Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.

В презентации рассматриваются  словесные  информационные  модели  как  подмножество знаковых информационных моделей. 

Обращается  внимание  ребят  на то,  что  словесные  описания  весьма  разнообразны, они  могут  быть  выполнены  в  разных  стилях.  Прежде  всего,  различают  разговорный  и книжный  стили.  Книжный  стиль  имеет  следующие  разновидности:  научный,  официально-деловой, публицистический, художественный. Приводятся описания и примеры указанных словесных моделей.

Идея  анализа  текста  проходит  через  практическую  работу,  которую выполняют на уроке.  Это задание 4 «Анализ  текста.  Крылатые  выражения»  и задание 5 «Пятистрочник (сиквейн)» работы 4 компьютерного  практикума.  Предварительно  с  учениками  обсуждается  сам «алгоритм  Цицерона» и приводится пример написания пятистрочника (сиквейна).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_2.3_Slovesnye_informacionnye_modeli.rar880.96 КБ

Предварительный просмотр:

Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

Тема «Словесные информационные модели»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  2. дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, памяти, внимательности; исследовательских умений и навыков; навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитательные:

  1. воспитание самостоятельности при выполнении заданий, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля. 

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: 

  1. Ноутбуки;
  2. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  3. Презентация 7_2.3 «Словесные  информационные модели».

Основные понятия:

  1. модель,
  2. информационная модель,
  3. натурная модель,
  4. моделирование.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

 Ученики отвечают на вопросы УЧ: §2.2 №№ 1, 2, 3с.49.

1.Приведите пример информационной модели:

а) ученика вашего класса;

б) игрока баскетбольной команды;

в) пациента ветеринарной лечебницы;

г) квартиры жилого дома;

д) книги в библиотеке;

е) кассеты (диска) с звукозаписью (видеозаписью);

ж) города.

2.Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов.

3.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунках 2.5 -2.7.

Рис. 2.5

Рис. 2.6

Рис. 2.7

Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.

2) Объяснение нового материала: Словесные информационные модели. § 2.3.

(Сопровождается показом презентации 7_2.3_Словесные информационные модели»)

Рассматриваются  словесные  информационные  модели  как  подмножество знаковых информационных моделей.  

Важно обратить  внимание  ребят  на то,  что  словесные  описания  весьма  разнообразны, они  могут  быть  выполнены  в  разных  стилях.  Прежде  всего,  различают  разговорный  и книжный  стили.  Книжный  стиль  имеет  следующие  разновидности:  научный,  официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный  стиль  используется  для  передачи  точной  научной  информации.  Наиболее важными  качествами научного стиля являются логичность и  четкость изложения. В  текстах  научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Художественный  стиль – это  стиль  художественных  произведений.  Его  основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Далее  следует  рассмотреть  четыре  первых  примера,  приведенных  в  параграфе 2.3 учебника.  После  этого  следует  сделать  вывод  о  том,  что  работа  со  словесными информационными  моделями (историческими,  биологическими,  географическими, художественными  и  иными  текстами-описаниями)  требует  вдумчивого  отношения  к прочитанному и анализа.  

3) Физкультминутка.

  1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  4. Продолжительность 1-2 минуты.

4) Практическая работа.

Идея  анализа  текста  проходит  через  практическую  работу, задание 4 «Анализ  текста.  Крылатые  выражения» работы 4 компьютерного  практикума.  Предварительно  с  учениками  следует  обсудить  сам «алгоритм  Цицерона».  Для  этого  вывести  на  большой  экран  цепочку  вопросов  и провести во фронтальном режиме его совместный анализ.  

Алгоритм  Цицерона для выражения «Авгиевы конюшни»

Кто

Геракл

Что

конюшни

Где

Элида

Чем

водами реки

Зачем

очистить

Как

направил через конюшню

Когда

в греческой мифологии

Можно  организовать  парную  работу  по  выполнению  этого  задания:  каждая  пара учеников  получает  задание  совместно  проанализировать  конкретный  текст  и  оформить результаты  анализа  на  компьютере. Полученные  результаты ученики  зачитывают классу.  

Второй  вариант  работы  связан  с  выполнением  задания 5 «Пятистрочник (сиквейн)».

Ученикам  предлагается  ознакомиться  с  достаточно  оригинальной  формой  словесного описания – пятистрочником. Обсуждение формы и пример сиквейна организовываются во фронтальном режиме.

Пример написания пятистрочника (сиквейна)

Форма

Содержание

1

Одно слово — существительное

Вулкан

2

Два слова — прилагательные

Красный, горячий

3

Три слова — глаголы

Извергается, пылает, спасаются

4

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания  или предложение)

Страх, катастрофа, гибель, опасность

5

Одно слово-синоним

Ад

Затем ученики составляют пятистрочник (сиквейн) для одного из объектов: «система», «компьютер», «информация» на компьютере.  Полученные  результаты  по  желанию  учеников  можно представить  на  всеобщее  обсуждение.

5)  Домашнее задание

1)  Пословицы, поговорки, крылатые выражения являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.

Поговорка

История возникновения

В какой ситуации употребляется (моделью какой ситуации служит)

Как пить дать

По обычаю древних славян никто ни при каких обстоятельствах не имел

права отказать человеку

в воде.

Как с гуся

вода

У водоплавающих птиц

оперение покрыто особой

жирной смазкой, которую выделяет железа на спине около хвоста. Поэтому вода не смачивает перья, а

быстро и беспрепятственно

скатывается с них.

Косая сажень

в плечах

«Косая сажень» —

расстояние от подошвы

ноги до концов пальцев

вытянутой вверх

противоположной руки

взрослого мужчины.

2) §2.9 (стр.49-54). Ответы на вопросы стр. 54 устно.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...

Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, ...

Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  и  систематизировать  представления  учащихся  о  табличны...

Словесные информационные модели по УМК Босовой Л.Л. 7 кл

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.Цель: расширить представления учащихся о словесных информационных моделях, сформировать установку на вдумчив...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....

КОНСПЕКТ УРОКА «Создание и оформление словесных информационных моделей»

 Тема: «Создание и оформление словесных информационных моделей»...


 

Комментарии

Елена Борисовна, я всегда с удовольствием помогаю коллегам. Очень много материала по учебнику Л. Л. Босовой (5-8 классы) на сайте издательства БИНОМ. Рекомендую Вам поинтересоваться. Спасибо за комментарий!