Программа дополнительного образования "Вдохновение" (по цветоделию)
рабочая программа по теме

Сидельникова Елена Викторовна

Программа по цветоделию рассчитана на 3 года обучения. Основная  идея программы - получение знаний и практических навыков по изготовлению искусственных цветов, составлению из них композиций и оформлению декоративных панно, развитие мотивации к познанию мира цветов, воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vdohnovenie.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

г.Благодарный, Ставропольский край

        

Образовательная программа

«Вдохновение»

(по цветоделию)

Срок реализации: 3 года

Рассчитана: на детей среднего  школьного возраста

                                                                      Составила: Сидельникова Елена Викторовна

                                                                       педагог дополнительного образования

                   

                             

                                                         г. Благодарный

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Большое место в нашей жизни занимают вещи и изделия, выполненные своими руками. Процесс рукоделия творческий, он приносит радость, дает возможность выразить себя, увидеть в привычном и повседневном красоту, гармонию. И очень важно научить этому детей, сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество. В связи с этим предлагается данная программа  «Вдохновение» по цветоделию. В основу программы положены теоретические и практические материалы Л.А.Зайцевой и Н.А.Гликиной, рекомендованные МО РФ.

          Актуальность данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к искусству цветоделия оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате обучения по программе «Вдохновение» обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению искусственных цветов,  составлению композиций из них, что позволит им в будущем применять эти знания на практике как любое ремесло.

          Педагогическая целесообразность программы: основная идея программы – развитие у подрастающего поколения мотивации к познанию и творчеству. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность   высшего уровня познания и преобразования окружающего   и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.

        Цель программы: раскрытие и развитие  творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе средствами искусства цветоделия.

         Задачи:

  1.  Научить технологии изготовления искусственных цветов, дать представление об основах цветоведения и композиции, об основных правилах флористики;
  2. Научить самостоятельно приобретать знания в области изготовления цветов и составления цветочных композиций;
  3. Развивать устойчивый познавательный интерес к растительному миру, миру природы, привлечь внимание к экологическим проблемам;
  4. Развивать творческие способности личности  ребенка,  художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  5. Формировать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через творчество;
  6. Формировать навыки культуры ЗОЖ и заботливого отношения к своему здоровью;
  7. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, приобщить воспитанников к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес  к культуре, традициям и обычаям своей страны;
  8. Воспитывать внимание, трудолюбие, целеустремленность, чувство толерантности, прививать чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу;
  9. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок в музее, экскурсий в природу.

           Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет.  В этом возрасте, когда  у ребят  уже сформированы основные навыки работы с карандашом и ножницами, возникает желание овладеть каким-либо интересным и необычным видом ручного творчества. Цветоделие привлекает их своим разнообразием вариантов изделий, красотой, практическим применением.

        В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора. Состав группы постоянный.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

                                            Режим занятий:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа,

2 год обучения -  3 раза в неделю по 2 часа.

3  год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

        В процессе обучения используются следующие формы занятий:  вводное занятие, итоговое занятие, теоретическое занятие, практическое занятие, экскурсия, выставка.

        В основе методики обучения цветоделию лежит три принципа: восприятие, воспроизведение, творчество.

        Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность,  преемственность, научность.

        Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая  особых трудностей. Такой метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах,  пробуждает интерес к занятиям.

         Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, изучаются морфологические и биологические особенности цветов, которые учитываются при изготовлении изделий, обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, правила поведения в природе во время экскурсий. В экологическом воспитании акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.

         Цветоделие требует использования специальных инструментов, поэтому большое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности при работе с электроплитой,  с горячими, острыми и режущими инструментами.

         Содержание программы дает воспитанникам представления об искусстве цветоделия, об основах составления аранжировок и композиций, формирует умения и навыки по изготовлению искусственных цветов из различных материалов, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.  Подбирая по цвету и фактуре ткань, создавая из нее сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, воспитанники тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о природе, о своих чувствах и настроениях, отражают свое видение мира в целом.

         Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного развития, стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве.

         В план 2-ого и 3-его года обучения внесены часы, рассчитанные на разработку и изготовление индивидуальных работ, что стимулирует творческий потенциал обучающихся, развивает их самостоятельность. 

          Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Поэтому каждый год содержание программы  также корректируется и изменяется.

         Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:

-  качество исполнения;

-  соответствие работы возрасту ребенка;

-  оригинальность идеи.

       Участие в городских и краевых конкурсах и выставках позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся.

                   

                         

                       Условия реализации программы.

Помещение и оборудование

Специальные инструменты и приспособления

Дополнительные материалы

1.Учебный кабинет на 12-15 человек.

2.Учебный стол  5 шт.

3.Рабочий стол -1

4.Рабочий стол педагога -1

5.Стулья – 17

6.Шкафы для хранения материалов – 2-3

7.Полки для выставочных работ –2-3

8.Библиотека с методической литературой

1.Специальные инструменты для цветоделия – бульки;

2.Электрическая плита;

3.Ножницы (для ткани и для проволоки и картона);

4.Шила;

5.Проволока разного диаметра;

6.Клеевой пистолет,

7.Нож-резачок;

8.Подушки из песка, резины разной толщины жесткости.

1.Гофрированная бумага разного цвета;

2.Картон;

3.Вата;

4.Нитки разного цвета и разной толщины, пряжа;

5.Клей ПВА, клей «Титан» или «Дракон»;

6.Краски гуашь, акварель, пищевые и др.;

7.Карандаши простые и цветные;

8.Ленты, тесьма;

9.Крашеная в разные цвета манная крупа;

10.Желатин;

11.Ткань х\б, атлас, шелк разных цветов;

12.Пенопласт в виде шариков;

13.Плитка потолочная

                         

                                        Прогнозируемые результаты

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Будут

знать

-Основные понятия, термины,

-историю возникновения цветоделия;

-основы теории цветоведения;

-особенности изготовления предусмотренных программой изделий.

-Особенности изготовления предусмотренных программой изделий;

-основные

правила построения и составления композиций;

-особенности изготовления предусмотренных программой изделий.

-Особенности изготовления предусмотренных программой изделий;

-теоретические основы аранжировки цветов, флористики, икебаны;

-язык цветов;

-особенности изготовления предусмотренных программой изделий.

Будут

уметь

-Работать со специальными инструментами и материалами;

-организовывать свое рабочее место;

-изготавливать цветы, предусмотренные программой;

-составлять простейшие цветочные композиции.

-Изготавливать цветы, предусмотренные программой;

-составлять более сложные цветочные композиции;

-придумывать и осуществлять творческие проекты.

-Активное стремление к творческому самовыражению

-Придумывать и создавать цветочные композиции разных видов;

-самостоятельно реализовывать свои творческие замыслы. Изготавливать стильные изделия для оформления интерьера.

Будет сформирован

-Интерес к цветоделию,

к изготовлению и составлению  цветочных композиций

-Устойчивый интерес к цветоделию, к изготовлению и составлению  цветочных композиций

-Активное стремление к творческому самовыражению

       Система отслеживания результатов обучения  включает два способа учета знаний, умений и навыков (см. Приложение):

1) критерии оценки качества знаний, умений и навыков (для каждого обучающегося),

2) вопросы для начального, промежуточного и итогового контроля.

        По результатам оценки качества знаний умений и навыков и вопросов  контроля каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материала. Процедура оценивания - собеседование, тестирование (по вопросам контроля), выставки.

        После окончания курса обучения по программе «Вдохновение»  у ребят формируется определенная база знаний, умений и навыков, позволяющая  им продолжить обучение в любом кружке по дальнейшему развитию творческого потенциала  (по интересам), а также в различных учебных заведениях по направлению «Дизайн».

     

           

         Учебно-тематический план

  объединения «Вдохновение» (по цветоделию)

1 год обучения

№№

Тема занятия

Часы всего

Часы теорет.

Часы практ.

1.

Вводное  занятие.            

2

1

1

2.

Инструменты. Технология изготовления.

2

1

1

3.

Бутоньерки.

20

5

15

4.

Полевые цветы       (ромашки, колокольчики,  лютики, маки, васильки).

24

7

17

5.

Рождественские сувениры.

16

4

12

6.

Первоцветы (подснежники, пролески, фиалки, незабудки, мимоза, чистяк).

32

7

25

7.

Садовые цветы (нарциссы, тюльпаны, шиповник, чайные и пионные розы, табак душистый).

46

11

35

8.

Итоговое занятие.

2

1

1

                                            Итого:

144 ч.

37 ч.

107 ч.

Учебно-тематический план

  объединения «Вдохновение» (по цветоделию)

2 год обучения.

№№

Тема занятия

Часы всего

Часы теорет.

Часы практ.

1.

Вводное  занятие.            

2

1

1

2.

Осенние листья и  осенние цветы.

32

8

24

3.

Искусственная зелень.

10

3

7

4.

Составление аранжировок.

6

5

1

5.

 Лилии.

10

3

7

6.

Кувшинки.

8

2

6

7.

Орхидеи.

14

4

10

8.

Изготовление рождественских композиций.

20

5

15

9.

Весенние цветы.

42

10

32

10.

Изготовление комнатных цветов.

14

4

10

11.

Садовые цветы.

44

11

33

12.

Самостоятельная работа

12

3

9

13.

Итоговое занятие

2

2

-

                                     Итого

216 ч.

61 ч.

155 ч.

                           Учебно-тематический план

                объединения «Вдохновение» (по цветоделию) 

                                        3 год обучения.

№№

Тема занятия

Часы всего

Часы теорет.

Часы практ.

1.

Вводное  занятие.            

2

1

1

2.

История искусства составления цветочных композиций.

4

4

-

3.

Цветочный этикет.

6

5

1

4.

Основы композиции.

10

9

1

5.

Осенние композиции

10

3

7

6.

Оформление фоторамок.

16

4

12

7.

Виды композиций  с использованием природных материалов.

14

5

9

8.

Изготовление декоративных деревьев.

20

6

14

9.

Новогодние и зимние композиции и сувениры.

22

5

17

10.

Изготовление отделочных цветов.

16

4

12

11.

Обереги.

18

5

13

12.

Весенние композиции.

14

3

11

13.

Пасхальные композиции.

12

3

9

14.

Изделия из кожи.

18

5

13

15.

Летние композиции.

12

3

9

16.

Самостоятельная работа.

20

3

17

17.

Итоговое занятие

2

2

-

                                                                   Итого                  

216 ч.        

70 ч.

146 ч.

Содержание

программы «Вдохновение»

1 год обучения

  1. Вводное занятие.

Введение в цветоделие. Знакомство с планом работы на год. Экскурсия «Цветы вокруг нас».

  1. Инструменты. Технология.

Знакомство со специальными инструментами, вспомогательными и дополнительными материалами. Обработка ткани желатином. Виды ткани, подходящие для изготовления цветов.

Практическая часть.

Овладение приемами обработки ткани. Изготовление выкроек.

  1.  Бутоньерки.

Бутоньерки  по выкройкам № 1, № 2, № 3. Понятие об украшениях на одежду. История возникновения бутоньерок. Применение в наши дни.

Ветка яблони. Строение цветка яблони.

«Цветочек в горшочке». Изготовление варианта цветущего комнатного растения. Особенности изготовления и оформления.

Практическая часть.

Отработка приемов обработки деталей, подготовка проволоки, изготовление тычинок упрощенного вида. Усложнение формы выкроек. Изготовление тычинок из ниток. Закрепление приемов обработки   и сборки  мини-букетов. Сборка ветки яблони.

  1. Полевые цветы.

Ромашка. История появления в России. Особенности строения цветка ромашки. Разнообразие семейства сложноцветных. Лекарственные свойства ромашки аптечной.

Колокольчик. Особенности строения цветков колокольчика. Многообразие разновидностей видов колокольчиков. Редкие виды, занесенные в Красную Книгу Ставропольского края.

Лютик. Особенности строения цветков лютика. Разнообразие видов. Биологические особенности.

Мак. Особенности строения цветков мака. Дикорастущие и садовые формы мака. Строение коробочки. Использование в пищевой промышленности.

Василек. Особенности строения цветков василька.  Разнообразие цветовой гаммы. Биологические особенности. Экология вида.

Практическая часть.

Изготовление цветка. Изготовление сердцевины цветка ромашки (из пенопласта, из пуговицы). Изготовление листьев. Особенности обработки деталей. Сборка деталей.

Изготовление цветков и бутонов колокольчика. Изготовления тычинок. Изготовление листьев.

Изготовление  цветков и листьев лютика. Сборка букетика лютиков.

Изготовление  цветков мака. Изготовление коробочки мака и тычинок. Изготовление листьев.

Изготовления цветков василька. Изготовление утолщенной чашечки. Изготовление листьев.

Оформление полевого букета, панно, композиций. Декорирование сухоцветами, отделочной лентой.

  1. Рождественские сувениры.

«Рождественский цветок».  Пуансеттия – «рождественская звезда».  Происхождение, символика, возможность разнообразного использования в новогодних композициях. Как встречают Новый год в разных странах. Особенности и традиции. Символ Нового года - ёлка.

Новогодние игрушки.

Практическая часть. Изготовление «рождественской  звезды». Подбор цветовой гаммы.  Оформление новогодних композиций. Изготовление новогодних игрушек, сувениров.

Выставка «В ожидании ёлки».  Выставка работ обучающихся.

  1. Первоцветы.

Подснежники, пролески, фиалки, незабудка, мимоза, чистяк. Морфологические и биологические особенности растений-первоцветов, их охрана, экология. Разнообразие формы лепестков и листьев. Цветовая гамма весенних цветов. Виды, занесенные в Красную Книгу Ставропольского края. Легенды, связанные с цветами–первоцветами.

Практическая часть.

Изготовление цветков подснежника. Особенности изготовления тычинок. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков пролесок. Особенности изготовления тычинок. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков фиалок. Особенности обработки деталей цветка, изготовления тычинок. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков незабудки. Особенности изготовления тычинок. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков мимозы из шариков пенопласта. Особенности изготовления листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков чистяка. Особенности изготовления тычинок. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление букетов, сувениров, панно. Составление композиций.

Выставка «Милой маме». Выставка работ обучающихся.

Экскурсия в природу «Весенняя прогулка». Изменения в природе. Знакомство с первыми весенними растениями.

  1. Садовые цветы.

Нарцисс. Морфологические и биологические особенности. Цветовая гамма. История распространения, легенды.

Тюльпан. Морфологические и биологические особенности. Разнообразие сортов и форм. Цветовая гамма. История происхождения, легенды.

Шиповник. Морфологические и биологические особенности.  Лекарственные свойства.

Розы. Морфологические и биологические особенности. Происхождение и распространение. Легенды. Чайные розы. Сорта, виды мелких роз. Пионные розы. Разнообразие сортов, видов. Цветовая гамма. Использование человеком.

Герберы. Морфологические и биологические особенности. Разнообразие сортов и форм. Цветовая гамма.

Табак душистый. Морфологические и биологические особенности. Ядовитые родственники. Вред курения.

Практическая часть.

Изготовление цветка нарцисса обыкновенного. Изготовление деталей цветка. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков тюльпанов. Изготовление деталей лепестков. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветка шиповника. Особенности подкраски лепестков венчика.  Изготовление сложных листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков чайных роз. Особенности подкраски лепестков венчика. Изготовление сложных листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков пионных роз. Особенности подкраски лепестков венчика. Изготовление сложных листьев. Обработка и сборка деталей.

Изготовление цветков герберы. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей. Оформление изделия.

Изготовление цветка табака душистого. Особенности сборки детали венчика. Изготовление листьев. Обработка и сборка деталей.

Оформление букетов, панно, композиций. Декорирование сухоцветами, отделочной лентой.

 Экскурсия в природу «Вот и лето пришло». Изменения в природе. Знакомство с цветущими растениями города.  

  1. Итоговое занятие.

Итоговая выставка. Анализ работ. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.

                 

Содержание

программы «Вдохновение»

  1. год обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год. Экскурсия «Осень в природе».

  1. Осенние листья и цветы.

Причины сезонного изменения окраски листьев. Разнообразие формы и цветовой гаммы осенних листьев.

Осенние цветы: астра, хризантема, георгин. Знакомство с разнообразием видов и сортов осенних цветов. Биологические и морфологические особенности.  Цветовая гамма. История происхождения и распространения цветов. Основы правильного составления  композиций с использованием крупных цветов.

Практическая часть.

Изготовление и подкраска деталей осенних листьев разной формы. Сборка и оформление осеннего букета. Сборка и оформление осенней веточки.

Изготовление бутонов, цветка, листьев астры. Особенности обработки и сборки изделия.

Изготовление цветков и листьев хризантемы. Особенности обработки и сборки изделия.

Изготовление цветков и листьев георгинов.  Изготовление цветков разных видов. Виды обработки лепестков  георгинов. Особенности обработки и сборки изделия.

Оформление букетов, панно, композиций. Декорирование сухоцветами, отделочной лентой.

  1. Искусственная зелень.

Знакомство с зеленью для аранжировок: папоротники разных видов, аспарагусы. Их морфологические и биологические особенности.

Хмель как декоративное зеленое растение. Его особенности, свойства.

Практическая часть.

Изготовление папоротников 2 видов: нефролепис, «венерин волос».

Изготовление аспарагуса. Особенности изготовления.

Изготовление веточки хмеля с шишками. Особенности обработки и сборки деталей.

  1. Составление аранжировок.

История аранжировки. Виды букетов. Искусство «икебана». Виды ваз и сочетание их с видом букета. Использование искусственных цветов и сухоцветов в букетах и композициях.

Практическая часть.

Изготовление аранжировки на основе полученных знаний. Соблюдение принципов построения композиций в стиле «икебана».

  1. Лилии.

Лилии. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Разнообразие семейства лилейных. Цветовая гамма. Строение цветка. Редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную Книгу Ставропольского края.

Практическая часть.

Изготовление цветка лилии. Упрощенный вариант. Лепестковый вариант. Особенности изготовления тычинок. Особенности подкраски лепестков.  Особенности обработки и сборки деталей. Оформление букетов.

  1. Кувшинки.

Кувшинки. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка, листьев.  

Практическая часть.

Изготовление цветка кувшинки. Особенности изготовления тычинок. Вариант изготовления кувшинки в виде игольницы. Изготовление сердцевины из поролона.  Подкраска лепестков. Изготовление листьев кувшинки. Сборка изделия.

 7. Орхидеи.

Орхидеи. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Знакомство с разнообразием семейства орхидных. Цветовая гамма. Особенности строения цветка видов фаленопсис, каттлея. Редкие и охраняемые виды орхидей  нашего края. Использование человеком (ваниль).

Практическая часть.

Изготовление цветков орхидей: фаленопсис, каттлея. Изготовление выкроек по фото. Изготовление, обработка и сборка цветка орхидеи. Особенности подкраски. Нанесение штрихов, точек разводов. Изготовление листьев. Сборка изделия. Оформление.

8. Изготовление рождественских композиций.

«Рождественская» веточка – падуб с ягодами. Символ Рождества. Биологические особенности растения падуб. Разнообразие хвойных. Биологические особенности ели, сосны, пихты. Ароматерапия. Фитонциды.

Практическая часть.

Изготовление «рождественской веточки» с ягодами. Особенности и варианты изготовления ягод. Оформление букета, веночка. Изготовление веточки ели: плоский и объемный варианты. Оформление композиций, панно, веночка.

Выставка «В ожидании елки». Выставка работ обучающихся.

9.  Весенние цветы.

Весенние цветы -  крокусы, примула, одуванчик, нарцисс корончатый, ветреница, анемоны, анютины глазки (виола). Морфологические и биологические особенности весенних цветов, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Оформление  панно и композиций к празднику 8 Марта.

Практическая часть.

Изготовление весенних цветов. Крокусы, примула, одуванчик, нарцисс корончатый, ветреница, анемоны, анютины глазки (виола). Изготовление цветка. Особенности подкраски. Изготовление тычинок. Изготовление листьев. Особенности обработки деталей. Сборка и оформления изделия. Оформление букета, панно.

Использование искусственных цветов в композициях и аранжировках,  сочетание их  с формой и видом букета

Выставка «Милой маме». Выставка  праздничных панно, букетов, сувениров.

10. Изготовление комнатных растений.

Разнообразие комнатных растений. Цветущие и  нецветущие формы комнатных растений. Комнатная фиалка – фиалка узамбарская. Морфологические и биологические особенности. История происхождения и распространения. Особенности окраски лепестков венчика.

Плющ. Морфологические и биологические особенности, экология. Зеленая и пестролистная формы.

Практическая часть.

Изготовление комнатных фиалок. Особенности конструирования выкроек фиалок разных видов. Изготовление цветков. Особенности подкраски и обработки цветков фиалок разных видов. Изготовление листьев. Сборка и оформление изделий.

Изготовление  плюща. Изготовление выкроек плюща. Подкраска деталей. Подготовка проволочек. Поэтапное выполнение работы. Обработка деталей. Сборка и оформление веточек. Способы закрепления изготовленных растений в горшочках. Оформление изделий.

 11. Садовые цветы.

Жасмин. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. История происхождения и распространения цветов.

Подсолнух. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. История происхождения и распространения цветов.

Клематис. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Ирис. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Пион. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Гиацинт. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Гвоздика. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Гладиолус. Морфологические и биологические особенности, экология, легенды. Особенности строения цветка. Разнообразие цветовой гаммы. Знакомство с разнообразием видов и сортов. История происхождения и распространения цветов.

Особенности оформления  панно и композиций.

Практическая часть.

Жасмин, подсолнух, клематис, ирис, пион, гиацинт, гвоздика, гладиолус. Изготовление цветков. Особенности подкраски. Изготовление тычинок. Изготовление листьев. Особенности обработки деталей. Сборка и оформления изделий. Оформление букетов, панно, композиций.

12. Самостоятельная работа.

Практическая часть.

Разработка индивидуальных проектов. Создание эскизов. Работа с литературой. Подготовка теоретической части. Изготовление индивидуальной работы.  Оформление индивидуальной работы. Защита индивидуальных проектов.

11. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Анализ работ.

Содержание

программы «Вдохновение»

      3 год обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год. Экскурсия в природу.

  1. История искусства составления цветочных композиций.

История букета. Средневековье. Эпоха Возрождения, 18-19 век, 20 век. Современные композиции в стиле «модерн». Стиль «бидермейер». Пропорции составления букета. Линия Хогарта.

  1. Цветочный этикет.

Виды и назначение букета. Круглые, односторонние букеты. Массовые букеты. Искусство вручать и принимать цветы. Цветы как подарок. Бутоньерки. Цветы на столе: повседневные композиции. Особенности составления, разнообразие вариантов. Цветы на праздничном столе:  парадные приемы (банкеты), вечерний стол, домашние приёмы.

  1. Основы композиций.

Композиционная основа аранжировки. Замысел, конструкция, масштаб, пропорция, гармония, ритм. Фон, контраст, фактура. Цветовая гамма в композиции. Символика цвета. Цветовые сочетания. Особенности аранжировок японских мастеров. История, виды икебаны. Законы и правила работы. Различные школы, стили, символика. Структура икебаны. Вазы в икебане. Подбор пропорций.

Практическая часть.

Изготовление видов икебаны с использованием искусственных цветов и искусственной зелени.

  1. Осенние композиции.

Просмотр композиций на фото и рисунках. Выбор композиции. Составление эскизов. Вариативность композиций, аранжировок. 

Практическая часть. Изготовление осенних композиций. Различные виды оформления рамочек. Изготовление искусственных цветов для осенних композиций. Декорирование композиций.

  1. Оформление фоторамок.

Разнообразие материалов для изготовления фоторамок. Вариативность  размера, формы, цветовой гаммы для оформления фоторамок. Декорирование фоторамок искусственными цветами, деталями из соленого теста или гипса.  Использование декоративных лент, тесьмы, бижутерии, бисера, кусочков натуральной кожи разного цвета и фактуры.

Практическая часть.

Изготовление фоторамок, различных по форме, размеру. Изготовление искусственных цветов для оформления фоторамок. Использование различных видов и способов оформления декора.

  1. Виды композиций с использованием природных материалов.

Виды  композиций на корневищах, пнях, коре деревьев, спилах, трутовиках.  Изготовление декоративных шаров, веночков, «сердечек».

Практическая часть.

Оформление композиций на коре деревьев.  Изготовление декоративных шаров, веночков, «сердечек». Изготовление искусственных цветов для оформления декоративных шаров, веночков, «сердечек». Поэтапное выполнение работы.

  1. Изготовление декоративных деревьев.

Виды миниатюрных деревьев – бонсай. Знакомство с разнообразием вариантов. Составление эскиза для изготовления. Использование сухих декоративных веток и искусственных цветов для оформления миниатюрных деревьев - бонсай.

Виды миниатюрных декоративных деревьев. Украшение интерьера. Составление эскизов. Основа декоративного дерева - шар из пенопласта. Виды кашпо.

Практическая часть.

Изготовление миниатюрных деревьев – бонсай. Подбор и подготовка материалов для оформления миниатюрных деревьев - бонсай.  Использование сухих декоративных веток. Изготовление  искусственных цветов и листьев для оформления миниатюрных деревьев - бонсай. Изготовление миниатюрных декоративных деревьев. Подготовка основы - шара из пенопласта. Подготовка кашпо. Сборка и декорирование изделия.

  1. Новогодние и зимние композиции и сувениры.

Виды  и разнообразие новогодних и зимних композиций. Выбор композиции по открыткам и фото. Составление эскизов. Вариативность композиций, аранжировок. Разнообразие новогодних сувениров. Объемные игрушки.

Практическая часть.

Изготовление  новогодних и зимних композиций. Изготовление искусственных цветов для оформления  новогодних и зимних композиций. Различные виды оформления рамочек. Декорирование композиций. Изготовление новогодних сувениров, объемных игрушек.

Выставка «В ожидании ёлки». Праздничные мероприятия,  посвященные встрече Нового года.

  1.  Изготовление отделочных цветов.

Использование искусственных цветов для  украшения одежды. Разнообразие отделочных цветов. Цветы для украшения платья, одежды. Цветы для украшения летних шляп. Отделочный цветок – роза. Отделочный цветок – хризантема. Особенности изготовления отделочных цветов из бархата и велюра.

Практическая часть.

Изготовление отделочных цветов для украшения платья, одежды, летних шляп. Особенности изготовления отделочных цветов – розы, хризантемы. Особенности работы с бархатом, велюром,  изготовление цветов из них.

  1.  Обереги.

Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями, приметами. Символика оберегов.

Поделки «Оберег-веничек», «Домовенок», «Семейный оберег» (домовушка). Использование  натуральной щетины, кусочков коры, мешковины,  семян разных растений, ленты и тесьмы для изготовления оберегов.

Практическая часть. Изготовление поделок «Оберег-веничек», «Домовенок», «Семейный оберег». Изготовление декоративных деталей из соленого теста. Окраска декоративных деталей. Изготовление туловища домовенка из мешковины. Изготовление шляпы домовенка. Изготовление искусственных цветов.   Декорирование  изделия семенами, лентами, тесьмой. Оформление изделий.

  1.  Весенние композиции.

Просмотр композиций на фото и рисунках. Выбор композиции. Составление эскизов. Вариативность композиций, аранжировок. 

Практическая часть.

Изготовление весенних композиций. Изготовление искусственных цветов для оформления Различные виды оформления рамочек. Декорирование композиций.

  1.  Пасхальные композиции.

Выбор аранжировок и композиций по открыткам и фото. Составление  эскизов. Подбор цветовых сочетаний. Виды орнамента для росписи пасхальных яиц.

Практическая часть.

Изготовление пасхальных аранжировок и композиций. Изготовление пасхальных яиц в технике папье-маше. Роспись пасхальных яиц. Орнамент. Изготовление искусственных цветов для пасхальных корзиночек. Оформление и декорирование пасхальных композиций.

  1.  Изделия из кожи.

Знакомство с особенностями и разнообразием материала. Виды и особенности обработки кожи. Отработка приемов.

Картины из кожи «Бонсай»,  «Яблоневый цвет»,  «Цветущее дерево», «Розы». Изготовление деталей. Поэтапное выполнение работы. Сборка деталей. Оформление изделия.

Практическая часть.

Изготовление картин из кожи «Бонсай»,  «Яблоневый цвет»,  «Цветущее дерево», «Розы». Изготовление деталей. Поэтапное выполнение работы. Сборка деталей. Оформление изделий.

  1.  Летние композиции.

Просмотр композиций на фото и рисунках. Выбор композиции. Составление эскизов. Вариативность композиций, аранжировок. 

Практическая часть.

Изготовление летних композиций. Изготовление искусственных цветов для оформления летних композиций. Различные виды оформления рамочек. Декорирование  и оформление композиций.

  1.  Самостоятельная работа.

Практическая часть.

Разработка индивидуальных проектов. Создание эскизов. Работа с литературой. Подготовка теоретической части. Изготовление индивидуальной работы. Поэтапное выполнение работы. Оформление индивидуальной работы. Защита индивидуальных проектов.

  1.  Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Анализ работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

          Программа рассчитана на средний школьный и подростковый  возраст. Психологические особенности подростков учитываются содержанием программы, которая реализуется в форме практических занятий, где ребята имеют возможность раскрыть собственный потенциал, удовлетворить коммуникативные  потребности, получают знания, способствующие осмысленной начальной профориентации. В ходе занятий проявляются личностные особенности обучающихся, формируется адекватная самооценка своих способностей.

         Образовательные, воспитательные и развивающие задачи программы направлены на расширение кругозора обучающихся, а также знаний по биологии и экологии родного края, обучение навыкам работы с разнообразной методической литературой, развитие самостоятельности, творческих способностей,  чувства коллективизма.

       Для организации образовательного процесса по данной программе применяются следующие педагогические технологии: групповая (включая одновременную работу со всей группой, работу в парах) и индивидуальная работа.

       При реализации программы используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Наиболее широко используются:

 -  иллюстративный  (объяснение  сопровождается  демонстрацией наглядного материала),

-  репродуктивный  (воспроизведение),

-  проблемно-поисковые (ставится задача и вместе с детьми ищутся пути её решения),

-  практические,

-  методы самостоятельной работы.

           Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок.

         Широко используются организационные формы, основанные на взаимодействии педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе: беседа, лекция, экскурсия, практическая работа, выставка. Нетрадиционные формы организации деятельности детей: конкурсы, викторины, путешествия, защита проектов и разнообразные творческие работы.

        Для обеспечения возможно более полного и разностороннего изучения данного курса, знания по теории дополняются практической работой, экскурсиями в природу, в краеведческий музей, на различные выставки. Доля практической работы преобладает, что позволяет более полно формировать весь комплекс знаний, умений и навыков, заложенных программой.

       Использование перечисленных методов, методик и технологий осуществляется с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников.  

                                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ВДОХНОВЕНИЕ»

                                                     1 год обучения

Раздел

Форма занятий

Приемы    и методы организации учебно-воспит. процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Экскурсия, беседа

Групповая работа

Живая природа

Собеседование   

     

Инструменты, ТБ

Теоретическое занятие, практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа

Инструменты

Собеседование

Бутоньерки

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, гербарий, методическая литература, иллюстрации

Выставка

Полевые цветы

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, соломка, методическая литература

Выставка

Рождественские сувениры.

Практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа, групповая работа

 Природный материал, образцы, иллюстрации

Выставка

Первоцветы.

Практическое занятие, беседа        

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы изделий, иллюстрации природный материал

Выставка

Садовые цветы

Практическое занятие, беседа        

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы, иллюстрации, природный материал

Выставка

Итоговое занятие

выставка

Групповая работа

Образцы изделий

Выставка, собеседование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ВДОХНОВЕНИЕ»

2 год обучения

Раздел

Форма занятий

Приемы              и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Экскурсия, беседа

Групповая работа

Живая природа

собеседование

Осенние листья и  осенние цветы.

Практическое занятие, беседа 

Групповая работа, индивидуальная работа

образцы,  метод. Литература, иллюстрации

Выставка

Искусственная зелень.

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Составление аранжировок.

Теоретическое занятие, беседа, практическое занятие

Групповая работа, индивидуальная работа

образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

 Лилии.

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

образцы,  метод.  литература, иллюстрации

Выставка

Кувшинки.

Практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа

образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Орхидеи.

Практическое занятие,  беседа        

Индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Изготовление рождественских композиций.

практическое занятие, беседа выставка        

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы, иллюстрации, методическая литература

Выставка

Весенние цветы.

Практическое занятие, беседа      выставка

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы,  метод.  литература, иллюстрации

Выставка

Изготовление комнатных цветов.

Практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы,  метод.  литература, иллюстрации

Выставка

Садовые цветы.

Практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Самостоятельная работа

Теоретическое занятие, практическое занятие, беседа

Индивидуальная работа, групповая работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка, защита проектов

Итоговое занятие

Выставка

Групповая работа

Образцы изделий

Выставка, собеседование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ВДОХНОВЕНИЕ»

                                                     3 год обучения

Раздел

Форма занятий

Приемы              и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Беседа, практическое занятие        

Групповая работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Собеседование

История искусства составления цветочных композиций.

Теоретическое занятие

Групповая работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Цветочный этикет.

Теоретическое занятие, практическое занятие

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Основы композиции.

Теоретическое занятие, практическое занятие

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Осенние композиции

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Оформление фоторамок.

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Виды композиций  с использованием природных материалов.

Практическое занятие, беседа

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Изготовление декоративных деревьев.

Практическое занятие, беседа      

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Новогодние и зимние композиции и сувениры.

Практическое занятие, беседа,

выставка        

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Изготовление отделочных цветов.

Практическое занятие, беседа      

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Обереги.

Практическое занятие, беседа        

индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Весенние композиции.

Практическое занятие, беседа выставка        

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Пасхальные композиции.

Практическое занятие , беседа        

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Изделия из кожи.

Практическое занятие, беседа      

индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Летние композиции.

Практическое занятие, беседа      

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка

Самостоятельная работа.

Теоретическое занятие, практическое занятие, защита проектов        

Групповая работа, индивидуальная работа

Образцы, метод. литература, иллюстрации

Выставка, защита проектов

Итоговое занятие

Итоговая выставка

Групповая работа

Образцы изделий

Выставка, собеседование

                                     Литература для педагога:

  1. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г.
  2. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани»,
  3. Л.М.Евстратова «Цветы», Москва, «Культура и традиции», 1997 г.
  4. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.
  5. И.С.Утенко «Цветы в букетах и композициях», фотоальбом, 1988 г.
  6. З.П.Кудрячева, О.И Манкевич «Рождение букета», «Феникс», Ростов-на-Дону, 1982 г.
  7. Е.П.Успенская «Флористика» Москва, «Внешсигма», 2000 г.
  8.  В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий», Москва, АСТ «Астрель», 2001 г.
  9. Л.Н. Брагина «Оригинальные искусственные цветы своими руками», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  10.   О.А.Маракаев  «Первый букет»,  Ярославль,  Академия развития,  1999 г.
  11.   Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Объемные картины из кожи»,  «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006 г.
  12.    Е.В.Малахова «Изготовление искусственных цветов», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000 г.
  13.   Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва,  «РОСМЭН»,   1997 г.
  14.    Ю.М.Кирцер «Рисунок, живопись, композиция», Москва, «Высшая школа», 1992 г.
  15.   Н.Лозовая «Аранжировка» (буклет), Москва, «Планета», 1989 г.
  16.   Л.С.Саркисова «Искусство букета» Москва, «Просвещение», 1974 г.
  17.   Н.П.Коноплева «Вторая жизнь вещей», Москва,  «Просвещение»,  1994 г.
  18.   В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  19.   Справочник «Луговые травянистые растения. Биология и охрана», Москва, «Агропромиздат», 1990 г.
  20.   Справочник «Цветовой атлас растений», Братислава, «Обзор», 1990 г.
  21.   В.А.Солоухин «Созерцание чуда»,  Москва, «Современник», 1987 г.
  22.   Н.Н.Капропова «Комнатные растения в интерьере», Изд. Московского университета, 1989 г.
  23.   Справочник «Красная Книга Ставропольского края» т.1 «Растения», Ставрополь, «Полиграфсервис», 2002 г.
  24.   Б.Н.Головкин, Л.А.Китаева, Э.П.Немченко «Декоративные растения СССР», справочник, Москва, «Мысль», 1986 г.
  25.   А Л.Иванов «Редкие и исчезающие растения Ставрополья», Ставрополь, 2002 г.
  26. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 2001 г.
  27.   Г.К.Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина «Познай себя», Москва, «Народное образование», 2001 г.
  28.   Г.К.Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина «Найди  себя», Москва, «Народное образование», 2001 г.

 

        

         Литература для обучающихся  и их родителей:

1. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г.

2. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани»,

3. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.

4.  Н.М.Верзилин «Последам Робинзона», Москва, «Просвещение», 1994 г.

5.  А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО Красный крест, Ставрополь, 1993 г.

6.  Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония  «Большая книга игр и развлечений», Москва, «Педагогика», 1992 г.

7.  А.А.Плешаков «Зеленые страницы», Москва, «Просвещение», 1994 г.

8.  Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва, «РОСМЭН», 1997 г.

9.  О.А.Маракаев  «Первый букет»,  Ярославль,  Академия развития,  1999 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков   объединения «Вдохновение».

  1. Работа с тканью, выкройками.

- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;

- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;

- выполняет работу четко и быстро;

- умеет правильно обрабатывать ткань желатином (подготавливать к работе).

  1. Работа с инструментами.

- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами, электроприборами;

- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими четко и правильно;

- умеет пользоваться схемами при обработке деталей.

  1. Качество выполнения технологических операций.

- правильно подбирает толщину и длину проволоки для деталей;

- правильно и быстро обкручивает проволоку;

- правильно и качественно изготавливает различные виды тычинок;

- соблюдает последовательность технологических операций.

  1. Качество сборки и оформления изделий.

- соблюдает последовательность и аккуратность при  сборке изделия;

- соблюдает последовательность и аккуратность при  сборке букета, панно, композиции;

-  оценка качества выполненной работы в целом.

  1. Творчество, фантазия, креативность.

- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид;

- самостоятельно подбирает цветовую  гамму изделия, композиции;

- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;

- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций.

  1. Знание основных биологических особенностей цветов.  

- знает название изученных цветов;

- знает морфологические и биологические особенности изученных цветов, их экологию, значение для человека;

- знает правила и владеет навыками составления композиций и аранжировок из цветов.

  1. Знание последовательности технологического процесса.

- знает название специальных инструментов;

- знает название и последовательность технологических операций;

- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.

  1. Организация рабочего места.

- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и  наводит порядок  по окончании работы.

                            Оценка критериев:

                    0 баллов – критерий не выполняется;

                    1 балл – критерий выполняется плохо;

                    2 балла -  критерий выполняется хорошо;

                    3 балла - критерий выполняется отлично.

   Низкий  уровень знаний, умений и навыков: 0 – 26 баллов.

   Средний  уровень знаний, умений и навыков: 27 – 51 балл.

   Высокий  уровень знаний, умений и навыков: 52 – 75 баллов.

Вопросы для срезов объединения «Вдохновение».

                  1 год обучения, начало года.

  1. Какие части цветка, растения ты знаешь?
  2. Можешь ли ты назвать 10 названия цветов?
  3. Знаешь ли ты, что такое панно, аранжировка?
  4. Как правильно обращаться с острыми и режущими инструментами?
  5. Оценка качества владения ножницами.

                      1 год обучения, середина  года.

  1. Расскажи о строении цветка.
  2. Назови известные тебе полевые цветы.
  3. Назови специальные инструменты для обработки ткани.
  4. Что такое бутоньерка?
  5. Из каких материалов можно изготавливать тычинки для искусственных цветов?
  6. Как правильно обрабатывать листья с зубчатым краем?
  7. Что такое панно?
  8. Как приготовить раствор желатина для обработки ткани?
  9. Какое растение называют «рождественским цветком»?
  10.  Оценка качества выполнения технологических операций.

                1 год обучения, конец  года.

  1. Какие цветы называют первоцветами? Назови их общие признаки и особенности.
  2. Какие ты знаешь цветы-первоцветы?
  3. Каковы особенности изготовления цветов-первоцветов?
  4. Каковы особенности изготовления нарциссов, их морфологические и биологические особенности?
  5. Каковы особенности изготовления тюльпанов, их морфологические и биологические особенности?
  6. Каковы особенности изготовления чайных и пионных роз, их морфологические и биологические особенности?
  7. Каковы особенности изготовления гербер, их морфологические и биологические особенности?
  8. Каковы особенности изготовления табака душистого, его морфологические и биологические особенности?
  9. Каковы правила подбора цветовой гаммы изделия и фона панно, оформления композиций?
  10.  Оценка качества выполнения технологических операций.

     Вопросы для срезов объединения «Вдохновение».

                        2 год обучения, начало года.

  1. Техника безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами.
  2. Расскажите о строении цветка.
  3. Назовите известные вам осенние цветы.
  4. Знаете ли вы причины изменения окраски листьев осенью?
  5. Как сделать выкройки для изготовления искусственных цветов, используя живые цветы?
  6. Каковы правила подбора цветовой гаммы изделия и фона панно, оформления композиций?
  7. Оценка качества выполнения технологических операций.

  1. год обучения, середина года.

  1. Назовите растения, цветущие осенью.
  2. Каковы особенности подкраски осенних цветов?
  3. Каковы особенности изготовления астр, их морфологические и биологические особенности?
  4. Каковы особенности изготовления хризантем, их морфологические и биологические особенности?
  5. Каковы особенности изготовления георгинов, их морфологические и биологические особенности?
  6. Каковы особенности изготовления искусственной зелени, их морфологические и биологические особенности?
  7. Каковы особенности изготовления лилий, их морфологические и биологические особенности?
  8. Каковы особенности изготовления кувшинок, их морфологические и биологические особенности?
  9. Каковы особенности изготовления орхидей, их морфологические и биологические особенности?
  10. Каковы особенности изготовления  рождественской веточки с ягодами?
  11.  Каковы особенности изготовления веточек ели, их морфологические и биологические особенности?
  12.  Расскажите об истории возникновения цветочной аранжировки.
  13.  Расскажите об особенностях  создания букетов и композиций разных видов.
  14.  Каковы правила составления аранжировок в стиле «икебана»?
  15.  Оценка качества выполнения технологических операций.

           

                                2 год обучения, конец года.

  1. Каковы особенности изготовления крокусов, их морфологические и биологические особенности?
  2. Каковы особенности изготовления примул, их морфологические и биологические особенности?
  3. Каковы особенности изготовления одуванчиков, их морфологические и биологические особенности?
  4. Каковы особенности изготовления ветрениц и анемонов, их морфологические и биологические особенности?
  5. Каковы особенности изготовления «анютиных глазок», их морфологические и биологические особенности?
  6. Каковы особенности изготовления комнатных фиалок, их морфологические и биологические особенности?
  7. Каковы особенности изготовления плюща, его морфологические и биологические особенности?
  8. Каковы особенности изготовления ветки жасмина, его морфологические и биологические особенности?
  9. Каковы особенности изготовления цветка подсолнуха, его морфологические и биологические особенности?
  10. Каковы особенности изготовления клематиса, их морфологические и биологические особенности?
  11. Каковы особенности изготовления ирисов, их морфологические и биологические особенности?
  12. Каковы особенности изготовления пионов, их морфологические и биологические особенности?
  13. Каковы особенности изготовления гиацинтов, их морфологические и биологические особенности?
  14. Каковы особенности изготовления гвоздик, их морфологические и биологические особенности?
  15. Каковы особенности изготовления гладиолусов, их морфологические и биологические особенности?
  16. Оценка качества выполнения технологических операций.

Вопросы для срезов объединения «Вдохновение».

 3 год обучения, начало года.

  1. Каковы особенности подбора цветовых сочетаний в изделии.
  2. Что называют аранжировкой, композицией?
  3. Как называется японское искусство цветочной аранжировки?
  4. Каковы особенности изготовления искусственной зелени?
  5. Разработайте и самостоятельно изготовьте выкройку любого цветка.
  6. Оценка качества выполнения технологических операций.

                 3 год обучения, середина года.

  1. Каковы виды и назначение букета?
  2. Расскажите об истории составления цветочных композиций.
  3. Что такое замысел композиции, конструкция, фактура, контраст, пропорция?
  4. Каковы законы и правила икебаны?
  5. Каковы особенности изготовления осенних композиций?
  6. Каковы особенности изготовления  и оформления фоторамок?
  7. Каковы особенности изготовления декоративных «шаров», «веночков», «сердечек»?
  8. Что такое бонсай?
  9. Каковы особенности изготовления декоративных мини-деревьев?
  10.  Каковы особенности изготовления новогодних и зимних композиций?
  11.  Оценка качества выполнения технологических операций.

 3 год обучения, конец года.

  1. Каковы особенности изготовления отделочных цветов?
  2. Расскажите об особенностях работы с шелком, бархатом, велюром.
  3. Что такое обереги? Назовите их виды.
  4. Каковы особенности изготовления деталей из соленого теста?
  5. Каковы особенности изготовления  и декорирования оберегов?
  6. Каковы особенности изготовления  весенних композиций?
  7. Каковы особенности изготовления  пасхальных композиций?
  8. Каковы особенности работы с кожей (техника безопасности)?
  9. Каковы особенности изготовления панно из кожи?
  10.  Каковы особенности изготовления летних композиций?
  11.  Оценка качества выполнения технологических операций

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

П О Д Г О Т О В К А    Т К А Н И    Д Л Я   Ц В Е Т О Д Е Л И Я

  1. Приготовьте  чистую  выглаженную ткань – ситец, сатин, батист, крепдешин, шелк, креп-сатин, креп-атлас, атлас и т.п. (размером не более 40х50 см).
  2. В эмалированную посуду насыпьте 10 грамм желатина ( 1 ст.ложку с горкой), залейте 1 стаканом холодной воды (200 мл).
  3. Через 40-60 минут перемешайте смесь и поставьте на электроплиту или на газ (слабый огонь). Постоянно помешивайте, пока желатин не растворится, ещё немного прогрейте раствор.

                    К И П Я Т И Т Ь   Р А С Т В О Р  Н Е Л Ь З Я !

  1. Расстелите ткань на столе, смочите кусочек губки  (поролона) в смеси и нанесите на ткань, постепенно пропитывая её.
  2. Сушите, перекинув ткань через две параллельно натянутые нити. Или на одной нити, закрепив ткань прищепками за самый край.
  3. Пропитайте раствором желатина всю подготовленную ткань (насколько хватит раствора).
  4. Если в процессе пропитки желатин станет загустевать, то его необходимо подогреть, иначе на ткани появятся белые разводы.
  5. Высушенную ткань хранят скрученной в рулончики.

                               Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

                П О Р Я Д О К    И З Г О Т О В Л Е Н И Я    И З Д ЕЛ И Я

  1. Приготовьте конверт  с выкройками, отберите нужные детали.
  2. Подберите ткань необходимого цвета.
  3. Переведите выкройки на ткань в нужном количестве, экономно и правильно располагая их на ткани.
  4. Вырежьте детали, оставляя линию контура на обрезках.
  5. Нарежьте необходимое количество проволочек  специально для этого предназначенными ножницами, подбирая проволоку по длине и толщине.
  6.  Обкрутите проволоку креповой бумагой, подбирая оттенки цвета.
  7. Проведите срединную жилку с изнанки  листиков однорезным ножом, вклейте проволоку.
  8. Изготовьте сердцевинку (тычинки).
  9. Обработайте  венчики цветков и листики  горячими инструментами.
  10. Соберите изделие, скрепляя детали в  нужных местах клеем.

                                   Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

             В Ы Р Е З А Н И Е     И     П О Д Г О Т О В К А    Д Е Т А Л  Е Й

  1. Отрежьте часть ткани с обведенными деталями, остаток ткани уберите на место.
  2. Разрежьте ткань с деталями на отдельные части.
  3. Вырежьте каждую деталь, следуя линии контура.  Линию контура оставляйте  на обрезках (обрезайте).
  4. Соблюдайте правило – заостренные части деталей вырезайте от уголка в обе стороны.
  5. Вырезанные детали сложите аккуратно перед собой.
  6. На венчиках шилом сделайте дырочки:  деталь прокалывайте на резине, а затем, держа деталь между пальцами, проколите шилом дырочку как  можно глубже, делая её больше.
  7. Если есть необходимость  -  надрежьте венчик между лепестками (по направлению к дырочке).
  8. Детали готовы.
  9. Если есть необходимость  в подкраске деталей венчика или листьев, сделайте это сразу после вырезания.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

И З Г О Т О В Л Е Н И Е    Л И С Т Ь Е В

  1. Вырежьте детали листьев и приготовьте проволочки для них.
  2. Проведите однорезным ножом срединную жилку на листе с изнанки (обычно это та сторона, где остаются следы от контуров или какие-либо загрязнения).
  3. Приложите проволоку в полученную бороздку (срединную жилку), отмеряя длину вклеивания.
  4. Намажьте отмеренный участок проволоки клеем с одной стороны и вложите намазанную проволоку  в бороздку. Прижмите проволоку пальцами и немного подержите.
  5. Отодвиньте деталь в сторону для подсыхания (10-15 минут).
  6. Пока листья подсыхают,  сделайте перерыв или займитесь другим видом работы (подготовка тычинок, подкраска  или обработка венчика).
  7. После подсыхания деталей проведите по срединной жилке листика с лицевой стороны двурезным ножом (как по «рельсам»).
  8. Коротким однорезным ножом проведите боковые жилки (соответственно схеме на выкройке), сначала с лицевой стороны, а затем между ними с изнаночной.
  9. Если есть зубчики: проведите с лицевой стороны однорезным ножом – между зубчиками, а с изнанки – по каждому зубчику. Иногда зубчики с изнанки обрабатывают кольцом (согласно схеме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...