Программа "Азбука Православия"
рабочая программа на тему

Алферова Марина Викторовна

Курс «Азбука Православия» духовно-нравственного направления  построен с учетом обозначенных  проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.

Курс  рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 32 часа в 1 классе.

Цель программы – воспитание души ребенка, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_pravoslaviya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерофеевская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Ерофеевской ООШ

Приказ № __ от 06.09.2012 г.

___________/Т.В.Павлова/

Программа рассчитана на учащихся 1 класса

Срок реализации:  1 год

Руководитель: Алферова М.В.

2012-2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.Особое значение история культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. Курс «Азбука Православия» духовно-нравственного направления  построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.

Курс  рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 32 часа в 1 классе.

Цель программы – воспитание души ребенка, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей.

Основные задачи:

  • дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
  • познакомить с историей Ветхого и Нового Завета;
  • познакомить с историей Русской Православной Церкви;
  • воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням;
  • дать знания о Православной Церкви  и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
  • помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства;
  • дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
  • ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

В процессе занятий целесообразно использовать следующие формы и методы работы:

  • классные часы, уроки – для получения знаний и воспитания добродетелей;
  • нравственные беседы – для выработки умения общаться, правильно формулировать и выражать свои мысли и чувства;
  • чтение отрывков из книг различных жанров – для воспитания у детей благоговения к письменному слову;
  • просмотр видеозаписей, слушание бесед на аудиокассетах – для закрепления усвоенных представлений и понятий;
  • экскурсии по историческим местам края, посещение музеев, храмов, поездки по святым местам – для воспитания благоговения перед святыней и историей;
  • встречи со священнослужителями;
  • игровые приемы – для “упражнения в добродетели”;
  • рисование – для развития творческих способностей детей;
  • прослушивание музыкальных произведений и ознакомление с произведениями русских художников – для формирования эстетической культуры и эстетического вкуса школьников;
  • проведение праздников Рождества, Пасхи, тематических утренников и т. п. – для развития творческих качеств, формирования активной жизненной позиции;

Методика ведения занятий по программе предполагает, кроме теоретических, широкое применение различных аспектов социальной практики участия детей в делах милосердия и благотворительности: помощь младшим, больным и престарелым, детям, находящимся в школе-интернате.

В данном курсе изучаются: история Ветхого и Нового Заветов, основные понятия православия, его православные праздники годовой церковный круг, богослужения, даются знания о Православной Церкви, об устройстве храмов, о православном искусстве.

В ходе реализации программы особое значение следует придавать личному психологическому фактору, позиции самого педагога, который должен осознавать значимость стоящих перед ним задач, который должен найти свое место в общей картине мира.

При обучении детей по программе «Азбука Православия» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;  2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;  5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть (9 ч.)

№ занятия

Тема

Часы

1 занятие.

Вводный урок. Что мы будем изучать? Кто мы, откуда мы? Чем живем? (Понятие о Православии, как о религии русского народа).

1

2 занятие.

Понятие о Боге. Бог - Любовь. Мир - творение Божие

1

3 занятие.

Сотворение мира видимого и невидимого. Ангелы. Ангел-Хранитель. Первый день Творения. Праздник  Рождества Пресвятой Богородицы

1

4 занятие.

Второй и третий день Творения. Праздник Воздвижения Креста

1

5 занятие.

Четвертый день Творения. Сотворение светил. Красота Православия. Икона. Церковное пение. Колокольный звон. Праздник Покрова Богородицы

1

6 занятие.

Пятый день Творения. Храм. Как надо молиться. Житие преподобного Сергия Радонежского

1

7 занятие.

Шестой день Творения. Сотворение животного мира Земли. Сотворение человека. Беседа "Что такое добро и зло?"

1

8 занятие.

Жизнь первых людей в Раю. Грехопадение и его последствия

1

9 занятие.

Что такое престольный праздник. Праздник " Вcex скорбящих Радость". Посещение храма

1

II четверть (7 ч.)

1(10) занятие.

Ной. всемирный потоп. Любовь к родителям. Послушание. История Иосифа. Переселение в Египет

1

2(11) занятие.

Жизнь после потопа. Вавилонская башня. Столпотворение. Рассеяние людей по земле

1

3(12) занятие.

Рождественский пост. Моисей. Как Бог спас младенца Моисея

1

4(13) занятие.

Как Бог дал людям Закон. Десять заповедей. Нравственное поведение ребенка

1

5(14) занятие.

Рождество Божией Матери. Введение Богородицы во Храм. Благовещение

1

6(15) занятие.

Святые. Святой Николай Чудотворец

1

7(16) занятие.

Рождество Христово. Праздник Рождества

1

III четверть (10 ч.)

1(17) занятие.

Детство Иисуса Христа. Сретение.

1

2(18) занятие.

Чудеса Иисуса Христа. Христос и дети. О любви детей к Богу. Подвиг любви и верности (рассказа о детской молитве)

1

3(19) занятие.

Чудеса Иисуса Христа. Житие преподобного Серафима Саровского

1

4(20) занятие.

Праздник «Крещение Господне». Иоанн Креститель

1

5(21) занятие.

Искушение Иисуса Христа в пустыне. Беседа «Грех. Понятие о грехе. О покаянии»

1

6(22) занятие.

Масленица. Прощеное воскресенье

1

7(23) занятие.

Ученики Иисуса Христа. Беседа "Знакомство с заповедью «не завидуй»

1

8(24) занятие.

Пост. Пост и дети. Беседа «Воздержание»

1

9(25) занятие.

Благовещение. Пресвятой Богородицы. Ангельское приветствие. Встреча весны. Отношение ребенка к природе

1

10(26) занятие

Вход в Иерусалим. Вербное воскресенье

1

IV четверть (6 ч.)

1(27) занятие.

Светлое Христово. Воскресение. Праздник Пасхи

1

2(28) занятие.

О событиях после воскресения Христова. Беседа «Миротворцы»

1

3(29) занятие.

Житие и деяния апостолов. Сошествие Святого Духа

1

4(30) занятие.

Житие преподобного Георгия Победоносца

1

5(31) занятие.

Вознесение Господне. Праздник Святой Троицы

1

6(32) занятие.

Летние православные праздники

1

Итого

32

Результаты работы:

Личностные результаты

  • развитие качества весьма важные в практической деятельности любого человека – внимательность, настойчивость, целеустремленность;
  • развитие любознательности;
  • развитие внутреннего мира ученика, духовного сопереживания окружающей среде;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке.
  • развить духовно-нравственные ценности ребенка.

Метапредметные результаты (УУД)

  • применять активные формы обучения – работа в парах, в тройках (промежуточный этап), в четверках; работа в ресурсном кругу;
  • контролировать свою деятельность

ЛИТЕРАТУРА:

Уроки нравственности на основе православного учения: Книга для занятий с детьми./Сост. Т.А.Мельникова.- М.:Школьная пресса,2009

Библия для детей/-М.:Издательство ООО «Белый город», «Даръ»

Десять веков Православия. От крещения Руси до наших дней/ А.Трапезников.-М.:Вече,2011

Основы православной культуры в 1 классе: Книга для учителя. /Сост. О.К.Харитонова под ред. Прот. В.Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002. – 192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Православие и народное зодчество России.

Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...

Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"

Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...

Православие-понятие духовности.

Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....

Православие как культурообразующий фактор воспитания личности

В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....

Православие и масонство в России XVIII века

Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....

Заветы Византии (православие)

Возникновение православного христианства....