Урок информатики в 7 классе СЛОВЕСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Илюнцева Ольга Михайловна

Россия, Липецкая область,

Долгоруковский район, д. Екатериновка  

Филиал МБОУ лицей с. Долгоруково в д. Екатериновка

Учитель/7класс/информатика

УРОК ИНФОРМАТИКИ 7 КЛАСС

СЛОВЕСНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

Цель: дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях

Задачи:

•  Образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.

•  Развивающие: развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, их исследовательских умений и навыков.

•  Воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения самостоятельно оценивать результат своей проектной деятельности и работы своих одноклассников, выработка умения работать в парах.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Формы работы на уроке: самостоятельная, парная и индивидуальная работа.

Методы: метод проектов, словесный (рассказ), наглядный, диалогический.

Основные понятия: модель, информационная модель, натурная модель, моделирование.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник для 7 класса Л.Л. Босовой «Информатика», презентация, интерактивный тест, задания для интерактивной доски, раздаточный материал.

План урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II.  Актуализация и проверка изученного материала (10 мин.)

  1. Проверка домашней работы (2 мин.)
  2. Работа с интерактивной доской (5 мин.)
  3. Компьютерное тестирование (3 мин.)

III Обработка словесных информационных моделей (12 мин.)

  1. Алгоритм Цицерона (5 мин)
  2. Компьютерный  практикум (7 мин.)

IV . Физкультминутка (3 мин.)

V . Сиквейн (5 мин)

VI . Защита творческих проектов (10 мин.)

VII . Парная работа (5 мин)

VIII . Домашнее задание (1 мин.)

IX. Подведение итогов урока (3 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

  1. Приветствие класса.
  2. Контроль отсутствующих.
  3. Формулировка темы и цели урока.
  1. Актуализация и проверка изученного материала

Проверка домашней работы (2 мин.)

Рабочая тетрадь №19 стр 47

 19. а) Модель каких отношений между людьми построена в басне И. А. Крылова «Волк и ягненок»? Приведите строки басни, подтверждающие вашу мысль.

Б) Модели каких характеров людей построены в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»? Приведите строки басни, подтверждающие вашу мысль.

Работа с интерактивной доской

- На предыдущих уроках, мыс вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.

- Итак, сейчас я буду вызывать по одному ученику к интерактивной доске, и он будет выполнять предложенное задание. Все остальные в это время работают на листочках ( файл Практическая работа. doc )

Учащийся выходит к интерактивной доске и выполняет предложенное задание.

- Молодцы, все очень хорошо справились с предложенными заданиями.

Компьютерное тестирование 

- А теперь ребята, садимся за компьютеры и проходим компьютерное тестирование по теме «Информационные модели», открыв файл MyTest .

1 человек работает с тестом на интерактивной доске.  Обратите внимание, что на слайдах может быть как один, так и несколько правильных ответов. Внимательно читайте задание и выбирайте правильный вариант ответа. В тесте 14 вопросов, после которых компьютер поставит вам оценку. Желаю вам удачи.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

III . Обработка словесных информационных моделей

- Пословицы, поговорки, крылатые выражения, басни являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности.

- В тетрадях создадим словесную модель – анализ текста по алгоритму Цицерона. Это еще один способ создания словесной модели. На доске, а обучающиеся в тетради, записывается алгоритм Цицерона

Крылатое выражение

Кто?

Что?

Где?

Чем?

Зачем?

Как?

Когда?

В качестве примера текста возьмем крылатое выражение «Аннибалова клятва» и составим словесную модель. Крылатое выражение (слова) – это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного или исторического источника. Обучающимся выдается карточка с распечатанным текстом.

АННИБАЛОВА КЛЯТВА

Аннибал (Ганнибал), сын карфагенского полководца Гамилькара Барки, живший в III-II вв. до н. э. Когда Ганнибалу было десять лет, он по настоянию своего отца поклялся, что всю жизнь будет бороться с римлянами, превратившими Карфаген в свою колонию. Рассказывая об этом, Полибий и другие древние историки сообщают, что Ганнибал свято выполнил данную клятву, совершив ряд замечательных походов, в том числе и знаменитый переход через Альпы и Пиренеи, принесший ему ряд блистательных побед над римлянами. С тех пор выражение аннибалова клятва стало употребляться в переносном смысле, означая непоколебимую решимость бороться с кем-либо или против чего-либо до конца жизни.

В ходе диалога с обучающимися в результате заполняется таблица:

Крылатое выражение

«Аннибалова клятва»

Кто?

Аннибал

Что?

клятва

Где?

Карфаген

Чем?

словами

Зачем?

мстить

Как?

борьбой

Когда?

III-II в.в. до н.э.

Выполнение практической работы (за компьютером)

- Используя пример, разобранный на уроке, создайте словесную модель по алгоритму Цицерона к крылатому выражению «Яблоко раздора».

IV.Физкультминутка.

- А сейчас проведем разминку.

Комплекс разминки.

И.п. – стоя, 1 – смотреть вдаль 2-3 с. 2 – перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 3-4 раза.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., сжать кулачки, затем открыть глаза на 3-5с, разжать кулачки. Повторить 6-8 раз.

Быстрые моргания в течение 15-20 с.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить1-2 раза.

Закрыть глаза на 4-5 с. Наклонять медленно голову влево, вправо.

V. Создаём синквейны

- Что такое синквейн? (Ответ учащегося)

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

 Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;

 Синквейн – это не обычный текст, он написан в соответствии с определёнными правилами.

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из 5 строк;

 Его форма напоминает ёлочку.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

•        Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

•        Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

•        Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

•        Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

3. «Пятистрочник». Самостоятельно познакомьтесь с моделью сиквейна и составьте Пятистрочник к понятиям

VI. Защита творческих проектов

- А сейчас ребята, мы с вами посмотрим, какие творческие проекты вы подготовили самостоятельно в соответствии с технологической картой, как смогли применить полученные знания в творческой деятельности. Итак, Вам на выбор были предложены следующие проекты:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Информационная модель…

компьютера будущего».

компьютерного класса будущего».

устройства ввода информации будущего».

устройства вывода информации будущего».

устройства обработки информации будущего».

Слайд 2.

План работы.

Выбрать тему для проекта.

Собрать материал по выбранной теме.

Разработать информационную модель будущего – образную (рисунок), знаковую (словесное описание) и смешанную (схема).

Подготовить презентацию (настройка анимации, настройка показа).

Подготовить защиту проекта.

Продемонстрировать готовый материал.

Осуществить оценку проекта по опросному листу:

Критерии оценки проекта

Кол-во баллов

Оценка оппонента

Самооценка

Оценка учителя

Минимальное количество – 5 слайдов

5

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

Использование эффектов анимации

5

Вставка графиков и таблиц

5

Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

5

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

5

Выступление (презентация) работы

5

Описана знаковая информационная модель

5

Представлена образная информационная модель

5

Создана смешанная информационная модель

5

Итого

55

Вызываются ученики к доске, которые защищают свои проекты.

Учащиеся внимательно слушают, задают вопросы. Учитель анализирует работы учащихся.

 VII . Парная работа

Выставление оценок оппонентами и самооценок учащимися.

Учащиеся обсуждают проекты в парах, заносят баллы в опросный лист, который сдают учителю.

Если останется время учащимся предлагается выполнить практическое задание на компьютере.

VIII. Подведение итогов урока

Обобщение деятельности учащихся на уроке (степень выполнения поставленных задач). Выставление оценок (файл Лист оценок.doc).

IX. Домашнее задание 
Ребята, вам необходимо прочитать истории возникновения поговорок и описать современные ситуации, моделями которых они служат.

     § 2.3  Рабочая тетрадь № 15-18

Оценочная карта

   Фамилия _________________

Вид работы

Баллы

1

Проверка знаний по теме «Информационные модели»

Работа в тетради

Работа у доски

2

Выполнение теста

3

Защита творческих проектов

4

Практическая работа

5

Рефлексия




Предварительный просмотр:

                Приложение 2

Задание для практической работы:

1. Используя пример, разобранный на уроке, создайте словесную модель по алгоритму Цицерона к крылатому выражению «Яблоко раздора». Текст к заданию находится в этом же  текстовом документе

ЯБЛОКО РАЗДОРА

Почему у всех народов любой повод к разногласию именуется яблоком раздора? Что это за яблоко и почему именно оно должно служить причиной раздора? Оказывается, у этого яблока весьма древняя и забавная история, заимствованная из греческого мифа, в котором описан такой случай. На свадьбу морской богини Фетиды и могучего царя Пелея были приглашены все боги и богини Олимпа. Не пригласили лишь злобную богиню раздора Эриду. Она, не выносившая веселья и согласия, решила поссорить гостей и бросила в толпу золотое яблоко с надписью: прекраснейшей. Между Афродитой, Афиной и Герой завязался спор. Каждая из них считала, что яблоко предназначено именно ей. Спор разрешил сын троянского царя Парис. Он присудил золотое яблоко богине красоты – Афродите. Обиженные Афина и Гера пришли в такую ярость, что восстановили все греческие народы против троянцев. Разгорелась жестокая невиданная война, в результате которой Троя прекратила свое существование. С тех пор яблоко раздора и стало «причиной» различных разногласий.

Алгоритм Цицерона

Крылатое выражение

Кто?

Что?

Где?

Чем?

Зачем?

Как?

Когда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Материал к уроку информатики в 7 классе "Обработка словесных информационных моделей"

Это разработка урока по данной теме, раздаточный материал и презентация к уроку. Детям очень понравился этот урок. Более того, благодаря динамичности и смене видов деятельности ребята оценили сами себ...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

КОНСПЕКТ УРОКА «Создание и оформление словесных информационных моделей»

 Тема: «Создание и оформление словесных информационных моделей»...

Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания

Цели:Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью гра...