Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.
статья на тему

Шевелева Екатерина Ивановна

Взгляд учителя физики на проблему формирования , знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.

Нет человека, который был бы как Остров,

сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;

и если Волной снесет в море береговой Утес,

меньше станет Европа,

и также если смоет край Мыса и разрушит

Замок твой и Друга твоего;

смерть каждого  Человека умаляет и меня,

ибо я един со всем Человечеством,

а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;

он звонит и по Тебе.

С английского: For Whom the Bell Tolls.

Из «Духовных стихотворений» (другое название «Молитвы»)

 английского поэта Джона Донна (1572—1631). 17-е стихотворение:

 

По ком звонит колокол…это выражение заставляет задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей и т. д. А разве учитель на своих уроках не заставляет задуматься детей о самоопределении, об единстве, об общечеловеческих ценностях? И можно ли на уроках, таких как физика, химия,…, направленных на формирование научного мировоззрения, говорить о христианских ценностях? Со студенческой скамьи мы заучили, что школа должна передавать те качества и достоинства — правдивость, мужество, храбрость, милосердие, верность, честь, благородство, жертвенность, душевную открытость, -  которыми отличались наши предки и благодаря которым Россия приобрела неповторимый облик, который все мы знаем и любим.

Но при этом мир духовных ценностей нельзя просто взять и навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями, в процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Наших учителей, даже в самые трудные годы, не оставляло извечное стремление к доброму и прекрасному. Поэтому им близка православная культура. Даже в советское время уважали педагогический авторитет К. Д. Ушинского, стыдливо замалчивая его христианские убеждения. Пора вернуться к полному, неискаженному наследию русской педагогики, заложившему основы нашего национального учительства. Педагогическое наследие преподобных Тихона Задонского и Феофана Затворника, Оптинских старцев, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского и многих других русских педагогов сегодня крайне востребовано. Не зря говорят, что труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Я считаю, что нам - педагогам нужно стремиться так, воспитывать детей, чтобы они, живя в современном жестоком и циничном мире, знали о том, что Божий замысел о мире был иным, и в наших силах попытаться хотя бы немного приблизиться к Истине.

На педагога- предметника возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Поэтому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура. Но когда мы говорим о ценностях христианской культуры, сразу возникает вопрос, а что мы – учителя, под этими словами понимаем. Заглядывая в литературу можно наткнуться на различные мнения по этому поводу: Начнем, пожалуй, с определения ценностей как таковых. «Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет» (Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001).  

Поскольку ценности, как таковые, служат эталоном и идеалом для всех людей, то, соответственно, христианские ценности должны служить эталоном и идеалом для всех людей, исповедующих христианскую религию. Если заглянуть в недра интернета, то иерархию христианских ценностей можно представить следующим образом:  «…самая главная ценность в христианстве — это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а самим Иисусом Христом. Второй ценностью является Библия или Слово Божье. Для христиан — это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. И третьей ценностью для христиан является Церковь. Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей» (Василий Трубчик — благовестник, ответственный редактор издательства «Крынiца жыцця» Союза ЕХБ в РБ).

Но при этом, не так давно были определены 8 вечных Российских ценностей , которые были составлены Русской Православной Церковью в результате дискуссий с рядом политических сил России и российской общественностью (http://www.pravoslavie.ru/news/44320.htm).

В список вошли: справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение (жертвенность), патриотизм, благо человека и его достоинство, семейные ценности — любовь, верность, забота о детях и стариках. Эти вечные ценности, по моему мнению, хорошо сочетаются с первичными христианскими ценностями. И не их ли мы стараемся привить, донести до наших учеников, не зависимо от того, какой предмет мы преподаем? Что же получается: с одной стороны такой предмет, как например, физика, который формирует научное, а не теологическое мировоззрение, а с другой учитель – педагог, воспитывающий на своих уроках детей в рамках христианских ценностей, о которых говорит православная церковь? Не затаилось ли здесь противоречие? Конечно, если взглянуть на эту проблему строго в рамках знания о Христианстве, Православии, можно сказать, что мы лукавим, говоря о том, что на уроках естественнонаучного цикла мы знакомим детей и помогаем им усвоить какие- либо христианские ценности, но, на мой взгляд, если говорить о тех восьми вечных христианских ценностях, которые сформулировала для нас, обывателей, наша Православная церковь, мы не только знакомим детей с такими христианскими ценностями, как семья, верность, забота о старших, помощь младшим, патриотизм, справедливость, но и помогаем их усвоить, формируем им условия, при которых они сами, добровольно, делают выбор в пользу этих вышеперечисленных ценностей. И здесь уже становится не важно, физика это или урок православия в школе, мы ведь все, в первую очередь, педагоги, которые воспитывают в своих учениках извечные христианские ценности. Поэтому, я считаю, нельзя проводить резкую границу – вот эти школьные предметы учат Православию, формируют христианские ценности, а вот эти нет. Ведь даже личный пример – уже создает условия для формирования в наших учениках христианских ценностей. Ведь «нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса и разрушит Замок твой и Друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; он звонит и по Тебе».

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные основы профессиональной этики учителя

Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оп...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя английского языка.

Данная методическая разработка затрагивает основные вопросы по новому проф. стандарту....

"Культура труда и профессиональная этика"

Презентация к уроку по теме "культура труда и профессиональная этика". Материал в полном объеме освещает основные составляющие понятия культуры труда и профессиональной этики. Иллюстрации помогают уча...

«Профессиональное самоопределение учителя в контексте ФГОС»

ФГОС выводит современного ученика и учителя на новый уровень взаимодействия, который позволяет ученику наряду с основной исследовательской формой познания нового, использовать многообразные инновацион...