Классный час "Толерантность. Уроки нравственности"
классный час (8 класс) на тему

Дедюкина Светлана Викторовна

Классный час в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_8_kl._tolerantnost.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.    «Толерантность. Уроки нравственного прозрения».

 Эпиграф: «Жить надо не для себя и не для  других, а со всеми и для всех».                                 (Н.Ф. Федоров, русский философ)

Цель занятия:

- определить характер взаимоотношений в классе и с теми людьми, которые    непосредственно окружают восьмиклассников.

Задачи:

1.  Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.

2.  Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

3.  Научить считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность; научить чувствовать эмоциональное состояние других людей.

4.  Развивать творческие способности учащихся.

5.  Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.        

6.  Способствовать формированию личного отношения к прочитанному.

7.  Развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память; прививать навыки коммуникативного общения.

  1. Орг. момент.     (Звучит музыка.)

 - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Задание 3    «Какие все мы разные»:

- Ребята, упражнение надо выполнять с закрытыми глазами и  внимательно слушать мои команды.

- Сложите листок пополам;

- ровно посередине оторвите кусочек бумаги;

- теперь сложите его опять пополам;

- посередине снова оторвите кусочек бумаги;

- опять сложите пополам;

- с каждой стороны посередине надорвите;

- а теперь разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

- Разверните листок и покажите друг другу. Сравните листы. У вас получились  одинаковые листы? С чем это связано? (По – разному понимаем и воспринимаем)

-  У вас  получилось все по-разному, хотя команды были одинаковые. Просто у каждого свое восприятие и понимание по отношению к тому или иному обстоятельству. Каждый из вас выполнял те действия, которые он считал правильными.  

         2.   Введение в тему.

- Подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить?        (Ответы)

Ученик:     Этот мир многогранен и тесен, 
                  Человеку непросто в нем жить. 
                  Так, чтоб обществу был он полезен, 
                  Мог дружить и, конечно, любить. 
                 И какой бы он ни был натуры, 
                 В шутке, юморе меру чтоб знал. 
                 Категории «долг», «честь», «культура» 
                 Без условий всегда понимал. 

-   Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы  вам и всем вокруг вас было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человеческого счастья.

           3.  Основная часть.

- Сегодня мы поговорим о таком понятии как толерантность. Что же это за слово такое – толерантность? Может кто - то сможет объяснить значение  этого понятия? (ответы детей)

Определение толерантности

- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском – «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными. 

Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение словатолерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

- Какое из определений вам ближе? (Ответы)

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Разные традиции, менталитет, устои, жизненный уклад, ценности).

- А что же объединяет эти определения? (способность спокойно воспринимать другого человека и быть  терпимым, снисходительным к другому человеку).

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

- Я предлагаю образно представить процесс толерантности. Более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигаем постине  бесценных сокровищ – взаимообогащения научными, культурными ценностями каждого человека, с которым вы общаетесь.

- В какой последовательности,  по- вашему мнению, нужно расположить данные понятия?

( Учитель на каждую ступеньку прикрепляет лист с объяснением значения слова.)

                                                                                      4 плакат:  4 ступень

                                                                                                        Поступков

                                                            3 плакат: 3 ступень

                                                                           Понимания

                                       2 плакат: 2 ступень

                                             Принятия

       1 плакат: 1 ступень

                    Признания

Отдельно на рабочем столе класса, на плакатах  объяснения слов ступеней.

Признание – Способность видеть в другом  именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.

 Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям.

Понимание – умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух  точек зрения – своей собственной и его.

Поступки -  « относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

-  Я предлагаю вам послушать музыку  и  вспомнить, что сегодня с вами произошло в течение дня, какое у вас было настроение, что при этом каждый из вас чувствовал?

(Учащиеся по желанию делятся своими впечатлениями, перечисляя свои радости, огорчения, обиды, злость и т.д.)

      - Все люди иногда бывают добрыми, веселыми, а иногда раздражительными и злыми. От чего это зависит?  ( Ответы)

      -  Внутри каждого из нас живут наши  «друзья» и наши «враги» - это эмоции.

     - Давайте назовем положительные эмоции.  (радость, уверенность, доброжелательность, спокойствие и т.д.).  

    - А отрицательные эмоции? (агрессия, насмешка, злость и т.д.).

    - Подумаем, зачем нужно знать, какими бывают эмоции, чувства, как они выражаются?    (чтобы научиться их контролировать, подавлять)

-  Могут ли они нанести вред или вдохновить на хорошие поступки? (обсуждения детей).

-  Успех, благополучие, даже здоровье человека во многом зависят от того, умеет ли он владеть своими чувствами, поэтому надо учиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими.

      - А сейчас вы будете работать в группах. На полосках красного  цвета написано начало пословицы, а на белой  полоске – окончание. Составьте эти пословицы и прочитайте.

  1. Мир строит,      /    а война разрушает.

          Свет победит тьму,        /        а мир – войну.

  1.  Худой мир               /         лучше доброй ссоры.

           Чужой земли не хотим,        но и своей не отдадим.

  1. Береги землю любимую,        как мать родную.

            Тот герой,        кто за Родину горой.

  • Какова общая мысль этих пословиц? (Мир всегда лучше, чем война)

- Я хотела бы обратить внимание на эти пословицы, так как  тема сохранения мира и защиты Родины всегда актуальна. Совсем скоро мы будем отмечать славную дату – 70-летие Победы. - В войну в нашем городе были созданы госпитали. Один из них находился в нашей школе. Это был госпиталь для военнопленных немцев. А в школе №9 находился госпиталь для наших солдат. И тех, и других кормили  и лечили одинаково.

- Можно ли отношение к немцам со стороны медицинского персонала и простых горожан назвать толерантным? ( да, так как проявляли внимание, отзывчивость, заботу, жертвенность)

Толерантным будь всегда! 
Ненависть откинь ты. 
И гуманность навсегда, 
Закрепи ты в мире.

  1. Заключение.

- А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне.

Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

- В чём состоит суть этого плаката? (люди пользуются повседневными трудами других людей( буквы, цифры, кофе, пицца, роллы, автомобили, телефоны, компьютеры ), отдыхают в других странах, не обращая внимание на национальность.

- Я предлагаю вам подумать, с каким предметом у вас ассоциируется слово «толерантность». Нарисуйте его на бумаге и объясните свой выбор.

- Ребята, я вижу, что сегодняшний классный час не прошел зря, у вас добрые светлые лица, посмотрите еще раз друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Спасибо за интересные высказывания.

- Завершить классный час хочу строками из стихотворения Сергея Острового

В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

  1. Рефлексия.

-  Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)

 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

 «Какие все мы разные»:

- Ребята, упражнение надо выполнять с закрытыми глазами и  внимательно слушать мои команды.

- Сложите листок пополам;

- ровно посередине оторвите кусочек бумаги;

- теперь сложите его опять пополам;

- посередине снова оторвите кусочек бумаги;

- опять сложите пополам;

- с каждой стороны посередине надорвите;

- а теперь разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

- Разверните листок и покажите друг другу. Сравните листы. У вас получились  одинаковые листы? С чем это связано? (По – разному понимаем и воспринимаем)

-  У вас  получилось все по-разному, хотя команды были одинаковые. Просто у каждого свое восприятие и понимание по отношению к тому или иному обстоятельству. Каждый из вас выполнял те действия, которые он считал правильными.

 2.   Введение в тему.

- Тема нашего классного часа «Толерантность. Уроки нравственности».

Ученик:     Этот мир многогранен и тесен, 
                  Человеку непросто в нем жить. 
                  Так, чтоб обществу был он полезен, 
                  Мог дружить и, конечно, любить. 
                 И какой бы он ни был натуры, 
                 В шутке, юморе меру чтоб знал. 
                 Категории «долг», «честь», «культура» 
                 Без условий всегда понимал. 

-   Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы  вам и всем вокруг вас было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человеческого счастья.

  1. Основная  часть.                                                                                                                       - - Сегодня мы поговорим о таком понятии как толерантность. Что же это за слово такое – толерантность? Может кто - то сможет объяснить значение  этого понятия? (ответы детей)

Определение толерантности

- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском – «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными. 

- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Разные традиции, менталитет, устои, жизненный уклад, ценности).

- А что же объединяет эти определения? (способность спокойно воспринимать другого человека и быть  терпимым, снисходительным к другому человеку).

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Задание 1:

- Внимательно прочитайте определения «толерантности», взятые из разных источников. Проанализируйте их и выделите в них те слова (понятия), которые чаще всего встречаются в определениях (дети работают с раздаточным материалом).

     В разных языках понятие «толерантности» синонимично «терпимости», в словаре В.И.Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что либо кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению».

       В «Большом энциклопедическом словаре» «толерантность» понимается как  «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».  

       В Краткой философской энциклопедии: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам».

        Отечественный ученый А.П.Садохин рассматривает толерантность как чувство терпимости и уважительно отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающим с собственными.

        В послании Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по случаю Международного дня толерантности 16 ноября 2001г. говорится, что «…толерантность - это открытость, диалог, понимание и уважение других … Диалог должен брать верх над насилием, понимание над безразличием, знание других людей над неведением и предубеждением».

      «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо».

       Отечественный ученый П.В. Степанов предлагает рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

       По мнению Отфрида Хеффе, толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур.

       По мнению В.А.Лекторского толерантность необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта»

     – Какие понятия чаще всего встречаются в определениях?

– В какой последовательности вы бы их расположили?

 (ступени толерантности):

- признание;     - принятие;    - понимание;      - уважение;    -стремление к сотрудничеству.

(Происходит диалог, где обсуждаются ступени толерантности, дети высказывают свое мнение, почему на первую ступень они поставили понятие  «признание», а на последнюю понятие «стремление к сотрудничеству», они утверждают, что  толерантность предполагает настроенность человека на признание, понимание и диалог с другим человеком.)

Задание 2:

-   Какими качествами характера должен обладать толерантный человек? 

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать  качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. 
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм,  доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, поддержка, вежливость.
Конверт 2: нежность, сердечность, хвастовство,  грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность, сотрудничество, выдержка                                                                               Конверт 3: искренность,  прощение, равенство, самоотвержанность, мужественность, вспыльчивость, , раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость, , тактичность, терпение

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать? (ответы детей)
- Но у нас ещё остались листочки с характеристиками. Почему вы их не отнесли к качествам толерантности? Эти качества противоположные и поэтому относятся к интолерантности. Назовите эти качества.

Определение интолерантности

Интолерантность- неприятие другого человека, негативность к существованию с другими людьми. Интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.

- Посмотрите на своего соседа. Мы все разные. Разный цвет волос, цвет глаз, разные привычки у всех, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

 Задание 3    «Какие все мы разные»:

- Ребята, упражнение надо выполнять с закрытыми глазами и  внимательно слушать мои команды.

- Сложите листок пополам;

- ровно посередине оторвите кусочек бумаги;

- теперь сложите его опять пополам;

- посередине снова оторвите кусочек бумаги;

- опять сложите пополам;

- с каждой стороны посередине надорвите;

- а теперь разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

- Разверните листок и покажите друг другу. Сравните листы. У вас получились  одинаковые листы? С чем это связано? (По – разному понимаем и воспринимаем)

-  У вас  получилось все по-разному, хотя команды были одинаковые. Просто у каждого свое восприятие и понимание по отношению к тому или иному обстоятельству. Каждый из вас выполнял те действия, которые он считал правильными.

Задание 4:

- Сейчас мы поработаем в командах. У каждой команды на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Соберите  высказывание и подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе»

- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
(относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе)

Ученик:

     Стихи для ребят

     Всех народов и стран:

     Для абиссинцев,

     И англичан,

     Для испанских детей

     И для русских,

     Шведских,

     Турецких, немецких,

     Французских,

   Негров, чья Родина –

     Африки берег;

     Для краснокожих

     Обеих Америк.

     Для желтокожих,

     Которым вставать

     Надо,

     Когда мы ложимся в кровать,

     Для эскимосов,

     Что в стужу и снег

     Лезут

     Мешок меховой на ночлег;

   Из тропических стран,

     Где на деревьях

     Не счесть обезьян;

     Для ребятишек

     Одетых и голых –

     Тех, кто живут

     В городах и селах…

  Весь этот шумный,

     Задорный народ

     Пусть соберется

     В один хоровод.

     Север планеты

     Пусть встретится с Югом,

     Запад – с Востоком,

     А дети – друг с другом!

(С.Я. Маршак «Всемирный хоровод») 

     - О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом)

    - Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? ( чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо)

      - А сейчас вы будете работать в группах. На полосках красного  цвета написано начало пословицы, а на белой  полоске – окончание. Составьте эти пословицы и прочитайте.

  1. Мир строит,      /    а война разрушает.

          Свет победит тьму,        /        а мир – войну.

  1.  Худой мир               /         лучше доброй ссоры.

           Чужой земли не хотим,        но и своей не отдадим.

  1. Береги землю любимую,        как мать родную.

            Тот герой,        кто за Родину горой.

  • Какова общая мысль этих пословиц? (Мир всегда лучше, чем война)

- Я хотела бы обратить внимание на эти пословицы, так как  тема сохранения мира и защиты Родины всегда актуальна. Совсем скоро мы будем отмечать славную дату – 70-летие Победы.

     - Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие. Русским представляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.

- В войну в нашем городе были созданы госпитали. Один из них находился в нашей школе. Это был госпиталь для военнопленных немцев. А в школе №9 находился госпиталь для наших солдат. И тех, и других кормили  и лечили одинаково. Такое внимание, отзывчивость, заботу, жертвенность (т.к. сами голодали) тоже можно назвать толерантностью.

Толерантным будь всегда! 
Ненависть откинь ты. 
И гуманность навсегда, 
Закрепи ты в мире.

- А каким быть легче – добрым или злым?    (Ответы)

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

- А сейчас хочу предложить вам познакомиться с притчей, которая называется «Ворота сада». Во время чтения  подумайте  и ответьте на вопрос: « Какие слова притчи учат нас быть толерантными?»

 Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут такими  как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

- Эти слова и сейчас звучат актуально, так как много ещё остаётся в мире жестокости и непонимания.

4. Заключение.

Задание 5:     « Человек с планеты Земля» ( сопровождение фонограммы)

- У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.  Подумайте и выберите , какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

( Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

добрый   сильный    преданный    весёлый    улыбчивый     чуткий смелый    честный    внимательный  -   агрессивный    злой     нечестный равнодушный    лживый     раздражительный

- Ребята, я вижу, что сегодняшний классный час не прошел зря, у вас добрые светлые лица, посмотрите еще раз друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Спасибо за интересные высказывания.

- Завершить классный час хочу строками из стихотворения Сергея Острового

В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

  1. Рефлексия.

-  Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)

 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Уроки нравственности. Этика частной благотворительности русского купечества"

Цель:  формирование нравственного сознания учащихся через знакомство  с частной благотворительностью русского купечества.Задачи:познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою ж...

классный час уроки нравственности

классный час "Уроки нравственности" и презентация к нему...

Классный час - урок нравственности. "Человеческие ценности"

Классный час - урок нравственности "Человеческие ценности"...

Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".

Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе,  обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...

Методическая разработка к классному часу по теме "Уроки нравственности. 8 класс"

Презентация к серии классных часов, посвященных нравственному воспитанию школьников....

Урок нравственного прозрения (классный час для учащихся 11 класса)

Урок нравственного прозрения "Умей ценить..." для учащихся старших классов....

Разработка классного часа "Урок нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо"

Разработка классного часа для 5 класса "Урок нравственности"...