Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »
материал на тему

На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области, г. Тольятти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели  «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »

( На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области,

г. Тольятти).

Неонила Семеновна  Захаренко,  директор, к.п.н., Заслуженный учитель Р.Ф.

Наталья Ивановна Леванова,  зам директора по УВР, учитель истории и обществознания

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА.

В настоящее время гимназия №39 «Классическая»- это 4 образовательных ступени: дошкольная, начальная, подростковая, старшая. Учебный процесс осуществляют 106  педагогических работников, среди них 3 Заслуженных учителя РФ, 15 имеют отраслевые награды, 19 Награждены Почетными грамотами  Министерства образования РФ, 3 кандидата педагогических наук.

В структуру гимназии входят подразделения, службы, обеспечивающие высокое качество образования: медицинский кабинет, столовая, служба психологического и физического здоровья,  профориентационный кабинет, библиотечно-информационный центр (медиацентр).

Гимназия-победитель конкурсов: «Социальное партнерство» в г. Саратове; неоднократный лауреат конкурса «Школа года»; в 2006, 2008годах гимназия -  победитель конкурса «Лучшие школы России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; лауреат первого и второго муниципальных конкурсов «Лучшие школы городского округа Тольятти»; в 2008 году  гимназия - победитель Регионального конкурса «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска»; в 2009 году – победитель конкурса «Достойные граждане великой страны»; в 2011году-победитель регионального конкурса « Лучшие школы Самарской области», призер регионального конкурса « Система работы образовательных учреждений  с одаренными детьми». десять педагогов гимназии стали победителями В Приоритетном национальном проекте «Образование»- десять педагогов гимназии стали победителями

В 2011 году директор гимназии  Захаренко Н.С.- победитель регионального конкурса «Женщина-директор года». Методическая и педагогическая  практика по внедрению СОТ в образовательный процесс педагогов гимназии  отражена в  сборниках научно-практических конференций территориального, регионального, Всероссийского и Международного уровней .Гимназия представлена в Федеральном Реестре «Всероссийской Книги Почета» как  Академическая школа .

            Учащиеся гимназии принимают активное участие в городских, региональных и российских олимпиадах,олимпиадах и конференциях, проводимых ВУЗами: «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»; Московский физико-технический институт (государственный университет) ;  Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Общероссийская детская общественная организация  МАН «Интеллект будущего»;ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С.П.Королёва»/национальный и исследовательский университет/- общий итог в 2011-2012уч.году -194 призера и победителя. Стабильно высокие результаты учащихся в обучении. В 2011-2012 году гимназия подготовила 13 золотых и серебряных медалистов, 5 стобалльников по русскому языку.

Модернизация структуры гимназии, создание новой модели, включающей  образовательные ступени: дошкольную, начальную, подростковую, старшую ( входящие в структуру школы-комплекса- детский сад, , гимназия, дополнительное образование), а так же деятельность гимназии по реализации модели личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса  обусловило возможность разработки Программы развития «Школа - комплекс - школа личностного развития учащегося» на 2011-2015 гг. 

I.ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ КАК ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА-ШКОЛЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

На основе использования  современных систем обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий и методик, создавалась система  воспитательной работы с вовлечением всех учащихся в детские общественные объединения на  всех ступенях. Комплексное решение задач, которые ставит перед образовательным учреждением общество и государство  невозможно решить локальными, точечными инновациями, особенно в условиях  крупной школы, поэтому стал необходим эксперимент системного характера, совершенствующий деятельность всех ступеней школьного образования с использованием имеющихся ресурсов как внутри школы, так и вне её. Анализ микросоциума позволил нам определить место и роль нашего учреждения в районе и городе.  Полученные результаты исследований стали одним из важнейших факторов при разработке  программы школы-комплекса, учитывались результаты достижений в рамках целевых установок предшествующей программы развития гимназии; с учётом этих достижений сформулирована тема программы развития - «Школа-комплекс как оптимальная модель школы личностного развития  учащегося», школа для всех детей.

От массовой общеобразовательной школы данная модель отличается рядом признаков:

  • воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переходом к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • признанием решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учетом  индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечением преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразием организационных форм и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия

  МИССИЯ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА

              Предоставление каждому участнику УВП сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном саморазвитии, активной гражданской позиции, культуры, здоровья, способности к социальной адаптации.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

             Определение стратегических и тактических задач по созданию оптимальной модели «Школы-комплекса», обеспечивающей преемственность в деятельности всех модулей образовательной системы, направленной на личностное развитие детей на основе интеграции общего и дополнительного образования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Обеспечение качественного образования в соответствии с потребностями каждого учащегося.
  • Создание условий для выявления и развития способностей, склонностей и интересов учащихся, профессионального самоопределения.
  • Выявление, обучение и сопровождение одаренных учащихся.
  • Создание условий для овладения учащимися и педагогами современными информационными технологиями и средствами межкультурного взаимодействия.
  • Предоставление учащимся права реализации индивидуальной образовательной траектории личностного развития.
  • Создание воспитательной среды, направленной на формирование культурной, интеллектуальной и нравственной личности.
  • Создание здоровьесберегающего сопровождения субъектов образовательного процесса.
  • Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов.
  • Формирование у учащихся школы- комплекса готовности к адаптации  в условиях ситуации социальных перемен.

 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

           Создание школы-комплекса, в основе которой лежит траектория развития ребенка через сетевое взаимодействие образовательных модулей программы; реализация проекта «Центр  личностного развития»:

Программа предусматривает создание пространства развития каждого обучающегося на основе развития внутренних сетевых образовательных модулей. Каждый модуль имеет свою цель и задачи, направления инновационного развития с учетом специфики организации возрастосообразного образовательного процесса, индикаторы и показатели оценки развития. Сетевое взаимодействие образовательных модулей школы строится через «линии договоренностей», позволяющих обеспечить единство образовательного процесса школы на основе преемственности. Сетевое взаимодействие рассматривается как система: изменения в одном образовательном модуле влечет адекватные изменения в других внутренних модулях школы.

        Программа предусматривает внешнее сетевое взаимодействие, обеспечивающее ребенку прохождение социализации, использование внешкольных ресурсов для становления и развития его личности. Главными условиями деятельности сетевого взаимодействия школы является наличие общей проблематики и подходов к ее решению с позиции каждого сетевого модуля и его  внешних связей, коллективная компетентность образовательной команды.

Реализация системного подхода, охватывающего четыре ступени образования, внешние ресурсы на основе сетевого взаимодействия в конечном итоге позволит  достичь:

  • Целостности образовательного пространства школы.
  • Интеграции ступеней школьного образования.
  • Удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей, профессиональных потребностей учителей.
  • Создания условий для освоения учащимися новых способов получения знания через освоение новых для них видов деятельности (социально-значимое проектирование, учебное проектирование, экспертиза личной и групповой  учёбой и внеучебной деятельности и др.)
  • Обеспечения комфортности образовательной среды в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
  • Изменения позиции учителя - с  передающего зафиксированный объём культурного знания в сопровождающего, становление индивидуальной образовательной траектории учащихся.
  • Апробации и освоения новых систем организации образовательного процесса
  • Обеспечения готовности всех учителей к партнёрским взаимоотношениям с учащимися, родителями, социальными партнёрами.
  • Обеспечения роста социальной зрелости выпускников, роста профессионализма педагогов.
  • Создания нормативно-правовых условий повышения качества образования.

II. ПРОЕКТ « ЦЕНТР  ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ».

Актуальность разработки проекта ЦЛР «Центр личностного развития» обусловлена прежде всего возрастающими потребностями российского общества в индвидуализации образования и реальными возможностями удовлетворить эти потребности в основном общем образовании.

Сформулированные противоречия послужили основой для определения проблемы, сущность которой заключается в необходимости разработки и реализации проекта  ЦЛР с опорой на дополнительное образование и создание целостной образовательной системы в условиях современной гимназии.

Краткое описание проекта

Проект Центр личностного развития (ЦЛР) создан с учетом имеющихся возможностей, потенциала и ресурсов гимназии, а именно:

  • фундаментальная базовая подготовка по всем предметам, высокие результаты обучения учащихся;
  • многопрофильность, позволяющая наиболее полно удовлетворить интересы учащихся и их родителей;
  • введение структуры дополнительного образования; широкие возможности для развития личности ребёнка в различных направлениях
  •  благоприятный имидж, эмоционально привлекательная образовательная среда;
  • внедрение ФГОС НОО;ООО,организация внеурочной деятельности для учащихся  ;
  • создание программы -«Школа - комплекс как оптимальная модель школы личностного развития  учащегося» на    2011-2015 гг.
  • инновационная деятельность педагогов;
  • широкие технические возможности гимназии.

        Цель проекта: создать Центр Личностного Развития, обеспечивающий каждому ребенку высокое качество образования адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам.

             Задачи: 

  • модернизация психологической службы школы-комплекса, направленная  на эффективное обеспечение деятельности по изучению коррекции особенностей личностного развития  на основе учета  индивидуальных  особенностей.
  •  обеспечение необходимых правовых, научно – методических, организационно, информационных, кадровых и других условий для создания ЦЛР;
  • разработка и реализация комплекса программ  внеурочной и внеучебной деятельности; способствующая  личностному, разностороннему развитию;
  •  обеспечение  доступности  участникам образовательного процесса гимназии и других учебных заведений района к обучению в ЦЛР, обеспечение  доступности обучения детям с разными стартовыми возможностями.

Ожидаемые результаты

  • Оптимальное развитие личности (интеллектуальное, физическое,. духовно-нравственное  и др):
  • Обеспеченность образовательных потребностей  учащихся через предоставление им возможности дополнительного образования по направленностям деятельности Центра:
  • учащиеся получат опыт исследовательской и проектной деятельности;
  • у учащихся будут сформированы компетентности решения проблем, информационные и коммуникативные компетентности;
  • учащиеся получат опыт и культуру гражданского поведения и социальной активности через поисковую деятельность, социальные проекты и акции, участие в общественных детских и молодежных организациях;
  • учащиеся получат опыт творческой деятельности через участие в массовых мероприятиях;
  • увеличится число детей, добившихся позитивных результатов в интеллектуальной творческой деятельности;
  • педагоги получат возможность формирования своей авторской педагогической программы обучения и развития интеллектуальной, творческой личности ребенка, что является стимулом творческого роста самого педагога.

Основные идеи проекта.

  1. Идея сохранения единого образовательного пространства
  2. Идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования;
  3. Идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в которой  ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию;
  4. Идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации
  • Идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора

Данный проект - это оптимальный путь к совершенствованию единой образовательной среды гимназии. Проект включает различные подсистемы (учебный процесс, повышение квалификации учителей, предпрофильную подготовку и профильное обучение, внеурочную деятельность учащихся) в единую образовательную систему. Результатом деятельности становится индивидуальное развитие учащихся и педагогов.

Основные положительные тенденции создания ЦЛР

  • Дополнительное образование детей, как правило, продолжает оставаться бесплатным для обучающихся,
  • В большей степени услугами дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 10 до 14 лет, что является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций;
  • Дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни

  Ключевая идея создания Центра

  • Идея сохранения единого образовательного пространства.
  • Идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования.
  • Идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию.
  • Идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации.
  • Идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора.
  • Идея  выявления и стимулирования одаренных учащихся.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРОМ  ЛИЧНОСТНОГ РАЗВИТИЯ (ЦЛР)

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм реализации проекта ЦЛР.

Создание эффективной структуры центра предполагает четкое определение сфер компетентности и деятельности каждой службы в направлении личностного развития учащихся.

Главные исполнители-службы центра:

  • Здоровья, здорового образа жизни и физического развития.
  • Сопровождения духовно-нравственного развития;
  • Сопровождения развития способностей учащихся;
  • Сопровождения предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения;
  • Сопровождения интеллектуальной и академической одаренности детей.

Сопровождение деятельности  осуществляет

  1. Научно-методическая служба: разрабатывает, экспертирует программы дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогическая: служба-проводит диагностические процедуры.; разрабатывает,. корректирует маршруты личностного развития. (Подпроект «Диагностика личностного развития учащихся»)
  3. Тьюторская служба-осуществляет сопровождение по индивидуальному образовательному  маршруту .

               Личностное развитие учащихся реализуется на основе  диагностически заданной цели. Психолого-педагогическая служба школы-комплекса располагает значительной информационно-методической базой, включающей пакет диагностических методик. Психолого-педагогическая служба осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, результаты которого отражены в « Индивидуальной карте развития учащихся».

III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КАРТА

УЧАЩЕГОСЯ 1-4 КЛАССА.

Фамилия  ______________________________________

Имя  ___________________________________________

Отчество  _____________________________________

Дата рождения__________________________________

Характеристика

1 класс

Домашний адрес, телефон

Интересы, увлечения, секции, кружки, факультативы

Отношение к учебе

1. заинтересованное

2. положительное

3. безразличное

4. отрицательное.

Доминирующие черты характера

Общительный, добрый….

Состав семьи

Полная, неполная

Особенности внутрисемейных отношений

1. строгий контроль за поведением ребенка (авторитарный стиль)

2. большая самостоятельность ребенка (либерально-попустительский стиль)

3.  родители сотрудничают с ребенком (демократический стиль)

4. конфронтация родителей с учителями

Атмосфера в семье:

1. отношения близкие, доверительные

2. отношения отчужденные

3. взаимопонимание  

4. нет взаимопонимания

Заполняется  классным  руководителем  

I.   Интеллектуальное  развитие

п/п

возраст

 

  параметры

        I ступень обучения

1 класс

2 класс

     3 класс

  4 класс

методика

результат

методика

результат

методика

результат

методика

результат

1

Познаватель

ная сфера

 м.Равена

оч.выс выс   сред.    низк.

 ГИТ

 >N   N   бл. к N низкий Оч.низ.

2

Зрит.-мотор. коор-я

м.Бендер

N

3

Свойства внимания, скорость переработки информации

М. Тулуз-Пьерона

Заполняется психологом

II. Способности в различных видах деятельности

  Карта достижений

Вид одаренности

достижения

мероприятия

уровень

место

1Академическая.

интеллектуальная

Олимпиады, научно-исследовательская работа

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Психомоторная одаренность

спортивные соревнования

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Художественно-исполнительская

 творческие Конкурсы,

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Лидерская одаренность, практическая одаренность

социальные проекты

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Заполняется  учителями - предметниками

Заполняется  психологом

III. Уровень здоровья

п/п

Параметры

I ступень обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

методика

результат

методика

результат

методика

результат

методика

результат

1

Мотивация  учения

Нежновой

 

0 ур. 1ур. 2 ур. 3 ур

Спилбергера в  мод. Андр.

Ур/балл

ПА: выс.

сред.

низк.

2

 Самооценка

Лампен

выс. сред.  низк.

Дембо Рубинштейна

оч.выс.выс.

сред.низк.

3

  Тревожность

Прихожан

выс. сред. низк.

Спилбергера в  мод. Андр.

выс.

сред.низк.

4

Физкульт. гр.

 гр. здоровья

5

Статус  в  классе

Наблю-дение

Заполняется  классным  руководителем,  психологом

IV.   Духовно-нравственное развитие

класс  

параметры

1класс

2класс

3 класс

4 класс

1

 Знание моральных норм  

 

2

Установление гражданской идентичности

3

Патриотизм

4

 Социальная активность

Заполняется  классным  руководителем

V. Профориентационная  направленность

класс  

параметры

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Учебные  предметы, которые  нравятся

 

2

Учебные  предметы, которые  легко  усваиваются  и оценки  по  ним

3

Учебные  предметы, которые  даются  с  трудом  и  оценки  по  ним

4

Интересы  и увлечения: кружки

секции

факультативы

другие  школы

5

Общественные  поручения  в  классе  и  школе

6

Кем  хочет  быть

(по  профессии)

Заполняется  классным  руководителем

VI. Динамика   результатов  учебной   деятельности

класс

уч. предметы

1 класс

4  класс

Русский  язык

 Чтение

Математика

Окружающий мир

 Технология

Изо

Музыка

Информатика

Физкультура

Иностранный язык

Заполняется  классным  руководителем

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КАРТА  

УЧАЩЕГОСЯ 5 — 11  КЛАССА.

                Фамилия  ______________________________________

                Имя  __________________________________________

                Отчество  _____________________________________

                            Дата  рождения ________________________________

Домашний адрес,

телефон, состав семьи

Интересы, увлечения, секции, кружки, факультативы

Отношение к учебе.

Познават. активность

1. заинтересованное

2. положительное

3. безразличное

4. отрицательное

В   С   Н

1. заинтересованное

2. положительное

3. безразличное

4. отрицательное

В   С   Н

1. заинтересованное

2. положительное

3. безразличное

4. отрицательное

В   С   Н

Доминирующие черты характера

Особенности внутрисемейных отношений

Особенности внутрисемейных отношений

1. строгий контроль за поведен. ребенка  

2. большая самостоя-тельность ребенка  

3.  родители сотрудничают с ребенком  

4. конфронтация родителей с учителями  

1. строгий контроль за поведением ребенка  

2. большая самостоя-тельность ребенка  

3.  родители сотрудничают с ребенком  

4. конфронтация родителей с учителями  

1. строгий контроль за поведен. ребенка  

2. большая самостоя-тельность ребенка  

3.  родители сотрудничают с ребенком  

4. конфронтация родителей с учителями  

Заполняется  классным  руководителем

I.   Интеллектуальное  развитие

п/п

Возраст

методика

II  ступень обучения

III  ступень обучения

5 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

Групповой интеллектуальный тест. (ГИТ)

В    вN   N    нN   Н

Школьный тест умственного развития. Диагностика умственного развития подростка

(ШТУР-2)

В    вN   N    нN   Н

В    вN   N    нN   Н

3

Определение уровня интеллектуального развития и структуры интеллектуальных способностей.

АСТУР

В    вN   N    нN   Н

4

Методика «Тип мышления»

 П-Д      А-С     С-Л        Н-О        К

Заполняется  психологом

II. Способности в различных видах деятельности

  Карта достижений

Вид одаренности

достижения

мероприятия

уровень

место

1Академическая.

интеллектуальная

Олимпиады, научно-исследовательская работа

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Психомоторная одаренность

спортивные соревнования

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Художественно-исполнительская

творческие Конкурсы,

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Лидерская одаренность, практическая одаренность

социальные проекты

Международный

Победитель

Призер

Всероссийский

Победитель

Призер

Региональный

Победитель

Призер

Областной

Победитель

Призер

Городской

Победитель

Призер

Школьный

Победитель

Призер

Заполняется  учителями - предметниками

III. Уровень здоровья личности

п/п

Возраст

методика

II  ступень обучения

III  ступень обучения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

Мотивация учащегося.

МУ

(Спилбергера)

В   С   Н

В   С   Н

В   С   Н

В   С   Н

3

Самооценка

с (4 – 11класс)СО

Дембо-Рубин-штейна

УП -      N  

СО -      N

Разн  -  N

УП -      В  

СО -      N

Разн  -  N

УП -      N  

СО -      N

Разн  -  N

4

Тревожность

- Филипса

- Спилбергера

В   С   Н

В   С   Н

В   С   Н

5

Степень   агрессивности

(Спилбергер )

В   С   Н

В   С   Н

В   С   Н

6

Акцентуации характера  

( К. .Леонгард)

- выявлены

- невыявл.

7

Статус  в классе

Социометрия

принима-емый

Заполняется  психологом

IV.   Духовно-нравственное развитие

класс  

параметры

5 - 7 класс

8 - 9класс

10 - 11 класс

1

 Знание моральных норм  

 

2

Установление гражданской идентичности

3

Патриотизм

4

 Социальная активность

Заполняется  классным  руководителем

V. . Профессиональное самоопределение

класс  

параметры

8

9

10

11

1

ДДО Климов.

Определение типа профессии , наиболее соответствующего  личностным качествам учащихся

П   Т   Ч   Зс   Хо

2

ОПГШ Л.Н. Кабардова. Опросник профессиональных

предпочтений.

П   Т   Ч   Зс   Хо

3

Карта  интересов.  Изучение интересов и склонностей  учащихся в различных сферах деятельности.

Голомшток.

Математ., информ, физика

Математ., информ, конструирование

4

Тест  Дж. Голланд. Методика определения профессионального типа   личности

А   I   R   E   C   S

5

Мотив выбора профессии. Головахин.

6

Оценка готовности старшеклассника к проф. Выбору. Л.Н. Кабардова.

В   С   Н

В   С   Н

7

Анкета «Мой выбор»

-проф. определена

- не определена

-проф. определена

- не определена

-проф. определена

- не определена

Заполняется  психологом

Рекомендации

VI.   Профильное  обучение

 

10  класс

11  класс

1

Элективные  курсы

2

Предметы  по выбору

Заполняется  классным  руководителем

             Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

  •       Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Сопровождение является комплексной работой многих специалистов: учителя, психолога, социального педагога, школьного врача, валеолога, работников  внешкольных образовательных учреждений, но педагог – психолог является координирующим звеном.

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».

Основные принципы,  заложенные в идею психолого-педагогического сопровождения  учащихся в гимназии.

  • Помогать ребенку в преодолении  актуальных для него проблем развития.
  • Оказывать ребенку оперативную помощь в критических ситуациях.
  • Учить ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы.
  • Добиваться высокой социальной адаптации ребенка.
  • Создавать каждому учащемуся в рамках объективно существующей социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

IV. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Проблема одаренности в настоящее время актуальна во всем мире, так как общество  всегда испытывает потребность в неординарной творческой личности.  В гимназии сложилась система по работе с одарёнными детьми, которая имеет определённую структуру  управления. 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИМНАЗИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                         В процессе работы с одарёнными детьми  были выявлены  некоторые проблемы:

  • недостаточное научно-методическое обеспечение педагогов, работающих с данной категорией учащихся;
  • недостаточный уровень психолого-педагогического просвещения родителей одарённых учеников;
  • требует совершенствования  и связь с социумом.

Указанные проблемы привели к необходимости создания концепции «Активное пространство» и программы ее реализации в условиях школы –комплекса.

        Цель: cоздание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной   самореализации и профессионального самоопределения.

        Реализация названной цели возможна при решении следующих задач: 

1. Формирование системы по выявлению и поддержке способностей одаренных детей с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе.

2. Оказание адресной поддержки одаренным детям, а также педагогам, работающим с ними.                                                                                                                                 3. Осуществление взаимосвязи с образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, работающими с одаренными детьми, с вузами и учреждениями науки и культуры, центрами одаренных детей.

4. Оказание методической и информационной поддержки родителям в вопросах определения и развития способностей одаренных учащихся.

5. Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными  ресурсами работу с одаренными детьми в гимназии. 

                              В ходе решения этих задач нами была сформулирована  формула одарённости для школы-комплекса: одарённость = познавательная потребность + познавательная активность + особенности протекания психических процессов + содержание деятельности.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ

          Выявление и развитие граней одарённости каждого ребёнка начинается с детского сада через дифференциацию и индивидуализацию и завершается в старшей школе. Я хочу остановиться на последнем этапе - профильной школе. Созданы условия  для одарённых учащихся в самоопределении: это выбор профиля, составление индивидуального учебного плана, выбор элективных курсов, занятия проектной, исследовательской и творческой деятельностью и как результат – построение индивидуальной образовательной (ИОТ) траектории учеником. Из схемы видно, что гимназия создаёт учащимся условия для осуществления осознанного выбора профиля (формируются социальные  и личностные компетентности).

СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИМСЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФИЛЯ.

     Также развитию одарённости способствует Школа самоопределения, которая включает внеурочную деятельность по предметам (НОУ «Эврика», спецкурсы, факультативы, элективные курсы, творческие объединения) и дополнительное образование (кружки, клубы, секции).  Одно из научных обществ, созданных в гимназии НОУ «Эврика». На его базе работает проектно-исследовательская школа «Факультет юного исследователя», которая позволяет организовать исследовательскую деятельность как  систему.

СХЕМА НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Методическое обеспечение работы с одаренными детьми осуществляется через МПА  (малая педагогическая академия).

 МПА состоит из факультетов, имеющих адресную направленность и практико – ориентированную дидактику:

- факультет профессионального становления;

 - факультет профессионального совершенствования;

 - факультет профессионального мастерства.

Основным факультетом в работе с одаренными детьми выступает факультет профессионального мастерства. Основная стратегическая задача: одаренному ученику - компетентного, творческого учителя.

           Психологический аспект данного вопроса -  определиться с понятием психолого-педагогического феномена «одарённые дети».Одарённые дети – это дети с выдающимися способностями, то есть обладающие  индивидуальным способом деятельности. Имеющиеся способности можно и нужно развивать. Школа, семья и социум могут влиять на развитие каждой составляющей.Это подтверждает предлагаемая нами модель и формула одаренности.

              Общеизвестно: нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями. Важное условие и средство их выявления  и развития — творческий педагог.        

Очень точно это подметил        В.А. Сухомлинский: "Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, среди учеников обязательно обнаруживаются  способные  и талантливые. Нет хорошего педагога —нет талантливых учеников..."

С помощью теста и анкеты  «Ваш творческий потенциал» были определены склонность учителя  к работе с одарёнными детьми и стиль личности.

  1. 89 % педагогов относятся к самоактуализирующемуся стилю личности, что свидетельствует о высоком творческом потенциале. Этих педагогов характеризует стремление к автономии и индивидуальности, они стремятся к поиску единомышленников и союзников. Им важно признание другими их достижений, но при этом мнение окружающих не является определяющим.
  2. 14 % - имеют черты консервативного стиля, что говорит о недостаточной уверенности в себе. Они больше стремятся к спокойствию, чем к поиску, поэтому их творческие способности часто остаются нераскрытыми.
  3. 16 % педагогов проявляют черты доминирующего стиля личности.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет выявлять детей, склонных к высоким достижениям, и развивать разные виды способностей, одаренности.

МОДЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИИ.

Доказательством эффективности выработанной нами модели организации работы гимназии по выявлению и развитию разных видов одарённости являются результаты учащихся

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В

ОЛИМПИАДАХ,КОНКУРСАХ,ФЕСТИВАЛЯХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ

РАЗНОГО УРОВНЯ В 2011-2012ГГ.

Результаты

Уровень

Международный

Российский

Областной

Городской

очный

заочный (игровой)

очный

заочный (игровой)

очный

заочный (игровой)

очный

Победители

2

1

3

8

3

24

Призёры

4

3

2

20

25

40

Лауреаты (дипломы, грамоты)

2

9

4

26

Итого:

9

17

60

90

Участники (сертификаты, свидетельства, благодарности)

10

66

15

100

35

62

120

Итого:

76

115

97

120

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

            Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС

Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся

В настоящее время психологическая наука и практика располагает большим количеством классификаций моделей сопровождения, в основе которых лежат самые разные критерии....

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....

Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе его школьного обучения...