Концепция национально - регионального компонента "Краеведение" в системе дополнительного образования
методическая разработка на тему

Цель проекта: формирование гражданского геополитического самосознания юных тольяттинцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._kontseptsiya_po_kraevedeniyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция

Национально - регионального компонента «Краеведение»

 в системе дополнительного образования.

1. Цель проекта: формирование гражданского геополитического самосознания юных тольяттинцев.

2.  Задачи проекта: 

  • формирование в обществе  исторически обоснованного патриотического отношения к своему городу, ориентируясь на активное участие его в жизни;
  • формирование уклада жизни  тольяттинцев в соответствии с историческими духовно - нравственными традициями нашего города;
  • духовное и нравственное воспитание юных тольяттинцев  и их социально - педагогическая защита;
  • разработка и углубление духовно - нравственного и исторического содержания  базового школьного образования;
  • разработка содержания  самой  социально - педагогической деятельности в условиях активно развивающегося города на рубеже XX и XXI столетий.

3. Прогнозируемые материалы:

  • выпускники средней школы должны иметь четкие и основательные познания в области  духовно - нравственных и историко-культурных традиций региона, уметь соотнести  региональную  проблематику с федеральным содержанием;
  • знакомство с историей и практикой художественных промыслов региона должно значительно расширить родиноведческие познания учащихся и придать образованию практически - ориентированный характер;
  • в содержании образования  должна присутствовать не «универсальная» информация по  поводу региона, но все  региональное  содержание  образования  должно быть осознано как  органическая часть  его жизни и развития. Благодаря этому оно должно будет деятельно развиваться в духовно-нравственном и историко-культурном ансамбле  федерального, регионального и школьного компонентов;
  • школа начинает работать в режиме активного участия в формировании и развитии культурной, социальной, хозяйственной жизни города.

        

        В Законе Российской Федерации «Об Образовании» закреплены два основных компонента образовательного стандарта - федеральный и национально-региональный.

        В опубликованном варианте «Учебных стандартов школ России» (М., 1998. Кн. 1. С.8-9) сказано, что федеральный компонент стандарта  определяет те  нормативы, соблюдение которых  обеспечивает единство  педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент стандарта  по  ступеням  общего развития определяет те нормативы, которые относятся к концепции регионов (Например, в области  родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). Следует отметить, что деятельность региона  всегда направлена на его самоопределение среди других регионов через активное развитие межрегиональных связей в рамках единого федерального социо-культурного и экономического пространства. Поэтому разработка и внедрение регионального содержания образования является в настоящее время одной из самых актуальных проблем, которая решается педагогическим коллективом Тольяттинской школы дополнительного образования.

4. Предлагаемая концепция регионального (краеведческого) образования строится на следующих методологических принципах:

  • духовно нравственное и  историко-культурные традиции города Тольятти являются главным условием дальнейшего развития города. (Следует  особо отметить, что речь идет о традициях, сформировавшихся  в условиях исторического развития российской государственности, способствующих этому развитию);
  • историко-национальные особенности уклада жизни населения региона есть основа его гражданского самосознания;
  • реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и культурной жизни города  определяют  дальнейшее развитие современной школы и должны учитываться в практической работе учителя;
  • изучение в школе особенностей федерального (геополитического) содержания жизни города Тольятти как часть России способствует развитию подлинно исторического самосознания.

        Все перечисленные выше принципы построения  краеведческого и регионального компонента  предполагают определение,  осмысление и развитие, в первую очередь, духовно-нравственного и историко-культурного стержня жизни города, его социальной (духовно-нравственной, хозяйственной, культурной) доминанты. При этом принцип историзма обеспечивает научную достоверность определения этой доминанты.

  1. Состав содержания блока краеведческих дисциплин:

Концепция краеведческого (национально-регионального содержания) дополнительного образования ориентируются на его комплексный характер изучается не только прошлое края (археология), но язык, история («жизнь замечательных людей», «этнография родного края»), словесность (творчество местных поэтов), география, геоэкология, гидрология, биогеохимия, основы государства и права, основы предпринимательской деятельности, художественная культура (народные промыслы, обрядовая кулинария, народный костюм, игрушка), художественный труд, т.е. дисциплины родиноведческие по своему содержанию. Следует отметить, что именно родиноведческий компонент  школьного образования  делает осмысленным знакомство учащихся  с историей  культуры зарубежных стран.

        В концепции краеведческого дополнительного образования, таким образом, региональное содержание ориентированно на определение  и развитие межпредметных связей на уровне реальных духовно-нравственных и историко-культурных и смыслов, единых для жителей города Тольятти.

6. Региональное содержание предметов историко-филологического цикла.

В концепции особое внимание обращается на преподавание истории родного края, поскольку только так можно восполнить существенные недостатки и пробелы основного курса истории России. Сегодня при преподавании истории замалчиваются конкретные исторические факты развития жесткого самоуправления, реальные механизмы взаимодействия региона и центра, что в данный момент безусловно является актуальным. Учащиеся не получают представления о традиционном укладе жизни у себя в регионе, а также о характере и формах сочетания различных укладов жизни в едином социо-культурном и правовом пространстве России. Наиболее яркий тому пример - отсутствие в школьном курсе рассказа об устройстве и развитии земских губерний, о правах и обязанностях земства перед государством и жителями региона. Поэтому-то и не происходит в условиях современного школьного образования “регионального” и “федерального” самоопределения учащихся. История России воспринимается школьниками «со стороны», а изучение отдельных исторических фактов не предполагает воспитания грамотного и активного участника государственного строительства, осмыслившего традиции формирования российской государственности. В дополнительных исторических курсах по этнографии и археологии Самарской губернии эти широко известные проблемы успешно разрешаются и учащиеся получают полноценное историческое образование.

Изучение литературы на современном этапе также сопряжено с весьма существенными трудностями. Они связаны с ломкой устоявшихся представлений о ценностях, с мучительными и подчас драматическим переосмыслением того, что сложилось веками и не подвергалось сомнению и отрицанию. Современный школьник испытывает почти инстинктивное недоверие к истинам авторитарным, абстрактным, не подкрепленным его личностным, практическим опытом, не связанным с привычной для него средой, с тем селом или деревней, городом или поселком, где он обретает азы житейского опыта. И чтобы обеспечить главные цели литературного образования (становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в нравственном совершенствовании, в реализации ее творческих возможностей), необходимо придать изучению литературы предметный характер, приблизив ее к личности ученика, к прошлому, настоящему и будущему его родного края. Не секрет, что корни безхозяйственности и беспорядка, варварского отношения к природе в значительной степени связаны с душевной ущербностью, нравственной неупорядоченностью современного человека. Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими широковещательными лозунгами, что это чувство формируется в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и сыновнего почтения к родителям и родительскому дому. В процессе изучения региональной краеведческой культуры ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов. Только на этой основе и вырастает предметный, укорененный в глубине сердца патриотизм.

Знакомство с литературой родного края ведется в курсе «Ветка родословной» в контексте изучения основного курса литературы в рамках структуры общеобразовательной программы. Это позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Такой подход к изучению температуры не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим. Таким образом, спроецированные на местные условия жизни история и культура «опредмечиваются», создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы показать учащимся, как Пушкин или Островский, Некрасов, Бунин или Короленко, Толстой использовали в своих произведениях Поволжский материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни людей Поволжья, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества. Эстетическую ценность не только местного значения, но и всероссийского масштаба имеет и наш поволжский фольклор, образцы которого в авторитетных записях 19 - начала 20 века вводятся в региональную программу по-своему расцвечивая и обогащая тексты, предложенные программой федеральной.

  1. Модель блока дисциплин «История художественной культуры»

        В концепции школы дополнительного образования особое место занимает разработка блока учебных дисциплин - «История художественной культуры». Надо признать, что это один из самых эффективных путей формирования регионального краеведческого содержания образования.

        Дело в том, что существующие учебные курсы «Истории мировой художественной культуры» для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий носят слишком поверхностный и социально-нейтральный характер. Не следует забывать, что само понятие «Мировая художественная культура» требует своего научного обоснования.

        «История художественной культуры» предполагает знакомство учащихся  с основами художественной культуры («Введение в историю искусства», «Театр», «Музейное дело и охрана памятников»), с историей художественной культуры («История театрального искусства», «История архитектуры», «Введение в историю градостроительства»), с практикой художественной деятельности («Каллиграфия», «Основы книжного макетирования», «Художественный труд»).

        Особое внимание уделяется книжным (рукописным) формам закрепления и развития полученных учащихся знаний. («Искусство книги», «Рисунок  пером», «Художники детской книги»). Книжный характер традиционной  отечественной (и европейской) культуры не только не игнорируются при работе с учащимися, но  мыслится как исторически обусловленная форма самого существования отечественной культуры.

        Изучение истории изобразительного искусства, архитектуры и градостроительства  осуществляется по отдельным программам, что объясняется особенностями восприятия пространства в произведениях живописи, архитектуры и градостроительства, различиями их социальных смыслов.

        Историко-культурный конспект данного блока образовательных дисциплин выстраивается в рамках истории культуры христианского мира, что позволяет понять учащимся культуру своего народа «изнутри» и осознать историю, характер и формы взаимовлияний культуры России и культур других стран.

Предполагается также знакомство учащихся с основами теории композиции (психологическая и социальная коррекция пространственного восприятия мира и поведения в нем), с православной иконологией (введение в методологию отечественной культуры) и с духовно-нравственными традициями русского народа(формирование историко-гражданского сознания учащихся на конкретном историко-социальном, «укладом» материале).

В этой связи следует особо сказать о традициях народного искусства. Так, знакомство с историей и практикой художественных промыслов Самарского региона значительно расширяет родиноведческие познания  учащихся и носит при этом практико-ориентированный характер. Например,  учащиеся изучают местные традиции резьбы по дереву, вышивки, ткачества, ювелирного промысла, кулинарии и др.

Итак, школа дополнительного образования не дублирует ни одно образовательное учреждение города Тольятти. Учащиеся получают  основательные профессиональные знания и обеспечиваются социально-педагогической защиты: содержание и формы их деятельности востребованы регионом, их профессиональная деятельность строится на прочном фундаменте отечественных духовно-нравственных и историко-культурных традиций, они обучены и ориентированны на активное осмысление и углубленное содержания образования. Вся система школьного воспитания и образования становиться ориентированной на решение ключевых федеральных проблем через осмысление и развития и межрегионального общения на основе Российской государственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.

Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.Концепция состоит из: титульного листа, пояснительной записки, конкурентных преимуществ Центра, целей и ...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года

Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных  начал у обучающихся через  историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. ...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...