Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Никитенко Наталия Леонидовна

 Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_modeli_spiski.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 403 Пушкинского района
Санкт-Петербурга

Предмет: информатика и ИКТ

Тема урока: «Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки»

Автор разработки: Никитенко Наталия Леонидовна, учитель информатики и ИКТ

2015 год

Тема урока: «Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки»

Класс: 6

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы.7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Место урока в учебном плане: третий урок раздела  «Информационные модели»

Технология обучения: элементы обучения критическому мышлению, информационные технологии

Тип урока: комбинированный урок

Продолжительность урока: 45 минут.

Техническое и программное обеспечение: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК обучающихся.

Используемые на уроке средства ИКТ: 

  • Электронное приложение к учебнику:
  • презентация «ЗНАКОВЫЕ  ИНФОРМАЦИОННЫЕ  МОДЕЛИ»;
  • интерактивные задания и интерактивный тест - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/3.php 
  • файлы-заготовки Устройства.doc(odt), Природа России(odt).doc, Водные системы(odt).doc из набора ЦОР к УМК.

Цель урока: Создание условий для формирования представления обучающихся о математических моделях как разновидности информационных моделей

Задачи урока:

  • расширить представление о моделях и моделировании;
  • показать, что с помощью одной модели могут решаться внешне разные задачи;
  • познакомить с технологией создания многоуровневого списка как модели сложной системы.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • знаковая информационная модель:
  • словесное описание;
  • многоуровневый список;
  • математическая модель.

Необходимые знания и умения учащихся  к этому моменту:

  • Знания о словесных информационных моделях.
  • Умение различать знаковые, образные и смешанные модели, строить словесные модели

Планируемые образовательные результаты:

Предметные  представления о математических моделях как разновидности информационных моделей.

Метапредметные – владение знаково-символическими действиями; умение отходить от конкретных ситуативных значений и преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

План урока:

Место проведения: Компьютерный класс

План урока:

  1. Контроль и самоконтроль знаний (6 мин)
  2. Вызов (3 мин)
  3. Осмысление содержания (10 мин)
  4. Самостоятельная работа обучающихся (16 мин)
  5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (2 мин)
  6. Подведение итогов урока (1 мин).
  7. Информация о домашнем задании (2 мин)
  8. Рефлексия (5 мин)


Характеристика этапов урока

Основ-ные этапы органи-зации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.  Кон-троль и самоконтроль знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний

Приветствует обучающихся, перекличка.

Организует проверку домашнего задания трех уровней (базового, повышенного и творческого) в рабочей тетради.  

Организует индивидуальное тестирование учеников с помощью интерактивных заданий и вопросов интерактивного теста за компьютером. Сообщает о работе класса и отдельных учеников. При необходимости разбирает встречающиеся ошибки.

Анализируют объекты с целью выделения признаков;

осуществляют синтез — составление целого из частей.

Здороваются, внимательно слушают учителя.

Подготавливают рабочее место.  Показывают свою домашнюю работу.

Выполняют задания на компьютере,    прилагают волевые усилия к преодолению препятствий.

2. Вызов

Создает учебную ситуацию, мотивиру-ющую обу-чающихся к учебной дея-тельности.

Организует деятельность учащихся по актуализа-ции имеющихся знаний.

Вспомните, пожалуйста, обо всех ли знаковых информационных моделях мы подробно говорили на предыдущих уроках?   Какие еще виды знаковых моделей вы знаете? Если ученики затрудняются, учитель предлагает посмотреть на схему задачи на доске (из уч. стр.64).

Чем характеризуется математическая модель?

Учитель  спрашивает, что будет предметом подробного изучения на сегодняшнем уроке.

На доске пишет тему урока и предлагает записать ее детям в тетрадь.

Пытаются ответить на вопросы (математические; математическими понятиями и формулами)

Ответы детей – знаковая информационная модель – математическая.

Слушают учителя.  Строят понятные для собеседника высказывания.

Подготавливают рабочее место.

Участвуют в учебной ситуации,  осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Записывают тему урока в тетрадь.

3.

Осмысление
содержания

Обеспече-ние воспри-ятия, осмыс-ления и первичного запомина-ния изу-чаемого материала.

Содействие усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Учитель предлагает записать определение математической модели в тетрадь и самим ученикам попытаться построить информационную модель задачи, схема которой на доске.

Отслеживает степень активности работы, затем показывает правильное решение.

Оценивает проделанную работу обучающихся. Разбирает причины ошибок вместе  с учениками.

Организует самостоятельное решение задачи №5  уч. на стр. 65 (аналогичная предыдущей).

Отслеживает степень активности работы, затем показывает правильное решение.

Оценивает проделанную работу обучающихся.

Анализируют задачу, рассматривают схему, и каждый ученик записывает в тетрадь предполагаемую формулу.

Сравнивают записи с образцом.

Строят математическую модель самостоятельно.

Задают учителю уточняющие вопросы.

Слушают внимательно учителя и одноклассников.

Сравнивают свое решение с образцом, при необходимости  

исправляют.

4. Самос-тоятель-ная работа обучаю-щихся

Формирова-ние умений и навыков по созданию текстового документа

 

Предлагает  перейти к практической части урока с помощью компьютера (приложение MS Word).  Выдает дифференцированные по уровню сложности задания и предлагает обучающимся выбрать количество заданий по своим возможностям:

Практическая работа 10 в учебнике – описан ход выполнения работы.

Задание 1 – на отметку «3»

Задание 1 и 2 – на отметку «4»

Задание 1, 2 и 3 – на отметку «3».

Напоминает ученикам, что файлы с заготовками заданий находятся в сетевой папке.

В ходе практикума учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учеников к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

В задании 1 по образцу создают многоуровневый список.

Во задании 2 данный текст преобразуют в многоуровневый список (используя пример).

Во задании  текст преобразуют в многоуровневый список (самостоятельно).

Задают учителю уточняющие вопросы.

Выбирают количество заданий самостоятельно.

Выполняют задания на компьютере,   мобилизуя силы и энергию, прилагают волевые усилия к преодолению препятствий.

5. Конт-роль и самокон-троль знаний и спосо-бов дей-ствий.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Проверяет и оценивает выполненные работы обучающихся с учетом работы с заданиями по теории. Организует оценочные высказывания обучающихся.

Осуществляют  самооценку   работы.

Слушают одноклассников и учителя.

Рефлексия своих действий.

Демонстрируют свою работу.

Переходят на свои рабочие места за партами.

6. Подведение итогов урока

Дать качест-венную оценку рабо-ты класса и отдельных учеников

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Сообщает о работе класса и отдельных учеников.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексия своих действий.

Переходят на свои рабочие места за партами.

7. Инфор-мация о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающи-мися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает  записать домашнее задание в дневник: Р.Т. №120 и №121, объясняя для какой цели его нужно выполнить, и какие будут критерии оценки его выполнения.

Уточняют, какие требования предъявляются к домашнему заданию.

Записывают в дневник домашнее задание

8. Рефлек-сия

Иницииро-вать рефлек-сию обучаю-щихся

Подводит учеников к  выражению мнения по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности: выдает обучающимся карточки и предлагает на координатной плоскости отметить знаком «+» то место, которое показывает уровень усвоения знаний и свое впечатление об уроке (понравилось – все понял)

Анализирует свое состояние и уровень полученных знаний

Рефлексия от урока в целом

Осознание качества и уровня усвоения, осуществляют

самооценку: делают отметки в карточках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Урок «Словесные информационные модели»

Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...

Словесные информационные модели по УМК Босовой Л.Л. 7 кл

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.Цель: расширить представления учащихся о словесных информационных моделях, сформировать установку на вдумчив...

Материал к уроку информатики в 7 классе "Обработка словесных информационных моделей"

Это разработка урока по данной теме, раздаточный материал и презентация к уроку. Детям очень понравился этот урок. Более того, благодаря динамичности и смене видов деятельности ребята оценили сами себ...

Урок информатики в 7 классе СЛОВЕСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков....

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....