Авторская программа дополнительного образования «Вдохновение»
рабочая программа на тему

Леонова Татьяна Борисовна

Авторская программа дополнительного образования

 

 «Вдохновение»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования и духовному воспитанию подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, дворцов творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1avtorskaya_programma_vdohnovenie.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонением в умственном развитии № 1»

Комитета по социальной политике

ПРИНЯТА                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

Решением ППМС совета                                                                      приказом директора ДДИ №1

ДДИ №1                                                                                                 №_______         от ______2015г.

Протокол № _____                                                                                 Директор ДДИ №1

от _____________                                                                                   _____________В.Н.Асикритов

Авторская программа

дополнительного образования

 «Вдохновение»

Автор-составитель:

Леонова Татьяна Борисовна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015

Авторская программа дополнительного образования

 «Вдохновение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования и духовному воспитанию подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, дворцов творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства

Новизна программы

В  детском доме-интернате №1 создан вокальный ансамбль «Вдохновение»  в котором занимаются воспитанники с 18 до 35 лет. Особенность программы «Вдохновение» в том, что она уделяет большое внимание духовному развитию через академическое и церковное пение.

     

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического и духовного  воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного)воспитанники  осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения человека, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы человек, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать  внутреннее эмоциональное состояние. Эта программа, направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной ансамбля «Вдохновение», это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для человека  эстетической и духовной ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 

  • Формирование устойчивого интереса к духовному пению
  • Обучение выразительному пению
  • Обучение певческим навыкам
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях детского дома  через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей воспитанников  разных возрастных групп в вокальной студии за 7 лет обучения соразмерно личной индивидуальности;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром  русских и советских композиторов, классической и духовной музыки. 

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности  детского дома.

    Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал воспитанника, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, адаптироваться в жизни.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, духовными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать человеку, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

В основу программы ансамбля «Вдохновение» для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу певицы Ольги Сочинской, а также личного опыта руководителей ансамбля.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся,  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства духовного, художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы ансамбля «Вдохновение»  положены технологии, ориентированные на формирование православных и общекультурных ценностей обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 7 лет  обучения. Подготовительная группа – 2 года обучения, основная – 5 лет.

Занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 108 занятий, 216 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников ансамбля  не более 14 человек.

   Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение богослужений, театров, музеев и других учреждений культуры.

    Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального  ансамбля в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются  духовными, поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где воспитанники осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности воспитанников.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих воспитанников, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей, богослужений. Участие в православных праздниках и паломнических поездках.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу обучения  участники ансамбля  должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие зала (сцены).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

Ансамбль духовного пения «Вдохновение»

Программное содержание

тема

содержание

кол.

час

формы

методы

1

Введение

«О сотворении мира.

Бог и мы»

Повторение знаний о сотворении мира. Чтение Библии (просмотр икон и репродукций)

6

коллективная

Словесные методы, рассказ, беседа, объяснение, наглядные методы

2

Церковное пение

Закрепление знаний о Божественной Литургии. Слушание духовных песнопений Святый Боже,  Аллилуия,

 Херувимская песнь. Работа по партиям.

62

коллективная,

общая распевка, исполнение хором

рассказ, беседа, объяснение, практический показ мелодии песнопений

педагогом

3

Вокалотерапия

Упражнения на развитие певческого дыхания и вокальную постановку голоса

10

индивидуальная,

во время общехоровой работы

практический показ, упражнения на развитие слуха, дыхания, дикции.

4

Концертная программа

Повторение песен из репертуара В.Малышева «Посвящение», «Сергий Преподобный», «Богородица», «Матушка Алипия», «Батюшка Серафим» и другие духовные хоровые песни.

46

5

Ангельский мир.

Мои именины.

День Ангела. Роль Ангелаов  в творении Бога. Для чего даётся Ангел при крещении? Молитва об Ангеле-Хранителе.

4

коллективная, индивидуальная.

Подготовка к проведению дня Ангела. Изготовление подарков, подготовка к поздравлению именинников

рассказ, беседа.

Выпуск поздравительной газеты.

6

Божественная Литургия в домовой церкви

Пение на клиросе. Подпевание Ектений. Подготовка к исповеди и причастию.

8

коллективная, индивидуальная.

Божественная служба в домовом храме

7

Всенощное бдение

Знакомство с песнопениями Всенощного бдения «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Прослушивание этих песнопений в исполнении детского хора и смешанных хоров.

14

групповая. Разучивание

и пропевание мелодий песнопений каждой партии отдельно: сопрано, альт, бас.

Практический показ голосом, дирижёрским жестом. Пение акапела и под инструмент.

8

Повторение песнопений Всенощного бдения

Прослушивание песнопений «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Разучивание по партиям. Вокальная

работа, работа над текстом.

10

индивидуальная, групповая. Разучивание мелодий и текста. Паломнические поездки.

Объяснение, рассказ, беседа.

Иллюстрации церковная утварь, убранство храма.

Контроль над правильностью выполнения задания.

9

Ветхозаветные пророки

Рассказы о Святом (пророк Симон Богоприимец.)

4

Чтение Евангелия. Просмотр фильма.

10

Подготовка к Рождеству Христову.

Вокальная работа: «Благослови, душе моя, Господа», «Херувимская», «Милость Мира», «Достойно есть».

Пение Рождественских колядок и песен. Постановка спектакля «Вифлиемская ночь».

24

коллективное  прослушивание. Разучивание под аккомпанемент. Индивидуальная работа над интонацией

и текстом.

Организация выездных концертов.

Практический метод контроля над правильностью выполнения задания, работа с учебным материалом.

11

Житие  Св. Бл.Ксении

Петербургской

Подготовка к престольному празднику

4

индивидуальная, групповая работа над разучиванием мелодии и текста

по партиям.

рассказ, беседа,

иллюстрации.

12

Подготовка к празднику Пасхи

Чтение Евангелия, повторение пасхальных песнопений, подготовка к открытому уроку.

12

Пение хором.

Подготовка к поездке на фестиваль «Благовест»

13

Закрепление тем

Встречи с творческими коллективами, посещение выставок, экскурсии, паломнические поездки.

12

Эффективность программы - результаты

Ансамбль «Вдохновение» существует более 10 лет. Это ансамбль духовного пения. Своё начало он берёт с уроков «основ православной культуры». Это первый и подготовительный этап в вокальном творчестве. Беседы на духовные, исторические темы, прослушивание музыкальных произведений, посещение Богослужений – всё это вызывает интерес к музыке и желанию петь красиво. Параллельно мы знакомимся с физиологией человека. Детям я рассказываю о том, как влияет правильное пение на голосовые связки. Мною разработано методическое пособие по основам вокальной техники. На методическом объединении выступала с сообщениями на тему: «Процесс организации вокальной работы с детьми с ограниченными возможностями», «Воздействие музыки, пения, звука на организм». Провела открытое занятие на тему: «Вокальная работа ансамбля «Вдохновение» на основе духовного песнопения «Душе моя» и «Пасха Христова».

      В учебной программе ансамбля большое место уделяется развитию индивидуальных способностей детей, стремлению их к повышению исполнительского уровня, общекультурным, нравственным и духовным ценностям.

Каждую неделю  ансамбль, в качестве клиросного хора, участвует в Богослужении, поёт Литургию и часто по приглашению выезжает в другие церкви области и  г.Санкт-Петербурга.

   Акапельное и церковное пение, регулярная исповедь и причащение святых Христовых Таинств даёт хорошие результаты. На основе церковных песнопений была создана опера «Звезда Вифлиема» и каждый год в Рождественские праздники мы выступаем в детских домах города, ПНИ, на приходах церквей.

   Творческие отношения соединяют наш коллектив с детско-юношеским центром Св.пр.Иоанна Кронштадтского . Участие в ежегодном фестивале «Благовест»  при церкви пр.Андрея Критского приносит нам много радости – ансамбль дипломант этого фестиваля.  Более десяти совместных мероприятий мы провели с учащимися Свято-Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря (спектакли, концерты, Рождественские встречи и Богослужения). Ежегодно принимаем участие в концертах, посвященных Дню инвалидов.  Высокую оценку и одобрение получило выступление в Русском музее г.Санкт-Петербурга.  Являемся дипломантами III-го  открытого детского  фестиваля искусств «Ангел Надежды».

    На основе духовных песнопений коллективом была создана опера «Чудо из чудес» и детская опера композитора Г.Портнова «Ухти-Тухти». Здесь объединяются такие жанры сценического творчества как вокальное и драматическое. Участие в концертах и музыкальных спектаклях даёт возможность творческому раскрытию личности. У ребят формируется потребность в творчестве, самому исполнять, придумывать, показывать, быть понятым. Оперы были показаны не только в детском доме, но и на выезде.

    Творчество рождается там, где есть любовь и взаимопонимание. В репертуаре ансамбля песни о добре, дружбе, любви, о красоте природы. («Дорога добра», «Нам жить в одной стране», «Дом», «Гляжу в озёра синие», «Как прекрасен этот мир» и другие)  всего более 30 песен и романсов. Записано 2 диска CD с песнями ансамбля «Вдохновение».

  Более 2-х лет ансамбль «Вдохновение» сотрудничает с автором исполнителем Валерием Малышевы (г.Киев), который внимательно следит за творчеством ансамбля «Вдохновение» и оказывает практическую помощь и советами  в области техники исполнения произведений, а также предоставил личные «минусовки» своих песен.

    В репертуаре ансамбля «Вдохновение» песни А.Малышева: «Богородице», «Посвящение святым царственным мученикам», «Святой блаженной Ксении Петербуржской», «Преподобному Сергию Радонежскому» и др.

На всероссийском пасхальном фестивале в г.Сергиев Пасад (май 2013г.) ансамбль стал победителем фестиваля и завоевал гран-при с песнями В.Малышева  «Преподобному Сергию Радонежскому» и «Посвящение святым царственным мученикам».

Литература

  • Рождественские литературно-музыкальные композиции, песнопения, стихотворения.  Научно-методический центр «Покров»,  г.Москва -2001г.
  • Обиходные песнопения Всенощного бдения Божественной Литургии. Редактор-составитель М.И.Ващенко, г.Санкт-Петербург -1996г.
  • Романсы русских композиторов.  Песни В.Серебрянникова. Издательство «Музыка»,  г.Москва -1995г.
  •  Сборник хоровых произведений.   Составитель М.А.Назарова, г.Санкт-Петербург -1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Вдохновение"

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, то есть он во всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную т...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Программа дополнительного образования "Вдохновение" (по цветоделию)

Программа по цветоделию рассчитана на 3 года обучения. Основная  идея программы - получение знаний и практических навыков по изготовлению искусственных цветов, составлению из них композиций и офо...

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ "Без творческого вдохновения не рождаются шедевры"

Долгосрочный  проект.Срок реализации 2 года....

Авторская педагогическая разработка. Адаптивная программа по внеурочной деятельности "Природа -источник вдохновения"для 1-4 классов

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕОбучающиеся получат возможность научиться:навыкам самостоятельной музыкально-учебной деятельности;сотрудничать  в ходе реализац...