СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
учебно-методический материал

Беспалова Анна Михайловна

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее. Решение этой задачи связано с формированием духовно-нравственных качеств личности школьника.

Разнообразие видов деятельности на уроках основ православной культуры, а также использование различных педагогических технологий влияет на познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу.  Урок православной культуры должен способствовать  обретению учащимися положительного нравственного опыта, научить  побеждать в себе плохое, видеть хорошее, любить окружающий мир во всех его проявлениях.

В данной статье рассмотрены современные педагогические технологии, применимые на уроках православной культуры: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, проектные технологии, игровые технологии;  информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии и другие. Все они направлены на формирование нравственных чувств, позиции, поведения и облика ребенка. От учителя зависит тщательная подготовка к каждому уроку, любовь к детям и изучаемому предмету, стремление передать эту любовь.

Положительным результатом работы является то, что дети становятся терпимее друг к другу и дружнее, проявляют больше уважения к семье, школе, окружающим их людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Беспалова Анна Михайловна

МОУ Каменская СОШ №2

Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ

Россия, МО Дмитровский район пос. д/о Горки

E-mail: annakurshpetova@gmail.com

Аннотация:

Ключевые слова: педагогическая технология; православная культура; духовно-нравственное воспитание; ценности.

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее. Решение этой задачи связано с формированием духовно-нравственных качеств личности школьника.

Разнообразие видов деятельности на уроках основ православной культуры, а также использование различных педагогических технологий влияет на познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу.  Урок православной культуры должен способствовать  обретению учащимися положительного нравственного опыта, научить  побеждать в себе плохое, видеть хорошее, любить окружающий мир во всех его проявлениях.

В данной статье рассмотрены современные педагогические технологии, применимые на уроках православной культуры: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, проектные технологии, игровые технологии;  информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии и другие. Все они направлены на формирование нравственных чувств, позиции, поведения и облика ребенка. От учителя зависит тщательная подготовка к каждому уроку, любовь к детям и изучаемому предмету, стремление передать эту любовь.

Положительным результатом работы является то, что дети становятся терпимее друг к другу и дружнее, проявляют больше уважения к семье, школе, окружающим их людям.

 

Annotation:

Keywords: pedagogical technology; orthodox culture; spiritual and moral education; value.

The following article is devoted to the modern pedagogical technologies, which promote the formation of spiritual and moral children development at the bases of orthodox culture lessons. In the modern world the main goal, which is set for the school educational system is to train a harmoniously developed personality capable to estimate the events and the life realities independently. This goal achievement has a positive correlation with the formation of the spiritual and moral personality qualities of a pupil.

The variety of kinds of activity at the bases of orthodox culture lessons together with the usage of different pedagogical technologies influence the cognitive interest of pupils to the studied material.

The lesson of orthodox culture has to help pupils in gaining some positive moral experience, teach how to fight with their own drawbacks, to see the good, to love the world around in all its manifestations.

 The theme, which is under consideration in this article concerns modern pedagogical technologies applicable at the lessons of orthodox culture: technologies based on the personal orientation of pedagogical process, design technologies, game technologies; information and communicative technologies, group technologies and others. All of them are directed to the formation of morality, personal views, behavior and the image of a child. A teacher is responsible for the preparation for each particular lesson and should sincerely love the subject and young learners. The importance of the desire to share this love with children is also regarded in the article.

The positive result of this work is that children become more tolerant to each other and more amicably, show more respect for family values, school and people surrounding them.

Современного учителя нельзя представить без применения в образовательном процессе различных педагогических технологий. Что такое технология? Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Следовательно, педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Отечественная школа насчитывает около сотни  образовательных технологий.

Педагогическая технология связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

1. Концептуальная основа

2. Содержательная часть обучения:

  • цели обучения – общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;

3) процессуальная часть – технологический процесс:

  • Организация учебного процесса;
  • Методы и формы учебной деятельности школьников;
  • Методы и формы работы учителя;
  • Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
  • Диагностика учебного процесса.

Теоретическая и практическая деятельность любой школы осуществляет большое количество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый учитель вносит в педагогический процесс что-то свое, поэтому говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, методам и задачам имеют сходства, поэтому их объединяют в группы.

Эффективность использования педагогических технологий в образовательном процессе была подтверждена рядом исследовательских работ:  Г. К. Селевко, В. И. Андреева, В. И. Боголюбова, М. В. Кларина,  В. А. Сластенина, Я. А. Савельева и многих других.

В недавнем времени в школах России был введен предмет Основы православной культуры. Он показывает учащимся основные стороны жизни человека с точки зрения православия, знакомит их с системой нравственных и духовных ценностей. Если вспомнить историю, то православие играло большую роль в жизни нашей страны, благоприятно влияло на моральный облик человека и общества. В современном мире открыто говорят о религии, это позволяет приобщить учащихся к православным ценностям и идеалам.

Российская школа обладает огромным опытом и традициями воспитания, она вместе с семьей берет на себя заботу о нравственном облике подрастающего поколения.

Немаловажное значение имеет использование педагогических технологий на уроках основ православной культуры для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка. Воспитание на основе православных традиций  положительно влияет на взаимоотношения ребенка с окружающим миром, на его мировоззрение и формирование гражданской и патриотической позиции, эстетическое, этическое и интеллектуальное развитие личности.

Прежде всего, это формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Имеет большое значение внедрение в традиционный урок инновационных технологий для формирования и развития духовных ценностей. Можно выделить следующие технологии, которые наиболее оптимально на уроках православной культуры:

Личностно-ориентированные технологии, цель которых заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, культурой, обществом. Предполагается, что ученик в конце урока, поостренного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Преобладающим методом обучения является поисково-исследовательский, познавательный через самостоятельную деятельность (в отличие от традиции, где метод информационный, репродуктивный).

Применение элементов личностно-ориентированных технологий будет показано на примере педагогике сотрудничества и методе проектов.

Педагогика сотрудничества. Главная идея учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель должен не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Педагогика сотрудничества направлена на взаимодействие учителя, учащегося и родителей. Это взаимодействие может прослеживаться в заданиях, которые даны учащимся на дом, например:

Тема: «Россия – наша Родина»: посоветуйтесь с родителями и назовите культурные традиции, принятые в вашей семье, какие ценности лежат в их основе.

Тема: «Человек и Бог в православии»: попросите родителей и других взрослых рассказать вам о православии, вместе с родителями подумайте, над вопросом, что значит быть православным человеком.

Метод проектов.  Это путь познания, способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным оформленным результатом. По характеру доминирующей в проекте деятельности обычно выделяют информационный, исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, творческий. На своих уроках я использую:

Информационный проект, направленный на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например: «Что такое православие?», «Как христианство пришло на Русь», «Пасхальная символика». Исследовательский проект, включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обсуждение и анализ полученных результатов. Например: «Почему главное правило этики называют золотым».

Ролевой проект, где учащиеся примеряют на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например: «Празднование Пасхи», «Пасхальный букет», «Сергий Радонежский».

Творческий проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Например: выставка рисунков и декоративно-прикладного искусства к Светлому празднику Пасха.

Технология организации самостоятельной деятельности школьников, под которой понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции. Например, в теме «Любовь и уважение к Отечеству» дается стихотворение М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?», учащимся необходимо самостоятельно составить вопросы к данному произведению, после чего оценить ответы на эти вопросы своих одноклассников.

Технология организации исследовательской деятельности школьников предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя.

Технологии диалогового взаимодействия, в которых идет чередование разговора двоих и нескольких людей, что является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах. Например, на уроке «Заповеди» учащимся дается задание придумать и инсценировать ситуацию, в которой раскрывалась бы одна из заповедей.

Игровые технологии: уроки-путешествия, викторины, конкурсы рисунков, интерактивные компьютерные экскурсии, кроссворды, головоломки, игры на запоминание слов «перевод с тарабарского», «составь слово», «подбери слово к теме», «сегодня ты учитель»  и т.д. В основном к игровым технологиям я прибегаю, на уроках обобщения и систематизации знаний или при закреплении изученного материала.

На уроках православной культуры я использую словесные методы обучения – рассказ, беседа, работа с учебником, чтение икон, дискуссия; иллюстративные методы – показ иллюстраций, репродукции произведения живописи, иконы; демонстративные методы – заочные экскурсии, показы православных мультфильмов, презентаций, использование музыки. Например, практически на каждом уроке православной культуры в 4 классе есть рубрика «Знакомство со Святыми», где учащиеся узнают о жизни православных святых. Духовно-нравственное воспитание требует отбора используемого на уроках материала: убедительных фактов, примеров, фрагментов их религиозной и художественной литературы, раскрывающие нравственные принципы, традиции, примеры поступков.

Применение педагогических технологий на уроках православной культуры дает нам возможность участвовать конкурсах и мероприятиях, посвященные православной тематике. А главное происходит формирование развитых, социально активных, творческих, духовно-нравственных, качеств личности не только ученика, но и педагога.

Список использованных источников:

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2008.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2000.

Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. — 2013.

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М, 2006.

Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М.: Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры"   В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК  мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...

Презентация к уроку основ православной культуры "Кирилл и Мефодий"

Презентация к уроку основ православной культуры....

Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"

В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и по...

Формирование духовности у детей и молодежи средствами основ православной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые ...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...