Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
материал на тему

Выступление на МО воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vys_mo31.10.2017.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « Болгарская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Выступление на МО воспитателей на тему:

«Повышение  качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности»

Подготовила воспитатель:

 О.Н.Кузьмина

Г.Болгар

2017 год

Актуальность освоения и внедрения в воспитательно - образовательный процесс современных образовательных технологий обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта, требующего учитывать «возрастные и индивидуальные особенности обучающихся <…>, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов…».

(Слайд  №1)

Каковы же цели современного образования? Что изменилось?

Как необходимо учить сегодня?

(Слайд «2)

Все мы  помним, что в недалеком прошлом перед нами стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый  продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Новый же стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося  на основе освоения им универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих  способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения  универсальных способов деятельности.  

(Слайд3)

Изменились   требования к современной личности, государству требуются  грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.

(Слайд  - «Цель образования»)6

                Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня  важно   сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять  эффективность образовательного процесса и тогда можно будет говорить о его качестве.

(Слайд)11

Как получить новый образовательный результат?

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования остановимся на  педагогических технологиях.

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

 (Слайд)12,13

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

(Слайд)  №12

ТЕХНОЛОГИЯ

 - это совокупность приемов, применяемых в каком-  либо деле, мастерстве, искусстве;

- это совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированного результата;

(Слайд)13

- это система предписаний, последовательность процедур, действий, операций, которая может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом и гарантировать результат.

(Слайд)14

Что же значит «педагогическая технология»?

В начно-педагогической литературе  имеются различные трактовки понятия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 (они представлены на слайде):

        это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);

 это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

это  продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя.

                                                                                 (Монахов В. М.);

(Слайд)15

это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам                                        (Селевко Г. К.) 

 Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

(Слайд)17

Таким образом, педагогическая технология может быть представлена ввиде следующей формулы:

Педагогическая технология =

цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения

(Слайд)25

На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность. К личностно ориентированным технологиям обучения относят:

 -Технология обучения как учебного исследования

 -Технология коллективной мыслительной деятельности

 - Технология эвристического обучения

 - Проектная деятельность

 -Развивающее обучение (Л.В. Занков,В.В. Давыдов,Д. Б. Эльконин)

(Слайд)26

Предметно – ориентированные технологии обучения:

- Технология постановки цели

- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

- Технология педагогического процесса             (С. Д. Шевченко )

- Технология концентрированного обучения

- Модульное обучение

(Слайд)27

Информационные технологии

  •  ИКТ
  • Технологии дистанционного обучения

Технологии оценивания

достижений обучающихся

  • Технология  «Портфолио»
  • Безотметочное обучение
  • Рейтинговые технологии
  • Технология  «Лестница достижений»
  • Технология уровневой дифференциации

(Слайд)28

Интерактивные технологии

     

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  • Технология проведения дискуссий
  • Технология «Дебаты»
  • Тренинговые технологии

Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые  для себя и апробировать их в своей практической деятельности.

С содержанием некоторых из них мы сегодня познакомимся.

«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ»

 При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках, занятиях в школе-интернате для детей с ОВЗ это:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной  школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на контрольно - обобщающих уроках.

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

 Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игровую деятельность  может быть использована в следующих случаях:

В качестве части урока (при работе с терминами).

Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий  нужно учитывать интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Внедрение ИКТ в  школах для детей с ОВЗ, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на  уроках  используются различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.

Технология нравственного воспитания

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях необходимо воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения» применяя презентации на нравственные темы для иллюстрации рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

Здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока т.е. постоянная смена деятельности детей (пишем анализируем смотрим презентации , проводим физкультминутки , следим за осонкой и т.д. Использование здоровьесберегающих технологий обучения  позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Заключение

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

(Слайд)29

Преимущество использования современных  технологий

Традиционное обучение: 

построено на объяснительно – иллюстративном методе обучения. Учитель  основное внимание  отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к уроку озабочен поиском наиболее эффективного способа изложения нового материала.  При этом преподнесение информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим  в учебном процессе возникают проблемы, связанные с низким уровнем навыков общения, невозможностью получить развернутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Т.е. учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

(Слайд)30

Преимущество использования современных  технологий заключается в вовлечении  каждого ученика в активный познавательный процесс; роль учителя -  координировать деятельность обучающихся, формировать навыки добывания знаний.

(Слайд)31

Традиционное обучение

1. деятельность обучающихся - воспроизводит то, что услышал на уроке или прочитал в учебнике, т.е. пассивное овладевание знаниями.

Инновационное обучение

1. Поисковая, исследовательская , проектная деятельность обучающихся, т.е. активная познавательная деятельность каждого школьника.

2. Стандартные методы и формы организации образовательного процесса

(Лекция, чтение, демонстрация и т.д.)

2. Методы: проблемный, модульный, модульно-блочный, проектный.

Приемы: работа в парах, группах,

«мозговой штурм» ,

«микрофон»,

«аквариум»,

«Ролевые игры»,

«Пресс –метод»,

«Займи особую позицию» и др.

3. Ограничена речевая деятельность на каждом уроке; во время урока говорят 2-3 ученика, остальные молча слушают; в течении полугодия ученик выступает с сообщением 2-3 раза, а то и  меньше.

3. При работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке, т.е. развивает свою речь, становится коммуникабельным, контактным в различных сферах общения, умеет работать сообща, умеет выходить из различных конфликтных ситуациях.

4. Тишина на уроках, подавляющая инициативу учащихся.

4. Рабочий шум

5. Контролирует и оценивает только учитель.

5. Взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем.

6. Мотивы познавательного интереса:

ученик не осознает учение как личную потребность, стремится получать высокие оценки любой ценой (учеба ради отметки)

6. Осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга.

Вывод: Система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).

Эти задачи возможно решить  при  условии:

 - вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;

 - четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;

- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).

(Слайд34)

Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и, может быть,

я запомню.

Сделай меня соучастником,

и я пойму».

(Слайд36)

Спасибо за внимание!