Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы
элективный курс (10 класс) на тему

Симоненко Наталья Николаевна

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbran_vopr_el_10-11.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                                решение педсовета Протокол №1

                                                                                                                от 30 августа 2014 года

                                                                                                                Председатель педсовета:

                                                                                                                ____________/А. В. Баранов/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку (элективный курс) «Избранные вопросы русского языка»

Ступень обучения (класс)   среднее полное общее образование,   10- 11 класс

Количество часов  68/1  (34-10класс; 34- 11 класс)                 Уровень:   базовый

Учитель:   Симоненко Наталья Николаевна

Рабочая программа по элективному курсу для 10-11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования  по русскому языку для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ .

        1.Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

           Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

              Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

             Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

        2.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

    На изучение предмета «Избранные вопросы русского языка» в 10-11 классах отводится по 34 часа.

3.Содержание курса

10 класс (35 часов)

                                                                                                        Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

11 класс (35 часов)

Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.

Пунктуация

Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Речь. Текст

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.

                                                                                                                                                     

     4.     Литература

Для учащихся

     1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.:   Русское слово, 2007.

        2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;

3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;

4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;

5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9  классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;

6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;

7)Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;

8)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;

  • пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;

  • пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Для учителя

1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы.Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.

2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.

3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.

5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.

  • методические пособия, включенные в перечень учебных и методических  изданий, допущенных Министерством образования РФ;

  • методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. 1.Интерактивная доска interwrite
  2. 2.Мультимедийный проектор
  3. 3. Документ-камера
  4. 4.Компьютер Lenovo

РАССМОТРЕНО:                                                       СОГЛАСОВАНО:

Протокол №1 заседания                                             Заместитель директора

ШМО филологического цикла                                  по УВР

от 28 августа 2014 г.                                                    ________Т.В. Малашенко

_______Н.В.Харченко                                                 от 29 августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________Т.В. Малашенко

29  августа  2014 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                    Календарно – тематическое

планирование

 По  русскому языку (элективный курс) «Избранные вопросы русского языка»

Класс:  11

Учитель: Симоненко Наталья Николаевна

Количество часов34; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н.,  утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2014 г.

10 класс

Тема урока

К-во часов

Оборудование

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

1.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

1

2.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

1

Презентация, компьютер Lenovo

3.

Языковая норма и ее основные особенности.

1

Презентация, компьютер Lenovo

4.

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

1

Презентация, компьютер Lenovo

5.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические)

нормы.

1

6.

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных

1

7.

Произношение некоторых грамматических форм.

1

Презентация, компьютер Lenovo

8.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

1

9.

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

1

Презентация, компьютер Lenovo

10.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого

общения.

1

Презентация, компьютер Lenovo

11.

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

1

12.

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

1

Презентация, компьютер Lenovo

13.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм

слова.

1

14.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

15.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления

1

16.

 Правильное употребление предлогов в составе

словосочетаний.

1

17.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

18.

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

19

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

1

20.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

21.

Правописание Н и НН в различных частях речи.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

22.

Правописание НЕ с различными частями речи.

1

Презентация, компьютер Lenovo

23.

Правописание приставок.

1

24

Правописание чередующихся корней.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

25

Правописание наречий.

1

26

Правописание местоимений.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

27.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

28.

Правописание суффиксов причастий.

1

29.

О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

30.

Ё-О после шипящих в корне слова

1

31.

Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, причастий

1

Презентация, интерактивная доска interwrite

32

Практическая работа №2 «Разделы русской орфографии и основные принципы написания»

1

33.

Повторение и обобщение изученного по теме «Разделы русской орфографии и основные принципы написания»

1

34.

Итоговое занятие.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Тема урока

Кол-во часов

   Оборудование

Дата по плану

Дата по факту

1.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

1

Презентация, компьютер Lenovo

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений.

1

3.

 Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Презентация, компьютер Lenovo

4.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

5.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

6.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

7.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

Презентация, компьютер Lenovo

8.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

9.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

10.

 Знаки препинания при передаче чужой речи

1

Презентация, компьютер Lenovo

11.

Знаки препинания в связном тексте

1

Презентация, компьютер Lenovo

12.

Контрольная работа по темам «Простое и сложное предложение»

1

13..

 Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

14.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

1

Презентация, компьютер Lenovo

15.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

1

16.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в

соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

1

Презентация, компьютер Lenovo

17.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с

точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

18.

Использование нормативных словарей русского языка.

1

19.

Практическая работа. «Средства выразительности русской речи».

1

Презентация, компьютер Lenovo

20.

Применение орфографических и пунктуационных норм при

создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

1

Презентация, компьютер Lenovo

21

Применение орфографических и пунктуационных норм при

создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

1

Презентация, компьютер Lenovo

22

Применение орфографических и пунктуационных норм при

создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

1

Презентация, компьютер Lenovo

23.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных

разновидностей языка.

1

Презентация, компьютер Lenovo

24.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая пред-

меты и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

25.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

1

Презентация, компьютер Lenovo

26.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

1

Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo

27.

Контрольная работа по теме «Лингвистический анализ текста»

1

28.

Повторение и обобщение изученного по теме « Фонетика. Морфология. Синтаксис»

1

Презентация, компьютер Lenovo

29.

Тестирование формата ЕГЭ (часть А)

1

30.

Тестирование формата ЕГЭ (часть В)

1

31

Повторение и обобщение изученного по теме «Текст»

1

Презентация, компьютер Lenovo

32

Тестирование формата ЕГЭ (часть С)

1

33

Повторение и обобщение изученного

1

34.

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....

Элективный курс по русскому языку "Основные вопросы русского языка"

Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...