Сохранение духовных традиций в современных педагогических технологиях
статья на тему

Сохранение духовных традиций в современных педагогических технологиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_sohranenii_duhovnyh_traditsiy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области

Сохранение духовных традиций в современных педагогических технологиях

Асеева Светлана Александровна, учитель русского

языка и литературы

Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Тем самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. В школе начинается наша сознательная жизнь, здесь формируется наше сознание. Это воистину фундамент. От его прочности зависит прочность будущего здания. Поэтому хороший строитель никогда не экономит на фундаменте так же, как настоящий земледелец обязательно во что бы то ни стало сбережет лучшие семена для будущего урожая. Дети- те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да и всех землян. Сегодня духовно – нравственные устои российского общества  подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на детское и молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России. В качестве одной из худших тенденций констатируется так называемая «сознательная порча нравов». На это обращают внимание и прежний, и нынешний Президенты Российской Федерации. 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении». В выступлениях участников было отмечено, что «сегодня нас крайне волнует одичание, которое охватывает общество. В последнее время мы стали свидетелями варварских нападок на православную веру и наши культурно-исторические традиции. Это абсолютно недопустимо в стране, где русских насчитывается 85 из 100». На заседании круглого стола были приведены тревожные статистические данные: «По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 2011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании сказал о духовных скрепах: «В нашей стране были такие скрепы. Было на нашем знамени написано: «Бог, Царь и Отечество». Современное  российское общество постоянно испытывает дефицит социальных и нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Не случайно многими исследователями отмечается, что среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, на первом месте стоит  пренебрежение нравственно-психологическим миром человека и интенсивное искоренение морально-этических норм из социального бытия. И противостоять этому разгулу безнравственности призвана школа. Когда идет борьба за народное сознание, роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой. Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека.

Народ  жив, пока  жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Я убеждена, что только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики - поистине «неупиваемой чаши» нашей духовности. В одной из TV-передач известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература». За этими словами не только гордость за историческую миссию России и русскую классическую литературу, но и тревога, разделяемая нами, за судьбу родного языка, за качество его преподавания, за состояние речевой культуры во всех сферах жизни. Возникло серьезное противоречие: русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком, словом исчезает; ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни школы. Школа утрачивает свою историческую роль хранительницы культурной традиции страны. Почему?

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Важнейшее в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы не в какой-то связи с церковной жизнью проявляется, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит секулярной (светской) культуре, она и не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания.

Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни. Литература Древней Руси – это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература всегда была сосредоточением русской духовности и патриотизма, поднимала важнейшие философские, нравственные проблемы, показывала красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека. Произведения  древнерусских авторов открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.  Литература Древней Руси возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи. Она удивляет, поражает, завораживает своей красотой – красотой слога, мысли, увлекает содержанием.  Одним из жанров этой первой письменной литературы стало житие, которое описывало жизнь людей, живших безгрешно и после  смерти христианской церковью причисленных к лику святых. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке. Его отличительная особенность в том, что жизнь героя дана в развитии, в движении. Разговор о преподобном Сергии можно окончить работой по картине М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, которая помогает нам понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех святочем. Полезно будет вспомнить имена учеников преподобного, основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этих уроках. Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига преподобного Сергия с возрождением Руси в наше время.

В 8-м классе ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского (“Сказание о житии Александра Невского”), святых Петра и Февронии Муромских. Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной, личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя князя Александр в переводе с греческого языка означает “защитник”. Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как “защитник”. А это значит, что как при жизни, так и после смерти в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. Необходимо подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду”.

Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении “Повести…”. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека. Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления современного человека. Кто он, современный герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.

В 9-м классе школьники знакомятся с вершиной поэтического искусства Древней Руси “Словом о полку Игореве”. Это подлинно патриотическое произведение имело в то время большое значение, сохранило оно свою ценность и до наших дней. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё “Слово”. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в “Слове”, она определяет композицию произведения и его язык. К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все чувства автора. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях.

Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, “в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры”. Образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы унаследовали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие писатели.

Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Так, например, в 8-м классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. “Без их благословения не будет тебе счастья”,– говорит она Гриневу. Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет её бескорыстная любовь. Пережитое закаляет её стойкость, мужество.

Для юношества особенно интересны уроки о чувствах героев. И здесь просто не обойтись без величия женских образов Пушкина. На уроках, отведенных лирике, я обращаю внимание учащихся на то, что именно в стихах поэта заключен своеобразный эталон нравственного чувства. Любовь у Пушкина – светлое и радостное чувство. Любимая должна быть счастлива, даже если она выберет другого, если не отвечает взаимностью:

…Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это жертвенная любовь. Единственно возможная. Что может быть страшнее и несчастнее любви эгоиста? Любовь призвана созидать, а если она разрушает, несет зло, смерть, значит, это не любовь, а несчастье. Обычно на этих уроках мы  впервые говорим с учащимися о любви. Это уже подростки 13-15 лет. В беседе стремлюсь подчеркнуть нравственные традиции народа, приоритет православных ценностей в отношениях юношей и девушек. Современному молодому человеку трудно понять, почему пушкинская Татьяна отказывается от счастья. И здесь так уместны беседы об истинном счастье, которое невозможно без целомудрия, без чувства долга, без высших нравственных начал. Поэтому так безукоризненно правильно поступают в сложных жизненных ситуациях героини Пушкина. Очень важно дать время на обдумывание, на написание сочинения. Была бы счастлива Татьяна, если бы тогда ушла к Онегину, если бы бросила мужа? Ф.М.Достоевский в очерке “Пушкин” считает такой итог взаимоотношений героев просто невозможным. Онегин не любит так, как Татьяна, ее выстраданное чувство выше, прочней. Пораженный переменами, произошедшими в ней, Онегин за короткий срок влюбился в “законодательницу зал”. “Русская душою”, т.е. воспитанная национальным духом своего народа, Татьяна не может быть счастлива “за чужой счет”. Она не согласна принести в жертву счастье своего мужа. Христианин может пожертвовать только своим счастьем. Прекрасные героини русской литературы: Ярославна, “полная печали”, Лиза Калитина, Татьяна Ларина, Маша Миронова, княжна Марья… Жизни, прожитые рядом с молодежью на уроке литературы.

Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. При изучении повести Гоголя на вопрос: “Прав ли Тарас, убивая своего сына?” – ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады. “Так продать? Продать веру? Продать своих?” – говорит он с горечью и вершит над ним самый строгий суд. Волнение, негодование, боль звучат в вопросах, которые задает он изменившему родине сыну, в решении убить его, в том, как долго глядел он на бездыханный труп Андрия (“Чем бы не козак был? – сказал Тарас. – И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!”). Поступки Тараса, его речь – все создает образ отважного, волевого человека, для которого самым важным в жизни является воинский подвиг, любовь к родине. Речь его немногословна, воля непоколебима.

Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой повести “Человек на часах”  за несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают? Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников? На каком посту стоит герой произведения? Анализируя повесть, учащиеся вспоминают “иерархию ценностей” православного человека. Разумеется, ни о какой интерпретации здесь и речи не может быть. Верен только один ответ. Ученики говорят о духовном значении слова “пост”. Человек, по Лескову, обязан всю жизнь стоять на посту, “на часах”. Только тогда он может быть человеком в истинном смысле слова. А что значит сегодня стоять на посту? О многом здесь можно поговорить. Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам.  В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, “что есть истина”, помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению “вечных” проблем, предостеречь от неправильных путей.

Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и безверия. Трудны и мучительны  философские и религиозные поиски Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского,  Л.Н.Толстого. Но  этот опыт необходим для самопознания и для самосознания. Истина дана в Откровении: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Но внутрь нас – и адские бездны. Сознавать это необходимо, чтобы вступить во внутреннюю невидимую брань со страстями.  Поэтому свою  задачу  я вижу в том, чтобы  помочь ученику в безбрежном море влияний выделить то, которое покажет ему, как надо строить свои отношения с людьми, с миром, с самим собой, найти истинные, а не ложные приоритеты, пробудить желание быть лучше, стремиться к самосовершенствованию, создавать ситуации, когда лучшее в человеке проходит многократное повторение, закрепляясь и становясь нормой поведения.

Пусть напутствием нам всем в духовном росте станут слова В. А. Жуковского: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией

Детский хор - это особый исполнительский инструмент. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...Хормейстеру предстоит решить главный вопр...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...