Родословная
методическая разработка на тему

 

Цель: формирование личности гражданина России, обладающего яркими индивидуальными способностями, способного на самостоятельную творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodosl.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность:

определяется тем, что: происходит воспитание патриотов своей Малой Родины, своей страны; своей семьи.   Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения.

Цель: формирование личности гражданина России, обладающего яркими индивидуальными способностями, способного на самостоятельную творческую деятельность.

Задачи программы:

- подготовить детей к восприятию и усвоению систематического предмета истории;

-научить  младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т.д.

- помочь в изучении  и освоении методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

-совершенстовать  умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;

Направленность программы - культурологическая

Программа  для дополнительного образования имеет отличительные особенности:

Программа  предусматривает проблемное рассмотрение явлений и фактов  российской истории, предполагает многофакторный подход к историческому прошлому, делает акцент на особенностях развития духовной жизни Руси-России.

 Расширенный характер программы делает возможным реализацию таких задач, как:

-  индивидуальная адаптация в учебном процессе, максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, проявления их инициативности и максимальной реализации  способностей;

-  более тщательная отработка таких умений и навыков как сравнение,  систематизация и анализ  информации, доказательность ответа;

- более глубокое изучение истории (по ряду тем предполагается самостоятельная исследовательская и  поисковая работа учащихся по технологии проекта)

Основные  характеристики образовательной программы:

Принцип построения программы. Программное обеспечение.

В основе комплексной программы  лежат модули:

I. Модуль. История России. Лента времени. Курсы: «Введение в историю», «Мое Отечество». В основе данного модуля  программно–методические материалы  по истории, рекомендованные и утвержденные министерством образования РФ:

  1. Введение в этнографию: Культура, быт и традиции народов России, автор Х.Т. Загладина
  2. История, авт. Коллектив Е.Е.Вяземский, А.Е.Кулаков, Е.Л.Слепцов, Е.В.Саплина

3. «Российская цивилизация», автор И.Н.Ионов

 

II. Модуль.Родословная. Курсы: «Моя родословная», «Обретение дома». В основе данного модуля  программно–методические материалы  по истории, рекомендованные и утвержденные министерством образования РФ:

  1. История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических  исследований, М., Наука, 1977.
  2. Введение в этнографию: Культура, быт и традиции народов России, автор Х.Т. Загладина
  3. «Вехи истории человечества», авторы В.М. Строгецкий и другие

Возраст обучающихся.

Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 8-9 до 13 лет. Группы могут быть одно- или разновозрастными. Для учащихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.

Образовательный маршрут.

Модульная программа составлена из самостоятельных, устойчивых и целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на основании цели деятельности: «Обучающий - культурологический», «Творческой самореализации»,

Карта-схема

I. Блок  «Обучающий -культурологический»

 1.Введение в историю

2.Моя родословная

3.Мое Отечество

Цель деятельности

  • подготовить детей к восприятию и усвоению систематического предмета истории; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т.д.

Задачи:

  • -        научить детей видеть историю "вокруг себя": в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;
  • -помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
  • -активизировать мыслительную деятельность детей, способствует формированию образного мышления, эмоциональному восприятию  окружающего мира пробуждает интерес, уважение к прошлому.

Организационные и педагогические принципы.

Основной принцип реализации курсов данного уровня_- от непосредственных впечатлений и эмоций – к системному изучению истории.

Реализация данных курсов основывается на следующих педагогических принципах:

  • гуманизации образовательного процесса, заключающейся в личностно – ориентированном подходе и установлении субъектных отношений педагога и воспитанника.
  • сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка

Формы, методы и средства работы

В ходе обучения учащиеся работают в тетради для творческих работ, выполняют /по желанию и выбору/ творческие задания, например: "Моя родословная", "О чем говорит моё имя /моя фамилия/, "Улицы города рассказывают о прошлом", "Откуда вещи пришли", "Занимательные страницы истории одежды", "Герб страны-фантазии" /школы, класса, семьи/, "Изобретаем алфавит", создание заданий к игре "Звёздный час"; работа ведется в игровой форме - это: деловая игра, мозговой штурм, уроки - исследования, экскурсии, театрализация

Формы контроля и диагностики результатов

Оценивание знаний учащихся ведется по результатам выполнения творческих заданий, практических работ в качестве зачёта.

В данном курсе истории осуществляется  деятельностный  подход. Воспитанник выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учениками информации, которой их в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.

Для текущего контроля и оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) воспитанников используются задания тестового типа, содержащие небольшое количество вопросов на определение умения искать, распознавать необходимые объекты, классифицировать по определенным признакам. Итоговый контроль рекомендуется проводить в виде игры "Звёздный час".

Используемые социопсихологические методики:

  • Л.В. Байбородова. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе;
  • Коммуникативная установка Бойко
  • Ценностные ориентации Бубнов (шкалы «Признание и уважение людей и влияние на окружающих»

II.Блок «Творческая самореализация»

 1.Моя родословная

2. Мое Отечество

3.Обретение дома 

Цель деятельности.

  • организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода), историческое исследование, проект

Задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
  • обучение методам классификации.

Организационные и педагогические принципы.

Основной принцип реализации курсов данного уровня_- от непосредственных впечатлений и эмоций – к системному изучению истории.

Реализация данных курсов основывается на следующих педагогических принципах:

  • гуманизации образовательного процесса, заключающейся в личностно – ориентированном подходе и установлении субъектных отношений педагога и воспитанника.
  • сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка

Формы, методы и средства работы

Уроки могут быть разнообразны и по их организации. Это урок-сказка, урок-игра, урок-мастерская, урок-образ и др., а также использование разнообразных организационных форм, в

том числе работа в паре и группе. Здесь возможно и необходимо для развития выбор тем

и заданий, которые были бы личностно-значимы для каждого учащегося. В исследовании

 А. А. Плигина выделяются составляющие личностного опыта,  которые могут получить развитие в результате обучения. Это – развитие чувственно-эмоциональной сферы; развитие восприятия и фантазии; развитие интеллектуальных операций; развитие инструментов

и навыков моделирования; развитие речи и мышления; развитие эстетических и нравственных норм и идеалов; развитие механизмов поиска и создания личностных смыслов; развитие

я-концепции.

  Используемые технологии: технологии игры, исследования, элементов дискуссии,  моделирования ситуаций  и решения различных заданий и др.;

образовательные (технологии связи со средой, с родителями, общественностью,

 с клубами, музеями и т.п.).

Технологии самообразования,  проектные методики,

различных заданий и др.);

Формы контроля и диагностики результатов

1.Индивидуальные дифференцированные уровневые задания.

 Проведя самоанализ знаний, учащиеся могут либо подтвердить умение выполнять задания своего уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы, проведенной с помощью учителя или самостоятельно.  

2. Разноуровневые тестовые задания. Тест в данном случае - это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10—15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени (7—10 минут). Для проверки работ используется само- или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами.

3.Оценивание знаний учащихся ведется по результатам выполнения творческих заданий, практических работ в качестве зачёта.

Используемые социопсихологические методики:

  • Л.В. Байбородова. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе;
  • Коммуникативная установка Бойко
  • Ценностные ориентации Бубнов (шкалы «Признание и уважение людей и влияние на окружающих»
  • Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников
  • «Интеллигентность» В. И.  Андреева (шкалы «Интегральная интеллигентность», «Гражданские качества», «Нравственные качества»,
  • Ценностные ориентации Бубнов (шкалы «Помощь и милосердие к другим людям», «Любовь», «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».

Срок реализации программы: 3 года

Примерный режим работы (возможны его вариации, что связано с особенностями набора групп):

- для учащихся 1 года обучения продолжительность образовательного процесса не менее 34  учебных недель;

- для учащихся 2-го и последующих годов обучения продолжительность образовательного процесса не менее 36-ти  учебных недель.

Учебное время распределяется таким образом, чтобы определенная часть его (примерно 10-15%) использовалась на подготовку и проведение массовых мероприятий в рамках детского объединения в каникулярное время и на участие в районных, городских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

В программе  не предусмотрены дополнительные  учебные нагрузки  для школьников, так как, во-первых, отсутствует или не обязательно домашнее задание, во-вторых, предлагается широкое использование интерактивных методов обучения. Тематическое планирование учебных курсов ежегодно рассматривается и утверждается педагогическим советом Центра.

Количество обучающихся в группах регламентировано Уставом МОУДОД ЦДОДД «ГЦИР».

Организационные и педагогические принципы реализации программы:

 Реализация данной программы основывается как на общедидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, принципах самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения.


Примернай учебный план

п/п

Модуль

Название

учебных курсов

Возрастная

группа

Количество часов по годам обучения

Всего

часов

1

2

3

4

Блок «Обучающий -культурологический»                                 

1.

.

Модуль. История России. Лента времени

Введение в историю

8-10 лет

34

136

Модуль.

Родословная

Моя родословная

8-12

34

Модуль. История России. Лента времени

Мое Отечество

10-13 лет

68

Блок «Творческая самореализация»

2

Модуль

Родословная

Моя родословная

8-12

34

204

Модуль.

Родословная

Мое Отечество

10-12

68

Модуль

Родословная

Обретение    дома.

10-13 лет

102

Условия реализации программы:

 Кадровое обеспечение:

Педагоги,   имеющие высшее гуманитарное  образование и опыт  участия в учебно-исследовательской деятельности. 

Организационно – методическое обеспечение:

Договоры о сотрудничестве с профильными музеями города, высшими учебными заведениями, учреждениями культуры и искусства

Наличие методических рекомендаций по реализации курсов образовательной программы

Методические пособия для педагогов, сценарный материал, учебная и справочная литература для педагогов и учащихся по каждому курсу программы

Наличие дидактических материалов (наглядные пособия, таблицы, слайды ,репродукции и т.п.)

Материалы  психолого-педагогического мониторинга (контрольные тесты, анкеты, методики)

 учебных пособий и справочных материалов,  укомплектованность художественной литературой по программе, наличие учебных материалов по истории

Материально – техническое обеспечение:

Учебный кабинет,  удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья , доска )

видеоаппаратура , видеокассеты, телевизор, компьютер с выделенным каналом выхода  в Интернет ,канцелярские принадлежности

Контроль за  реализацией  программы:

При работе над данной программой предусмотрены следующие формы контроля:

             - вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей их воспитанности. Данный контроль может проводиться в форме собеседования, тестирования, анкетирования или  использования социопсихологических  методик рекомендованных научно-методическим советом Центра.

  • текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы (открытое занятие, интеллектуальные игры, викторины  и т.п. по пройденным разделам каждого уровня  программы). Для определения уровня обученности  используется  подход разработанный  В.В. Краевским, И.Я.Лейнером, М.Н. Скаткиным;

             - итоговый контроль проводится  по завершению каждого уровня программы. Данный контроль может проводиться в форме тестирования, анкетирования,  использования социопсихологических  методик рекомендованных научно-методическим советом Центра, а также по итогам участия детей в конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.

Модель выпускника:

Сформированные  основные ключевые компетентности

  1. Развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, сущностях, умение удивляться и развитое чувство любознательности.  
  2. Креативность. Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса.
  3. Рефлексия и аналитические способности. Умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков, отношение окружающих к вам и к вашей деятельности. Умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу.
  4. Коммуникативные умения. Понимание ценности, знание и приятие норм и правил общения, терпимость, душевность и доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность. Признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.
  5. Эмоциональное развитие личности. Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия. Умение корректно выражать свое мнение.  

Курс « Введение в историю»

Учебно-тематиченский план

Название разделов и тем

Форма занятий

Форма подведения итогов

Кол – во часов

теория

практика

I

Что изучает   история.

Решение логических задач

2

1

1

Тема 1. «Лента времени».

рассказ

1

2

Тема 2. Историческое время

беседа

1

II

Моя родословная

Составление генеалогического древа, этимологического словаря

2

3

1

Тема 1.  «Я и мое имя»

беседа

1

2

Тема 2. Откуда к нам пришли наши имена, моя родословная

рассказ

1

III

«История на карте»

составление архитектурной карты города

2

3

Тема 1 «Название моего города».

просмотр видеофильма

1

Тема 2. «История в архитектурных памятниках».

посещение Краеведческого музея

1

IV

«Родословная вещей».

конкурс рисунков

2

3

Тема 1 «Одежда в разные времена».

работа с доп. литературой

1

Тема 2. Роль одежды в жизни человека

беседа

1

V

История развития денег

составление кроссвордов

1

2

Тема 1.  Деньги и денежные  отношения в разные времена

рассказ

1

VI

Символы государства

конкурс рисунков

Тема 1. Герб и флаг.

беседа

VII

Письменные и вещественные источники изучения истории.

конкурс сочинений

2

2

Тема 1.Археология и археологи

просмотр видеофильма

1

Тема 2. Рождение алфавита

рассказ

1

VIII

Воспитательная и культурно  - просветительная работа

игра «Звездный час»,

экскурсия в Краеведческий музей

9

Всего

34

11

23

Содержание курса

Раздел I. Что изучает история.

  1. Понятия - "ленты времени"
  2. Историческое время.
  3. Понятие «наша эра» и «до нашей эры».

Раздел П. Моя родословная.

  1. Моя родословная.
  2. Я и мое имя
  3. Откуда к нам пришли наши имена.
  4. Что могут рассказать наши имена, отчества и фамилии о прошлом?

Раздел III. История на карте.

  1. История на карте.
  2. Название моего города.
  3. История Москвы в ее названиях.
  4. Название моего города.
  5. История жилища.
  6. Здание, как памятник архитектуры.
  7. Примеры градостроительства.

Раздел VI. История вещей.

  1. Связь вещей с потребностями.
  2. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности.
  3. Новые вещи и предметы.
  4. Роль одежды в жизни человека.
  5. История одежды.
  6. Занимательные страницы историй одежды.
  7. Народная, традиционная одежда.

Раздел V. История развития денег.

  1. Как и почему возникли деньги?
  2. Деньги - как эквивалент обмена.
  3. Деньги и денежные отношения в разные времена.

Раздел VI. Символы государства.

Герб - язык эпохи.

История флага.

Раздел VII. Письменные и вещественные источники изучения истории.

Как писали люди в древности.

Рождение алфавита.

Материал для письма.

Археология и археологи.

Памятники истории вокруг нас.

Ожидаемые результаты.

По окончании  изучения курса «Введение в историю» обучающиеся будут

 знать:

  • что и как изучает история;
  • как ведется счет лет в истории;
  • особенности и условные знаки исторической карты;
  • виды исторических источников /вещественные, письменные, устные/;
  • символику Российского государства.

уметь:

  • применять счет лет в истории;
  • показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду;
  • выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ;

-        связно и логично отвечать на вопросы;

  • самостоятельно выполнять творческие задания.

обладать компетентностями:

           -    готовностью  к использованию информационных ресурсов;

            -    готовностью к социальному взаимодействию;

  • коммуникативной компетентностью

Курс « Мое Отечество»

Учебно - тематиченский план

№ п/п

Название разделов и тем

Введение

Форма занятий

Форма подведе

ния итогов

Кол-во часов

Теория

Практика

I

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

конкурс словарей – топонимов.

2

1

Тема 1.Введение

 Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. «Представление о реке времени». Первичные представления о христианстве.

беседа,рассказ

1

Тема 2.

Наша Родина (дом, город, село, край, страна). Моя Родина, мое Отечество - Россия

практическое занятие по словарю топонимов

1

1

II

 Времена Древней Руси. IX – XIII века

конкурс рассказов

2

2

Тема 1.

Древняя Русь – страна городов. Защита русской земли. Богатырские заставы

работа с литерату

рой (былины.)

1

Тема 2.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие

рассказ, просмотр видеофильма

1

III

Времена Московского государства. XIV – XVII века

конкурс рисунков

3

4

Тема 1.

Время создания Московского государства. Куликовская битва. Дмитрий Донской.  Сергий Радонежский.

рассказ.

работа с литературой

1

1

Тема 2.

Московский Кремль – памятник

времен Московского государства.

работа в компьютер

ном  класс

се  с видеофиль

мом

1

2

Тема 3.

Смутное время. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Освобождение Москвы и спасение Отечества.

рассказ

1

1

IV

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

конкурс кроссвордов

4

2

Тема 1.

Преобразование России

 Петром I. Новая столица.

рассказ

1

Тема 2.

Власть и народ Российской империи.

рассказ

1

Тема 3. Великие русские полководцы: А.В. Суворов, М.И. Кутузов

работа с биографии

ческой литературой

2

Тема 4.

Достижения Российской культуры. Ломоносов и первый университет.  Пушкин – создатель русского литературного языка

рассказ

1

Тема 5.

 Правление Александра II – время перемен в Российской империи.

рассказ

1

VI

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы

тестовая работа

4

3

Тема 1.

Ленин и большевики. Гражданская война в России.

рассказ.

работа с художест

венной литературой

1

1

Тема 2.

Правление Сталина.

рассказ

1

Тема 3.

Великая Отечественная и герои Великой Отечественной в нашем крае.

экскурсия в музей и по городу

2

Тема 4.

Развитие Советского Союза после  Второй мировой войны

рассказ

1

VII

Современная Россия

конкурс рисунков

2

2

Тема 1.

Преобразование СССР в СНГ.

рассказ

1

Тема 2.

Восстановление символов государства. Конституция – основной закон государства.

рассказ.

Конкурс рисунков

1

2

VIII

Воспитательная и культурно  просветительная работа

игра «Умники и умницы».

Экскурсия по городу. Экскурсии я в музеи боевой славы

3

Всего: 34

17

17

Содержание курса.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век (столетие) и эра - точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространенных в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, мое Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века

Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

 Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

 Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти  законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Воспитательная и культурно – просветительская работа: экскурсии, игра «Звездный час» , «Умники и умницы».

По окончании  изучения курса « Мое Отечество » обучающиеся будут

 знать: 

 первичные представления о следующих понятиях и явлениях:
родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, Конституция, гражданин, президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
уметь:
– строить свое родословное древо;
– ориентироваться в образной исторической карте;
– вести счет времени по векам и эрам;
– определять последовательность исторических событий;
– по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: Времена Древней Руси, Времена Московского государства, Времена Российской империи, Времена Советской России и СССР, современная Россия.
–  различать следы исторического прошлого в современной действительности.

обладать компетентностями:

           -    готовностью  к использованию информационных ресурсов;

  • готовностью к социальному взаимодействию;
  • коммуникативной компетентностью;

Рекомендуемая литература для педагогов

1. «История». Программно-методические материалы. 5-9 классы – М., 1990г.

2. А.А.Данилов. История государства и народов России с древнейших времен до наших
дней. – М.: Дрофа, 2000 г.

Л.Н.Алексашкина. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по
истории. -  М.: Дрофа, 2000 г.

«История России с древнейших времен до конца 18 века». 6-7 класс. Дидактические
материалы. – М., 1990г.

«Контрольные и проверочные работы по истории» 5-9 классы. – М., 1990г.

ВОВ: вопросы и ответы. -  М., 1984 г.

Жуков Р. К. Воспоминание и размышления. Т. 1-3 - М., 1990 г.

Вторая мировая война: История и уроки. -  М., 1985 г.

Канун и начало войны: Документы и материалы. -  М., 1991 г

10.   Cаплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс. -   М., 1990 г.

11.    Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Книга для учителя. 3 класс. -   М., 1990г

Рекомендуемая литература для учащихся

  • Великая Отечественная война. 1941-1945 г. Энциклопедия. -  М. 1985 г.

Советский тыл в Великой отечественной войне. Трудный подвиг народа.  - М. 1978 г.

Алексеев СП. Сто рассказов из русской истории. -  М., 1987 г.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. - М., 1959 г.

Бойко СП. Первобытные архимеды. Рассказы об истории вещей.  - Ставрополь, 1977 г.

Бродский Б.И. Пять древних столиц.  - М., 1960 г.

Буровик К.А. Родословная вещей. -  М., 1991 г.

Володомов Н.В. Календарь: прошлое,  -  М., 1991 г.

Ильин М. Как человек стать великано -  М., 1967 г.

Кондратов А.М. Века и годы -  М., 1976 г.

Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство. Рассказы об археологических открытиях.
- М., 1979 г.

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. -  М., 1983 г

Осипов Н. Золотые руки - храбрые сердца. –  М., 1974 г.

. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. Рассказы. -  М., 1991 г.

Рабинович М.Г. Судьбы вещей.  - М., 1974 г.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. -  М., 1993 г.

Суперанская А.В. О русских именах. -  Л., 1985 г.

Успенский Л.В. Имя дома твоего. -  Л., 1967 г.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. -  Л., 1972 г.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. -  М., 1990 г.

Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. -  М., 1968 г.

Янин В.Л. Берестяная почта столетий -  М., 1979 г.    

Преображенский А.А. История раскрывает тайны. Рассказы. -  М., 1991 г.

Рабинович М.Г. Судьбы вещей. -  М., 1974 г.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. -  М., 1993 г.

Суперанская А.В. О русских именах. -  Л., 1985 г.

Успенский Л.В. Имя дома твоего. -  Л., 1967 г.

Успенский Л.В. Ты и твое имя.  - Л., 1972 г.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. -  М., 1990 г.

Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. -  М., 1968 г.

Янин В.Л. Берестяная почта столетий. -  М., 1979 г.    

Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Книга для чтения. 3 класс. - М., 1990 г.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. -  М., 1990 г.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. С богатырем в Древнюю Русь.
Учебное пособие. 3 класс.  - М., 1990 г.

  Саплина Е.В., Саплин А.И. Из истории нашей Родины. Таблицы к программе «Введение в историю». 3-4 классы. -   М., 1990 г.

Курс «Моя родословная»

Пояснительная записка

 В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией.

 Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века.

 Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.

Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.

Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.

Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.

Цель курса:

  • организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).

Задачи курса:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
  • обучение методам классификации.

 

Прогнозируемый результат:

  • составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;
  • составление семейного календаря (хроники);
  • составление семейного герба.

Учебно-тематический план.

Содержание разделов и тем

Форма проведения занятий

Форма подведе

ния  итогов

Количество часов

Теория

Практика

1

Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)

лекция;

практическая работа;

самостоятельная работа.

Составь семейный хронологический календарь.

• Запиши услышанные тобой рассказы:

4

10

2

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

лекция;

беседа;

лабораторная работа со схемами;

словарная работа.

Начать составление своих родословных таблиц

4

10

3

Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

беседа;

музейная лекция;

лекция;

самостоятельная работа.

Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.

Начни заполнение таблицы поколенных росписей

4

10

4

Помни имя свое

беседа;

работа с картой;

работа со словарем;

самостоятельная работа.

Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

 Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия

5

Равняясь на Карамзина

самостоятельная работа;

беседа;

научное консультирование;

лабораторная работа с текстами альбомов

Ознакомление с жанрами литературных произведений и образцами научных работ.

Написание былины, рассказа, очерка, повести, стихотворения, сообщения и т.д.

Создание эскиза, оформление экспозиции домашнего музея.

2

12

6

Расскажи нам о себе

Защита рефератов

Подготовка работы на НПК и ее защита

10

Всего часов 68

16

52

Содержание

  ТЕМА 1 Семейный архив как исторический источник для составления

родословной семьи (рода)

 Цель:

•  Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;

•  обучить методам классификации;

•  развивать хронологические умения.

Базовые понятия:

  • хронология;
  • классификация;
  • исторические источники.

 ТЕМА 2 Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

 Цели:

•  Знакомство с наукой генеалогией.

•  Знакомство с родословиями знаменитых родов России.

•  Изучение принципов составления родословного древа.

 Базовые понятия:

  • генеалогия;
  • родословная схема;
  • поколенная роспись;
  • идеал;
  • дворянство;
  • «государственный человек».

  ТЕМА 3 Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

 Цель:

  1. Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
  2. Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
  3. Продолжение работы над своей родословной.

Базовые понятия:

  • кровное родство;
  • духовное родство;
  • крестный (воспеемник).

 ТЕМА 4 Помни имя свое

 География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).

 Цели:

•  Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.

•  Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).

 Базовые понятия:

  • генеалогия;
  • способы образования фамилий.

 ТЕМА № 5 Равняясь на Карамзина

  • Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст, родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей.

 Цели:

•  Оформление результатов исследовательской работы в письменном виде.

•  Изучение геральдических принципов и правил составления герба семьи (рода).

•  Изучение принципов создания экспозиции домашнего музея.

 Базовые понятия:

  • геральдика;
  • литературные жанры;
  • научные жанры;

 ТЕМА 6 Расскажи нам о себе

  • Участвуем в конференциях, выставках, смотрах, встречах и т.д.

 Цели:

  1. Подведение итогов собственной работы.

•  Получение общественно значимой оценки результатов своего труда.

•  Изучение опыта работы, значимого для продолжения работы по теме исследования.

 Список литературы по курсу

  1. Бурышкин П.А. Москва купеческая, М., 1990.
  2. Белицкий Я .М., Глизер Г.Н. Москва незнакомая, М., 1993.
  3. Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
  4. Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
  5. Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
  6. История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
  7. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
  8. Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
  9. Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
  10. Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
  11. Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
  12. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.

•  Шепелев М.В. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи, Л. Наука, 1991.

Ожидаемые результаты.

По окончании  изучения курса «Моя родословная» обучающиеся будут

 знать: 

-  основные понятия и категории генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц,

-  специфические особенности  методов сбора информации  и её анализа.

- методы  классификации составления родословных таблиц.

уметь:

-   выполнять творческие задания;

-   составлять поколенные росписи, родословные таблицы, хронологические таблицы;

- составлять семейный  календарь (хроники);

- составлять  семейный  герб.

обладать компетентностями:

           -    готовностью  к использованию информационных ресурсов;

            -    готовностью к социальному взаимодействию;

  • коммуникативной компетентностью

Курс « Обретение дома »

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Трагедия современной жизни в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. «Не плоть, а дух растлится в наши дни, и человек отчаянно тоскует», - блестяще сказано поэтом Ф. Тютчевым о состоянии современного человека. Тоску порождает безверие, подчас не осознаваемая горечь «по потерянному Небу», т.е. тому высшему, без которого все земное теряет смысл и формирует неуверенность неутвержденность человека на земле. Какое место занимает семья в жизни человека, как это связано с тем состоянием тоски, которое испытывает современный человек? В чем состоит роль дома для человека в современном обществе и истории человечества?

Педагог в процессе общения с подростками, с их родителями сталкивается с вопросами касающимися взаимоотношений между юношами и девушками, между родителями и их детьми. Поэтому тема «Обретение дома» для курса выбрана не случайно. Где, если не дома человек получает свои первые познания в жизни и о жизни; где, если не дома рождается человек как личность.  Дом, семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала место – жилище, источник тепла и питания, потом место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы» возникшее из любви и добровольного служения друг другу, где один стоит за всех и все за одного, где каждый старается покрыть другого любовью и вниманием. Дом, семья есть для него школа взаимного доверия и совместного организованного действия.

Новизна предлагаемого курса в том, что к вопросам подготовки молодежи к семейной жизни дается подход с позиции отечественных культурных традиций

Педагогическая целесообразность изучаемого курса с одной стороны, определяется кризисом семьи и демографической ситуацией в России.     С другой стороны, педагогическая целесообразность изучаемого курса определяется профессиональной направленностью на ряд затребованных в настоящее время профессий, связанных с обретением дома и Дома.

Цель курса: повышение престижа семьи в сознании учащихся и подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на профессии.

Задачи курса:

- Формирование ценностных установок на семью, брак, рождение и воспитание детей, понимание трудностей, с этим связанных;

·-  Ознакомление учащихся с особенностями архетипической и современной семьи и роли мужского и женского начал в семье;

-  Ориентация на затребованные в настоящее время профессии, связанные с обретением дома и Дома.

 

Примерная тематика рефератов:

1.Свобода человека и ответственность за выбор.

2. Обретение целостности в семейной жизни.

3.Брак гражданский и брак церковный (Таинство венчания).

4. Воспитание характера: удовольствия или воздержание?

5.Понятие целомудрия в традиционной отечественной культуре.

6.  Семья как школа любви.

7. «Не будь обидчивым, учись прощать» как психологическое умение.

8. Отношение к браку в современном обществе и в дореволюционной России.

9. Семья и дом в понимании твоих современников.

10.Семья и дом в понимании старшего поколения.

11.Таинство брака и семьи: космология домостроительства.

Итоговым результатом может стать итоговая конференция.

Учебно-тематический план:

Название разделов и тем

Форма занятий

Форма подведения итогов

Кол – во часов

теория

практика

I

 Введение.

 

Сообщение учащихся.  Дом земной и Дом Небесный

1

Дом как место, где развивается телесная, душевная и духовная жизнь семьи

Обсуждение готовых ответов

1

2

2

Типичные и в культуре опоэтизированные атрибуции дома:

Лабораборная работа

1

2

3

Понятие об уюте. Эстетика и любовь к дому

Лабораборная работа

1

2

4

Духовно-психологический климат в доме

Тренинговые упражнения

1

2

II

 Обретение дома.

1

Дом – главный центр жизни человека

Работа с литературой

1

2

2

Современные образы дома

Урок- практикум

1

2

3

Ценности человеческой жизни, связанные с домом.

Игра

1

2

III

Архетипическая структура семьи

Сообщение учащихся. Изображение семьи и супружества в иконописи.

1

Сакральное  лицо семьи -  Отец

 Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

1

2

2

Второе сакральное лицо – Сын

Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

1

2

3

Третье  сакральное лицомв семье - жена, Мать

Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

1

2

4

Деформация родовой иерархии и эмоционально-чувственных отношений в семье как результат Октябрьского переворота.

Урок открытых мыслей

1

2

IV

Роль мужа-отца в семье архетипической и современной.

Сообщение учащихся. Образ отца в изобразительном искусстве.

1

2

1

Значимость авторитета отца в семье, особенно для мальчиков.

Диспут

1

2

V

5. Роль сына в семье.

Сообщение учащихся. Образ сына в изобразительном искусстве

1

Юноша как будущий отец и муж

Диспут

1

2

VI

 Роль жены-матери в семье архетипической и современной.

Сообщение учащихся. Образ матери в изобразительном искусстве и в иконописи.

1

Ветхозаветные сюжеты сотворения мира, мужчины и женщины в живописи.

Урок-семинар

1

2

2

Труд жены домашний и профессиональный

Ролевые игры

1

2

3

Отец и мать -единый властвующий и организующий авторитет в семейной жизни.

Диспут

1

2

VII

Роль дочери в семье.

.

Сообщения учащихся. Идеал женщины в изобразительном искусстве. Образ девственной чистоты в иконописи.

1

Основополагающий нравственный идеал для девушки

Пресс- конференция

1

2

2

Отрицательная черта сегодняшней женщины – психологическая бездомность

Семинар-исследование

1

2

VIII

8 Семья как школа жизни

Сообщение учащихся. Формирования образа семьи средствами кино

1

Отношение общества к семье и браку – показатель его нравственного состояния.

Урок-семинар

1

2

2

Верность семье.

Урок-диалог

1

2

IX

Воспитание в семье

1

Трудовое воспитание

Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

Сообщение учащихся. Трудовое воспитание в Царской семье.

1

2

2

Воспитание мужества

 Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

Сообщение учащихся. Жизнь и подвиг Евгения Родионова.

1

2

3

Дающая жизнь – воспитание девочки

Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

Сообщение учащихся. Отцовство и материнство в живописи на библейские темы.

1

2

X

Мой дом – мой город.

1

Город Тольятти – история переименования

Лекция учителя с элементами беседы. Возможно семинарское занятие.

1

2

2

Архитектура памятников зодчества.

Урок творчества

1

2

3

Музей, храмы, и монастыри города.

Урок-семинар

1

2

XI

Идеальный дом

1

Благодатный и разумный баланс замкнутости от мира и открытости к миру

Урок открытых мыслей

1

2

2

И прочен тот дом, хозяева которого обращены в вечность.

Урок открытых мыслей

1

2

XII

Презентация творческих работ  учащихся.

15

Всего:102

29

73

        

Cодержание

1. Введение.

Дом как место, где развивается телесная, душевная и духовная жизнь семьи.  Типичные и в культуре опоэтизированные атрибуции дома: крыша, стены, окна и двери, порог, лестница (лествица), подвал или подпол, красный угол. Понятие об уюте. Эстетика и любовь к дому. Роль женщины в создании уюта.  Духовно-психологический климат в доме.  Роль мужчины в создании духовно-психологического климата в семье.

2. Обретение дома.

Дом – главный центр жизни человека. Бездомность как явление метафизическое; бездомность владельцев квартиры или дома. Роль дома в передаче семейных традиций. Дом – место, где растут дети.

Современные образы дома: Дом, как притон или забегаловка; Дом, как проходной двор; Дом, как вокзал; Дом, как салон; Дом, как затвор.

Ценности человеческой жизни, связанные с домом.

Сообщение учащихся.  Дом земной и Дом Небесный.

 3. Архетипическая структура семьи.

Первым сакральным лицом семьи является Отец. Отец – это воплощенная жертвенность и любовь. Отец – это тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец – глава (голова) семьи, господин всех своих близких. Он же и слуга всем своим близким.

Второе сакральное лицо – Сын. Сын всегда меньше Отца. Ученик не выше учителя своего (Мф. 10,24). Сын знает и любит Отца, ибо Он любящий Сын. Отношения Отца и Сына всегда иерархичны, в них нет полноты откровения. Полнота откровения между Отцом и Сыном – достояние будущей жизни, достояние вечности.

Третьим сакральным лицом в семье является жена, Мать. Женщина по своему происхождению вторична. «Не муж от жены, но жена от мужа» (1Кор. 11,8). А по достоинству равная мужу. Архетипическая основа женщины – целомудрие. В своей предельной полноте оно выражено в Пресвятой Деве Богородице.

Деформация родовой иерархии и эмоционально-чувственных отношений в семье как результат Октябрьского переворота. Отсутствие или понижение духовности рода - причина снижения энергетики рода. Отсутствие духовных, физических, душевных сил для рождения многих детей.

Сообщение учащихся. Изображение семьи и супружества в иконописи.

4. Роль мужа-отца в семье архетипической и современной.

Отец имеет свойство рождать детей и по плоти и духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь Сам открывает путь каждого из детей к Богу. Отец знает уникальность каждого из детей. Отец в Духе – это священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Отец своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену.

Главенство мужа и подчинение жены по Священному Писанию. Значимость авторитета отца в семье, особенно для мальчиков.

Сообщение учащихся. Образ отца в изобразительном искусстве.

 5. Роль сына в семье.

Сын всегда подчинен Отцу. Благоговение перед Отцом и послушание.

Мальчик как будущий воин; формирование мужества, жертвенности, патриотизма, Любви к Родине. Готовность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов и искупить их высокой нравственностью и духовностью своей жизнью – выпрямление пути рода (семьи).

Юноша как будущий отец и муж. Воспитание чувства ответственности, жертвенности, строгости, великодушия, трудолюбия. Необходимость трудиться ради семьи.

Сообщение учащихся. Образ сына в изобразительном искусстве.

6. Роль жены-матери в семье архетипической и современной.

Жена является сонаследницей мужу в благодатной жизни (1Пет. 3,7). Ветхозаветные сюжеты сотворения мира, мужчины и женщины в живописи.

Труд жены домашний и профессиональный должен пользоваться уважением мужа и детей, а сама она – быть авторитетом как хозяйка дома, жена-мать, наставница детей. Ритм дома, теплота домашнего очага создается, прежде всего, женою и матерью. Воспитание детей, порядок в доме, служение семье последний оптинский старец о.Нектарий считал женским подвигом служения Святой Троице.

Главное условие счастливой семейной жизни - способность родителей к взаимной духовной любви. Создание в семье очага любви и счастья способствуют развитию творческого равновесия души.

Отец и мать совместно представляют единый властвующий и организующий авторитет в семейной жизни.

Сообщение учащихся. Образ матери в изобразительном искусстве и в иконописи.

7. Роль дочери в семье.

Основополагающий нравственный идеал для русской девушки - добропорядочная жена и заботливая мать. Терпеливость, жалость, милосердие, хозяйственность – особая домашность девушки – будущей жены и хозяйки.

Отрицательная черта сегодняшней женщины – психологическая бездомность. Женщина и уют – это синонимы. Идеалы, культивируемые СМИ: Девушка как фотомодель; Девушка как блудница.Целомудренность девушки. Недопустимость добрачных интимных отношений. Хранение девственной чистоты и прочность будущего брака. Явление телегонии и современные медицинские данные о влиянии добрачных половых отношений на рождение детей. Нравственность женщины определяет нравственность и физическое здоровье нации.

«Лень – мать всякого греха». Труд и молитва в укладе семейной жизни в традиционной культуре русского народа.

Сообщения учащихся. Идеал женщины в изобразительном искусстве. Образ девственной чистоты в иконописи.

-8 Семья как школа жизни.

Семья как школа любви, школа жизненного опыта, духовного возрастания  и познания слова Божия.Отношение общества к семье и браку – показатель его нравственного состояния. Отстаивание христианского принципа о нерасторжимости брака. Сопровождение борьбы с христианством хулением брачных уз, проповедью так называемой «свободной любви». Дореволюционное «оформление» брака – Таинство Венчания. Христианское отношение к брачной любви: не только радость, но труд  и подвиг. Сохранение семьи от соблазнов современной жизни.

Верность семье. «Свободная любовь» как отсутствие взаимной ответственности. Ее последствия: брошенные дети, нервно-психические заболевания, бесплодие. Необходимость воспитания в молодом человеке доброты и жертвенной любви к людям. Воспитание требует не открытого кошелька, а открытого сердца. К старости надо готовиться.

 Сообщение учащихся. Формирования образа семьи средствами кино.

9.Воспитание в семье

 Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание как процесс формирования в человеке сознательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, - в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе и или в собственных детях личности, - во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу Творцу. Любовь, как и вера, без дел мертва. Трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Формы трудового воспитания: уборка игрушек, квартиры, покупка продуктов, шитье, ремонт простейших инструментов, выполнение школьных домашних заданий и др. Христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности по дому, по светской службе и работе, по церкви. Но делание свое он не должен превращать в идола. Трудолюбие должно пронизывать все существо человека.

Сообщение учащихся. Трудовое воспитание в Царской семье. Принципы воспитания Наследника Престола – Николая II и царевича Алексея. Воспитание Великих княжон в семье Николая II.

Воспитание мужества.

Загадка Сократа. Действие закона нравственной жизни. Недостаток нравственности отрицательно сказывается на состоянии человеческой души. Настоящий мужчина начинается с человечности, недоброго мужества не бывает. Воинское воспитание мальчика – фундамент характера мальчика. Важнейшее личное качество – жертвенность. В чем принципиальная особенность братства – дисциплинированность, послушание совмещается со свободой и сохранением себя и своей автономии.

Юноша – российский интеллигент включает в себя: патриотизм, любовь к Родине, формирование готовности простить (не осудить) ошибки отцам и дедам, близость с природой, освоение европейской и мировой культуры.

Особенность русского интеллигента – сомнения. Сомнение как путь обретения Истины. Нравственные качества, актуальные в воспитании современных мальчиков-юношей: патриотизм, мужество, понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, чувство стыда, жалости, терпимость к любой мировоззренческой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей. Наказ отцов: «дом беззаконных разорится».

Сообщение учащихся. Жизнь и подвиг Евгения Родионова.

 Дающая жизнь – воспитание девочки.

В чем наиболее выражается женственность супруги? В нежности, чуткости, заботе, в умении радовать и утешать мужа, но главное – в том, чтобы родить и воспитывать ему наследника.

Дух – нравственное солнце личности. Зло во всех его видах – ненависть, сквернословие и пр. – это наше самопроклятие. Покаяние, молитва, радость бескорыстная – целительная очищающая сила.

Тем, кто игнорирует принципы целомудрия, предпочитает жить страстями, а главное нечестно, нечего удивляться, когда у них родятся дети слабые, больные, порочные.

Решающее значение духовного воспитания для будущей девушки. Важность целомудренной жизни жен в период беременности. Время осмысления ребенком взрослой жизни, подражание девочки матери.

Освоение трудовых навыков. Труд – отклик на нужду ближнего, послушание из любви. Труд – понятие нравственное. Женщина, Богом созданная для домашнего очага, бывает по-настоящему счастлива только в семье.

Сообщение учащихся. Отцовство и материнство в живописи на библейские темы.

. 10.Мой дом – мой город.

Город Тольятти – история переименования. Архитектура памятников зодчества.

. Музей, храмы, и монастыри города.

Сообщение учащихся.

11. Идеальный дом – это гибкое образование, где сохраняется благодатный и разумный баланс замкнутости от мира и открытости к миру и людям в Боге. Однако любой даже самый прекрасный дом есть временное жилище. Апостол говорит: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13,14). И прочен тот дом, хозяева которого обращены в вечность.

Немногие для вечности живут,

Но если ты мгновенным озабочен –

Твой жребий брошен и твой дом непрочен! (Осип Мандельштам)

Презентация творческих работ  учащихся.

Список литературы.

  1. . Берсенева Т.А. Христиански взгляд на воспитание полов и современность. Хрестоматия. – СПб., 1998.
  2. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. «Стройиздат», Ленинградское отд., 1983.
  3. Георгий Михайлов. Дающая жизнь. - СПб., 2001.
  4. Георгий Михайлов. Психология мужества. -  СПб.: Изд. Дом «Русская симфония», 2003.
  5. Добротолюбие. Избранное для мирян. – Изд. Сретенский монастырь, 1997.
  6. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., изд. Свято-владимирского братства. 1993.
  7. Иван Ильин. Основы христианской культуры. Путь духовного обновления. СПб., 2004.
  8. Искусство Древней Руси. - М., «Просвещение», 1981.
  9. История русской архитектуры. - «Стройиздат», Ленинградское отд., 1983.
  10. Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. – Воронеж, НПО МОДЭК, 1997.
  11. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М., «Школа-пресс», 1994.
  12. Платунов А.М. Так строился Петербург. - СПб, «Специальная литература», 1997.
  13. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. – М.: Изд. Зачатьевского монастыря, 2001.
  14. Свщ. Артемий Владимиров. Учебник жизни. – М.: БФ ПЦ «Православное видео», 1997.
  15. Семья и воспитание. – СПб., Православный паломник, 1998.
  16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – СПб., 1894.
  17. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. – М., 1997.
  18. Шестун Г. Православная семья. - М.: изд.-во «Воскресная школа», 2005.
  19. Дополнительная литература:
  20. Афанасьева Г.М. Семья. – М., «Просвещение», 1986.
  21. Волкова Е.И. Отец и мать как воспитатели. – М., 1956.
  22. Житие Марии Египетской.
  23. Зайцев Б.К. О Валааме // Б.К. Зайцев. Знак Креста: роман, очерки, публицистика. М., 1999.
  24. Зайцев Б.К.  Собрание сочинений. М., 2000.
  25. Традиции и современность: Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия / сост. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А.. – М.: Паломник, 2004.
  26. Ириней, еп. Екатеринбургский и Ирбитский. Кормчая книга по морю Житейскому. – Екатеринбург, 1901.
  27. Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М., 1955.
  28. Нюстрем Э. Библейский словарь. – СПб., 1995.
  29. Разумихина Г. Мир Семьи. М., «Просвещение», 1986.
  30. Литература для учащихся:
  31. Алферов Т., Берсенева Т. Уроки о здоровье и добродетели. – М.: Паломник, 2003.
  32. Жильяр П. Николай II и его семья.
  33. Лесков Н.С. Павлин. // Н.С. Лесков. Очерки и рассказы. Петрозаводск, 1988.
  34. Мороз А.А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия. Учебное пособие: Допущено Министерством образования РФ. – СПб.: Сатисъ, 2004.
  35. Цветы для Спасителя. Сборник рассказов / сост. Б.А.Ганаго. – Минск, Белорусский экзархат, 2005.
  36. Шамаева С.Е. Апология сказки. – Воронеж, 1996.
  37. Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы. – Воронеж, 1996.
  38. Шамаева С.Е. Рассказы о любви. – Воронеж, 1996.
  39. Шамаева С.Е. Чистый четверг. – Воронеж, 1996.
  40. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1998.
  1. Перечень аудио- и видеопродукции:
  2. «Слово пастыря».
  3.  «Эрмитаж».
  4. «Третьяковская галерея».
  5. «Храмы и монастыри России».
  6. «Иерусалим – город трех религий».
  7. «Благодатный огонь».
  8. «Надежда».
  9. «Кто качает колыбель … ».
  10. «Деревянное зодчество».
  11. «Реставрация храмов».
  12. «Умозрение в красках»

Ожидаемые результаты.

По окончании  изучения курса «Обретение дома» обучающиеся будут

 знать: 

-  особенности  архетипической и современной семьи и роли мужского и женского начал в семье;

-  знать затребованные в настоящее время профессии, связанные с обретением дома.

- знать ценности человеческой жизни, связанные с домом.

уметь:

-   выполнять творческие задания;

- составлять семейный  календарь (хроники);

обладать компетентностями:

           -    готовностью  к использованию информационных ресурсов;

            -    готовностью к социальному взаимодействию;

  • коммуникативной компетентностью

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная.

Моя родословная. Презентация. Несколько советов начинающим....