Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Никитенко Наталия Леонидовна

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sloveshii_opisania.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 403 Пушкинского района
Санкт-Петербурга

Предмет: информатика и ИКТ

Тема урока: «Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели»

Автор разработки: Никитенко Наталия Леонидовна, учитель информатики и ИКТ



2015 год

Тема урока: Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели. 

Класс: 6

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы.7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Место урока в учебном плане: второй урок раздела  «Информационные модели»

Технология обучения: элементы обучения развитию критического мышления

Тип урока и форма его организации – комбинированный урок.

Продолжительность урока 45 минут.

Техническое обеспечениеперсональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, акустические колонки, экран, ПК обучающихся.

Программное обеспечение:

MS Word

Power Point

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «ЗНАКОВЫЕ  ИНФОРМАЦИОННЫЕ  МОДЕЛИ»;

2) плакат «Модели»;

3) файлы-заготовки Авгиевы конюшни.doc(odt), Аннибалова клятва.doc(odt), Аркадская идиллия.doc(odt), Ахиллесова пята.doc(odt), Дамоклов меч.doc(odt), Драконовы законы.doc(odt), Кануть в Лету.doc(odt), Нить Ариадны.doc(odt), Панический страх.doc(odt), Танталовы муки.doc(odt), Яблоко раздора.doc(odt), Ящик Пандоры.doc(odt), Цицерон.doc(odt), Сиквейн.doc(odt), Вулкан.doc(odt) из набора ЦОР к УМК.

Материалы к уроку:

Музыка на воде. Сюита №1 - Г.Гендель;

Учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014;

Раздаточный материал

Цель урока:

Создание условий для формирования представления обучающихся о словесных информационных моделях и подходах к их созданию.

Задачи урока:

  • сформировать представление о словесных описаниях как информационных моделях;
  • научить школьников выявлять различия в научных и художественных описаниях;
  • сформировать установку на вдумчивое отношение к информационным моделям;
  • научить создавать словесные модели.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • словесные описания
  • научные описания
  • художественные описания

Необходимые знания и умения обучающихся  к этому моменту:

  • знания о моделях; информационных моделях; видах информационных моделей.
  • умение создавать и редактировать документы в приложении MS Word.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные  представления о знаковых словесных информационных моделях.

Метапредметные – владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Место проведения: Компьютерный класс

План урока: (45 мин)

  1. Вызов (5 мин)
  2. Осмысление содержания (8 мин)
  3. Самостоятельная работа обучающихся (20 мин)
  4. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (3 мин)
  5. Информация о домашнем задании (2 мин)
  6. Подведение итогов урока (2 мин)
  7. Рефлексия (5 мин)


Характеристика этапов урока

Основ-ные этапы органи-зации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Вызов

Создает учебную ситуацию, мотивиру-ющую обу-чающихся к учебной дея-тельности.

Организует деятельность учащихся по актуализа-ции имеющихся знаний.

Приветствует обучающихся, перекличка. Включает музыку. Читает стихотворение Саути. Вопрос: О чем это стихотворение? Вопрос вызывает затруднение у обучающихся. Учитель предлагает посмотреть на текст стихотворения в учебнике стр.61. Спрашивает, как проще было ответить на первый вопрос.

Учитель уточняет вопрос об информационных моделях и  уточняет, как можно назвать информационную модель, представленную в учебнике,  спрашивает, что будет предметом подробного изучения на сегодняшнем уроке.

На доске пишет тему урока и предлагает записать ее детям в тетрадь.

Пытаются ответить на вопрос (о водопаде).

Дети видят фигурное расположение этого текста.

Делают вывод, что второй способ был проще.

Отвечают на вопрос: словесное описание (знаковая модель).

Слушают учителя.  Строят понятные для собеседника высказывания

Подготавливают рабочее место.

Участвуют в учебной ситуации,  осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Записывают тему урока в тетрадь.

2.

Осмысление
содержания

Обеспече-ние воспри-ятия, осмыс-ления и первичного запомина-ния изу-чаемого материала.

Содействие усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Раздает ученикам карточки, в которых нужно заполнить кластер о стилях словесных описаний карандашом (ученики сами должны сделать предположение). Предлагает сравнить со схемой на слайде 3, если нужно исправить записи. Показывает слайды 4-8: примеры научного и художественного  описания и задает по ходу показа вопросы.

Предлагает обучающимся карточки со словами-профессионализмами (несколько групп слов под номерами) и просит определить, к каким областям знаний они относятся.  

Просит разбиться на пары и проверить у своего напарника задание – образец правильного выполнения – на доске.

Отслеживает степень активности работы;

Оценивает проделанную работу обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют слова.

Сравнивают записи с образцом.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Разбиваются на пары и передают друг другу тетради для самопроверки

Сравнивают с образцом, при необходимости исправляют, дополняют  характеристиками различных словесных описаний.

В тетради записывают под каждым № название области знаний

Ставят «+» напротив каждого правильного ответа и возвращают тетради друг другу.

3. Самостоятельная работа обучаю-щихся

Закрепление знаний и формирование умений и навыков 

Предлагает  перейти к практической части урока с помощью компьютера: сделать словесное описание себя с помощью шаблона Портрет, выбрать из папки файл с любым крылатым выражением, открыть его, прочитать и в документе Цицерон в таблице ответить на вопросы к выбранному крылатому выражению с помощью алгоритма Цицерона.

В ходе практикума учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учеников к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. 

Делают свой словесный портрет и отвечают на вопросы по алгоритму к выбранному выражению в документе, производя поиск и выделение необходимой информации.

Задают учителю уточняющие вопросы.

Выполняют задания на компьютере,   мобилизируя силы и энергию, прилагают волевые усилия к преодолению препятствий.

4. Конт-роль и самокон-троль знаний и спосо-бов дей-ствий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Проверяет и оценивает выполненные работы обучающихся с учетом работы с заданиями по теории. Организует оценочные высказывания обучающихся.

Осуществляют самооценку работы;

Демонстрируют свою работу.

Переходят на свои рабочие места за партами

5. Инфор-мация о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающи-мися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает выбрать один из трех уровней домашнего задания и записать в дневник:

  • Стандартный минимум – Р.Т. №116
  • Стандартный минимум – Р.Т. №116 и 117
  • Стандартный минимум – Р.Т. №118 и 119

Производят выбор задания

Рефлексия своих действий

Записывают в дневник домашнее задание

6. Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Сообщает о работе класса и отдельных учеников.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Слушают одноклассников и учителя

7. Рефлексия

Иницииро-вать рефлек-сию обучаю-щихся

Способствует, подводит учеников выразить свое мнение  по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности: выдает обучающимся карточки и предлагает на координатной плоскости отметить знаком «+» то место, которое показывает уровень усвоения знаний и свое впечатление об уроке (понравилось – все понял)

Анализирует свое состояние и уровень полученных знаний

Рефлексия от урока в целом

Осознание качества и уровня усвоения: осуществляют

самооценку: делают отметки в карточках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Урок «Словесные информационные модели»

Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Уроки № 9,10,11 разработаны для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...

Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки

Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Урок по теме "Информационное моделирование. Словесное описание" 6 класс

Конспект урока 6 класс Тема: «Информационное моделирование. Словесное описание» Цель: уточнить представления учащихся об информационных моделяхЗадачи:Образовательные:закрепи...

15.04.2020 Задание для 6-х классов: Работа №9. Создаем словесные модели

Практическая работа 9 в текстовом редакторе по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика, 6 класс". Дистанционный режим обучения....

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....