Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.
методическая разработка на тему

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта».

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. 

Дети с ОВЗ характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности, что и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детей сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Они испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания таких детей и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому им очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета ребенок выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее — во времени.

Главным недостатком в развитии сенсорных функций детей с ОВЗ является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что  дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью, отмечается также узость объема восприятия: они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важной для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

В целом сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по сенсорному развитию.

Общие задачи развития ребенка с ОВЗ, реализуемые в ходе обучения в школе по всем разделам программы, могут быть представлены следующим образом:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему;
  • формировать интерес к текущим событиям окружения;
  • формировать умение производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого.

При этом для развития сенсорно-перцептивной сферы школьников на  протяжении всего учебного года на каждом уроке необходимо применять специальные задания (игры на сенсорное развитие), на которых будут решаться конкретные задачи сенсорного воспитания.

При обучении детей с ОВЗ необходимо основываться на следующих дидактических принципах: доступность обучения, связь его с жизнью, последовательность, систематичность, научность, учет индивидуальных и возрастных возможностей ребенка.

Работа по формированию представлений о величине  происходит в определенной последовательности.

Сначала формируются представления ребенка о величине как пространственном признаке предмета (об абсолютной величине предметов: большой - маленький).

Детей учат выделять данный признак (величину), пользуясь специальными приемами обследования — наложением и приложением.

Далее обучают сравнению нескольких предметов, один из которых использовался как образец.

Следующий этап - обучение составлению упорядоченного ряда из 3-4 элементов в возрастающем или убывающем порядке.

Знакомство ребенка с геометрическими телами, фигурами и формой предметов включает в себя осязательно-двигательное обследование под контролем зрения (взаимное наложение или приложение, проведение рукой или пальцами по поверхности с фиксацией внимания на отличительных признаках: наличию/отсутствию углов, протяженности сторон или граней и пр.).

Кроме того, обучение предусматривает выделение четырех геометрических тел (шар, куб, треугольная призма, параллелепипед) и четырех  геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию, по образцу и по словесному обозначению. Детей учат понимать слова—названия сенсорных эталонов геометрических фигур. Так как для усвоения таким ребенком любого нового слова требуется достаточно длительное время, целесообразно сообщать детям сразу правильные названия геометрических фигур или тел и, когда это возможно, предлагать самостоятельно называть геометрические тела и фигуры, используя следующие названия: шар (шарик), куб (кубик), прямоугольный параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша); круг (кружок), квадрат, треугольник, прямоугольник,.

Далее организовываются разнообразные действия с телами и фигурами, включая их в упражнения по группировке, в дидактические игры и игровые упражнения, в элементарное конструирование, лепку, рисование, аппликацию. Кроме того, необходимо проводить работу по сопоставлению формы реальных предметов с геометрическими эталонами.

Особое внимание уделяется упражнениям по ознакомлению детей с цветом. При формировании представлений о цвете детей с ОВЗ сначала знакомят с шестью цветами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и белым, привлекают внимание к этому качеству; учат выделять цвет по названию и, когда это возможно, самостоятельно называть цвета. Кроме того, детей учат передавать цвет предметов при их изображении (с помощью красок).

Продолжалось формирование умения различать и сравнивать предметы, близкие по форме и величине, группировать объёмные и плоскостные формы, предметы двух близко различающихся цветов. Продолжали учить собирать предметы по убывающей величине, понимать слова «поменьше», «побольше», «маленький», «большой»; учить собирать трехместные дидактические игрушки, находить соответствующие вкладыши при сборе и раскладывании полых предметов, подбирать крышки к коробкам различной формы; учить собирать пирамидку из 4-5 колец  с помощью взрослого, собирать трех-, четырехместную матрешку, учить различать величину предметов независимо от их формы и цвета. В урочное и внеурочное время продолжали учить подбирать по слову взрослого предметы четырех основных цветов, упражняли в раскладывании по цвету. Учили выполнять задание с ориентировкой на два свойства: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет и т.д. Продолжали развивать мелкую моторику рук, давая материал для нанизывания, продолжали ознакомление со звучание различных предметов и музыкальных инструментах.

В процессе урока и во внеурочное время для сенсо-моторного развития учащихся использовались такие дидактические игры и упражнения как: «Поймай мяч», «Где звучит игрушка», «Возьми – положи», «Переложи игрушки», «Покатай матрешек», «Мозаика», «Вложи кубик в кубик», «Открой – закрой», «Башня», «Дом», «Дорожка», «Машина», «Спрячь шарик в ладошках». «Опусти шарик в коробочку», «Уложи куклу спать», «Цветные кубики», «Найди свою игрушку», «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик».

Развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, учитель должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"

Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...

Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...

ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»

Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....