"Кто остановит словесный камнепад?"
статья (5 класс) на тему

Буцик Ольга Витальевна

Размышления о чистоте языка и мыслей. Опыт работы учителя, преподающего основы православной культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буцик Ольга Витальевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приозёрная средняя общеобразовательная школа»,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

Православная культура русского народа как основа

духовно-нравственного воспитания.

Кто остановит словесный камнепад?

Третьи региональные Рождественские Чтения

«Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее.

Направление: Православие и образование, воспитание

        Как-то организационный момент на уроке ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе затянулся: у ребят было много претензий друг к другу. А мне вспомнилась цитата из книжки по практической психологии Н.Козлова и, не делая ребятам замечаний, я обратила внимание на особую форму агрессивного отношения друг другу: «словесному избиению камнями». Автор - практикующий психолог -сравнивает ругательство с тяжелым камнем, который ругающийся запускает в своего собеседника, собеседнику остаётся только уклониться от летящего камня или запустить в ответ.

        Школьники задумались, притихли, чувствую, эмоционально со мной и с Н. Козловым согласились. Показателен был следующий день: прихожу к ребятам на другой день, на урок как посетитель, а они в один голос: не представляете, сколько «камней» мы сегодня в Настю запустили с утра, она забыла нам завтрак заказать! Отрефлексировали мгновенно: понимают, что агрессия по отношению к другому – плохо, а словесная агрессия может быть ещё изощрённей реального мордобития. Понимают, оценивают себя и других, но поделать со своими агрессивными эмоциями ещё (или уже) ничего не могут!

        Попробуем найти причины этой агрессивности в подрастающем ещё поколении, которое «не хлебнуло всех прелестей жизни». А может быть, как раз они-то и «получают» этих «камней» больше всего?

        Любое новое поколение живёт со своими принципами, со своей верой, с надеждами, чаяниями и устремлениями…

        Посмотрите вокруг: что желать, о чем мечтать, чему верить этим ребятам, в руках которых будущее страны? Формирующиеся морально-этические ценности носят двойственный характер: нечто про-капиталистическое с оттенком бывшего Советского союза. Неплохие бывшие моральные ценности кое-как уживаются с современными требованиями жизни: честь, достоинство, дружба, любовь, патриотизм всё ещё актуальны, но в пределах разумного про-капиталистического эгоизма.

        Где найти «золотую середину», на территории которой благополучно уживаются личные и общественные интересы? Как не закидать другого «камнями своего гнева» и не дать в обиду себя?

        Вопрос риторический, вечный, не имеющий однозначного спасительного ответа. Когда-то в России подобные вопросы (экзистенциальные) решались предельно просто: Вера человека была мерилом его нравственности, фундаментом его моральных качеств и ценностей. Сегодня Вера рассматривается, скорее всего, как тенденция в стремлении к порядку, «космосу», антитеза хаосу, в том числе, в эмоциональном плане.

        Сегодня помочь в беде люди не смогут, а некоторые просто не захотят или не догадаются, что могут помочь, поэтому более 90% обучающихся отмечают, что «Вера в Бога помогает в беде, спасает в трудной ситуации, поддерживает, когда ты в чем-то сомневаешься». По результатам анкетирования, проведенного в 4 классе в текущем учебном году, все ребята осознаёт значимость уроков «Основы православной культуры», с охотностью готовятся к каждому уроку, выполняют каждое творческое домашнее задание.         Практически каждый признается, что может совершить что-то плохое, каждый надеется вот на то прощение, которое не приведет к «словесному камнепаду», одно настораживает: друг от друга (от людей) такого понимания они не ждут, но верят во всепрощающую любовь Бога. По логике вещей, человек перестаёт быть «венцом творения», потому что «божественных» (или божьих)» качеств у человека остается все меньше, и меньше, и надеяться на прощение друг друга уже не приходится.

        Федеральные государственные образовательные стандарты, структура образовательных программ, комплексность образовательного пространства выделяют отдельно Программа духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Реализация такого глубокого содержания невозможна средствами одной Программы, усилий только школьного образовательного пространства явно недостаточно. Разрешение общества от невежества, бездуховности, агрессии, не-верия возможно только комплексом усилий, комплексом долгосрочных мер. Те результаты, которые мы сегодня получаем – это только чахлые «росточки» поднимающего голову «нравственного человечка», старающегося думать не только о себе, но и других.

        Замечательно, что введен новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», отлично, что один из шести модулей выбирают родители, впечатляют лица взрослых людей, обдумывающие правильность своего выбора, несущие ответственность за этот выбор и пытающиеся «идти в ногу со школой». В момент ответственного выбора они, может быть, впервые серьёзно думают о будущем, а не просто перекладывают на школу свои обязанности по формированию искреннего, честного, порядочного, морально и нравственно богатого человека. Особенно радует, что многие хотят присутствовать на этих наших уроках, часто интересуются содержанием тем, помогают отвечать на проблемные вопросы домашнего задания, - то есть, самовыражаются вместе с детьми.

        Думаю, что так было не всегда: конечно, родители задумывались о будущем, конечно, воспитывали своих детей правильно, но при попытке вмешаться в очень уж личное, получали в ответ агрессию или красноречивое молчание ребёнка. Не только дети, но и взрослые учатся на этих уроках: учатся «не разбрасывать свои камни агрессии», в первую очередь на своих детей, потом уже – на окружающих близких или друзей. Вот этот момент «задумывания», становится сегодня более важным, ответственным, многозначным.

        Очень способствует снятию этой агрессии ситуация маленького трассового поселка: жители хорошо знают друг друга, многие становятся друзьями, знакомыми, родственниками, близкими людьми. «Семейственность» трассового поселка подчеркивается коллективной организацией общего досуга: клубные часы, праздники, мероприятия, возможность не только быть зрителем, но и со сцены говорить что-то людям: знакомым, друзьям, близким. Снимается ситуация «двойных стандартов», когда человек может слукавить, обмануть, повести себя не так, как ему хотелось бы или как ему свойственно. Естественно, идеализация всех и всего была бы смешной и фантастичной, но есть жизненные поселковые факты, подтверждающие, что равнодушных, желающих «запустить словесный камнепад» становится все меньше и меньше. Органы местного самоуправления, поселковая администрация прилагает максимум возможности для сохранения, укрепления и возрождения православной культуры в поселке: это и освещенный крест на месте будущей часовенки, и возведенная не так давно звонница, и активно работающая в поселке Воскресная школа, принимающая учеников разного возраста и сословия.

        Сегодня, в начале введения  новых образовательных стандартов, в начале формирования и одновременной реализации Программы духовно-нравственного воспитания, можно с уверенностью сказать, что только школьными усилиями, или усилиями учредителя в образовании эту глубокую проблему не решить. Возрождение духовности и нравственности пока ещё не забыты какие-то «обломки», «остатки» культурного русского наследия возможно, делать только это нужно очень деликатно, эволюционно, ненавязчиво, и самое главное, - комплексно. Как храм возводят всем миром, по копеечке, так и «храм души человеческой» можно созидать по кирпичику всем миром. Созидать усилиями всего социума: школы, семьи, двора, соседей, друзей, окружающих людей, взрослых, самих детей, которые многим взрослым сегодня могут стать примером в разрешении «спорных», «камнепадных» ситуаций.

Ответ на вопрос: «кто остановит словесный камнепад?» предельно прост – «я!» Каждый из нас в силах остановит в себе эту немотивированную агрессию, необходима только Вера в то, что ты останавливаешься не по слабости своей, а по силе, как раз по той силе, в которой вся русская культурная традиция заключена: и десять заповедей, и мораль государства, и нравственность, и духовность.

        Гуманизация образования связана с тем, что для учащихся становится все более актуальным не просто сам процесс научения, не только знания, а собственно учение и самообразование, при котором знания и умения становятся средствами развития и саморазвития активной личности.

        Нравственный (духовный) полилог, спровоцированный содержанием уроков Основ православной культуры, ведет к Логосу (знанию и по-знанию), а не формирует в человеке бесчисленные ряды безответных вопросов, которые  рано  или поздно обрушивается в снисходительный до всякого энтузиазма скептицизм. Эти проблемные вопросы формируют потребность в актуализации собственных морально-этических представлений, до которых часто даже на обычных уроках литературного чтения, окружающего мира в начальной школе «не доходят руки» ни у учителя, ни у учащихся.

        Изучение предмета «Основ православной культуры» на диалогическом (проблемном) уровне направлено на достижение нескольких целей:

воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире;

• развитие представлений о специфике православной культуры в ряду других искусств; культуры читательского восприятия любого художественного, в том числе, конфессионального, текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного и культурологического процессов; образного и аналитического мышления, собственных литературно-творческих способностей и читательских интересов, художественного вкуса подрастающего поколения;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; совершенствование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

        Рассматривая креативность как познавательную универсальную творческую способность, предположим возможность формирования или развития креативности в процессе самостоятельного религиозного (нравственного) образования. Подобное овладение знаниями, материальной и духовной культурой связано с развитием способностей человека. В.Н.Дружинин останавливается на том, что творческий продукт только подстегивает процесс познания, превращая его в погоню за горизонтами.

        Именно поэтому предлагается безотметочное изучение Основ православной культуры средствами аксиологического подхода в самостоятельном анализе предлагаемых литературных произведений,  ситуативном рассмотрении жанра притчи, религиозного мифа и бытовых реалистичных ситуаций.

        В качестве содержания экспериментальной работы, результаты которой измеряются выделенными показателями креативности (вербальной и невербальной), можно рассмотреть опыт применения аксиологического анализа предлагаемых текстов, критериально отобранный автором учебника Кураева «Основы православной культуры».

Задача этого образования состоит в следующем: выявив один-два языковых момента в тексте, немедленно требуется осознать их необходимость, «исходить» все пространство следствий и причин этой языковой подробности и, таким образом, осветить ею живую мысль (идею), управляемую художником. Для начала – только это: знакомство с авторской мыслью, отвечающей за красоту своего творения. Позднее – приобщение к мысли.

        Основным видом самостоятельного литературного совершенствования вербальной креативности на уроках Основ православной культуры можно считать следующие виды  аналитической деятельности: осознанное, творческое выразительное  чтение текстов разных жанров, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, определение принадлежности литературного (фольклорного или мифилогического) текста к тому или иному роду и жанру, и собственно анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев (персонажей) и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Итак, первейшее правило социальной ситуации состоит в объединении личного опыта общения ученика с социальной проблематикой произведения, и преобразование предложенных суждений после анализа данного опыта. Очень может быть, что после воспоминаний такого рода радикальные утверждения ребят заменятся более взвешенными и трезвыми, то есть аргументированными собственно «тканью» текста.

Нет сомнения, что социальная ситуация не может стать финальной по той причине, что всякий социум – момент жизни культуры, а законы, ценности и стремления социума целиком зависят от культурных факторов. Значит, на пути поиска основ всего знания о художественном тексте следует пойти до конца, то есть до культурных истоков.

Средство, связующее социальный опыт ребенка, философские проблемы и художественный текст сводятся, в конце концов, к общему их ядру – традиции. Оптимальным предметов сегодня в начальной школе можно считать комплексный учебный курс ОРКиСЭ.

От дня сегодняшнего мы на уроке совершаем решительный поворот к истории, к бывшему, к тому, что сформировало ситуацию «здесь-и-сейчас». В этот состоит принцип аксиологического (ценностного) подхода к анализу литературного произведения.

Типологическая структура условной педагогической интриги , используемой на безотметочном уроке Основ православной культуры трехкомпонентна:

1) Уловка; 2) Жест; 3) Свободный урок.

Собственно педагогическая уловка – это средоточие проблемной ситуации, формулирование которой так необходимо по требованиям системно-деятельного подхода при обучении по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Если проблема – мысленная трудность, выраженная в вопросительной форме, то уловка есть логическое ухищрение, приводящее мысль в тупиковую ситуацию. Тупик этот, созданный учителем на уроке сознательно, - мнимый. Выход из тупика очевиден для самих ребят. И они сами готовы предложить решение. Моя задача состоит лишь в заострении противоречия. Поворот на 180º тем или иным образом всегда осуществляется  учащимися, сколь бы сложной ситуация ни казалась. Это желание переменить собственное умозаключение важно в современной школе, на любом уроке, поскольку уже свидетельствует об определенной сознательности и компетентности учащегося. Кроме того, это показатель сознательного восприятия так надоевшего и не принимаемого на других уроках.

Жест – это собственно актерство учителя на уроке, возможность и желание побыть другим, поактерствовать и разрешить собственным примером учащимся подобного. Не трепетного, серьезного отношения к классическим образам, а возможности где-то подурачиться, попереживать, посочувствовать любимому или противному образу или персонажу.

Свободный урок – условное понятие, под которым я понимаю решительную трансформацию структуры урока. Когда вместо последовательно разворачивающейся идеи, вместо постановки явной проблемы, учитель проводит урок странный и, с методической точки зрения, немыслимый, учащиеся с интересом принимают его и активно включаются в его ход, сказывается бунтарский дух возраста нонконформизма. Здесь требуется лишь одно условие – это абсолютное доверие учеников, сформированное уроками продуманными, структурными, эмоциональными и неравнодушными.

На таком уроке мы открываем-ся друг другу еще больше. Начинается урок с беседы свободного характера, которая может перерасти в полемику, а может остаться просто общением по поводу интересного случая или прочитанного факта из знакомой и несколько скучной уже книги, факта из жизни писателя или собственных настроений и наблюдений учащихся. На занятиях мы пишем стихи, рисуем, слушаем музыку, смотрим фильмы (фрагменты фильмов), размышляем устно и письменно.

На данном этапе лабораторной или практической работы стараюсь предоставить учащимся свободу в высказываниях. Пусть они скажут все, что они извлекли из себя и приложили к данной ситуации художественного текста. В такой работе уместно даже настаивать на  формулировании собственного мнения, а не на мнении автора, поскольку сейчас мы подошли к «перекрестку текста и жизни». Удобна для применения на занятии следующая формула: «Он думает так, а ты?». Только в такой учебной среде смогут сформироваться (прирасти) личностные результаты младших школьников.

        Особенное внимание следует обратить на отрабатываемый на каждом уроке план рефлексии собственной активной деятельности. Этот план применяется каждым учащимся как комплексно (целиком), так и фрагментарно, в зависимости от образовательных потребностей ребенка, особенно если требуется детальная отработка конкретного литературного факта или определенного навыка.

        Кроме этого плана рефлексии учащимся 4 класса по Основам православной культуры также предлагаются ответы (варианты)-клише, предполагающие самостоятельный, осознанный отбор оптимальных формулировок для выражения собственной критической позиции. Подобные филологические «костылики, или подсказки» необходимы для оптимальной подготовки будущих выпускников начальной школы к познанию комплекса гуманитарных школьных предметов: литературы, истории, МХК, истории, обществознания и т.д.

        Примерный рефлексивный план любого урока Основ православной культуры включает следующие аспекты:

1. Определите тему и проблему данного урока

Определению темы и проблем урока способствует поиск ключевых слов и внимание к сильным позициям основных понятий и представлений, к которым относятся начало и конец урока, заголовки, эпиграф (если есть). Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать тематические поля.

2. Сформулируйте основную мысль (мысли), идею (идеи) данного урока

Основная проблема, идея урока, как правило, если называется, то называется неоднократно, учащиеся возвращается к ней снова и снова.

3. Прокомментируйте авторскую идею (при изучении какого-либо текста)

 Фрагментарный анализ может заключаться в следующем:

- Характеристика аргументов автора  с точки зрения сферы интересов, источников, силы,

- применение автором оценочной и специальной лексики,

- эмоциональный тон текста,

- художественные средства, примененные автором,

- композиция и так далее.

4. Сформулируйте свою позицию по проблематике данного текста

Требование «сформулировать» свою позицию отличается от прежнего требования «изложить» ее. Это, по-видимому,  обозначает  не простое согласие или несогласие с мнением автора, а четко, тезисно выразить своё отношение к проблематике и авторской позиции.

5. Подберите аргументы для выражения собственной позиции по данному тексту или данной проблеме

Ученику крайне желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и идентифицировать, давать им оценку с точки зрения силы/слабости и, самое, главное, -  самому уметь подбирать аргументацию разных типов  к своим рассуждениям.

6. Выстройте  предполагаемую композицию собственного текста-изложения

Это включает в себя: подбор зачина, выбор типа изложения (индуктивное, дедуктивное, параллелизм, силлогизм и так далее), формулировка концовки. Подобранные школьником аргументы должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связности, существующих в русском языке.

7. Проанализируйте идеологические особенности данного текста (данной ситуации): вопросительные предложения, восклицания, вставные конструкции, деепричастие и деепричастные обороты, неполные предложения, вводные слова, ряды однородных членов, сложные синтаксические конструкции,  разного рода цитирование.

        В результате изучения Основ православной культуры ученик 4 класса должен уметь к концу обучения творчески воспроизводить содержание любого литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение,        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

        Самыми продуктивными формами работы на уроках Основ православной культуры пока считаю:

  1. деловую беседу по текстам или проблемам
  2. лингвистический анализ художественного текста (фронтально, индивидуально, по группам)
  3. литературоведческий анализ, в первую очередь по группам, в каждой из которых рассматривается один литературоведческий аспект художественного текста
  4. комплексный анализ поэтического (или мифологического) текста с использованием клише
  5. различные виды творческих работ: сочинения, мини-сочинения, эссе, очерки, эпистолярные жанры от имени автора, лирического персонажа
  6. словесное иллюстрирование зарисовок в текстах русских классиков
  7. составление схем, конспектов, рисунков по сюжету или композиции текста
  8. написание критических статей по конкретному литературному факту
  9. взаимо - рецензирование творческих и любых письменных работ

Библиография:

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в ВШ: контекстный подход. М: ВШ, 1991, с.117
  2. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 2-е изд. Питер, 1999
  3. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования» М., 1997
  4. Максименко А.А. Методика подготовки и проведения семинарских занятий. Методическое пособие. М: ТПК СК, 1996 с.3
  5. Педагогика и психология. ВГ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, с.89
  6. Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. В.Д. Шадрикова, М: 1990
  7.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, с.123-140
  8.  Советы по совершенствованию самостоятельной работы студента. Методические рекомендации в помощь первокурснику: Лузгин А.Н., Новосельцева И.Ф. Омск, СибГУФК, 1997, с.11
  9.  Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе. Учебное пособие. Омск, 1993
  10.  Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М: Логос, 1996 с.174
  11.  Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности М: 1997, с.157-211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Остановите СПИД! Мы выбираем жизнь!»

Содержание социального Проекта «Остановите СПИД! Мы выбираем жизнь!»: план проведения проекта (Декада); информационные материалы; анкета по изучению уровня информированности и осведомлённости подростк...

Как остановить травлю в школе.Методические рекомендации

Методические рекомендации для заместителей директора по УВР, классных руководителей, педагогов-психологов по предотвращению моббинга в образовательных организациях....

Презентация "Припять - город, где остановилось время"

Презентация об аварии на Чернобыльской АС...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГИЯ БУЛЛИНГА

Статья на тему: КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГИЯ БУЛЛИНГА...

МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ: КАК ОСТАНОВИТЬ «ЭФФЕКТ ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ»?

АннотацияВ данной статье рассмотрены основные проблемы молодых специалистов, препятствующие их успешному вхождению в профессию. Описаны несогласованности между профессиональными дефицитами, надеждами ...