систематизировать материал на заданную тему;

- написать письмо;

- оформлять работы;

- оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно действовать в информационном пространстве;

- уметь определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей; 

- уметь работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);

- выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям; 

- свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;

Учебно  – познавательная компетентность:

- сформировать устойчивый интерес к литературному и журналистскому творчеству;

- теоретические и практические навыки для самостоятельного написания литературных произведений и разных жанров  журналистики;

-  выйти на допрофессиональный уровень мастерства;

- возможность реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- умение познавать мир через образы и формы литературного творчества;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

- организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;

- креативность, богатое воображение, способность увидеть проблему и решить её нестандартно;

- обогатить словарный запас;

- самостоятельно написать заметки, очерк, репортаж и др.;

- умение оценивать свои результаты, планировать и корректировать дальнейшую деятельность;

- значительные творческие достижения на уровне краевых, зональных  конкурсах литературного и журналистского  творчества.

Информационная культура:

- умение  самостоятельно добывать информацию из разных источников, анализировать, оценивать, применять в  творческой деятельности, использовать современные технологии;

- правильно пользоваться словарями, находить в них нужные сведения.

Способность к социализации:

- умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной  позиции мнения других людей;

- умение самостоятельно формировать команду, быть лидером;

- умение бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций, самостоятельно уладить разногласия.

Саморазвитие и самоорганизация. Направленность личности на общекультурные общечеловеческие ценности:

- умение добиваться поставленной цели;

- высокий уровень культуры, суждений;

- развитие связной диалогической речи;

- устойчивый интерес к культурным ценностям;

-умение радоваться успехам товарищей, выстраивать позитивные взаимоотношения;

- умение видеть собственные проблемы и способы их решения;

- устойчиво-позитивное отношение к своему здоровью и ЗОЖ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для осуществления успешного творческого процесса необходимо:


-   светлая и просторная литературная гостиная, оборудованная письменными столами, музыкальным центром, компьютером;
-   шкаф для хранения детских работ разных лет обучения;
-    собрание книг, альбомов, журналов, справочников, видеофильмов, помогающих иллюстрировать учебную тему;
-    фотоаппарат;   
-   информационный стенд.

В итоге реализации программы ожидаются следующие результаты:
-    развитие речи, аналитического мышления;
-    личностное развитие;
-    творческая самореализация;
-    овладение разнообразными средствами для выражения своего творческого «Я»;
-    умение самим составлять тексты, сочинять стихи, рассказы, сказки и т.д.

-    умение взять интервью, составить анкету, провести блиц-опрос  т. д.
-    приобретение навыков общения с другими;
-    воспитание гуманистических качеств личности;
-    сотрудничество с  литературной гостиной районной библиотеки, районным краеведческим музеем, архивом.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (литературные произведения и журналистские тексты, издания, фотографии, буклеты, презентации и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения).

Учащиеся выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; 

2) взаимооценка учащимися работ друг друга.

3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуально)

Также формами подведения итогов могут быть конкурсы, вечера, праздники, выставки, фестивали, слеты и др.

Нормативно-правовые  документы

1.Основные положения “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

2.Основные положения “Конвенции о правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

3.Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.1996г №3266-1 «Об образовании».

4.Распоряжение  Правительства  Российской Федерации от 29.12.2002 N 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

5.Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 21.03.2007),

     6.Всероссийская  научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в      будущее» (распоряжение  Правительства РФ от 20.05.1998).

    7.Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4» на 2011-2015 годы  (приказ от 31 августа 2011г. № 454).

Список литературы:

Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами- М. 2008

Алпатов В.М. и др. Лингвистические игры. – М.1983

Амонашвили Ш. А. Основы психодиагностики.- М. 2001

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова - М.1986

Бахтин М.М. Одарённые дети. – М. Прогресс 1998

Выготский Л. С. О признаках детской одарённости. Вопросы психологии 2003.

Вьюниченко Н. Литературное творчество подростков – среда успеха для личностного и интеллектуального развития одарённых детей. – Дом детского творчества «Эврика», г. Домодедово, Московской обл. Блог автора.

Гуткина Э. И. Дети и стихи: Методическое пособие. – М., 2005

Деркач О. А. Как увеличить свой IQ. М. 2006.

Есенина С. А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Домодедово, Из-во «Грамотей», 2007

Колесов В.В. История русского языка в рассказах- М.,1976

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - Учебное пособие. М.2001

Майорова Н. П. и др. Обучение жизненно важным навыкам.- С-П. 2002

Ожегов В. И. Толковый словарь русского языка. - М., 1989

Сказки народов мира. Аникин В.П. и др. – М., 1989

Ступени творчества. Учебно-методическое пособие. Барнаул. 2003

Цымбаленко С. Б. О детях, лете и газете, а также обо всём на свете М. 1997

Интернет-ресурсы

http://www.slovesnik.ru/ - "Словесник" Сайт для студентов-филологов, педагогов и просто любителей словесности. Учебные пособия, монографии и статьи, конспекты, художественные тексты, тесты.****

http://poetry.h1.ru/ - Ковчег - Библиотека русской поэзии.***

http://perm.psu.ru/school136/letter.htm - Литературная страничка. Творческие работы учеников и учителей пермской 136 школы, посвященные литературному творчеству.***

http://lukoshko-skazok.bigmir.net/ - "Лукошко сказок" - детская библиотека, стихи, русские народные сказки, рассказы, симпатичный дизайн, очень хороший сайт для детей.*****

http://www.skazka.com.ru/ - Библиотека сказок. Сказки народов мира, авторские и литературные сказки, мифы и легенды народов мира, симпатичное оформление. На сайте размещено 2989 сказок.*****


http://www.solnyshko.ee/ - "Солнышко" - Развлекательно-познавательный детский портал. Игротека, сказки, зоопарк, раскраски, стишки, песенки, загадки, юмор, кроссворды, ребусы и многое другое.*****

http://www.school.tver.ru/ - Школьная газета "Большая перемена" - Разнообразная полезная и развлекательная информация. Конкурсы.*****

http://www.cofe.ru/read-ka/ - "Почитай-ка" - детский сказочный журнал. Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.*****

http://sibtel.ru/~jk/ - "Ребята! Давайте жить дружно!" Детский клуб, членом которого может стать любой, кто пришлет что - ни будь интересное (рисунок, стихотворение, смешную историю из школьной жизни и т.д.) и заполнит анкету.****

http://www.chg.ru/Fairy/ - "Детская сказка" - сказки, написанные детьми.****

http://www.bytic.ru/compcamp/index.html - "КомпКэмп-CompCamp" - школьники Троицка выпускают городскую газету. Здесь Вы найдете их рисунки, стихи, юмористические рассказы.****

Для начинающих журналистов
http://bonjournal.ru/?cat=3   Сайт о журналистике и для журналистов
http://imho.aspu.ru/?p=769    Сайт для начинающих журналистов
http://vybory.org/articles/379.html  Как научиться писать и быть журналистом
http://laralux.narod.ru/journalism.html  Полезные ссылки журналистам
http://www.medien.ru/zhurnalistika  Полезные ресурсы рунета для  журналистов и авторов
http://flashka.ucoz.com/publ/1-1-0-17    10 правил для журналистов на пресс-конференции
http://www.democracy.ru/media/comment/article.php?id=129  Практические рекомендации для журналистов
http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm  Пособие для начинающих журналистов
http://pamir.ucoz.ru/publ/3-1-0-22    Ошибки начинающих журналистов

Сайт Борисовой М. Как стать журналистом. Уроки журналистики для начинающих.

Электронная библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения конкурса юных балетмейстеров "Твори, выдумывай, пробуй..."

Конкурс "Твори, выдумывай, пробуй..." направлен на выявлении творческих балетмейстерских способностей воспитанников ансамбля....

Твори. Выдумывай. Пробуй.

Наверное, эти слова можно принять за девиз педагогической технологии проектной деятельности, которая даёт простор для творчества учащихся и педагога, подразумевает их дру...

Твори, выдумывай, пробуй

Статья "Твори, выдумывай, пробуй" о моем опыте работы...

Выставка декоративно- прикладного творчества "Твори, выдумывай, пробуй".

Выставка была проведена в рамках декады кафедры технического цикла. На выставке были представлены творческие работы учеников 5-7ых классов выполнены в разных техниках....

Конкурс "Твори, выдумывай, пробуй"

Конкурс «Твори, выдумывай, пробуй»Цели:обобщить и закрепить знания, полученные на уроках технологии;развить у учащихся навыки и умения;содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятн...

Программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!»

Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительн...