Методика восстановления голосового аппарата.
методическая разработка на тему

.......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей центр детского творчества «Радуга»

города Кирово-Чепецка Кировской области

Вокальные  упражнения  

как  основа  формирования  певческого  голоса.

Методика  восстановления

голосового аппарата

Автор: педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Ирина Алексеевна Ивонина

г. Кирово-Чепецк

2015 год


Эстрадный вокал занимает промежуточную нишу между академическим и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в задачах вокалиста. Задача эстрадника - поиск своего собственного звука, своей характерной, легко узнаваемой манеры пения; академист же и народник работают в рамках канона. Кроме того, в отличие от академического вокала, в вокале эстрадном существенно более необходима внятная дикция, поскольку слова являются одной из существенных составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных вещах, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.

 В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия - не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается не только отброшенным назад на несколько месяцев (лет), но и сталкивается с такой проблемой, как осиплость, полная или частичная потеря голоса.

Таким образом, вокальные упражнения с одной стороны являются базой для развития вокальных навыков и становления певческого голоса, с другой – неотъемлемой частью профилактики и восстановления голосовых связок.

У каждого педагога по вокалу есть  свои приемы работы с голосовым аппаратом.  Хочу поделиться с вами собственным опытом.

Данный комплекс упражнений представляет собой базовый курс поформированию вокальных навыков и правильной подачи голоса, а также способствует рассасыванию певческих узелков, восстановлению смыкания связок.

При частичной или полной потере голоса весь комплекс упражнений следует выполнять на протяжении двух недель. А при работе, направленной на развитие вокальных навыков и укрепление голосовых связок, советую  на каждом учебном занятии использовать первые шесть упражнений.

Подробнее остановлюсь на методике восстановления голосовых связок.

 В первые три дня выполняем каждый час следующие упражнения:

1. Медленно поворачивая голову слева-направо, производим звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.

2.Глубоко взяв дыхание ртом, на медленном выдохе, легонько постукивая указательными пальцами по ноздрям, непрерывно произносим звук «М-м-м».

 3.Выполняется так же, как и упражнение № 2, только вместо постукивания пальцами по ноздрям постукиваем по носогубным (мимическим) морщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также каждый час:

 4.Легонько постукивая пальцем по верхней губе, произносимслог "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.

 5.  Легонько постукивая пальцем по нижней губе, произносимслог "вы-вы-вы-вы-вы".

 6.Глубоко взяв дыхание ртом,постукиваем кулачком по грудной клетке, от одного плеча к другому, при этом произнося нараспев,не спеша, экономя дыхание, в низком регистре "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у".

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

7. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ-м-м-м",  одновременно постукивая пальцами по обеим ноздрям, пока не закончится запас воздуха.

Затем делаем три маленьких глотка воды. Далее заново произнося "МАМ-м-м-м", медленно поворачиваяголову из положения "прямо - направо", постукиваем пальцем левой руки по левой ноздре.

Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды (принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!).

Далее, заново произнося "МАМ-м-м-м", медленно поворачивая голову из положения "прямо - налево", постукиваем пальцем правой руки по правой ноздре.

Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание. Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".

 Через два дня меняем слог "Мам" на "Бам" далее на "Зам", "Жам".

Следующий этап упражнений предполагает наличие вокальных навыков:

 8.Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь  ещё рано, поэтому хроматическое упражнение выполняется с закрытым ртом   (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) исключительно на стаккатто. Диапазон небольшой, в пределах квинты.

 Начинаем петь исключительно на стаккатто:

 9. Исполнив хроматическую распевку с закрытым ртом,продолжаем её исполнение с открытым ртом на гласные "А", "О", "У", "И".  Увеличиваем размер распевки до октавы, ни в коем случае не напрягая связки

10. По звукам трезвучия исполняем стаккато на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.

 11. На одной ноте исполняем слоги "Бра-брэ-бри-бро-бру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.

Убедившись, что сип и хрипота не появляются, что "петухи" в голосе не слышны, осторожно переходим на легато.

 Сначала  это короткиераспевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходим к более сложным упражнениям. Не забывайте включать в занятие упражнения  №1-6и начинайте распеваться с закрытым ртом. При этом следует помнить, что при выполнении всего комплекса упражнений необходимо правильное дыхание. Уделите данному аспекту особое внимание.

Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы должны почувствовать, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Существует множество упражнений для тренировки певческого дыхания. Хочу рассказать о тех,  которые использую на своих занятиях.

 Все знают о дыхательной гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Эта гимнастика тоже одно из ключевых звеньев при восстановлении связок. При выполнении  упражнений происходит массаж связок.

Преимущество этой гимнастики состоит в следующем:

- при помощи воздуха происходит массаж связок;

- прочищаются носовые пазухи;

- активизируется дыхательная система;

- работает диафрагма;

- организм приходит в тонус;

Так как занятия ограничены повремени, я использую только часть упражнений, в частности «Ладошки», «Насос», «Кошка» и «Обними плечи». Если время позволяет, добавляю упражнение «Маятник» (совмещение упражнений «Насос» и «Обними плечи»), добавляю дыхательные упражнения с поворотом головы вправо - влево, наклонов головы вперед-назад и упражнения с подключением работы ног. После такой гимнастики весь организм приходит в тонус и готов к дальнейшей работе. Данные упражнения рекомендую использовать для работы с детьми 3-4года обучения.

Для того чтобы научить детеймладшего школьного (дошкольного) возраста правильному дыханию, использую упражнения, основанные на примерах из жизни.

  • Все дети с легкостью могут показать, как дышит собачка, когда ей жарко (вываливает язык и дышит животом).
  • Многие дети видели, как рыбка дышит жабрами без воды. Объясняю,  где у рыбки жабры, там у нас ребра, и прошу детей подышать, как рыбка.И это задание они исполнят с легкостью.
  • Все дети очень любят воздушные шарики. Каждый ребенок выбирает свой цветной шарик, мысленно помещает его в животик и начинает надувать через нос, сдувать через рот. Упражнение «Шарики» лучше объяснить на физиологическом приеме: втягивание и выпячивание живота.При сдувании«шарика», можно использовать прием «задувание свечей на торте». По очереди «задуваем» от 3 до 10 воображаемых свечей, при этом медленно поворачиваем голову слева-направо. Объем воздуха четко распределяется по количеству задуваемых «свечей».

Работа над дыханием сложная и кропотливая, требующая времени и терпения. Поэтому не ленитесь заниматься на занятиях дыхательными упражнениями и постоянно контролируйте, как дышат дети  на протяжении всего занятия.

При регулярном использовании на занятиях дыхательной гимнастики и упражнений на связки эффективность и результативность будет уверенно расти.

Значительное место при формировании певческого голоса занимаю вокальные упражнения. Упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокальной выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения. Ко второй категории  - упражнения непосредственно связанные с разучиваемыми произведениями.

К упражнениям первой категории относятся:

  • интонационно-фонетические упражнения;
  • голосовые сигналы до речевой коммуникаци;
  • тренировочные упражнения грудного (не фальцетного) регистра женского голоса;
  • тренировочные упражнения для фальцетного регистра детского и женского голоса;
  • упражнения в фальцетном режиме с переходом в грудной;
  • координация и тренинг;
  • дикционные упражнения.

Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут).

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординации. Зарядка для челюсти поможет правильно организовать работу мышц.

Перед выполнением упражнений следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки.

Зарядку лучше делать под музыкальное сопровождение. Главное правильно подобрать  музыку, которая будет помогать о едином темпе и ритме выполнять все упражнения.

  1. Произносим звуки  А, О, У,И –максимально опускаем челюсть вниз на звук «А», в этом же положении произносим звук «О», положение губ имитирует букву «О», затем переходим на звук «У», при этом вытягивая губы трубочкой, и затем произносим звук «И» максимально растягивая губы в улыбке. Желательно эти упражнения сопровождать показом рук. (Произнося звук «А» руки опускаем вниз, произнося звук «О» руки поднимаются вверх параллельно друг другу ладошками и внутрь, на звук «У» руки вытягиваем вперед, имитируя положение губ, и на звук «И» руки расходятся в разные стороны, как бы помогая растягивать губы в улыбке.

2.Опускаем нижнюю челюсть, медленно двигая челюстью вправо и влево.

3.Опускаем нижнюю челюсть, медленно выдвигая ее вперед и так же медленно возвращаясь в исходное положение. Для объяснения детям используем пример выдвижения спичечного коробка.

4. Делаем круговые движения челюстью по очереди вправо и влево, при этом произнося слог «МЯУ». Хорошо если слог «МЯУ» произносить с разной интонацией, дети любят подражать разным голосам.

5.Щелкаем языком, имитируя по очереди буквы А и О. Первоначально  поочередно «А,О,А,О», затем усложняем задание и щелкаем четыре «А», четыре»О».

Таким образом, включение предлагаемых упражнений (упражнения для связок, дыхательных упражнений, упражнений для челюсти)  в занятия способствует развитию вокальных навыков детей, становлению певческого голоса, сохранению силы голосаи повышению выносливости голосовых связок.


Алгоритм вокальных занятий для 1-2 года обучения.

  1. Упражнения на дыхание: «Собачка», «Рыбка», «задувание свечей».
  2. Зарядка для челюсти.
  3. Детские попевки: «Я пою, хорошо пою», «По ступенькам вверх, по ступенькам вниз», «Лели-лели лей, на дворе капель», «Два кота», «Про Сашку».

Упражнение «Два кота» исполняется в сочетании с ритмическими движениями (хлопки, притопы, приседания, совмещение различных движений). Можно дать задание детям на каждую фразу придумать свои движения, и всей группой исполнять эти движения. Развивается чувство ритма, воображение, раскрывается индивидуальность ребенка, и исчезает боязнь выступать перед сверстниками.

Упражнение «про Сашку» исполняется с чередованием хлопков: хлопок в ладоши - хлопок рук по бедрам, и в обратном порядке.Главное исполнять ритмично. Так же при выполнении этого упражнения детям можно предложить поиграть друг с другом в «Ладушки». Когда дети научатся точно воспроизводить ритмический рисунок и совмещать движения с голосом, темп упражнения можно постепенно увеличивать. Развивается координация, чувство ритма.

  1. Песенка про козлика. Разучивается всем известная песенка « Жил был у бабушки серенький козлик». На каждое слово придумывается какое-то движение.  Например: бабушка – вяжем спицами, козлик – показываем рожки, серенький –гладим себя по голове, вот-как –выбрасываем каждую руку по очереди вперед споднятым вверх большим пальцем и т.д. Лучше дать задание детям придумать движения самим на каждое слово. Разучиваем слова  мелодию, затем соединяем с движениями и, когда все будет выучено, усложняем задание. Предлагаем во время исполнения заменять некоторые слова движениями. Эта песенка-игра хорошо развивает внимание, координацию, соединение голоса с движениями и вызывает живой интерес у детей.
  2. Еще один вариант песенки про козлика, но уже направлен на хорошую работу артикуляционного аппарата.

 «Жил-был у бабушки серенький козлик, жил-был у бабушки серенький козлик. Сань диримуни динь дири, баба яси бум яси, баба юньки тру труньки, серый козел. Начинаем разучивать в удобной тональности. Повышаем по полутонам при этом постепенно увеличивая темп.

Когда дети хорошо усвоят эти простые упражнения, можно вводить более сложные. Я использую в своей работе эстрадно-джазовые распевки и песенки Льва Хайтовича. В частности «Чики-чики», «Этот самый», «Хорошо скакать галопом». Они интересны тем, что помогают преодолеть трудности, возникающие при переходе от распевок к работе над песнями, а также являются самостоятельными маленькими песенками разнообразными по характеру и образному содержанию. В упражнении «Чики-чики» можно заменить слова на различные слоги, это очень увлекательно и полезно, так как идет активная работа над дикцией, все сложно произносимые слоги можно использовать в этой распевке. Слоги меняются каждый такт, в любой последовательности, все зависит от воображения педагога.

Всего в сборнике Хайтовича 12 номеров, и каждый педагог решает для себя сам, какие номера брать в качестве распевок.

Для начального звена можно использовать логопедические распевки Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.


Алгоритм вокальных занятий для 3-5 года обучения.

  1. Дыхательная гимнастика  А.Н. Стрельниковой.
  2. Упражнения на связки (№1- 6). После упражнений желательно попить воды маленькими глотками.
  3. Хроматические распевкис закрытым ртом (стаккато) по полутонам вверх, в пределах кварты, и по полутонам вниз, в пределах квинты (м-м-м-м-м на одной ноте).
  4. Ма–мэ-ми-мо-му  исполняется на одном звуке, по полутонам вверх и по полутонам вниз.
  5. Выдуваем воздух сквозь губы таким образом, чтобы губы затрепетали, воспроизводя звуки, которые использует возница, останавливая лошадь. Это упражнение освобождает от напряжения всю область губ, будит бездействующие вибрации и помогает сформировать звук в передней части рта.  Упражнение исполняется на две октавы. Можно начинать с «ля» малой октавы, или с «фа» малой октавы, это зависит от возможностей каждой группы или солиста. Выполнять по возможности до «до»  третьей октавы.

Итак, базовый комплекс упражнений сделан, связки разогреты, дыхательная система подготовлена, дальше можно использовать упражнения направленные на развитие тех или иных певческих навыков. Педагог сам выбирает комплекс упражнений, который считает необходимым для своих занятий. Увеличение нагрузки на мышцы, отвечающие за формирование голоса, должна быть постепенной и последовательной. Набор упражнений и количество исполнений может быть абсолютно разным для разных исполнителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Строение голосового аппарата"

Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....

Рекомендации по охране голосового аппарата

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...

Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...

Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."

Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...

Методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»

Авторская методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»...