Программа Воспитательной работы.
материал (5 класс) на тему

Крынина Галина Сергеевна

Прграмма воспитательной работы с 5-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитательная программа120 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №9.

«Воспитательная программа».

Выполнила:

Крынина Галина Сергеевна

учитель английского языка,

МБОУ СОШ№6

Пояснительная записка.

          Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества ,государства. 

          Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Проблемно-ориентированный анализ состояния  воспитательной работы образовательного учреждения.

Систему своей воспитательной работы я детально продемонстрирую на примере первого направления, т.е. 5-6 класс, так как я являюсь классным руководителем 5 «А» класса. В дальнейшем, в старшем звене система не претерпит больших изменений, другими будут методы и формы работы, обусловленные возрастными особенностями ребят.

        Возможно, ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как сделать, чтобы ребенок в школе чувствовал себя по-настоящему тепло и комфортно.

        5 «А» создал свой маленький, замечательный и удивительный мир -  «город» под названием «Везунчики». Почему «Везунчики»? Да, потому что нам всем очень повезло, что МЫ все Вместе,  Мы попали в один класс, у нас замечательные родители, Мы такие разные и этим Мы и прекрасны, Мы дополняем друг друга. Наш «город» это отнюдь не замкнутая система, в ней прослеживаются горизонтальные и вертикальные связи, жизнь в этом «городе» тесно связана с жизнью всей школы. Эта маленькая организация является структурной ячейкой школьной организации, поэтому ее цели и задачи органично сочетаются с целями и задачами воспитательной работы школы.

Итак, «Везунчики». И наш девиз «Если быть, то быть лучшими». 

Город, в котором существует негласная договорённость между детьми и взрослыми: что делают сами дети, что - вместе с учителем, а что только педагог.

Наш город, как и город вообще состоит из выстроенных зданий и домов. Каждый дом несёт целевое назначение и отражает одно из направлений в воспитательной работе. В классе созданы министерства, которые отвечают за определенный объем работы. Выбран мэр класса, который возглавляет деятельность в коллективе.

Есть министерства со своими функциями: СУДа, печати, спорта, труда и досуга. Хочу отметить, что все министерства, тесно связаны между собой. Так как  они работают сообща. Если одни организуют мероприятие – это служба досуга, то министерство печати составляет репортажи к мероприятиям, готовят презентации, «спорт» организует болельщиков и помогают физическим трудом, в то время как министерство СУДа контролирует, чтоб были задействованы все учащиеся нашего класса.

        Подводя итог изложенному выше  скажу, что эта программа не родилась спонтанно. Ей предшествовала большая работа с учителем начальной школы и школьным психологом по изучению этого коллектива. Продолжается такая работа и сегодня, о чем говорят множество тестов проводимых в классе. «Что бы вы сказали об архитекторе, который закладывая новое здание не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить храм или дом» К.Д. Ушинский.

        Мастер хорошо должен знать материал, с которым ему придется работать.  

 «Концепция воспитательной системы – система ведущих идей школьного коллектива, в которой отражены его представления о целях, принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса и о роли в нем педагогов, учащихся, родителей  и окружающего социума».
   
Школа считает своей основной миссией адаптацию учащихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника. Исходя из неоднородности контингента учащихся, главный акцент в воспитательной деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик  был вовлечен в активную деятельность, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в классе и школе комфортно. Таким образом, воспитательная цель – создание благоприятной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Концепция воспитательной системы класса опирается на следующие принципы:

  • хорошее здоровье - источник жизнерадостного мировосприятия;
  • душевный комфорт, атмосфера дружелюбия;
  • стремление нести в школу радость и мир;
  • развитие личности через творчество;
  • развитие стремления познать свое Отечество;
  • воспитание поступками и делами.

Цель воспитания:

  • Воспитание личности «Я» с высокими нравственными началами.

Задачи воспитания:

  • Создание в классе единого коллектива детей и родителей!
  • Совершенствовать систему самоуправления в классе.
  • Создать благоприятный психологический климат в детском коллективе.
  • Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни и негативное отношение к вредным привычкам.
  • Продолжать работу по формированию сплоченного коллектива через создание структурной ячейки детской организации.

Содержание воспитания:

  • Направлено на становление культуры личности: внутренней (духовность) и внешней (культура общения, поведения, внешнего вида, способности человека к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации).

Повышать качество воспитательной работы можно:

  • Совершенствуя положительное;
  • Развивая достигнутое;
  • Преодолевая недостатки;
  • Предупреждая ошибки.

Пути реализации

  • Не навредить.
  • Искать в детях хорошее.
  • Научить детей думать и любить.
  • Все делать без принуждения.
  • Быть другом и помощником ученика.
  • Воспитывать, опираясь на природу ученика.

Направления  воспитательной деятельности:

  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
  • художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни;
  • трудовая деятельность в виде общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности;
  • ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей;
  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка;
  • свободное общение, способствующее самоопределению в коллективе.

Основные принципы воспитательного процесса
       Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
      Первый принцип –
гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
      Второй принцип –
гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об эстетических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
     Третий принцип
раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина.
     Четвертый принцип –
самосознание личности или отношение личности к самой себе. Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям, самоопределение, самовоспитание, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганду здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций.
     Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции, которые необходимо учитывать при планировании деятельности в классе:

  • развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
  • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
  • защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  • корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
  • компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
  • управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Этапы реализации программы

Воспитательная работа, которую я хочу Вам представить, имеет 3 направления:

  1. 5-6 классы: Воспитание личности с высокими нравственными началами.
  2. 7-8 классы: Формирование представления о достойном образе жизни.
  3. 9-11 классы: Формирование жизненной позиции.

1 этап- ориентировочный   (2013-2015 учебный год) 5-6 класс

Задача:

Подготовить условия для организации воспитательной работы по программе.

Данный этап  предусматривает:

  • аналитико-диагностическую деятельность,
  • воспитание личности с высокими нравственными началами,
  •  поиск и коррекцию инновационных технологий,

      форм, методов и способов воспитания с учетом возрастных

      и   психологических особенностей учащихся,

  • усовершенствование модели ученического самоуправления

2 этап- основной  (2015-2017 учебный год) 7-8 класс

Задача: 

Формировать представления о достойном образе жизни.

Второй этап предполагает:

  • апробацию и использование в воспитательном процессе инновационных технологий и методик воспитательной работы, приемов, методов воспитания, социальной  и психолого-педагогической поддержки личности каждого воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
  •  осуществление опытно-педагогической деятельности по построению воспитательной системы в классе.

3 этап- обобщающий   (2017-2019 учебный год) 9-11 класс

Задача: 

Формирование жизненной позиции.

Третий этап предусматривает:

  • проведение мониторинга по реализации программы
  • соотношение результатов с поставленными целями и задачами
  • определение дальнейших перспектив развития личности
  • профессиональный выбор учащихся.

Представление о выпускнике

     Основные ценностные ориентиры определены в модели выпускника средней общеобразовательной школы. Это воспитание гуманности и ответственности по отношению к родителям, детям, обществу, культуры общения и поведения, порядочности и трудолюбия, милосердия и духовно – нравственных ценностей, формирование бережного отношения к окружающему миру, развитие способностей к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В идеале ученик под действием педагогических средств учителя должен встать на путь самообразования и самовоспитания самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора.
    Исходя из этой модели, целевая направленность школы – формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности с опорой на ценностные ориентиры: Человек, Семья,  Отечество, Мир, Знания, Земля, Труд, Культура.

     Данная цель охватывает весь педагогический процесс, все структуры и внеурочную жизнь учащихся, традиции и всю воспитательную среду через выполнение следующих задач воспитания:

  • Укрепление здоровья ребёнка.
  •  Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования, в организацию внешкольных и внеклассных мероприятий с целью обеспечения самореализации личности.
  • Развитие самоуправления, самообслуживания.
  • Воспитание высоконравственной, культурной личности, настоящего гражданина своего Отечества.
  •  Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.

Современный выпускник школы

  Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним, стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты реализации Программы  воспитания

  • Создание  в классе единой,  целостной системы воспитания детей, главной ценностью которого является личность ребенка.  
  • Формирование образа выпускника – социально значимой личности.
  • Повышение уровня воспитательной работы в классе, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний.
  • Обогащение родительского опыта воспитательными идеями педагогики. Поддержка семьи в воспитании самосознания ребенка.
  • Формирование гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентиров.
  • Повышение эффективности воспитательного воздействия на школьников за счет использования инновационных воспитательных методик и технологий, личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач.
  • Активизация процессов социализации, профессионального самоопределения и самореализации детей.
  • Поддержка и развитие интеллектуального, творческого потенциала одаренных детей и его реальное использование в культурной, социально-экономической, политической жизни.
  • Активизация деятельности детских организаций, вовлечение учащихся в реальный процесс самоуправления, социально-значимую деятельность.
  • Формирование активной гражданской позиции, социальной ответственности, лидерских качеств, организаторских навыков, развитие творческого потенциала.

Содержание программы

Основа и необходимое условие воспитания личности - правильная организация процесса воспитания. Работа по содержанию системы  воспитания включает в себя следующие блоки:

1. Работа с учащимися

Направления работы с учащимися:

  • диагностика уровня воспитанности (ценностные ориентиры, уровень коммуникативной культуры, направленность личности - на себя, на общение, на дело, организаторские умения)
  • анализ результатов диагностики, построение воспитательной траектории
  • психологические тренинги, коррекция, принятие внутригрупповых решений;

 Среди форм и методов социализации личности особое место занимает  ученическое самоуправление. Главным его содержанием является организация общности детей для удовлетворения потребности каждой личности в саморазвитии. В условиях общеобразовательной школы в классах созданы все условия:

  • для развития творчества, уважения личности ребенка, его прав, интересов через реализацию  его права на выбор, свободу действий и возможность их защищать через развитие института социальной ответственности на основе права и морали в реализации ученического самоуправления;
  • для формирования правового пространства, через соучастие в самоуправлении каждого участника школьной жизни, развитие правового социума.

       Исходя из этого,  строится  система ученического самоуправления.

2. Работа с родителями

    Путь воспитания  выстраивается от «близкого к далекому»: от любви к родителям,  к дому, к школе, к городу,  к родной стране. В семье дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к Родине. В семье ребенок получает первый социальный опыт. Содержание и характер  этого опыта зависит от моральных и жизненных ценностей всех членов семьи. Взаимодействие с родителями  способствует воспитанию бережного отношения к традициям и сохранению  семейных связей.

  Формы работы с родителями: организация семейных  клубов, дни открытых дверей, организация выставок, совместные мероприятия и праздники с детьми. (Диагностические  исследования  по изучению родительской позиции  и уровня педагогических знаний планируется проводить на основе опросника АСВ - анализ семейного воспитания - и  методики «Моя семья»)

Направления работы с родителями:

  • диагностика родительской позиции;
  • диагностика уровня педагогических знаний;
  • проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам воспитания детей;
  • семинары-тренинги.

3. Работа с внешкольными организациями и учреждениями

  •     Воспитательная система  - открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения её задач. Посещение спортивных секций, кружков позволяет решить оздоровительные задачи. Кружки по интересам (ДПИ, музыкально-эстетического направления, эколого-биологического, туристско-краеведческого, технического) развивают творчество, помогают самоопределиться при вы выборе профессии. Культурные учреждения, проводя различные мероприятия, конкурсы, концерты  формируют в школьниках активную гражданскую позицию, социальную ответственность, лидерские качеств, организаторские навыки, развитие творческого потенциала.

 Внешние связи школы широки и разнообразны, учащиеся сотрудничают со многими учреждениями:

  • учреждения культуры;
  • комитет по делам молодежи, спорту и туризму;
  • центр детского творчества;
  • ДЮСШ
  • центр профилактики наркомании «Надежда»;
  • городской совет ветеранов Великой Отечественной войны;
  • городской отдел внутренних дел;
  • военно-патриотический клуб «Витязь» и др.

4. Традиции класса.

  • Праздник Первого звонка, (День Знаний).
  • Осенний поход.
  • День самоуправления “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!”.
  • Предметные декады.
  • Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни…»
  • Праздничные мероприятия “Новогодний серпантин”
  • Месячник оборонно-массовой и спортивной-оздоровительной работы
  • «Нежности, добра и любви…» ко Дню 8 марта
  • «День юного пожарного»
  • «Спасибо ветераны за Победу!» (День Победы).
  • «Родительский день» концертная программа для родителей.
  • Поход в зимний лес.
  • «Выходные с пользой», посещение аква-центра или горнолыжной базы.

План реализации

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

Развитие нормативно-правовой базы.

Закон об образовании о правах учителя

2013-2019

Овладение правовыми знаниями

Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка

2013-2019

Устав школы

2013

Проведение анализа по воспитательной программе.

Ежегодно май

Создание  в классе единой,  целостной системы воспитания детей, главной ценностью которого является личность ребенка.  

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Работа министерств

2013-2019

Развитие творческих способностей школьников

Научное и программно – методическое обеспечение воспитательного процесса

Разработка критериев оценки и проведение мониторинга:

  • уровня воспитанности учащихся
  • состояния здоровья учащихся и уровня физической подготовленности

2013-2019

Получение статистических и аналитических данных об уровне воспитательной работы в классе, воспитанности подростков о влиянии социума на воспитание, состояние здоровья и физического развития личности.

Информационное обеспечение воспитательного процесса

Создание циклов бесед, встреч, «круглых столов», родительских собраний, освещающих вопросы семейного воспитания, опыта взаимодействия школы с семьей, содержащих советы для детей, родителей, педагогов.

2013-2019

Повышение социального статуса и качества семейного воспитания Создание единого пространства, способствующего решению проблем семейного воспитания.

Деятельность школьной газеты с информацией о внеклассных и внешкольных мероприятиях, проблемах школьников. Работа министерства печати.

2013-2019

Повышение эффективности воспитательного потенциала детских организаций.

Создание системы межведомственного взаимодействия

Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе.

2013-2019

Профилактика экстремизма в подростковой и молодежной среде, формирование культуры межэтнических отношений. Снижение уровня негативных явлений в подростковой и молодежной среде.

Осуществление сотрудничества с учреждениями ДО в городе.

2013-2019

Воспитание здоровой, физически развитой личности. Укрепление физического здоровья подрастающего поколения, привитие навыков здорового образа жизни.

Участие в мероприятиях городского уровня.

2013-2019

Проведение на высоком уровне  мероприятий.

Организация взаимодействия образовательных учреждений с семьей

Проведение совместной работы:

  • использование в семейном воспитании традиций народной педагогики;
  • форма и методы организации совместной деятельности и досуга детей, родителей, педагогов;
  • использование психологических приемов и методов в организации общения взрослых с детьми.

2013-2019

Повышение эффективности семейного воспитания, организация взаимодействия  с семьей.

Обновление содержание и форм организаций психолого-педагогического просвещения родителей

2013-2019

Повышение качества семейного воспитания.

Развитие детских организаций и ученического  самоуправления

Обеспечение условий для реализации лидерского и творческого потенциала детей, подростков, молодежи в организации социально-значимой и досуговой деятельности на базе ОУ и по месту жительства

2013-2019

Использование инициативы творческого, лидерского потенциала подростков и молодежи

Участие в конкурсе «Лучший класс»

2013-2019

Грант главы города

Разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и стимулированию лидеров детских  организаций

2013-2016

Развитие инициативы творческого, лидерского потенциала подростков и молодежи

Участие в конкурсе «Лидер года»

2013-2019

Развитие лидерских качеств, инициативы и творческого потенциала учащихся.

Создание механизмов взаимодействия администрации ОУ, детских и молодежных объединений, органов ученического самоуправления.

2013-2019

Реальное участие учащихся в управлении ОУ

Подпись:_________________ (расшифровка подписи)___________________

Дата________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...