Типы родительской любви
статья на тему

Ионова Оксана Анатольевна

О стилях семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Типы родительской любви

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребёнка родители составляют первую общественную среду, которая выполняет функцию поддержки безопасности его внутреннего психологического мира. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Но у каждого родителя свои представления о заботе и любви. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа особенностей собственной личности. Ведь именно родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Некоторые исследователи (Боулби Д., 1989; Шефер И.С., 1965) считают, что разнообразие родительского воспитания диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Данное утверждение можно часто услышать, но затруднительно получить объяснение, что же это такое – хорошие родители. Многие родители считают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы. Но одних знаний мало. Я. Корчак подчеркивал, что ни одна книга, ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют себе, что ребенку должно и что ему можно, которые в каждые момент времени точно знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли его наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были неправы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их или иных вредных привычках, часто высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы, выражают сомнения в психическом здоровье детей.

Конечно, ни повышенная родительская уверенность, ни повышенная тревожность никак не содействуют успешному родительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимума, нормы, идеала. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Действительно, можно ли думать, что за долгие годы воспитания ребенка родители не сделали ни одной ошибки. Ведь быть родителями учатся все. И чтобы стать хорошими родителями важны определенные личностные предпосылки, в частности, эмпатия. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие), как составляющие любви, являются одной из значимых образующих человека.

Чтобы понять и действительно осмыслить явление родительской любви, рассмотрим понятие любви в широком смысле слова.

«Любовь, что движет солнце и светила», - так говорили мудрецы о самом прекрасном чувстве, которое присуще человеку. Любовь исцеляет, возвращает к жизни, наполняет силами.

В психологии любовь есть: «высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.); интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости».

 В мировой культуре и искусстве любовь – одна из фундаментальных и общих тем. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

В Христианской культуре в целом и Православной культуре в частности, любовь прекрасная и удивительная добродетель. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». В.С. Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и людьми изображаются преимущественно как супружеский союз. Исходя из этого, он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а ЛЮБОВЬ. Т.о. любовь рассматривается и как философская категория, в виде субъектного отношения, чувства, направленного на предмет любви и выступает как индикатор счастья.

В.С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:

Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;

Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;

Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым

Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  • Жалости, преобладающей в родительской любви;
  • Благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  • Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви

Итак, рассмотрим родительскую любовь.

Э. Фромм (1998) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе — матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой — от назойливости до полного равнодушия.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности

Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать, слушать и слышать маленького человека. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А. С. Спиваковская, исследуя родительские позиции, опирается в основном на понятие «типы любви», которые выстраиваются ею через координаты: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность в отношениях ребенок-родитель. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви:

Типы родительской любви. 

тип родительской любви

Формула семейного воспитания

Отношение к ребёнку

Действенная любовь

Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом.

Симпатия, уважение, близость.

Активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь

Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним.

Симпатия, уважение, но большая дистанция в общении

Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость

Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю.

Симпатия, близость, но отсутствие уважения

Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение

Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит

Симпатия, неуважение, большая дистанция в общении

Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Отвержение

(встречается достаточно редко)

Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела

Антипатия, неуважение, большая дистанция в общении

Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение

Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим

Антипатия, неуважение и малая дистанция в общении

Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование

Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!

Антипатия, уважение, близость

Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ

Я не хочу иметь дело с этим негодяем.

антипатия, уважение, большая дистанция в общении

В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

А.С. Спиваковская (1981) рассматривает родительские установки, как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся и способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения A.С. Спиваковской, родительские установки представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. И характеризует родительские установки по следующим параметрам (А.С. Спиваковская, 2000):

Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:

а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских установок.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок (позиций), отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 г. О. Коннер, приведена ниже.

Типология родительских позиций

Тип позиции

Характерные словесные выражения

Способ поведения с ребёнком

Влияние на развитие ребёнка

Приятие и

Любовь

«Ребенок—центр моих интересов»

Нежность, занятия с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное отвержение

«Ненавижу этого ребёнка, не буду о нём тревожиться»

Невнимательность, жестокость, избежание контактов

Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности

Излишняя требовательность

«Не хочу ребёнка такого, какой он есть»

Критика, отсутствие похвал, придирчивость

Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека

«Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя

Чрезмерные поблажки или ограничения свободы

Инфантилизм, особенно в социальных отношениях,

Неспособность к самостоятельности

Таким образом, в поведении человека всегда присутствуют два аспекта – внешний, воспринимаемый нами, и внутренний – то, что связано со смыслом его поведения, мотивацией, целенаправленностью. Без понимания этой внутренней стороны мы не можем полно и адекватно интерпретировать поведение человека, его поступки и действия.

В психологической литературе понятия «стиль родительского воспитания», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни.

Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я – концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру

Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания.

Стиль воспитания

Эмоц-ая близость

Требования к ребёнку и контроль

Модель общения

Тип личностного развития ребёнка

Демократичес-кий (разумная любовь; принимающе – авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией)

Принятие тепло и любовь

Справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы

Личностно-ориентированная

Оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение)

Авторитарный (автократический; диктат)

Чаще отсутствует, хотя и не исключается

Жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания.

Дисциплинарнаяпостоянные окрики и угрозы

Пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в терана, подобно родителю), лицемерный

Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка»)

Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту.

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль тотальный, порой чрезмерный

Излишняя забота за ребенком

Несамостоятельный, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.

Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи»)

Обожание и любование ребенком

Отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность.

«Жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка)

Несамостоятельный, эгоцентричен

Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация)

Пониженное внимание

Высокие требования

Чрезмерная озабоченность будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами

Тревожный и мнительный

Анархический (потворствующий; либерально попустительский

Пониженное внимание

Отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует

«Заискивающая» (некретиччное отношение)

Эгоистичный, приспособленц

Гипопротекция безнадзорность; мирное сосуществование

Безразличие к ребенку

Отсутствуют

Родители не вмешиваются в жизнь ребенка

Непредсказуемый, гипертимный, асоциотивный.

Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник»)

Отсутствует

Высокие требования к ребенку.

Наказания жестокие, строгие Родители не контактируют с ребенком,

Мечтательным, жестоким. возникают трудности в общении; невротические расстройства

Жестокое обращение (агрессивный)

Отсутствует

Отсутствуют контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои.

Враждебная

Эгоистичным, жестоким [3].

 «В реальной жизни, – замечает В. С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. По ее мнению, в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку» [4].

Исследование влияния различных стилей руководства на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. 

Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей.  Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [2].

Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций стилей семейного воспитания нет. За основу брались эмоциональные компоненты воспитания, и способы воздействия на ребенка, и родительские позиции, и «типы любви» и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные стили воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного (Архиреева Т.В., 1990).

Анализ научных психологических исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его воспитанием ребенка. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

В педагогике А. С. Макаренко был одним из тех, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, он называл их «родительским авторитетом». Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. Истинными являются авторитеты любви, который не может быть без доброты и уважения.

Итак, родительские установки зарождаются задолго до появления на свет. Готовясь, стать любящими родителями, супруги всерьез задумываются о том, что же такое – правильное воспитание. Чаще всего превалирует особое чувство, ощущение, что воспитание ребенка – естественное для каждого человека дело. И это весьма правильное ощущение. Воспитание ребенка – это творческий процесс, творчество индивидуально и безгранично. В этой безграничности и заключено существо любви родителей к своим детям. Уметь любить ребенка – значит много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; быть родителем – значит любить и уважать самого себя.


Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: изд. «Политической литературы», 1987г
  2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
  5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  6. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности, М.: Изд.- МГУ, 1980.
  7. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно, М.: Изд.- Педагогика, 1981.
  8. Спиваковская А.С. Как быть родителями, М.: Изд. Педагогика, 1986.
  9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов, М.: Изд. МГУ, 1988.
  10. Спиваковская А.С. Девять диалогов по психологии обыденной жизни, М.: Изд. Дом интеллектуальной книги 1998.
  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья, М.: изд. Эксмо-пресс, 1999.
  12. Спиваковская А.С. Девять диалогов о психологии обыденной жизни. М.: Беато-Пресс, 2006.
  13. Спиваковская А.С. Двенадцать диалогов о психологии преображения себя и своей жизни, М.: Беато-Пресс, 2006.
  14. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"...

Родительское собрание "О разумной родительской любви"

Родительское собрание на тему "О разумной родительской любви"...

Родительское собрание "Мудрость родительской любви"

Родительское собрание "Мудрость родительской любви"...

родительское собрание "Мудрость родительской любви"

Любовь родителей -  этовозможность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка.Подрастая, дети задают один вопрос:«Вы любите меня?»...

Типы родительской любви

Детский психотерапевт А. С. Спиваковская выделяет несколько типов родительской любви....