Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связана с несовпадением количества часов по авторской программе М.М.Разумовской и учебному плану школы, а также добавлением тем из демоверсии и методических рекомендаций ККИДППО.

Программа  «Избранные вопросы русского языка» разработана в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в 5-8 классах. Теоретические сведения носят системный характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. 

Содержание программы сосредоточено на трудных вопросах применения орфографических и пунктуационных правил, вариативности словоупотребления и расстановки знаков препинания. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами литературной правки и редактирования. В этом его  педагогическая целесообразность. Программа отличается новизной в плане подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования. Практическая деятельность учащихся становится целенаправленной, конкретной, осознанной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 ст. Павловской

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________         ______

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

2 вида

курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки

 «Избранные вопросы русского языка»  

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов всего:34, в неделю 1             

Учитель    Михайленко Тамара Васильевна

Программа разработана на основе

авторской программы по русскому языку для 5-9 классов под ред. М.М.Разумовской и др. М.:   «Дрофа» 2009г. 

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связана с несовпадением количества часов по авторской программе М.М.Разумовской и учебному плану школы, а также добавлением тем из демоверсии и методических рекомендаций ККИДППО.

Программа  «Избранные вопросы русского языка» разработана в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в 5-8 классах. Теоретические сведения носят системный характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

Содержание программы сосредоточено на трудных вопросах применения орфографических и пунктуационных правил, вариативности словоупотребления и расстановки знаков препинания. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами литературной правки и редактирования. В этом его  педагогическая целесообразность. Программа отличается новизной в плане подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования. Практическая деятельность учащихся становится целенаправленной, конкретной, осознанной.

Цели курса: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

     - совершенствование языковой грамотности учащихся;

     - обучение девятиклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

     - совершенствование лингвистической компетенции выпускников при сочинительной части экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа.

Тематическое распределение часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Программа М.М.Разумовской

Методические материалы

Рабочая  программа

1.

Лексика.

Лексическое значение слова.

+

1 часа

3.

Фонетика. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слова  

+

1 час

4.

Словообразование. Способы словообразования.

+

1 час

6.

Орфография. Правописание самостоятельных и служебных частей речи.

+

8 часов

7.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. 

+

6 часов

8.

Приёмы написания изложения.

+

5 часов

9.

Приёмы написания сочинения.

+

10 часов

10

Повторение

+

2 часа

Итого:

714

34 часа

Содержание обучения.

  1. Лексика и фразеология – 1 час. Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
  2. Фонетика – 1 час.  Звукобуквенный анализ слова.
  3. Словообразование - 1 час. Способы словообразования.
  4. Орфография – 8 часов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
  5. Синтаксис и пунктуация – 6 часов. Словосочетание как единица синтаксиса. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при однородных членах. Знаки препинания в сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
  6. Приёмы написания изложения– 5 часов. Учимся сжимать изложение. Приёмы сжатия исходного текста. Учимся писать сочинение-рассуждение. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему. Микротемы текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
  7. Приёмы написания сочинения – 10 часов. Смысловая цельность сочинения-рассуждения. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения. Композиционная стройность сочинения-рассуждения. Смысловая цельность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиционная стройность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
  8.  Повторение – 2 часа. Повторение. Лексика. Орфография. Пунктуация. Приёмы написания изложения и сочинения.

Перечень практических работ.

  1. Практическая работа по орфографии.
  2. Практическая работа по пунктуации.
  3. Практическая работа по сжатию исходного текста.
  4. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.
  5. Практическая работа по написанию сочинения на лингвистическую тему .

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать:

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Список рекомендованной учебно-методической литературы

  1. Демоверсия 2011 для подготовки к итоговой аттестации.
  2. Демоверсия 2012 для подготовки к итоговой аттестации.
  3. Методические рекомендации по русскому языку. Краснодар, ККИДППО, 2010г.
  4. Учебники  по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской. М. «Дрофа», 2010г.
  5. Журнал "Русский язык в школе".
  6. Газета «Первое сентября».
  7. И.В.Текучёв.М. Тесты по русскому языку. М.,«Экзамен», 2007
  8. Н.А.Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Легион», 2009
  9. М.М.Разумовская. Русский язык. 9 класс. М., «Дрофа», 2010
  10. Н.Г.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. М., «Айрис-пресс», 2004
  11. Р.М.Гриценко. Разноаспектный анализ текста. Часть 1, 8-9 классы. Краснодар, 2008.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей ___________________

от ________ 20__ г. №__,

________________ /_______________/

подпись руководителя ШМО СОШ №2,             расшифровка подписи.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

______________ /_______________/

 (подпись)                                  Расшифровка подписи        

«__»__________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР

___________ /_______________/

«___» __________ 20___  года

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 ст. Павловской

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

                   курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки

«Избранные вопросы русского языка»  

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    _________________9________________________________________________

Учитель                         Михайленко Тамара Васильевна

Количество часов: всего ____34______ часов; в неделю _____1______ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Михайленко

Тамары Васильевны,

утверждённой решением педсовета. Протокол №__ от___ 20__ года.

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Лексика и фразеология  (1ч.)

1.

Лексическое значение слова.

1

Проектор

Фонетика (1 ч.)

2.

Звукобуквенный анализ слова.  

1

Тест

Словообразование  (1 ч.)

3.

Способы словообразования.

1

Проектор

Орфография (8 ч.)

4.

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

1

Проектор

5.

Чередующиеся гласные.

1

карточки

6.

Правописание согласных в корне  слова.  О, Ё после шипящих в корне

1

Проектор

7.

Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ.

1

Проектор

8.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Проектор

9.

Правописание служебных частей речи.

1

Проектор

10.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

Проектор

11.

Практическая работа по орфографии

1

Тест

Синтаксис и пунктуация (6ч.)

12.

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Проектор

13.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с вводными  словами и конструкциями.

1

Тест

14.

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения.

1

Тест

15.

Знаки препинания в сложном предложении

1

Тест

16.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Проектор

17.

Практическая работа по пунктуации.

1

Карточки

Приёмы написания изложения (5 ч.)

18.

Содержание изложения.

1

Проектор

19.

Р.Р. Приёмы сжатия исходного текста.

1

Проектор

20.

Микротемы текста.

1

Проектор

21.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

Проектор

22.

Р.Р.Практическая работа по сжатию исходного текста.

1

Проектор

Приёмы написания сочинения (10 ч.)

23.

Учимся писать сочинение-рассуждение.

1

Проектор

24.

Смысловая цельность сочинения-рассуждения.

1

Проектор

25.

Примеры-аргументы сочинения-рассуждения.

1

Проектор

26.

Композиционная стройность сочинения-рассуждения.

1

Проектор

27.

Р.Р. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

1

Проектор

28.

Учимся писать сочинение на лингвистическую тему.

1

Проектор

29.

Смысловая цельность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

Проектор

30.

Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

Проектор

31.

Композиционная стройность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

Проектор

32.

Р.Р. Практическая работа по написанию сочинения на лингвистическую тему.

1

Карточки

Повторение (2 ч.)

33.

Повторение. Лексика. Орфография. Пунктуация.

1

Тест

34.

Повторение. Приёмы написания изложения и сочинения.

1

Тест

ИТОГО часов: 

Практическая часть:

П.р.

34

 час.

_5____

_____ час.

_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...

Программа элективного курса по русскому языку для 10 классов «Трудные вопросы орфографии»

Данный элективный курс  открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успеш...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии»

Программа курса нацелена на подготовку учащихся к ОГЭ по русскому языку...