Главные вкладки

    Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.
    методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

    Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

     Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационных моделях, сформировать навыки создания таблиц.

    При проведении урока представлены возможные примеры использования табличных информационных моделей. Подчеркивается, что таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. Предлагается определить объекты и одинаковые свойства объектов в национальных костюмах и составить таблицу «Национальный костюм».

    Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

    Особое  внимание  следует  обратить  на  правила  оформления  таблиц.  В  дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам.

    В презентацию включена работа Галкиной И.А. учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области по проведению зарядки для глаз.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_2.5.1_Tablichnye_informacionnye_modeli.rar1.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

    Тема «Табличные информационные модели»

    7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

    Цели урока:

    1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
    2. расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
    3. упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях; 
    2. систематизация полученных знаний.

    Развивающие:

    1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

    Воспитательные:

    1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

    Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

    Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

    Оборудование:  

    1. Ноутбуки;
    2. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
    3. Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

    Основные понятия:

    1. модель,
    2. информационная модель,
    3. знаковая информационная модель,
    4. табличная информационная модель.

    Ход урока

    1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

    1. Обсуждаются вопросы:

    •  Что такое модель?

    •  Что такое моделирование?

    •  Какие модели называют натурными?

    •  Какие модели называют информационными?

    •  Какие существуют виды информационных моделей?

    •  Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

    •  В  каких  случаях  вместо  текстовых  описаний  лучше  использовать  списки

    (нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

    •  Почему  естественный  язык  не  всегда  пригоден  для  создания  информационных

    моделей?

    2. Обсуждение результатов выполнения заданий №1-4 в учебнике:

    1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 350С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 300С равна 352 м/сек.

    2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

    2б) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

    3) Ответ: время вычисляется на основании формулы . Так как t= 8часов, B= 24 часа, то = =12 часов.

    4)  Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы  г)  и  не  хватит  на  вариант  б).  При решении вариантов а)  и  в) нужно  мысленно «разогнуть  ступеньки»  и  убедиться,  что  в каждом  из  этих  случаев  получается  прямоугольник 6*10, а,  следовательно,  провода достаточно.

    2) Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. § 2.5.1.

    (Сопровождается показом презентации 7_2.5.1_ Табличные информационные модели»)

    Объяснение  нового  материала  организовано  в  форме  беседы, поддерживаемой  демонстрацией  презентации « Табличные  информационные  модели» (слайды 2- 4). Желательно  в  максимально  возможной  степени  задействовать  имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

    Ученики должны рассмотреть рисунки и указать объекты и одинаковые свойства объектов (Слайд 5). На рисунках изображены девушки в национальных костюмах (испанский, русский, индийский). У каждого костюма есть платье, головной убор и музыкальные инструменты.

     Составить таблицу «Национальные костюмы» (Слайд 6.)

    Подчеркнуть, что информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.

    Привести примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима. (Слайд  7).

    Особое  внимание  следует  обратить  на  правила  оформления  таблиц.  В  дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам. (Слайд 9-11).

    Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

    3) Физкультминутка.

    1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
    3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
    4. Продолжительность 1-2 минуты.

    (Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

    4) Практическая работа.

    Практическая  часть  урока (задания  №1  и  №2  работы  №6 «Создание табличных моделей») посвящена  формированию навыков создания и форматирования таблиц.

    При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем,  чтобы  ученики  не  создавали  пять  разных  таблиц,  а  редактировали  первую  таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя  автоформатирование  и реализуя  сортировку  данных.

    В  задании  №2 «Природа России» ученики  не  только  отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

    5)  Домашнее задание

    § 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69)

    6) Рефлексия

    У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
    2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
    3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

    Литература

    1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
    2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

    Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

    Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

    Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

    Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

    Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

    Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

    Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс

    Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс учебник Боссова...

    Конспект урока "Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (география+информатика)"

    Мини-проект "Топографическая карта" (в рамках системно-деятельностного подхода)...

    Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классе по теме«Табличные информационные модели»

    Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классепо теме«Табличные информационные модели»Цели урока:расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях; сформи...