Конспект логопедического занятия в группе по профилактике дисграфии (1 класс).
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в группе
по профилактике дисграфии (1 класс).
Составитель: учитель-логопед Филиппова М.О.
Тема: Гласные звуки и буквы гласных звуков. «Зоопарк».
Цель: Развитие фонематических процессов.
Технологии: ИКТ, ЭОР, развивающие, игровые.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- развивать просодические компоненты речи (плавного речевого выдоха, высоты голоса);
- уточнить понятие «гласные звуки»;
- развивать сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез, представления;
- развивать слоговой синтез;
- познакомить с понятиями «живые предметы», «неживые предметы»;
- устранять недостатки грамматического строя речи (функция словообразования);
- закреплять зрительный образ букв, звуко-буквенные связи;
- тренировать в словоизменении (Д.п. им. сущ.; В.п. им. сущ.);
- активизировать словарный запас по лексической теме «Зоопарк»;
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое, зрительное восприятие;
- развивать слуховое, зрительное внимание;
- развивать слуховую, зрительную память;
- развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать общую моторику и моторику рук.
III. Воспитательные:
- учить детей работать в группе и индивидуально;
- учить детей самоконтролю, самопроверке;
IV. Оздоровительные:
Пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: Интерактивная доска; тетради, ручки синего и красного цветов; простые карандаши; индивидуальные звуковые линейки; предметные картинки (рысь, лось, барсук, волк, медведь, лиса, заяц, белка); фишки красного цвета; индивидуальная разрезная азбука; индивидуальные изографы.
План.
- Организационный момент начала занятия.
- Постановка цели.
- Основной этап.
- Игровое упражнение «Жук Буквоед».
- Упражнение «В зоопарке»
(прерывается двумя динамическими паузами)
- Организация окончания занятия.
- Подведение итогов
Ход занятия.
Задачи | Этапы. Деятельность логопеда | Деятельность детей | Оборудование |
- активизировать внимание; - активизировать знания по теме; - развивать просодические компоненты речи (плавного речевого выдоха, высоты голоса); - уточнить понятие «гласные звуки»; - развивать сложные формы фонематического анализа | I. Орг. момент - Здравствуйте, ребята! - Сегодня на занятии мы отправимся в «зоопарк». Нам нужно будет поприветствовать зверей особыми звуками. Давайте потренируемся произносить звуки приветствия. Сначала пропою я, а потом вместе. [а], [о], [и], [у] 1. 2. 3. 4. - Скажите, пожалуйста, какие звуки мы пропели? - Что мы знаем про гласные звуки? - Давайте вспомним, сколько гласных звуков мы произнесли? - Какой первый звук? - Какой звук был вторым? - Какой звук четвертый? - Какой звук стоит после [о]? - Молодцы. Напомню, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. | - Здравствуйте, Мария Олеговна! 1. 2. 3. 4. - Мы пропели гласные звуки. - Эти звуки не встречают преграду во рту. - Мы произнесли четыре гласных звука. - [а] - [о] - [у] - [и] | Интерактивная доска |
- закреплять зрительный образ букв; - развивать слуховое, зрительное восприятие; - развивать слуховое, зрительное внимание; - развивать слуховую, зрительную память; - развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости; - снять напряжение; совершенствовать общую моторику; - развивать четкие координированные действия с речью; - развивать сложные формы фонематического анализа - развивать фонематический синтез; - развивать сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез; - закреплять зрительный образ букв, звуко-буквенные связи; - активизировать словарный запас по лексической теме «Зоопарк»; - тренировать в словоизменении (Д.п. им. сущ.); - развивать слоговой синтез; - снять напряжение; совершенствовать общую моторику; - устранять недостатки грамматического строя речи (функция словообразования); - развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости; - развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на плоскости; - тренировать в словоизменении (В.п. им. сущ.); - познакомить с понятиями «живые предметы», «неживые предметы»; - развивать фонематические представления; - активизировать знания, полученные на занятии. | II. Основной этап. 1. Игровое упражнение «Жук Буквоед» - Откройте, пожалуйста, свои тетради. Посмотрите, Жук Буквоед съел часть букв гласных звуков. Догадайтесь, какие это могли быть буквы и допишите их. 2. Упражнение «В зоопарке» - Следующее задание поможет нам узнать, какое животное мы первым встретим в «зоопарке». - Выполним графический диктант. Начинаем от (.). («Страус») - Кого же первого мы увидим? Динамическая пауза. Мы топаем ногами, - А теперь с помощью звуковых линеечек узнаем, из каких звуков состоит слово «страус». - Назовем первый звук. - За ним… - После [т]… - Дальше? - После [а]… - Последний звук… - Сколько всего звуков в этом слове? - Под рисунком начертим звуковую схему слова «страус», гласные звуки закрасим красной ручкой. - Мы идем дальше по «зоопарку» и встречаем животных. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? - Названия этих животных зашифрованы в звуковых схемах. Но в схемах отсутствуют какие-то звуки, догадайтесь, какие. - Возьмите фишки, которыми вы обозначите эти звуки. - Молодцы! Составим эти слова из букв разрезной азбуки. - Ребята, мы подошли к клеткам с животными (раздала картинки). - К кому подошел ты, Артем? (далее аналогично с каждым ребенком) - Ребята, на доске слоги, надо собрат слова. - Отлично! Только на клетках нет названий животных. - Угадайте, какие еще животные есть в зоопарке? (раздала изографы) Динамическая пауза. - С животными живут их детеныши. Поиграем. Я называю животное, бросаю вам мяч, а вы называете его детеныша и возвращаете мне мяч. (медвежонок, тигренок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, львенок) - Хорошо. Поработаем в тетрадях. «Запишем» названия животных. Отступим 4 клетки вниз и 3 клетки от левого края, поставим (.). От (.) проведем карандашом линию длиной в 3 клеточки. - Кто? - Рисуем над линией медведя. (аналогично несколько животных) - Какой вопрос я задавала? - Да. Что греет с неба животных в зоопарке? - От линии, где нарисован медведь, отступите 4 клеточки вправо и нарисуйте линию длиной в 3 клеточки. На ней рисуем солнце. - Что едят животные? - От солнца отступим 3 клетки вниз, рисуем линию длиной 3 клетки, на ней траву. - Что пьют животные? - От травы отступим 3 клетки вниз, рисуем линию длиной 3 клетки, на ней воду. - К этим картинкам я задавала вопрос «что?». Какие предметы мы сейчас рисовали – «живые» или «неживые»? - Значит, какой вопрос мы задаем к «неживым» предметам? - А к живым? - Молодцы! III. Организация окончания занятия. - Вот и пришла пора возвращаться из «зоопарка». О каких звуках мы сегодня говорили? - Назовите, пожалуйста, слово с гласным звуком. (каждому ребенку дается свой гласный) - Хорошо! На какой вопрос отвечают «живые» предметы? - А «неживые»? - Молодцы! До свидания! | (выполняют) - А, И, О, У - Первого мы увидим страуса. (выполняют движения) (берут звуковые линейки и открывают кружочки) - [с] - [т] - [р] - [а] - [у] - [с] - Шесть звуков. (выполняют) - Это дикие животные. ООО – РЫСЬ ООО – ЛОСЬ ОООООО – БАРСУК ОООО - ВОЛК (каждый ребенок называет количество гласных звуков в слове и их место) - Я подошел к медведю. (дети по очереди подходят к доске и из слогов составляют названия своего животного) (выполняют) (Дети встают рядом с партами или становятся в круг.) - Медведь. - Кто? - Животных греет солнце. (выполняют) - Траву, мясо. (выполняют) - Воду. (выполняют) - Неживые. - К «неживым» предметам мы задаем вопрос «что?». - «Кто?» - Мы говорили о гласных звуках. (называют) - Живые предметы отвечают на вопрос «кто?». - А «неживые» на вопрос «что?». -До свидания, Мария Олеговна! | Тетради, ручки Тетради, ручки Индивидуальные звуковые линейки Тетради, ручки синего и красного цветов. Предметные картинки (рысь, лось, барсук, волк) Фишки красного цвета Индивидуальная разрезная азбука Предметные картинки (медведь, лиса, заяц, белка) Интерактивная доска Индивидуальные изографы Мяч Тетради, простые карандаши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Слова с двойными согласными" (6 класс)
Занятие составлено для учащихся 6 класса с логопедическим заключением "Дисграфия"....
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе
Цель:Развитие оптико - пространственных представлений, буквенного гнозиса....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Т] - [Д]» (1 класс)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [Т] - [Д]» составлена учителем-логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста. Материал занятия направ...
Конспект фронтального занятия по коррекции смешанной дисграфии. 3 класс
Логопедическая тема: различие гласных и согласных на слух и на письмеЦели и задачи:-закреплять знания учащихся о гласных и согласных звуках;-формировать навыки звукового анализа и синтеза;-развивать з...
Конспект логопедического занятие "Путешествие по сказкам" для 2 класса
Конспект логопедического занятия...