Урок по ОПК "Храм"
план-конспект урока на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Знакомство с устройством храма. Виртуальная экскурсия по храму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Смирнова Светлана Юрьевна

Район

Городской округ город Бор

Место работы

МБОУ НШ №17

Должность

Учитель ОРКСЭ

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Храм

Тип урока

Урок -экскурсия

Цель, задачи

Цель.   Знакомство с устройством храма

Задачи: 

1) учить замечать  многообразие  символов   православия;

2) обращать внимание на детали  убранства храма;  

3) формировать  умение  четко выражать свои мысли;

4) применять знания,   полученные  по данной теме .

Необходимое оборудование

Мультимедиа, презентация, учебник.

Дидактическое обеспечение

Учебное пособие для учеников «Основы православной культуры», АВ. Кураев  «Просвещение», 2012,

Толковые словари, компакт- диск «Основы православной культуры» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение» 2012, индивидуальные карты-схемы

Планируемые результаты урока

  • личностные

бережное отношение к материальным и духовным ценностям , развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  • предметные

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре  ;

  • метапредметные

(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение логическими действиями обобщения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Средства обратной связи

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

1.Учебное пособие для учеников «Основы  православной культуры», А.В. Кураев, «Просвещение», 2012

2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.-М.:Просвещение,2012.

3.Православная педагогика. Л.В.Загоекова.Н.Новгород 2013.

4.Краткий церковные словарь Фонд «Благовест» М: 1997

Дополнительная

1. Основы религиозных культур и светской этики \ книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. –М:Просвещение, 2010

Интернет-ресурсы

http://www.mospat.ru/Официальный сайт Русской Православной Церкви

 http://www.pravoslavie.ru/Православие.Ru

http://www.wco.ru/biblio/Библиотека православногохристианина

http://www.bogoslovy.ru/Православная литература

http://www.pravbeseda.ru/Православная беседа

http://www.days.ru/Православный календарь

 http://www.3dhram.ru/ Экскурсия по храму Благовещенского Собора г. Томска

ЭОРы

Электронное пособие: «Основы  православной культуры»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Организация деятельности учащихся.

1.Приветствие. Учитель предлагает  по кругу  «подарить» частичку добра своим одноклассникам и желает всем успешной работы на уроке.

2.Прослушивание колокольного звона (видеозапись).

Учитель читает стихотворение А.К.Толстого. Я прочитала вам стихотворение. О чем оно?

Тема нашего урока: «Храм»

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Упражнение «Рукопожатие»

Дети садятся за парты и прослушивают видеозапись. После чего отвечают на вопросы учителя, предполагая цель урока.

Читают на слайде №1 тему урока.

Дети формулируют учебную деятельность по алгоритму «Лента времени» на доске:

-вспомним…

-узнаем…

-научимся…

Личностные:

-мотивация к учебной деятельности;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

- целеполагание – постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Актуализация знаний.

1.Учитель предлагает детям  виртуальную экскурсию по храму.

Объект показа - внешний вид храма

1.Задание «Закончи предложение»

- «Храм – это …» .  

3.Задание «Подбери  главные признаки»

Детям предлагается подобрать три главных  признака  по которым мы можем отличить храм от другого здания

Дети рассматривают слайд №2 внешний вид храма, частично  помогают учителю в пояснении при осмотре объекта наблюдения.

Ученики  выполняют задание, высказывают свои предположения.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения

Коммуникативные:

- умение  четко  выражать свои мысли 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Работа с учебником.

-  Прочитаем, что такое храм, в учебнике на  с.48.

Учитель  поясняет, что храм – это не только здание, но и собрание людей на общую  молитву.

Что такое молитва для православного человека?

Дети читают в учебнике определение слова храм.

Дети отвечают на вопрос.

Познавательные:

- смысловое чтение

Личностные:

-смыслообразование

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает  детям зайти в храм (виртуальная экскурсия 3Д), рассмотреть детали  убранства  храма и ответить на вопрос: зачем человек ходит в храм?

Дети  рассматривают устройство внутренней части храма. Облегчение процесса восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

-развитие информационной грамотности,

-накопление фактических знаний

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Задание « Ключевые термины»

Вспомните основные части храма.

Дети работают в парах по схеме внутреннего устройства храма на партах. По совместному решению один ребенок дает ответ.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

-сотрудничество в работе

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа с интерактивной  доской.

Закрепление  с проговариванием.

Фронтальная  работа

Личностные:

- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения произведения;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге

7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Подведение итогов.

Учитель предлагает вернуться к «Ленте времени», вспомнить поставленные задачи.

Дети проговаривают:

- что узнали?

- чему научились?

Вместе с учителем делают вывод.

Регулятивные:

-сохранять цель урока и следовать им в учебной деятельности

8. Домашнее задание.

Учитель предлагает подготовить устный рассказ о храме, который  посещает ваша семья.  Сообщите название храма. Кто из членов семьи посещает храм?  Расскажите о тех чувствах, которые вы испытали после посещения храма.

Ребята записывают в дневник домашнее задание.

Познавательные:

-самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для выполнения домашнего задания

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Упражнение «Ресурсный круг»

Дети по кругу оценивают свою деятельность.

Личностные:

-  нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

-самооценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....