Основные положения Всероссийского конкурса сочинений
статья (6, 7, 8 класс) по теме

Иванова Татьяна Владимировна

В данной публикации можно ознакомиться с тематическими направлениями, жанровыми особенностями, примерными формулировками тем и с критериями оценки конкурсных сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Информация о Конкурсе69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические направления Конкурса

1) Жизнь и творчество А.П. Чехова;

2) Жизнь и творчество О.Ф. Берггольц;

3) Юбилей книги Б.С. Житкова «Рассказы о животных»;

4) 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»;

5) Великая Отечественная война в художественной литературе;

6) Великая Отечественная война в истории моей семьи;

7) «Вы отдали - и этим Вы богаты» (М. Волошин): меценатская деятельность предпринимателей.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:

«История моего знакомства с .... (писателем или произведением)». Жанр - рассказ.

«О чем книги говорят по ночам». Жанр - сказка.

«Здравствуй, будущий читатель .... (писателя или произведения)». Жанр - письмо.

«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр - заочная экскурсия.

«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр - очерк.

«Слово о Грибоедове». Жанр - слово.

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр - эссе.

«...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр - эссе.

«В нашем городе есть памятник...» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.

«История страны - это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.

«Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.

Данные примеры формулировок являются ориентировочными. Использование их в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

Рекомендуется формулировать темы нестандартные, волнующие ребенка, связанные с вопросами, которые его интересуют.

Жанры конкурсных работ

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.

3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рекомендованные жанры:

6-7 кл. - рассказ, сказка, письмо, «заочная экскурсия»

8-9 кл. – письмо, заочная экскурсия, очерк

Критерии оценки конкурсных работ

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса

1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

1 - 5

1.2. Знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса.

1 - 5

1.3. Оригинальность формулировки темы сочинения

1 - 5

1.4. Адекватность темы сочинения выбранному жанру

1 - 5

1.5. Соответствие темы и содержания

1 - 5

2

Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)

2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра

1 - 5

2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру

1 - 5

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

1 - 5

3.2. Соответствие композиции выбранному жанру

1 - 5

3.3. Соответствие композиции содержанию

1 - 5

4

Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения

4.1. Заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах

1 - 5

4.2. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом

1 - 5

4.3. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции

1 - 5

5

Художественность сочинения

5.1. Богатство лексики

1 - 5

5.2. Разнообразие синтаксических конструкций

1 - 5

5.3. Использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и другие) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и другие)

1 - 5

 

 

5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц

1 - 5

5.5. Наличие оригинальных образов

1 - 5

5.6. Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)

1 - 5

6

Дополнительный балл от члена жюри

Общее читательское восприятие текста

1-5

7

Максимальный балл

 

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе сочинений

Положение было разработано для конкурса сочинений «Is it possible to broaden your mind through learning languages?” в рамках недели иностранных языков....

Материалы для Всероссийского конкурса сочинений

В Положении о Всероссийском конкурсе сочинений предлагаются варианты формулировки темы в соответствии с выбранным направлением и жанром, а также характеристика жанров...

Итоги Всероссийского Конкурса сочинений

Рейтинговый список по итогам проведения II этапа Всероссийского конкурса сочинений4-5 класс№ФИО участникаТема сочиненияИтоговый балл1Уральская Ниаль МаксимовнаМой Грин932Амосов Илья ВадимовичПисьмо лю...

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры.

Рекомендации по подготовке учащихся к Всероссийскому конкурсу сочинений. Ресурс  знакомит с жанрами сочинений....

Задание № 1для одарённых детей. Положение о Всероссийском конкурсе сочинений.

Здесь представлено положение и темы Всероссийских сочинений. Есть и критерии оценивания....

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса

Всероссийский конкурс сочинений. Сочинение Черновой Софьи, ученицы 5а класса...